Челябинский Областной суд - Судебный акт №А2-000951-01/2011 table.main tr.row td.cell div.block div.paragraph .font0 font:9.00pt "Times New Roman", serif; .font1 font:13.00pt "Times New Roman", serif;
Дело №7-507/2011
Судья Нихороших Н.В.
РЕШЕНИЕ
15 июля 2011 года город Челябинск
Судья Челябинского областного суда Загайнова А.Ф., при секретаре ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главы Кусинского городского поселения Челябинской области на решение судьи Кусинского районного суда Челябинской области от 17 июня 2011 года, которым
постановление заместителя главного государственного инспектора Златоустовского городского округа и Кусинского муниципального района по пожарному надзору Ч.В.А. от 20 мая 2011 года о привлечении администрации Кусинского городского поселения к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10 000 рублей оставлено без изменения, жалоба исполняющего обязанности главы Кусинского городского поселения -без удовлетворения,
установил:
Постановлением заместителя главного государственного инспектора Златоустовского городского округа и Кусинского муниципального района по пожарному надзору Ч.В.А. № 311 от 20 мая 2011 года администрация Кусинского городского поселения привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Не согласившись с постановлением, исполняющий обязанности главы Кусинского городского поселения обратился в суд с жалобой об отмене постановления, указывая, что по установленным нарушениям имеется предписание от органа пожарного надзора, в связи с чем, считает, администрация поселения дважды привлечена к административной ответственности. Кроме того, указывает, срок выполнения предписания не истек. Просил признать недействительным протокол об административном правонарушении, отменить представление от 7 апреля 2011 года № 204, предписание № 204/1/204 от 7 апреля 2011 года, постановление о назначении наказания и производство по делу прекратить.
2
Решением судьи Кусинского районного суда Челябинской области от 17 июня 2011 года жалоба оставлена без удовлетворения,
В жалобе в областной суд глава Кусинского городского поселения ФИО2 просит решение суда отменить, дело направить на новое рассмотрение. Указывает на то, что на момент проведения проверки от 25 марта 2011 года срок выполнения предписания от 30 сентября 2010 года не истек, при этом в акт проверки повторно включены пункты 114 и 112 ППБ 01-03, указанные в предписании от 30 сентября 2010 года. Обвинение в нарушении п. 95 ППБ 01-03 находит излишним, считает, что оно не нашло подтверждения, поскольку подвергнутая проверке водозаборная скважина по техническим характеристикам отличается от водонапорной башни и предназначена не для отбора воды пожарной техникой, а для хозяйственных нужд населения.
Заслушав законного представителя администрации Кусинского городского поселения - ФИО3, проверив материалы дела, доводы жалобы, нахожу постановление и решение подлежащими изменению по следующим мотивам.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
При рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья выполнил указанные требования закона не в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции закона, действующей на момент совершения административного правонарушения), нарушение правил пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на лиц, осуще-
3
ствляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица - в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно ч. 1 ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, а также лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
Пунктом 10 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) установлено, что собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, в том числе, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
Наряду с данными Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке (пункт 3 ППБ 01-03). К нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Объективная сторона правонарушения, заключающаяся в нарушении или невыполнении должностным лицом, гражданином или юридическим лицом правил, норм и стандартов пожарной безопасности, по делу выполнена.
Противоправное деяние виновного лица не связывается с обязательным наступлением вредных последствий. Для привлечения к административной ответственности достаточно самого факта нарушения (невыполнения) требований пожарной безопасности, так как административные правонарушения в рассматриваемой сфере считаются оконченными с момента совершения самих противоправных деяний.
4
Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ юридическое лицо подлежит привлечению к административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ указано, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Из материалов дела следует, что с 14 часов 00 минут 24 марта 2011 года до 10 часов 30 минут 25 марта 2011 года заместителем главного государственного инспектора Златоустовского городского округа и Кусинского муниципального района по пожарному надзору Ч.В.А. была проведена проверка соблюдения администрацией Кусинского городского поселения обязательных требований пожарной безопасности по адресу: разъезд Чеславка Кусинского городского поселения по населенным пунктам и другим объектам, расположенным в лесных массивах и в непосредственной близости от них.
В результате проверки были выявлены нарушения требований пожарной безопасности (ППБ 01-03), а именно: водозаборная скважина не оборудована приспособлением для отбора воды пожарной техникой в любое время года (п. 95 ППБ 01-03; ФЗ-123 ст. 63); на территории населенного пункта не установлены средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара (п. 114 ППБ 01-03, ФЗ-123 ст.63); не произведены защитные противопожарные полосы исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах (ФЗ-123 п.151;п.П2 ППБ 01-03).
Поскольку факт допущенного нарушения положений пунктов 114 и 112 ППБ 01-03, и виновность администрации Кусинского городского поселения в указанном нарушении Правил пожарной безопасности подтверждены представленными в дело доказательствами: сведениями, указанными в акте проверки от 25 марта 2011 года № 204, протоколом об административном правонарушении № 311 от 28 марта 2011 года и другими материалами дела, то судья обоснованно сделал выводы о виновности администрации поселения в совершении административного правонарушения, и согласился с квалификацией его действий по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ, являются правильными.
5
Нарушение указанных двух пунктов Правил не оспаривает и представитель администрации Кусинского городского поселения, поясняя, что в настоящее время эти нарушения устранены, о чем свидетельствует представленный суду акт.
Вместе с тем, доводы жалобы о том, что нарушение п. 95 ППБ 01-03 предъявлено необоснованно, заслуживают внимания.
В соответствии с п. 95 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС Российской Федерации от 18 июня 2003 года № 313, водонапорные башни должны быть приспособлены для отбора воды пожарной техникой в любое время года. Использование для хозяйственных и производственных целей запаса воды, предназначенного для нужд пожаротушения, не разрешается.
Согласно Акту проверки № 204 от 25 марта 2011 года в ходе проверки, проведенной по адресу: р. Чеславка Кусинское городское поселение, наряду с иными нарушениями обязательных требований Правил пожарной безопасности, было выявлено нарушение, а именно - водозаборная скважина не оборудована приспособлением для отбора воды пожарной техникой в любое время года.
Между тем, под водозаборными скважинами подразумеваются скважины, основное назначение которых состоит в подъеме воды, пригодной или частично пригодной, используемой для хозяйственно-питьевого назначения, тогда, как сооружение - водонапорная башня имеет иное техническое назначение, не связанное с хозяйственными либо производственными целями, является источником запаса воды для нужд пожаротушения.
Таким образом, указанные понятия не тождественны. Кроме того, как установлено при разрешении настоящей жалобы, ни водозаборной, ни водонапорной башен в разъезде Чеславке не имеется. Представитель администрации Кусинского городского поселения пояснил, что разъезд Чеславка-это станция на железной дороге, где имеется только колодец для набора воды.
При таких обстоятельствах, обжалуемые постановление инспектора и решение судьи районного суда подлежат изменению путем исключения из постановления указания на нарушение администрации Кусинского городского поселения пункта 95 Осн. ППБ 01-03, п. 63 ФЗ-123.
6
Доводы жалобы о том, что на момент проведения проверки от 25 марта 2011 года срок выполнения предписания от 30 сентября 2010 года не истек, и что в акте проверки повторно включены пункты 114 и 112 ППБ 01-03, о нарушении которых также указано в предписании от 30 сентября 2010 года, основаны на неверном толковании закона.
Административную ответственность по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ влечет нарушение требований пожарной безопасности, создающее угрозу жизни и здоровью людей, тогда как ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства предусмотрена ст. 19.5 КоАП РФ.
Основанием для проведения проверки 24 и 25 марта 2011 года явилось распоряжение № 204 от 18 марта 2011 года начальника ОНД № 1 УНД ГУ МЧС России по Челябинской области Р.В.Е. и она не связана с выполнением Предписания ОГПН Кусинского муниципального района № 120/1/120 от 30 сентября 2010 года по устранению нарушений требований пожарной безопасности в поселении.
Акт проверки от 25 марта 2011 года является отдельным документом, составленным должностным лицом по результатам проведенной проверки соблюдения пожарной безопасности в отношении администрации Кусинского городского поселения по отдельному объекту: разъезд Чеславка Кусинского городского поселения.
В результате этой проверки были выявлены те же нарушения пожарной безопасности, что повлекло привлечение администрации Кусинского городского поселения к административной ответственности.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, по делу не установлено.
Административное наказание назначено в пределах санкции ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ в редакции закона, действующей на момент совершения административного правонарушения, в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1-4.3 КоАП РФ, оснований для изменения наказания, назначенного должностным лицом, у судьи районного суда не было.
Исключение из постановления административного органа одного пункта нарушения правил пожарной безопасности, не является ос-
7
нованием для смягчения наказания, которое само по себе является законным, обоснованным и справедливым и назначено в минимальном размере.
Требования о признании недействительным протокола об административном правонарушении, отмене представления от 7 апреля 2011 года № 204, предписания № 204/1/204 от 7 апреля 2011 года не могут быть рассмотрены по настоящему делу, два последних требования не могут быть оспорены в административно-процессуальном порядке, протокол об административном правонарушении является доказательством по делу и подлежит оценке в совокупности с другими доказательствами с учетом требований ст. 26.11 КоАП РФ.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
решил:
Решение Кусинского районного суда Челябинской области от 17 июня 2011 года изменить, исключить из постановления заместителя главного государственного инспектора Златоустовского городского округа и Кусинского муниципального района по пожарному надзору Ч.В.А. от 20 мая 2011 года указание на нарушение требований пункта 95 Осн. ППБ 01-03, п. 63 ФЗ-123.
В остальной части обжалуемые постановление и решение оставить без изменения, жалобу главы администрации Кусинского городского поселения ФИО2 - без удовлетворения.
Судья
(А.Ф. Загайнова)