ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2(1)А-139/2018 от 01.06.2018 Ясненского районного суда (Оренбургская область)

№ 2(1)а-139/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Ясный 01 июня 2018 года

Ясненский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Чижова Д.А.,

при секретаре Фатеевой А.Г.,

с участием помощника прокурора Ясненского района Крючковой А.С., представителей административного ответчика ФИО1, ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Ясненского района Оренбургской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Ясненский городской округ, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области о понуждении передать объекты гражданской обороны в федеральную собственность, обеспечить учет защитных сооружений и осуществить государственную регистрацию права собственности Российской Федерации,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Ясненского района, действуя в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к администрации МО Ясненский городской округ, указав, что прокуратурой района была проведена проверка соблюдения законодательства о муниципальной и государственной собственности, в результате которой установлено, что на территории МО Ясненский городской округ имеются защитные сооружения гражданской обороны, расположенные по адресам: в г. Ясный Оренбургской области по адресу: ..., инвентаризационный , площадью 328,4 кв.м., ..., инвентаризационный , площадью 986 кв.м., ..., инвентаризационный , площадью 984 кв.м., ..., инвентаризационный , площадью 450 кв.м., ..., инвентаризационный , площадью 570 кв.м., ..., инвентаризационный , площадью 869 кв.м., ..., инвентаризационный , площадью 870 кв.м., ..., инвентаризационный , площадью 950 кв.м., ..., инвентаризационный , площадью 930 кв.м., ..., инвентаризационный , площадью 695 кв.м., ..., инвентаризационный , площадью 950 кв.м., ..., инвентаризационный , площадью 695 кв.м., а также по адресу: ... инвентаризационный , площадью 560,7 кв.м. Собственник данных помещений на данный момент не определен, администрацией МО Ясненский городской округ меры по передаче имущества в федеральную собственность не предпринимаются, фактически данные объекты находятся в бесхозном состоянии, мероприятий по сохранности имущества не проводятся, часть защитных сооружений фактически используются не по назначению.

Прокурор Ясненского района просил суд признать незаконным бездействие администрации МСО Ясненский городской округ, выразившееся в не передаче в федеральную собственность защитных сооружений гражданской обороны и обязать ответчика в 3-месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу передать в федеральную собственность защитные сооружения гражданской обороны, расположенных в г. Ясный Оренбургской области по адресу: ..., инвентаризационный , площадью 328,4 кв.м., ..., инвентаризационный , площадью 986 кв.м., ..., инвентаризационный , площадью 984 кв.м., ..., инвентаризационный , площадью 450 кв.м., ..., инвентаризационный , площадью 570 кв.м., ..., инвентаризационный , площадью 869 кв.м., ..., инвентаризационный , площадью 870 кв.м., ..., инвентаризационный , площадью 950 кв.м., ..., инвентаризационный , площадью 930 кв.м., ..., инвентаризационный , площадью 695 кв.м., ..., инвентаризационный , площадью 950 кв.м., ..., инвентаризационный , площадью 695 кв.м., а также по адресу: Ясненский городской округ ..., инвентаризационный , площадью 560,7 кв.м.

Определением суда от 19.04.2018г. суд перешел к рассмотрению настоящего дела по правилам гражданского судопроизводства.

В последующем прокурор Ясненского района изменил предмет иска, предъявив дополнительные требования к ответчику Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области (далее ТУ Росимущества в Оренбургской области) и окончательно просил суд: обязать администрацию МО Ясненский городской округ передать в федеральную собственность защитные сооружения гражданской обороны, расположенных в г. Ясный Оренбургской области по адресу: ..., инвентаризационный , площадью 328,4 кв.м., ..., инвентаризационный , площадью 986 кв.м., ..., инвентаризационный , площадью 984 кв.м., ..., инвентаризационный , площадью 450 кв.м., ..., инвентаризационный , площадью 570 кв.м., ..., инвентаризационный , площадью 869 кв.м., ..., инвентаризационный , площадью 870 кв.м., ..., инвентаризационный , площадью 950 кв.м., ..., инвентаризационный , площадью 930 кв.м., ..., инвентаризационный , площадью 695 кв.м., ..., инвентаризационный , площадью 950 кв.м., ..., инвентаризационный , площадью 695 кв.м., а также по адресу: Ясненский городской округ ..., инвентаризационный , площадью 560,7 кв.м.; обязать ТУ Росимущества в Оренбургской области обеспечить учет вышеуказанных объектов защитных сооружений гражданской обороны и с течение 3-х месяцев с момента вступления в законную силу решения суда осуществить государственную регистрацию права собственности Российской Федерации указанных объектов гражданской обороны.

Определением суда от 01.06.2018г. суд перешел к рассмотрению настоящего дела по правилам административного судопроизводства.

В судебном заседании помощник прокурора Ясненского района Крючкова А.С., настаивала на удовлетворении заявленных исковых требований по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель административного ответчика администрации МО Ясненский городской округ ФИО1, действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований. В представленном суду письменном отзыве на исковое заявление указал, что спорные объекты находятся в государственной собственности ГБУЗ «Городская больница» г. Ясного, ФГУП «Почта России» либо находятся в общедолевой собственности жильцов многоквартирных жилых домов, также один из объектов поставлен на учет необоснованно. Объекты гражданской обороны – защитные сооружения на территории МО Ясненский городской округ в чью либо собственность не оформлялись и фактически отсутствуют, так как они должным образом не оформлены, паспортов, определяющих статус защитных сооружений, нет.

Представитель административного ответчика ТУ Росимущества в Оренбургской области ФИО2, действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований. В представленных суду письменных отзывах на исковое заявление указала, что со состоянию на 07.05.2018г. спорными являются объекты гражданской обороны – противорадиационные укрытия, которые не проходили процедуру учета в реестре федерального имущества. Объекты гражданской обороны фактически не указаны в Приложениях к Постановлению ВС РФ от 27.12.1991г. № 3020-1 и до момента определения соответствующего собственника относятся к федеральному имуществу. Доводы прокурора относительно необходимости передачи спорных ЗС ГО в федеральную собственность считают несостоятельным. Кроме того, спорные объекты расположены в учреждениях муниципальной формы собственности (муниципальные учреждения здравоохранения, дошкольные образовательные учреждения) либо в подвалах многоквартирных жилых домов, таким образом фактически необходимы администрации МО Ясненский городской округ для решения вопросов местного значения. Органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны. В целях безусловного выполнения поручения Президента РФ от 27.11.2014г. № ПР-2751 и Правительства РФ от 05.12.2014г. № РД-П4-9006 о разграничении прав на объекты гражданской обороны, ТУ Росимущества в Оренбургской области, совместно с Правительством Оренбургской области, ГУ МЧС России по Оренбургской области сформированы следующие перечни ЗС ГО: 1) перечень ЗС ГО в отношении которых должно быть оформлено право собственности РФ (18 объектов), 2) перечень ЗС ГО, необходимых для обеспечения осуществления субъектами РФ установленных федеральными законами полномочий, в отношении которых должно быть оформлено право собственности субъекта РФ, 3) перечень ЗС ГО, потребность в которых для защиты категорий населения, установленных Постановлением Правительства РФ от 29.11.1999г. № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны», отсутствует, а также фактически отсутствующих. Таким образом, учитывая, что в настоящее время на основании перечней, сформированных территориальными органами Росимущества и МЧС России, осуществляется разработка Постановлений Правительства РФ о разграничении прав на ЗС ГО по каждому субъекту РФ, параллельное осуществление мероприятий по разграничению прав на ЗС ГО, расположенные на территории МО Ясненский городской округ Оренбургской области, приведет к срыву сроков подготовки соответствующих Постановлений Правительства РФ. Учитывая отсутствие правовых оснований для нахождения спорных объектов гражданской обороны в государственной собственности РФ, а также принимая во внимание, что данные объекты необходимы администрации МО Ясненский городской округ для решения вопросов местного значения, просила отказать в удовлетворении исковых требований. В дополнение также указала, что в настоящее время не установлена потребность в спорных объектах гражданской обороны для укрытия населения, поскольку согласно паспортам ЗС ГО тип всех объектов указан как противорадиационные укрытия, однако Оренбургская область не подпадает в зону опасного радиационного загрязнения в случае техногенных аварий на Балаковской и Белоярской АЭС. ГУ МЧС России по Оренбургской области письмом от дд.мм.гг. представило в ТУ Росимущества в Оренбургской области перечень защитных сооружений, предлагаемых к снятию с учета в качестве объектов гражданской обороны, потребность в которых для укрытия населения отсутствует. Спорные ПРУ содержатся в позициях указанного перечня. Кроме того, Росимущество письмом от (данные изъяты) проинформировало Территориальное управление о нецелесообразности государственной регистрации права собственности РФ за ЗС ГО в связи с необходимостью его дальнейшего переоформления на право собственности субъекта РФ или соответствующего муниципального образования, снятием с учета невостребованных ЗС ГО и в результате с нецелевым расходованием средств федерального бюджета.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Судом установлено, что спорными является объекты недвижимости расположенные в г. Ясный Оренбургской области по адресу: ..., площадью 328,4 кв.м., ..., площадью 986 кв.м., ..., площадью 984 кв.м., ..., площадью 450 кв.м., ..., площадью 570 кв.м., ..., площадью 869 кв.м., ..., площадью 870 кв.м., ..., площадью 950 кв.м., ..., площадью 930 кв.м., ..., площадью 695 кв.м., ..., площадью 950 кв.м., ..., площадью 695 кв.м., а также по адресу: Ясненский городской округ ..., площадью 560,7 кв.м.

Как следует из материалов дела, спорные объекты недвижимости поставлены на учет защитных сооружений гражданской обороны и являются противорадиационными укрытиями.

Согласно паспортам противорадиационных укрытий за 2016-2017 годы, представленных истцом – назначение объектов: склад, для хозяйственно складских целей, архив и склад списанного имущества, год ввода в эксплуатацию (данные изъяты) 1977 – 1987г.г.

Из указанных паспортов усматривается, что помимо паспортов в отношении объектов по ... и по ..., в них не содержатся подписи должностных лиц представителя органа управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, а также отсутствуют копии поэтажного плана, экспликации помещений либо иная проектная и техническая документация, объемно-планировочные, конструктивные решения позволяющие сделать вывод о принадлежности помещения к ЗС ГО. Данные недостатки свидетельствуют о нарушении требований Приказа МЧС РФ от 15.12.2002г. № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» допущенных при учете защитных сооружений гражданской обороны. Каких-либо иных сведений, позволяющих на основании специального инженерно-технического оборудования сделать вывод о принадлежности спорных помещений к ЗС ГО, истцом в материалы дела не представлено.

Вместе с тем, несмотря на нарушения порядка учета защитных сооружений гражданской обороны, администрацией МО Ясненский городской округ спорные объекты включены в перечень защитных сооружений гражданской обороны, поставленных на учет в муниципальном образовании, а ГУ МЧС России по Оренбургской области присвоены инвентарные номера в соответствии с нумерацией, устанавливаемой на территории Оренбургской области.

Таким образом, суд приходит к выводу, что при наличии действий, направленных на учет противорадиационных укрытий, спорные объекты имеют статус защитных сооружений гражданской обороны (далее ЗС ГО).

Из представленных истцом сообщений Управления Росреестра по Оренбургской области от 29 и 30.03.2018г. судом установлено, что право собственности непосредственно на спорные ЗС ГО в установленном законом порядке не зарегистрировано.

Вместе с тем, согласно сведениям, представленным администрацией МО Ясненский городской округ собственником объектов недвижимости по адресам: ... является МО Ясненский городской округ (л.д. 169, 173, 178, 209, 230). Сведений о регистрации права собственности в отношении иных объектов недвижимости сторонами в материал дела не представлено.

Также судом установлено, что на основании распоряжения администрации МО г. Ясный и Ясненский район от дд.мм.гг.. спорные объекты ЗС ГО были включены в реестр объектов и имущества противорадиационных укрытий муниципального образования.

Постановлением администрации МО Ясненский городской округ, являющейся правопреемником МО г. Ясный и МО Ясненский район, от дд.мм.гг.. , вышеуказанное распоряжение от дд.мм.гг.. отменено.

В соответствии со ст.ст. 1,2 и 6 Федерального закона от 12.02.1998г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» гражданская оборона представляет собой мероприятия по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Одной из основных задач в области гражданской обороны является предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты. Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны определяет Правительство Российской Федерации.

Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29.11.1999г. № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» к объектам гражданской обороны отнесены убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.

Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» регламентировано, что объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1-3 к настоящему постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений их Верховных Советов народных депутатов. До момента определения соответствующего собственника указанных объектов они относятся к федеральной собственности.

Объекты в виде защитных сооружений гражданской обороны в Приложениях 1-3 указанного Постановления прямо не указаны.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.1994г. № 359 утверждено Положение о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями, п.2 которого предусмотрено, что объекты и имущество гражданской обороны, приватизация которых запрещена в соответствии с пунктом 2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, исключаются из состава имущества приватизируемого предприятия и передаются в установленном порядке его правопреемнику на ответственное хранение и в пользование. К указанным объектам и имуществу относятся встроенные убежища гражданской обороны; имущество гражданской обороны. С правопреемником приватизируемого предприятия заключается договор о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны. Данный договор заключается между предприятием (организацией), представителем Госкомимущества (территориального агентства Госкомимущества России), и соответствующим федеральным органом исполнительной власти, на который возложены координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли. Договор согласовывается с начальником штаба (комитета) по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям и должен содержать обязанность по сохранению защитных сооружений, принятию мер по поддержанию их к постоянной готовности к использованию по предназначению и дальнейшему совершенствованию в соответствии с требованиями нормативных документов по эксплуатации защитных сооружений

Согласно приложения N 1 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» и п.15 постановления объекты гражданской обороны, предназначенные для использования в особый период, относятся исключительно к федеральной собственности, управление и распоряжение указанным имуществом осуществляет Правительство Российской Федерации.

Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008г. № 432 «О Федеральной агентстве по управлению государственным имуществом», является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, которое осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

Поскольку ТУ Росимущества по Оренбургской области в отношении спорных объектов ЗС ГО - противорадиационных укрытий не совершены действия по учету федерального имущества, вопрос о возможности их передачи в собственность соответствующего субъекта РФ в установленном законом порядке не разрешался, следовательно, спорные объекты из состава федеральной собственности не выбывали. Таким образом, суд приходит к выводу о необходимости возложения на ТУ Росимущества по Оренбургской области обязанности обеспечить учет спорных объектов ЗС ГО как объектов федеральной собственности.

Доводы ТУ Росимущества по Оренбургской области о совершении действий, направленных на снятие спорных объектов с учета в качестве объектов гражданской обороны, потребность в которых для укрытия населения отсутствует, не свидетельствуют об отсутствии правовых оснований для учета спорных объектов ЗС ГО как объектов федеральной собственности, поскольку снятие с учета в порядке, установленном п. 2.5 Приказа МЧС РФ от 15.12.2002г. № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» не производилось. Само по себе формирование ГУ МЧС России по Оренбургской области списка объектов предлагаемых к снятию не свидетельствует о соблюдении названной процедуры.

Так как спорные объекты ЗС ГО относятся исключительно к федеральной собственности и право федеральной собственности является ранее возникшим, поскольку ПРУ из владения Российской Федерации не выбывали, следовательно у суда отсутствуют основания для возложения на администрацию МО Ясненский городской округ обязанности передать спорные объекты в федеральную собственность.

Учитывая, что ТУ Росимущества по Оренбургской области является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации и не является органом, наделенным полномочиями по государственной регистрации права собственности, следовательно, исковые требования о понуждении зарегистрировать право федеральной собственности на спорные объекты не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление прокурора Ясненского района удовлетворить частично.

Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области обеспечить учет объектов федеральной собственности в отношении защитных сооружений гражданской обороны, расположенных в ... по адресу: ..., инвентаризационный , площадью 328,4 кв.м., ..., инвентаризационный , площадью 986 кв.м., ..., инвентаризационный , площадью 984 кв.м., ..., инвентаризационный , площадью 450 кв.м., ..., инвентаризационный , площадью 570 кв.м., ..., инвентаризационный , площадью 869 кв.м., ..., инвентаризационный , площадью 870 кв.м., ..., инвентаризационный , площадью 950 кв.м., ..., инвентаризационный , площадью 930 кв.м., ..., инвентаризационный , площадью 695 кв.м., ..., инвентаризационный , площадью 950 кв.м., ..., инвентаризационный , площадью 695 кв.м., а также по адресу: Ясненский городской округ ..., инвентаризационный , площадью 560,7 кв.м.

В остальной части в удовлетворении исковых требований прокурора ... к администрации муниципального образования Ясненский городской округ, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области о понуждении передать объекты гражданской обороны в федеральную собственность и осуществить государственную регистрацию права собственности Российской Федерации, отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ясненский районный суд Оренбургской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

СУДЬЯ:

В окончательной форме решение принято судом 05 июня 2018 года

СУДЬЯ: