ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2(А)-359/2016 от 28.01.2016 Фокинского районного суда г. Брянска (Брянская область)

Дело 2(а)-359/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 января 2016 года Фокинский районный суд города Брянска в составе:

председательствующего судьи - Корниенко В.А.,

рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Брянску к Доможилкиной О.И. о взыскании задолженности по налоговым платежам,

установил:

Административный истец Инспекция Федеральной налоговой службы России по г. Брянску обратилась в суд с иском к Доможилкиной О.И. о взыскании задолженности по налоговым платежам, ссылаясь на то, что налоговым агентом в инспекцию представлены сведения о неудержанном НДФЛ с плательщика Доможилкиной О.И. в размере <...><дата> плательщиком была частично погашена сумма недоимки в размере <...> неоплаченный остаток составил <...> Данная сумма взыскивалась по исполнительному листу , но до настоящего времени задолженность не погашена. В соответствии со ст. 75 НК РФ за несвоевременную уплату налога на сумму недоимки начислена пеня в размере <...> Также Доможилкиной О.И. на основании сведений Росрегистрации в соответствии со ст. 85 НК РФ был исчислен налог на имущество физических лиц за <дата> в сумме <...> В установленный срок административный ответчик налог на имущество не оплатила. В соответствии со ст. 75 НК РФ за несвоевременную неуплату налога на сумму недоимки начислена пеня в размере <...> На основании ст. 69 НК РФ должнику выставлены требования по состоянию на <дата>, на <дата>, на <дата>, на <дата>, на <дата>, на <дата>, на <дата>, на <дата> об уплате налога, сбора, пени, однако указанные требования до настоящего времени в полном объеме не исполнены.

ИФНС России по г. Брянску просит суд взыскать с Доможилкиной О.И. в пользу ИФНС России по г. Брянску задолженность по налогу на имущество в размере <...> пени за неуплату налога на имущество в размере <...> пени за неуплату налога на доходы физических лиц в размере <...> всего <...>

Административный истец просил рассмотреть дело в порядке упрощенного (письменного) производства.

Согласно п.3 ст. 291 КАС РФ административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случае, если указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает двадцать тысяч рублей.

Административный ответчик не представил возражений против рассмотрения дела в порядке упрощенного (письменного) производства, в связи с чем судом вынесено определение о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства.

Согласно статьи 292 КАС РФ в порядке упрощенного (письменного) производства административные дела рассматриваются без проведения устного разбирательства, без вызова сторон. При рассмотрении административного дела в таком порядке судом исследуются только доказательства в письменной форме (включая отзыв, объяснения и возражения по существу заявленных требований, а также заключение в письменной форме прокурора, если настоящим Кодексом предусмотрено вступление прокурора в судебный процесс).

Исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд полагает, что требования административного истца подлежат удовлетворению.

В силу ст. 57 Конституции Российской Федерации, ст. 3, пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с п. 1 ст. 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 Налогового кодекса РФ.

С направлением предусмотренного ст. 69 Налогового кодекса РФ требования налоговое законодательство связывает последующее применение механизма принудительного взыскания налога и пеней в определённые сроки.

В соответствии со ст. 286 КАС РФ, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

В соответствии с пунктом 1 ст. 48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает <...>, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

Согласно абз. 3 п. 2 ст. 48 НК РФ, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Судом установлено, что МИФНС России по г. Брянску обратилась в Фокинский районный суд с административным исковым заявлением о взыскании задолженности по налоговым платежам с Доможилкиной О.И. <дата>.

Общая сумма задолженности по налоговым платежам подлежащих взысканию не достигла <...> и составляет всего <...>Первое требование, которое было направлено ответчику по состоянию на <дата> со сроком исполнения <дата> (л.д.52). Трехгодичный срок с момента исполнения данного требования истек <дата>.

Следовательно, срок обращения МИФНС России по г. Брянску с исковым заявлением к Доможилкиной О.И. в соответствии с абз.3 п.2 ст. 48 НК РФ в суд истек - <дата>.

Таким образом, срок на обращения МИФНС России по г. Брянску с исковым заявлением к Доможилкиной О.И. о взыскании задолженности по налоговым платежам пропущен, так как административное исковое заявление подано истцом, после того как срок на подачу иска в суд истек.

Следовательно, истец на дату обращения с иском в суд утратил право на принудительное взыскание с ответчика задолженности по налогу за спорный период, поскольку истекли сроки принятия решения её взыскания в порядке, установленном ст. 48 НК РФ.

Статьей 48 НК РФ предусмотрена возможность восстановления пропущенного по уважительной причине срока подачи заявления о взыскании.

МИФНС России по г. Брянску обратилась в суд с ходатайством о восстановлении пропущенного срока, для обращения в суд.

Суд, исследовав представленные доказательства, полагает, что заявленное истцом ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд подлежит удовлетворению, в связи с незначительным пропуском срока для обращения в суд.

В соответствии со ст. 46 п.3 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок, налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога.

В соответствии со ст. 46 п.9, 10 НК РФ, указанные положения применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога и штрафов.

Ст. 70 НК РФ предусмотрено, что требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено в течение 10 дней с даты вступления в силу решения о привлечении к налоговой ответственности. Правила этой статьи подлежат применению также и в отношении сроков направления требования об уплате пеней, штрафа (ст.70 п.3 Кодекса).

Согласно ст. 72 НК РФ исполнение обязанности по уплате налогов может обеспечиваться пеней. В силу ч.ч. 3, 5 ст. 75 НК РФ пени начисляются за каждый день просрочки по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

В силу п. 1 ст. 226 НК РФ Российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 настоящей статьи, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Согласно п. 4 и п. 5 ст. 226 НК РФ налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. Удержание у налогоплательщика начисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику, при фактической выплате указанных денежных средств налогоплательщику либо по его поручение третьим лицам. При этом удерживаемая сумма налога не может превышать 50 процентов суммы выплаты.

При невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан не позднее одного месяца с даты окончания налогового периода, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме налога.

Налоговым агентом представлены в инспекцию сведения о неудержанном НДФЛ с плательщика Доможилкиной О.И. в размере <...>

В результате неуплаты налога на доходы физических лиц в установленный законодательством о налогах и сборах срок у ответчика образовалась недоимка по налогу в сумме <...>

В связи с тем, что недоимка по налогу на доходы физических лиц не уплачена налогоплательщиком в установленный законом срок, налоговый орган произвел начисление пени на указанную недоимку в размере <...> и направил Доможилкиной О.И. требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на <дата> в размере <...> сроком исполнения до <дата>, требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на <дата> в размере <...> сроком исполнения до <дата>, требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на <дата> в размере <...> сроком исполнения до <дата>, требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на <дата> в размере <...> сроком исполнения до <дата>, требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на <дата> в размере <...> сроком исполнения до <дата>, требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на <дата> в размере <...> сроком исполнения до <дата>.

Указанные требования, направленные в адрес налогоплательщика по месту ее жительства, в установленные сроки добровольно не исполнены.

Кроме того судом установлено, что согласно сведениям Росрегистрации Доможилкина О.И. является плательщиком налога на имущество физических лиц в связи с наличием в собственности квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.

ИФНС России по г. Брянску в адрес Доможилкиной О.И. направлены налоговые уведомления на оплату налога на имущество в размере <...> в срок до <дата>, на оплату налога на имущество в размере <...> в срок до <дата>, на оплату налога на имущество в размере <...> в срок до <дата>.

Несмотря на установленные законом сроки исполнения обязанности по уплате налога, налогоплательщик обязанность по уплате налога своевременно не исполнила. Задолженность по налогу за <дата> не уплачена, доказательств обратного в настоящем деле не имеется.

В связи с тем, что недоимка по налогу на имуществу не уплачена налогоплательщиком в установленный законом срок, налоговый орган произвел начисление пени на указанную недоимку и направил административному ответчику требования об уплате налога и пени: требование по состоянию на <дата> об уплате налога в размере <...> и пени в размере <...> сроком исполнения до <дата>, требование по состоянию на <дата> об уплате налога в размере <...> и пени в размере <...>

Указанные требования, направленные в адрес налогоплательщика по месту ее жительства, в установленные сроки административным ответчиком добровольно не исполнены.

Таким образом, налоговые уведомления и требования были направлены истцом в адрес ответчика в установленные ст. ст. 69 и 70 НК РФ сроки.

Административным ответчиком каких-либо доказательств уплаты налога и пени в полном объеме не представлено, в связи с чем обоснованно в соответствии со ст. 75 НК РФ на указанные суммы недоимки начислена пеня.

Порядок привлечения к налоговой ответственности административным истцом не нарушен, административным ответчиком также не оспаривался, в связи с чем исковые требования административного истца являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с ч.1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

Статья 333.19 НК РФ устанавливает размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции.

В соответствии со статьей 50 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее БК РФ) в федеральный бюджет зачисляются налоговые доходы от государственной пошлины, за исключением государственной пошлины, подлежащей зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты и указанной в статьях 56, 61, 61.1 и 61.2 БК РФ.

В соответствии с пунктом 2 статьи 61.1 и пунктом 2 статьи 61.2 БК РФ государственная пошлина по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции и мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации), подлежит зачислению в бюджеты муниципальных районов и городских округов.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о взыскании с административного ответчика государственной пошлины в доход муниципального образования «город Брянск» в размере <...>.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 175-180, 290, 293-294 КАС РФ, суд

решил:

Ходатайство Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Брянску о восстановлении пропущенного срока для обращения в суд удовлетворить.

Административное исковое заявление Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Брянску к Доможилкиной О.И. о взыскании задолженности по налоговым платежам удовлетворить.

Взыскать с Доможилкиной О.И., <дата> рождения, уроженки <...>, проживающей по адресу: <адрес> пользу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Брянску задолженность по налогу на имущество в размере <...> пени за неуплату налога на имущество в размере <...> пени за неуплату налога на доходы физических лиц в размере <...> всего <...>

Взыскать с Доможилкиной О.И. в доход муниципального образования «город Брянск» государственную пошлину в размере <...>

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Фокинский районный суд г. Брянска путем подачи апелляционной жалобы в срок, не превышающий 15 дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Председательствующий судья В.А. Корниенко