Дело № 2(2)- 326/2013
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Грачевка 24 сентября 2013 года
Бузулукский районный суд Оренбургской области в составе:
председательствующего судьи Логуновой В.С.
при секретаре Куприяновой Т.В.
с участием заместителя прокурора Грачевского района <данные изъяты> Красникова В.А.
представителя заявителя ФИО1 - ФИО2
представителя заинтересованного лица ФИО3 - ФИО4
представителя заинтересованного лица - регионального отделения политической партии Справедливая Россия ФИО5
представителя заинтересованного лица - Муниципального образования Грачевский район ФИО6
представителя заинтересованного лица - Муниципального образования Грачевский сельсовет ФИО7
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 об отмене регистрации кандидата на должность главы МО Грачевский сельсовет <адрес>ФИО3
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с заявлением о защите избирательных прав, указав, что ДД.ММ.ГГГГ состоятся досрочные выборы главы муниципального образования сельского поселения Грачевский сельсовет <адрес>. Она является кандидатом на должность главы МО сельского поселения Грачевский сельсовет <адрес>. Решением ТИК Грачевского района от ДД.ММ.ГГГГ в качестве кандидата на должность главы МО сельского поселения Грачевский сельсовет <адрес> зарегистрирована ФИО3 Считает, что регистрация ФИО3 является незаконной и подлежит отмене по следующим основаниям.
В нарушении п.3 ст. 24 Закона Оренбургской области от 12.05.2004года № 1153/177-III-ОЗ «О выборах глав муниципальных образований и других должностных лиц местного самоуправления в Оренбургской области» ФИО3 в качестве сведений об источниках доходов кандидата представлена справка из ГБУ «Центр занятости населения <адрес>» о размере выплат пособия по безработице за период ДД.ММ.ГГГГ, однако, в сведениях о доходах должны указываться сведения за год, предшествующий году назначения выборов, т.е. за ДД.ММ.ГГГГ Соответственно, представленные ФИО3 в ТИК Грачевского района сведения о доходах кандидата являются недостоверными.
В нарушении требований избирательного законодательства, а именно ст. 24 Закона Оренбургской области от 12.05.2004года № 1153/177-III-ОЗ «О выборах глав муниципальных образований и других должностных лиц местного самоуправления в Оренбургской области», ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002года № 67-ФЗ « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» ТИК Грачевского района не провела должную проверку сведений о размере и об источниках доходов ФИО3, не выявила недостоверность представленных сведений, следовательно, произвела регистрацию ФИО3 в качестве кандидата на должность главы МО сельского поселения Грачевский сельсовет с нарушениями закона.
Незаконная регистрация в качестве кандидата ФИО3 является нарушением ст. 29 Закона Оренбургской области от 12.05.2004года № 1153/177-III-ОЗ «О выборах глав муниципальных образований и других должностных лиц местного самоуправления в Оренбургской области», закрепляющей равные права и обязанности всех кандидатов.
Согласно п.3 ст.65 Закона Оренбургской области от 12.05.2004года № 1153/177-III-ОЗ «О выборах глав муниципальных образований и других должностных лиц местного самоуправления в Оренбургской области», а также п.7
ст. 76 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» регистрация в качестве кандидата
может быть отменена судом в случаях вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для отказа в регистрации кандидата, предусмотренном под\п «а», «б», «е», «з», «и», «к», «л», или «о» п.24 ст.38 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Кроме того, в нарушение избирательного законодательства, ФИО3 к первому финансовому отчету кандидата не приложена банковская справка, с указанием остатка денежных средств на специальном избирательном счете кандидата.
В связи с изложенным, просит суд отменить регистрацию кандидата на должность главы муниципального образования сельского поселения Грачевский сельсовет <адрес> ФИО3
В ходе судебного разбирательства от ФИО1 поступило уточнение заявления, в котором заявитель, оставляя прежние доводы, уточнил правовое обоснование заявленного требования. Просит отменить регистрацию кандидата на должность главы МО сельского поселения Грачевский сельсовет <адрес> ФИО3, ссылаясь вместо п.7 ст. 76 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» на п.6 ст. 76 указанного ФЗ, а также п.5 ст. 75 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» и п.31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.03.2011 года «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Заявитель ФИО1 в судебное заседание не явилась, поступило ходатайство о рассмотрении дела без ее участия. Просила заявленное требование удовлетворить в полном объеме.
Представитель заявителя ФИО1 - ФИО8, действующая на основании устного ходатайства, в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом. Ранее поясняла, что, считает регистрацию ФИО3 незаконной так, как полагает, что последней не были представлены сведения о доходах за год, предшествующий году выборов, что является основанием для отмены регистрации кандидата.
Представитель заявителя ФИО1 – ФИО2,действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ года, в судебном заседании поддержал заявленные требования, при этом отказался от изложенных в заявлении доводов о непредставлении ФИО3 банковской справки, подлежащей приложению к первому финансовому отчету кандидата.
Пояснил, что действующее законодательство о выборах требует предоставления документов о доходах кандидата за год, предшествующий году выборов. Данное требование по ФИО3 не выполнено, документы оформлены с нарушением закона, представленные сведения являются недостоверными. Это нарушает права избирателей на получение достоверной информации о кандидатах, может повлиять на их волеизъявление. Нарушены принципы гласности и равенства. В соответствии с под\п. «в.1» п.24 ст.38 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» наличие документов, оформленных с нарушением закона, является основанием для отказа в регистрации кандидата. ТИК в нарушении требований закона допустило регистрацию кандидата. Решение ТИК является незаконным. Считает, что вышеуказанные обстоятельства в своей совокупности, влекут отмену регистрации кандидата, так как в соответствии с п.31 Пленума Верховного Суда РФ от 31.03.2011 года отмена решения о регистрации кандидата и отмена регистрации кандидата являются идентичными и тождественными.
Заинтересованное лицо - зарегистрированный кандидат на должность главы муниципального образования сельского поселения Грачевский сельсовет <адрес> ФИО3 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом. Ранее поясняла, что представленные ею документы были приняты Территориальной избирательной комиссией, замечаний относительно достоверности документов не поступало, она была зарегистрирована в качестве кандидата, в связи с чем считает заявленные требования необоснованными.
Представитель заинтересованного лица ФИО3 - ФИО9, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Ранее пояснял, что заявленные требования являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Представитель заинтересованного лица ФИО3 - ФИО4, действующий на основании письменного и устного ходатайства, занесенного в протокол судебного заседания, в удовлетворении заявленных требований просил отказать, указывая на под\п. «а» п. 7 ст. 76 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», предусматривающий исчерпывающий перечень оснований для отмены регистрации кандидата, среди которых не указано основание, предусмотренное под\п. «в» п. 24 ст. 38 указанного ФЗ – отсутствие необходимых документов.
Председатель Территориальной избирательной комиссии Грачевского района <адрес> ФИО10, чьи полномочия подтверждены удостоверением № от ДД.ММ.ГГГГ и Постановлением избирательной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ года, в судебное заседание не явилась, поступило заявление о рассмотрении дела без ее участия.
Ранее указала, что ТИК произвела регистрацию кандидата ФИО3 правильно, так как действующим законодательством не предусмотрена необходимость предоставления сведений о доходах кандидата за год, предшествующий году выборов.
Представитель заинтересованного лица - регионального отделения политической партии Справедливая Россия ФИО5, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ № № в судебном заседании пояснил, что, как первоначальное, так и последующее правовое обоснование заявленного требования является неверным. Согласно ч.7 ст. 76 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», регистрация кандидата может быть отменена судом в случае вновь открывшихся обстоятельств, предусмотренных под\п. «а», «б», «е», «з», «и», «к», «л», «о» п.24 ст.38 указанного ФЗ. Заявителем наличие вновь открывшихся обстоятельств, предусмотренных указанными пунктами, не доказано. Требование неправомерно обосновано ч.6 ст.76 указанного Закона. Данное положение закона относится к требованиям об отмене решения избирательной комиссии, что не разрешается в настоящем судебном процессе. В соответствии с ч.1 ст.261 ГПК РФ необходимо подтверждение обоснованности заявленного требования, что в данном случае отсутствует. Решение ТИК о регистрации кандидата не отменено. Требование заявителя неправомерно основано на ч.3 ст.24 Закона Оренбургской области от 12.05.2004года «О выборах глав муниципальных образований и других должностных лиц местного самоуправления в Оренбургской области», так как обстоятельства, установленные указанной нормой закона не предусмотрены федеральным законодательством о выборах в качестве оснований для отказа в регистрации кандидатов.
Представители заинтересованных лиц - Муниципального образования Грачевский район ФИО6, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ и Муниципального образования Грачевский сельсовет ФИО7, действующий на основанииРаспоряжений администрации Грачевского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № № в судебном заседании воздержались от дачи правовой оценки заявленных требований, ссылаясь на то, что их позиция может быть расценена, как отношение органов власти к конкретным кандидатам.
Прокурор Красников В.А. в своем заключении полагал заявленное ФИО1 требование не обоснованным и не подлежащим удовлетворению.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, изучив материалы дела, находит уточненное заявление ФИО1 не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 32 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.
Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
Согласно решению Совета Депутатов муниципального образования Грачевский сельсовет <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № №, опубликованному в районной газете «<данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ, назначены досрочные выборы главы муниципального образования Грачевский сельсовет <адрес> на воскресенье ДД.ММ.ГГГГ.
Из решения № от ДД.ММ.ГГГГ Территориальной избирательной комиссии Грачевского района <адрес> следует, что ФИО1 зарегистрирована кандидатом на должность главы муниципального образования Грачевский сельсовет.
Решением № от ДД.ММ.ГГГГ Территориальной избирательной комиссии Грачевского района <адрес> кандидатом на должность главы муниципального образования Грачевский сельсовет зарегистрирована ФИО3
В силу п. 3 ст. 259 ГПК РФ и п.3 ст. 260 ГПК РФ с заявлением в суд об отмене регистрации кандидата вправе обратиться кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу. Указанное заявление может быть подано в суд не позднее, чем за восемь дней до дня голосования.
Приведенные выше доказательства свидетельствуют о соблюдении ФИО1 условий и сроков обращения в суд с настоящим заявлением.
Вопрос об оставлении заявления без рассмотрения по основаниям абз.4 ст.222 ГПК РФ разрешен судом определением от ДД.ММ.ГГГГ года.
ДД.ММ.ГГГГ года, то есть в период избирательной кампании, вступил в силу Закон Оренбургской области «О выборах глав муниципальных образований в Оренбургской области» от 10.07.2013года N1695/504-V-ОЗ, которым Закон Оренбургской области «О выборах глав муниципальных образований и других должностных лиц местного самоуправления в Оренбургской области» от 12.05.2004года N1153/177-III-ОЗ был признан утратившим силу.
Согласно ч.3 ст. 11 ФЗ 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в случае принятия в период избирательной кампании закона, содержащего положения, которыми определяется порядок подготовки и проведения соответствующих выборов, указанный закон применяется к выборам, которые назначены после их вступления в силу.
Принимая во внимание изложенное, суд при рассмотрении данного дела руководствуется положениями Закона Оренбургской области «О выборах глав муниципальных образований и других должностных лиц местного самоуправления в Оренбургской области» от 12.05.2004года N1153/177-III-ОЗ ( в редакции от 25.06.2012 года), действовавшего в период начала избирательной кампании.
Согласно п.п. 1 и 1.1 ст. 38 ФЗ 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в п.п. 2 и 3 ст. 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 3 ст. 33 ФЗ N 67-ФЗ вместе с заявлением, указанным в п. 2 настоящей статьи, в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме согласно приложению 1 к настоящему Федеральному закону.
Аналогичные положения содержатся в п. 3 ст. 24 Закона Оренбургской области «О выборах глав муниципальных образований и других должностных лиц местного самоуправления в Оренбургской области» от 12.05.2004года, из которых следует, что вместе с заявлением, в избирательную комиссию муниципального образования должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме согласно приложению 3 к настоящему Закону.
Из приложения 1 к ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и приложения 3 к Закону Оренбургской области «О выборах глав муниципальных образований и других должностных лиц местного самоуправления в Оренбургской области» следует, что доходы (включая пенсии, пособия, иные выплаты) указываются за год, предшествующий году назначения выборов - в данном случае за ДД.ММ.ГГГГ
Согласно сведениям трудовой книжки, ФИО3 до ДД.ММ.ГГГГ работала <данные изъяты>, что подразумевает получение ею заработной платы.
Согласно данных справки ГБУ «Центр занятости населения <адрес>», ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована в качестве безработного и размер ее пособия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (дата соответствует указанной в справке) составляет <данные изъяты>
В Сведениях от ДД.ММ.ГГГГ о размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах, представленных ФИО3 в Территориальную избирательную комиссию Грачевского района, в разделе доходы указано «пособие <данные изъяты>
Таким образом, суд приходит к выводу, что в нарушении требований ч. 3 ст. 33 ФЗ 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (п. 3 ст. 24 Закона Оренбургской области «О выборах глав муниципальных образований и других должностных лиц местного самоуправления в Оренбургской области» от 12.05.2004года N1153/177-III-ОЗ), ФИО3 в избирательную комиссию не в полном объеме представлены сведения о доходах за ДД.ММ.ГГГГ, как за год предшествующий году назначения выборов.
Подпунктом «в» п.22 ст. 28 Закона Оренбургской области от 12.05.2004года «О выборах глав муниципальных образований и других должностных лиц местного самоуправления в Оренбургской области» предусмотрено, как основание для отказа в регистрации кандидата отсутствие среди документов, представленных для регистрации, документов, необходимых в соответствии с настоящим Законом для регистрации кандидата.
В силу под\п. «а» п.3 ст. 65 Закона Оренбургской области «О выборах глав муниципальных образований и других должностных лиц местного самоуправления в Оренбургской области» от 12.05.2004года, регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрированного кандидата в случае вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для отказа в регистрации, предусмотренным п. 22 ст. 28 настоящего Закона, то есть и в случае отсутствия документов необходимых для регистрации кандидата.
Однако, Закон Оренбургской области «О выборах глав муниципальных образований и других должностных лиц местного самоуправления в Оренбургской области» от 12.05.2004года N1153/177-III-ОЗ (в редакции от 25.06.2012года), в указанной части противоречит положениям федерального законодательства.
Так, согласно под\п. "в" п. 24 ст. 38 Федерального закона N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", отсутствие среди документов, представленных для регистрации кандидата, документов, необходимых регистрации кандидата, является одним из оснований для отказа в регистрации кандидата.
Согласно под\п. "в. 1" п. 24 ст. 38 указанного Федерального закона, наличие документов, оформленных с нарушением требований закона, также является основанием для отказа в регистрации кандидата.
Согласно под\п «а» п. 7 ст. 76 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случае вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для отказа в регистрации кандидата, предусмотренным под\п. "а", "б", "е", "з", "и", "к", "л", "н" или "о" п. 24 ст. 38 настоящего Федерального закона.
Таким образом, федеральным законом подпункты «в» и «в. 1» п. 24 ст. 38 ФЗ N 67-ФЗ (отсутствие документов, необходимых для регистрации и наличие документов, оформленных с нарушением требований закона) не предусмотрены в качестве оснований для отмены судом регистрации кандидата.
Перечень, установленный подпунктом «а» п. 7 ст. 76 ФЗ N 67-ФЗ является исчерпывающим.
Как указано в п.3 постановления Пленума Верховного суда РФ от 31.03.2011 года № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» защита прав и свобод человека и гражданина (в том числе избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации) относится к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (п. "б" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ), в связи с чем законы субъектов Российской Федерации не должны противоречить федеральным законам (ч.ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции РФ).
Так, законами субъектов Российской Федерации не должны изменяться или ограничиваться закрепленные в Федеральном законе от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации избирательных прав и права на участие в референдуме, однако эти гарантии могут быть дополнены новыми гарантиями, способствующими реализации указанных прав (п. 3 ст. 1 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ).
Если при рассмотрении дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации суд установит, что норма конституции (устава), закона субъекта Российской Федерации, иного нормативного правового акта о выборах и (или) референдуме противоречит Федеральному закону от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, то следует применять соответствующую норму этого Федерального закона (пункт 6 статьи 1 названного Федерального закона).
Учитывая, что положения закона субъекта Российской Федерации – Закона Оренбургской области «О выборах глав муниципальных образований и других должностных лиц местного самоуправления в Оренбургской области» от 12.05.2004года N1153/177-III-ОЗ (в редакции от 25.06.2012года) предусматривает для суда больше оснований для отмены регистрации кандидата по сравнению с Федеральным законом от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и тем самым ограничивает пассивное избирательное право граждан быть избранными в органы местного самоуправления, суд в соответствии с разъяснениями Пленума Верховного суда РФ от 31.03.2011 года № 5, применяет по настоящему делу соответствующие нормы указанного Федерального закона.
При таких обстоятельствах, как указывалось выше, непредставление ФИО3 необходимых документов, а также представление документов, оформленных с нарушением требований закона, не может являться для суда основанием для отмены ее регистрации в качестве кандидата на должность главы муниципального образования Грачевский сельсовет.
Кроме того, в соответствии с действующим законодательством о выборах, вновь открывшимися обстоятельствами являютсяте обстоятельства, которые существовали на момент принятия решения о регистрации кандидата, но не были и не могли быть известны избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата.
Сведения о доходах кандидата ФИО3 имелись у избирательной комиссии в период принятия решения о регистрации кандидата; требования, предъявляемые к указанным сведениям, предусмотрены законом, в связи с чем оснований полагать, что они не могли быть известны комиссии, не имеется.
Ссылку заявителя на п. 6 ст. 76 ФЗ от 12 июня 2002 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", как на обоснование требований об отмене регистрации кандидата, суд находит не состоятельной, так как данная норма закона предусматривает основания для отмены судом решения избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов).
Отмена судом решения избирательной комиссии о регистрации кандидата и отмена регистрации кандидата не могут являться идентичными требованиями, как утверждает в суде представитель заявителя ФИО2
Данные требования регулируются различными нормами процессуального и материального права.
В соответствии с ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение только по заявленным истцом требованиям, что соответствует правой позиции Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 г. № 29 «О судебном решении», согласно которой выйти за пределы заявленных требований суд имеет право лишь в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами (п.5).
При таких обстоятельствах суд рассматривает заявление ФИО1 о защите избирательных прав в пределах заявленного требования об отмене регистрации кандидата на должность главы МО Грачевский сельсовет ФИО3 и считает данное требование не подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 259-261 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления ФИО1 об отмене регистрации кандидата на должность главы МО Грачевский сельсовет <адрес>ФИО3 отказать.
Решение может быть обжаловано в течение 5 дней со дня принятия в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда через Бузулукский районный суд.
Судья Логунова В.С.
Решение составлено в окончательной форме 25.09.2013 года.