Дело № 2-VY-87/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
пос. Батагай «07» июля 2022 года
Томпонский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего Джатиев С.Ш.,
при секретаре Стручковой С.С.,
с участием истца ФИО1, представителя истца – адвоката Хабитова С.Я.,
представителя ответчика администрации МО «Поселок Батагай» Верхоянского района РС (Я) ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации муниципального образования «Поселок Батагай» Верхоянского района Республики Саха (Якутия), государственному казенному учреждению Республики Саха (Якутия) «Дирекция жилищного строительства Республики Саха (Якутия)» о предоставлении жилого помещения на праве собственности взамен признанного аварийным и подлежащим сносу,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации МО «Поселок Батагай» Верхоянского района РС (Я), ГКУ РС (Я) «Дирекция жилищного строительства Республики Саха (Якутия)» о предоставлении жилого помещения взамен аварийного.
В обоснование требований указав, что является собственником жилой квартиры общей площадью кв.м. по *Адрес*. Указанное жилье она приобрела по договору купли-продажи от *Дата* за . Актом обследования от 27.10.2014 многоквартирный дом по *Адрес*, признан аварийным и подлежащим сносу, внесен в программу переселения из ветхого аварийного жилья. 22.04.2022 она получила от администрации МО «Поселок Батагай» уведомление о том, что она в соответствии с п. 8.2 ст. 32 ЖК РФ имеет право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение в размере, не превышающем стоимость приобретения такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 указанной статьи к ней не применяются. С данным отказом администрации она не согласна, считает его незаконным и необоснованным. Просила признать отказ администрации МО «Поселок Батагай» в предоставлении квартиры взамен аварийного незаконным. Просит возложить на администрацию МО «Поселок Батагай», ГКУ РС (Я) «Дирекция жилищного строительства Республики Саха (Якутия)» обязанность предоставить ей благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим правилам, общей площадью не менее кв.м.
Надлежащим образом извещенный представитель ответчика ГКУ РС (Я) «Дирекция жилищного строительства Республики Саха (Якутия)» в суд не явился. От представителя ответчика ГКУ РС (Я) «Дирекция жилищного строительства Республики Саха (Якутия)» в суд представлено возражение на иск.
Информация о дате, времени и месте проведения судебного заседания размещена на сайте Томпонского районного суда Республики Саха (Якутия) в порядке, установленном пунктом 2 части 1 статьи 14, статьей 15 Федерального закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации».
Согласно части 1 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
В силу части 4 статьи 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Руководствуясь вышеуказанными нормами права, с учетом мнения сторон суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.
В судебном заседании истец ФИО1, представитель истца Хабитов С.Я. исковые требования поддержали, пояснили аналогично изложенному выше тексту иска, при этом отказались от требований в части возложения обязанности на ответчиков по предоставлению жилого помещения, уточнив требования. Просили признать за ФИО1 право на получение благоустроенного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим правилам, общей площадью не менее 29,6 кв.м. взамен аварийного жилья, согласно республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы». Отказ администрации МО «Поселок Батагай» в предоставлении другого жилого помещения считают неправомерным.
Учитывая, что по нормам статьи 39 ГПК РФ истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, суд рассматривает дело в рамках уточненных стороной истца исковых требованиях.
Из представленного представителем ответчика – администрации МО «Поселок Батагай» Верхоянского района РС (Я) возражения от 20.06.2022. на исковые требования следует, что доводы истца о возникновении права на возмещение на изымаемое жилое помещение с момента возникновения права собственности на жилое помещение являются ошибочными. Считает, что поскольку право истца на жилое помещение возникло после того, как жилой дом был признан аварийным. Применению подлежат нормы части 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса. В силу данной нормы истец имеет право лишь на выплату возмещения на сумму, которая не может превышать сумму, указанную в договоре купли-продажи данного жилого помещения. Просит в удовлетворении требований истца отказать в полном объеме.
Из представленного представителем ответчика - ГКУ РС (Я) «Дирекция жилищного строительства Республики Саха (Якутия)» возражения от 21.06.2022 на исковые требования следует, что во исполнение Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в целях реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда постановлением Правительства РС (Я) от 27.03.2019 № 50 утверждена республиканская адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годя» (далее – Программа). Согласно условиям программы ГКУ РС (Я) «Дирекция жилищного строительства Республики Саха (Якутия)» обеспечивает осуществление выплат по соглашению о возмещении, заключенным между собственниками жилых помещений. Ответчиком и муниципальными образованиями – участниками программы. Считает, что ГКУ РС (Я) «Дирекция жилищного строительства Республики Саха (Якутия)» является ненадлежащим ответчиком. Право собственности истца на жилое помещение возникло в 2014 г. после того, как жилой дом был признан аварийным и подлежащим сносу. Применению подлежат нормы части 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса, в силу которой истец имеет право лишь на выплату возмещения на сумму, которая не может превышать сумму, указанную в договоре купли-продажи данного жилого помещения. Кроме этого просит отметить, что планируемая дата окончания расселения многоквартирного *Адрес*, в рамках реализации программы – 31.12.2024. Согласно положениям п.п.2 п.1 ст.16 Федерального закона от 21.07.2007 №185-ФЗС «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» региональная программа переселения должна содержать сроки расселения. При этом в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов, которые расположены на территории муниципального образования и год признания которых аварийными и подлежащими сносу или реконструкции предшествует годам признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции других многоквартирных домов, расположенных на территории этого муниципального образования, а также из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения или при переселении граждан на основании вступившего в законную силу решения суда. Считает, что исковое требование по своей сути означает применение к правоотношениям, связанным с изъятием жилого помещения у собственника, положений статьи 57 ЖК РФ, предусматривающей внеочередное предоставление жилого помещения, что не предусмотрено Жилищным кодексом РФ. Внеочередное расселение влечет нарушение прав иных граждан, подлежащих переселению из аварийных домов ранее истца.
Выслушав объяснения истца, представителя истца, представителя ответчика администрации МО «Поселок Батагай» исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Жилые помещения, расположенные в многоквартирном доме, который признан аварийным и подлежащим сносу, являются непригодными для проживания (часть 4 статьи 15 ЖК РФ).
Если дом признан аварийным, принявший соответствующее решение орган государственной власти или местного самоуправления (далее – уполномоченный орган) издает распоряжение с указанием сроков отселения граждан (пункт 49 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47).
Федеральный закон от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее – Закон от 21.07.2007 № 185-ФЗ) в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (статья 1).
В пункте 3 статьи 2 Закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ).
Условия предоставления жилых помещений взамен изымаемых при сносе многоквартирных жилых домов зависят от того, в чьей собственности находятся изымаемые жилые помещения.
Предоставление жилого помещения взамен изымаемого возможно, если жилые помещения принадлежат гражданам на праве собственности и жилой дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. В этом случае собственник жилого помещения вправе выбрать в качестве способа обеспечения его жилищных прав предоставление другого жилого помещения либо выплату возмещения за изымаемое помещение (пункт 3 статьи 2, статьи 16, 20.15 Закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ; пункт 12 Обзора судебной практики, утвержденной Президиумом Верховного Суда РФ 25.12.2019).
Если многоквартирный дом не включен в региональную программу по переселению граждан, предоставление другого жилого помещения взамен изымаемого, возможно только при наличии соответствующего соглашения между собственником и уполномоченным органом, а также при условии, что право собственности на изымаемое жилое помещение приобретено до признания дома в установленном порядке аварийным. Последнее условие не распространяется на приобретение права собственности в порядке наследования (части 8, 8.2 статьи 32 ЖК РФ; раздел II Обзора судебной практики, утвержденной Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014).
Органы государственной власти субъекта РФ вправе устанавливать для собственников жилых помещений в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, дополнительные меры поддержки по обеспечению жилыми помещениями, при условии, что на дату признания дома таковым у них отсутствуют иные жилые помещения, пригодные для постоянного проживания, находящиеся в собственности либо занимаемые на условиях социального найма или по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования (часть 8.1 статьи 32 ЖК РФ).
Судом из материалов дела установлено, что ФИО1 на основании договора купли-продажи от *Дата* имеет в собственности жилое помещение по *Адрес*; общей площадью кв.м. В соответствии с пунктом 5 указанного договора цена приобретенного истцом жилого помещения составила . Право собственности на данное жилое помещение возникло у истца *Дата*. По данному адресу истец зарегистрирована с *Дата*.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права серии *Номер* от *Дата* следует, что общая площадь жилого помещения составляет кв.м.
Из справки администрации МО «Поселок Батагай» №718 от 30.05.2022 следует, что .
Согласно заключению межведомственной комиссии МО «Поселок Батагай» от 27.10.2014 № 22 многоквартирный дом по *Адрес*, признан аварийным и подлежащим сносу.
Из справки администрации МО «Поселок Батагай» № 363 от 26.05.2022 ФИО1 взамен жилого помещения признанного аварийным и подлежащим сносу другое жилье не предоставлялось.
Распоряжением администрации МО «Поселок Батагай» РС (Я) №51-Р от 11.03.2022 земельный участок с кадастровым *Номер* и жилые помещения, расположенные в многоквартирном доме находящемся по *Адрес* изъяты для муниципальных нужд.
Из представленных администрацией МО «Поселок Батагай» 27.12.2021 сведений следует, что в п. Батагай маневренный жилой фонд отсутствует.
Мероприятия по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Республики Саха (Якутия) регламентированы республиканской адресной программой «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы», утвержденной постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) 27.03.2019 № 50. Программа предусматривает переселение граждан их жилых помещений в многоквартирных домах, которые признаны в установленном порядке в период с 01.01.2012 по 01.01.2017 аварийными и подлежащими сносу. Многоквартирный дом по *Адрес*, *Дата* постройки, включен в указанную республиканскую программу, планируемая дата окончания переселения 31.12.2024.
Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд урегулировано статьей 32 ЖК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд (часть 2 статьи 32 ЖК РФ).
Частью 10 статьи 32 ЖК РФ установлено, что признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием для предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1-3, 5-9 данной статьи. Исходя из вышеуказанных норм права, в случае, когда собственники жилых помещений в аварийном доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.
Частью 8 статьи 32 ЖК РФ предусмотрено, что по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
Таким образом, обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, расположенного в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, может быть произведено путем предоставления другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену только по соглашению с собственником.
Федеральным законом от 27.12.2019 № 473-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда» статья 32 Жилищного кодекса Российской Федерации дополнена частью 8.2, согласно которой граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 названной статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 данной статьи в отношении таких граждан не применяются.
Приведенная правовая норма вступила в силу со дня официального опубликования указанного федерального закона, то есть с 28.12.2019.
В соответствии с частью 1 статьи 6 ЖК РФ акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.
Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», часть 1 статьи 6 ЖК РФ закрепляет общеправовой принцип действия законодательства во времени: акт жилищного законодательства не имеет обратной силы и применяется к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие (Определение Верховного Суда РФ от 09.11.2021 № 50-КГ21-5-К8).
Из разъяснений постановлений Конституционного Суда Российской Федерации от 27.11.2008 № 11-П, от 27.06.2013 № 15-П, от 23.12.2013 № 29-П, от 22.04.2014 № 12-П и др., следует, что общим принципом действия норм жилищного права во времени законодателем определен принцип прямого действия во времени. Реализация данного принципа действия нормативного акта во времени, должны быть прямо перечислены в тексте нормативного акта, содержащего нормы жилищного права.
Как усматривается из материалов дела, право собственности на спорное жилое помещение у истца возникло до введения в действие части 8.2 статьи 32 ЖК РФ (24.11.2016). При этом Федеральный закон от 27.12.2019 № 473-ФЗ не содержит положений о распространении нового правового регулирования (части 8.2 статьи 32 ЖК РФ) на отношения, возникшие из договоров, заключенных до его вступления в силу, то есть до 28.12.2019, в связи с чем, указанная правовая норма, как не имеющая обратной силы, не может применяться к настоящему жилищному спору.
В действующем в период приобретения истцом жилого помещения законодательстве отсутствовали положения, предписывающие только выплату возмещения за изымаемое жилое помещение с учетом даты его приобретения (до либо после признания многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции).
Принимая во внимание принцип прямого действия норм жилищного права во времени и отсутствие в указанном выше нормативном акте оговорки о его обратной силе, право на получение истцом жилого помещения должно реализовываться по правилам части 7 статьи 32 ЖК РФ, без учета ограничений, установленных частью 8.2 статьи 32 ЖК РФ, поскольку действуя добросовестно в условиях правовой определенности, истец как собственник жилого помещения вправе была рассчитывать на защиту своих прав с учетом действующего на момент приобретения квартиры законодательства.
С учетом правовой позиции Верховного Суда РФ, выраженной в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014, а также того, что дом, в котором проживает истец, включен в республиканскую адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то истец, как собственник жилого помещения в таком доме, в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп. При этом истец имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав. Предоставление истцу в связи с признанием дома аварийным и подлежащим сносу другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует истцу условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними условиями, с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.
ФИО1, являясь собственником квартиры, расположенной в доме признанном аварийным и подлежащим сносу, и включенным в республиканскую адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 года», изъявила желание реализовать свои жилищные права путем предоставления ей другого жилого помещения.
Доводы администрации МО «Поселок Батагай» о том, что ФИО1 имеет право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, размер которого не может превышать стоимость приобретения ею жилого помещения, основан на ошибочном толковании норм материального права, отклоняются судом, поскольку как указывалось выше, истец как собственник жилого помещения вправе была рассчитывать на защиту своих прав с учетом действующего на момент приобретения квартиры законодательства.
Доводы администрации МО «Поселок Батагай» о том, что администрация вправе лишь выкупить изымаемое жилое помещение у собственника основан на ошибочном толковании норм материального права, отклоняются судом, поскольку как указывалось выше, право выбора собственника изымаемого жилого помещения способа реализации своих жилищных прав находится в приоритете, и данный выбор по настоящему делу был сделан истцом в пользу предоставления ей жилого помещения.
Доводы представителя ответчика ГКУ РС (Я) «Дирекция жилищного строительства Республики Саха (Якутия)» являются ненадлежащим ответчиком суд признает несостоятельными, на основании изложенного ГКУ РС (Я) «Дирекция жилищного строительства Республики Саха (Якутия)» создано в соответствии с Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 10.01.2011 № 463 «О бюджетных учреждениях Республики Саха (Якутия)» на основании Распоряжения Правительства Республики Саха (Якутия) от 29.12.2018 № 1416-р «О государственном казенном учреждении «Дирекция жилищного строительства Республики Саха (Якутия)». К ведению ГКУ РС (Я) «Дирекция жилищного строительства Республики Саха (Якутия)» относятся вопросы обеспечения жилищных прав граждан в связи с признанием многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу путем предоставления им жилого помещения либо его выкупа в соответствии со статьей 32 ЖК РФ.
Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 15 сентября 2021 года №345 утверждена государственная программа Республики Саха (Якутия) «Обеспечение качественным жильем и повышение качества жилищно-коммунальных услуг на 2020-2024 годы», в соответствии с разделом 1.1 «Обеспечивающая программа» исполнение отдельных полномочий и оказание государственных услуг Министерством строительства Республики Саха (Якутия) возложено на подведомственные государственные учреждения, являющиеся участниками программы, в том числе ГКУ РС (Я) «Дирекция жилищного строительства Республики Саха (Якутия)».
Основными целями деятельности ГКУ РС (Я) «Дирекция жилищного строительства Республики Саха (Якутия)» являются приобретение жилых помещений в многоквартирных домах (в том числе в многоквартирных домах, строительство в которых не завершено, включая многоквартирные дома, строящиеся (создаваемые) с привлечением денежных средств граждан и (или) юридических лиц или в дома, указанных в п.2 ч.2 ст.49 Градостроительного кодекса РФ, строительство таких домов, а также выплата лицам, в чьей собственности находятся такие жилые помещения, входящие в аварийный жилой фонд, возмещения за изымаемые жилые помещения для реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилого фонда.
Реализация программы осуществляется уполномоченным органом, участником Программы – муниципальными образованиями, ГКУ РС (Я) «Дирекция жилищного строительства Республики Саха (Якутия)» государственным казенным учреждением «Служба государственного заказчика Республики Саха (Якутия)», государственным автономным учреждением «Управление государственной экспертизы Республики Саха (Якутия)» Управлением государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия), государственным казенным учреждением Республики Саха (Якутия) «Центр закупок Республики Саха (Якутия)».
Согласно разделу 7 республиканской адресной Программы «Переселение» граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы», ГКУ РС (Я) «Дирекция жилищного строительства Республики Саха (Якутия)» после получения от уполномоченного органа уведомления о бюджетных ассигнованиях на соответствующий год в установленном порядке заключает государственный контракт на строительство или приобретение жилых помещений согласно условиям Программы.
В соответствии с разделом 12 в целях мониторинга реализации Программы ГКУ РС (Я) «Дирекция жилищного строительства Республики Саха (Якутия)» проводит следующие мероприятия:
- контроль за ходом строительства и своевременной сдаче объектов по Программе в установленные сроки;
- ведение реестра земельных участков в муниципальных образованиях, выделенных под строительство нового жилья по Программе;
- ведение реестра строительных организаций – подрядчиков на строиельство нового жилья по Программе;
- ведение реестра положительных заключений государственной экспертизы при строительстве нового жилья по Программе;
- взаимодействие с застройщиками, муниципальными образованиями и другими участниками Программы по вопросам мониторинга хода строительства нового жилья по Программе;
- организация и проведение выборочных выездных проверок аварийных многоквартирных домов, сведения о которых представлены муниципальными образованиями, а также проверок документов, на основании которых было принято решение о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Таким образом, из приведенного положения следует, что строительство или приобретение жилых помещений, предоставляемых гражданам взамен признанного аварийным, в рамках реализации вышеуказанной Программы является основной целью деятельности ГКУ РС (Я) «Дирекция жилищного строительства Республики Саха (Якутия)», соответственно, ГКУ РС (Я) «Дирекция жилищного строительства Республики Саха (Якутия)» является надлежащим ответчиком.
При установленных обстоятельствах, руководствуясь конституционными принципами о недопустимости произвольного лишения жилища, правовыми нормами статьи 32 ЖК РФ, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца, признании решения администрации МО «Поселок Батагай» об отказе в предоставлении ФИО1 жилого помещения взамен признанного аварийным и подлежащим сносу незаконным и признании за ФИО1 права на предоставление жилого помещения на праве собственности, взамен изымаемого жилого помещения, признанного аварийным и подлежащим сносу, в соответствии с планом переселения согласно республиканской адресной программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 года».
Истцом при подаче иска уплачена государственная пошлина в сумме 300 руб., что подтверждается чеком-ордером № 353105940969LFDW от 30.05.2022.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ государственные органы, органы местного самоуправления, освобождены от уплаты государственной пошлины, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков. Истец вправе обратиться с заявлением для возвращения ей суммы уплаченной государственной пошлины в соответствии с федеральным законодательством о налогах и сборах.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования ФИО1 к администрации муниципального образования «Поселок Батагай» Верхоянского района Республики Саха (Якутия), государственному казенному учреждению Республики Саха (Якутия) «Дирекция жилищного строительства Республики Саха (Якутия)» о предоставлении жилого помещения на праве собственности взамен признанного аварийным и подлежащим сносу удовлетворить.
Признать решение администрации муниципального образования «Поселок Батагай» Верхоянского района Республики Саха (Якутия) от 22 апреля 2022 года об отказе в предоставлении ФИО1 жилого помещения на праве собственности взамен признанного аварийным и подлежащим сносу незаконным.
Признать за ФИО1 право на предоставление на праве собственности благоустроенного жилого помещения взамен изымаемого жилого помещения, признанного аварийным и подлежащим сносу, расположенного по *Адрес* в соответствии с планом переселения согласно республиканской адресной программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 года».
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) через Томпонский районный суд Республики Саха (Якутия) (п. Батагай) в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательной форме «08» июля 2022 года
Председательствующий: п/п С.Ш. Джатиев
Копия верна: Судья: С.Ш. Джатиев
Секретарь: С.С. Стручкова