Дело № 2-06/2013
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Село Солтон Солтонского района
Алтайского края, улица Ленина - 15 24 января 2013 года
Солтонский районный суд Алтайского края в составе:
Председательствующего судьи Понамаревой Е.А.,
При секретаре судебного заседания Рожковой Е.Ю,
С участием:
- истца ФИО1,
- представителя ответчика ФИО2,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-06/2013 по иску Бухгамер <данные изъяты> к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Солтонском районе Алтайского края о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии, возложении обязанности по включению в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, периода работы в комсомольских органах и возложении обязанности назначить пенсию с 01 декабря 2012 года,
УСТАНОВИЛ:
09 января 2013 года в Солтонский районный суд Алтайского края с иском к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Солтонском районе Алтайского края (далее по тексту - УПФ РФ в Солтонском районе) о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии, возложении обязанности по включению в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, периода работы в комсомольских органах и возложении обязанности назначить пенсию с 01 декабря 2012 года, обратилась Бухгамер <данные изъяты>. Заявленные требования истец мотивировала тем, что 15 ноября 2012 года она обратилась в УПФ РФ в Солтонском районе с заявлением о назначении ей с 01 декабря 2012 года досрочной трудовой пенсии по старости на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» как лицу, не менее 25 лет осуществляющему педагогическую деятельность. Однако ответчиком в назначении ей трудовой пенсии отказано в связи с тем, что на момент подачи заявления ее педагогический стаж составил 23 года 09 месяцев 21 день, и не включен в педагогический стаж период работы ее в должности комсорга по группе средних школ Солтонского РК ВЛКСМ в период с 25 октября 1984 года по 21 сентября 1987 года. Однако она, работая в спорный период на выборной должности в комсомольских органах, рассчитывала на то, что указанный период работы в дальнейшем будет включен в педагогический стаж, и она как педагог, будет иметь право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, что предусмотрено Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, предусматривающим зачет периодов работы на выборной и другой ответственной работе в партийных и комсомольских органах в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, проходило в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет. Истец ссылается на то, что на момент обращения в УПФ РФ в Солтонском районе с заявлением о назначении пенсии, она более 2/3 отработала в школе учителем, работая в комсомольских органах, была уверена о соблюдении ее права на досрочное назначение пенсии и в будущем, в связи с чем считает, что действиями ответчика, выразившимися в незачете ей в специальный трудовой стаж периода работы в комсомольских органах, ухудшено ее положение по сравнению с другими гражданами, которым была зачтена работа на выборных должностях в комсомольских органах в период действия выше указанного закона.
В судебном заседании истец Бухгамер <данные изъяты> исковые требования поддержала в полном объеме, пояснив, что она имеет высшее педагогическое образование, всю свою трудовую деятельность проработала по специальности. В период с 1984 года по 1987 год она работала на выборной должности комсорга по группе средних школ Солтонского РК ВЛКСМ, занимаясь при этом также работой с детьми, организуя детские праздники, слеты, конкурсы, летний отдых детей, отвечая за идеологическое воспитание детей - учащихся школ района, координируя работу первичных детских организаций. Соглашаясь на выборную должность в комсомольских органах, она знала, что впоследствии этот период будет включен ей в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. Ответчиком в настоящее время отказано ей во включении в льготный стаж периода работы на выборной должности в комсомольских органах, с чем она не согласна, так как изменение законодательства не может ущемлять ее права по сравнению с другими гражданами, ушедшими на пенсию по этим основаниям ранее, необходимый педагогический стаж она выработала, в связи с чем и настаивает на заявленных исковых требованиях.
Представитель ответчика - Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Солтонском районе Алтайского края, в лице его юриста, - ФИО2 <данные изъяты>, действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявленные исковые требования находит незаконными и необоснованными, в связи с чем не подлежащими удовлетворению. Свои возражения представитель ответчика обосновала тем, что истица на момент обращения в пенсионный орган не выработала необходимого двадцатипятилетнего педагогического стажа, и необоснованно ссылается на ранее действовавшее и утратившее силу законодательство, так как порядок определения права на пенсию и определения размера пенсии регулируется действующим на момент обращения за пенсией законодательством, в частности, постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года. В обоснование своих возражений представитель ответчика ссылается на постановление Министерства труда и социального развития РФ от 17 октября 2003 года № 70 «Об утверждении разъяснения № 4 от 17 октября 2003 года «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 38, 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», согласно которых в случаях, когда на день отмены закона или соответствующего нормативного правового акта гражданин не выработал необходимой продолжительности общего трудового стажа и (или) специального трудового стажа, дававших право на пенсию по старости или за выслугу лет, исчисление страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ производится в соответствии с законодательством, действующим на день установления трудовой пенсии по старости, в том числе и досрочно назначаемой. В связи с тем, что на день отмены Постановления Совета Министров СССР от 12 декабря 1959 года № 1397, на которое ссылается в обоснование своих требований истец, педагогический стаж ФИО1 составил менее 25 лет, а точнее 5 лет 08 месяцев 21 день, порядок подсчета стажа по Постановлению № 1397 не может быть применен.
Заслушав стороны, исследовав представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно исследованной в судебном заседании трудовой книжки Бухгамер <данные изъяты>, последняя в период с 1983 года осуществляла педагогическую деятельность на должностях воспитателя, учителя Солтонской средней школы, где продолжает работу и в настоящее время, выработав при этом педагогический стад в 23 года 09 месяцев 21 день. В период с 25 октября 1984 года по 21 сентября 1987 года истец работала на выборной должности комсорга по группе школ Солтонского РК ВЛКСМ.
Данное обстоятельство также подтверждается и показаниями свидетеля ФИО5, пояснившей, что в восьмидесятых годах она работала на должностях секретаря и второго секретаря Солтонского РК ВЛКСМ, где в ее подчинении работала и ФИО1 на выборной должности комсорга по группе школ, в функции которой входило руководство и координация первичных детских организаций школ района, разработка и организация детских праздников, организация отдыха детей, в связи с чем на эту должность, как правило, избирали лицо с педагогическим образованием. Работа была ответственной, проводилась под строгим руководством КПСС, комсорг, как и другие ответственные работники, вел строгую отчетность.
Свидетель ФИО4 в судебном заседании также пояснила, что в связи с уходом ФИО1 на работу по специальности, она была избрана на ее место в качестве комсорга по группе школ Солтонского РК ВЛКСМ, так как на ответственные должности в комсомольских организациях, как правило, избирали из числа молодых педагогов, так как работа была напрямую связана с детьми и заключалась в координации первичных детских организаций, организации детских праздников, слетов, поездок, в организации детского отдыха, в воспитании подрастающей молодежи. Должность комсорга была выборной, освобожденной, за свою работу комсорг получал заработную плату.
Решением УПФ РФ в Солтонском районе педагогический стаж ФИО1 на 15 ноября 2012 года установлен в 23 года 09 месяцев 21 день, истцом данное обстоятельство не оспаривается. В то же время ответчиком стаж работы на выборной должности в комсомольской организации в специальный трудовой стаж ФИО1 не засчитан по выше изложенным представителем ответчика основаниям, с которыми суд не может согласиться, так как исключение периода работы истца с 25 октября 1984 года по 21 сентября 1987 года в качестве комсорга по группе школ Солтонского РК ВЛКСМ является неправомерным и нарушает конституционные права ФИО1 на социальное обеспечение.
Так, в силу статьи 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается независимо от возраста лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.
Согласно пункта 2 статьи 27 указанного выше закона, списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В настоящее время действуют Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, которыми не предусмотрено включение в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, периодов выборной и другой ответственней работы в партийных и комсомольских органах.
Между тем, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями ряда статей Конституции Российской Федерации.
Подпунктом «а» пункта 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначений пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 и действовавшего до 01 октября 1993 года (то есть в период работы ФИО1), предусматривалась возможность включения в стаж работы по специальности учителям и другим работникам просвещения периодов работы на выборной и другой ответственной работе в партийных и комсомольских органах.
Согласно Устава Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза молодежи, руководящим принципом организационного строения ВЛКСМ Устав определяет демократический централизм, означающий выборность всех руководящих органов комсомола снизу доверху; периодическую отчетность комсомольских органов перед своими организациями и перед вышестоящими органами; строгую комсомольскую дисциплину и подчинение меньшинства большинству; безусловную обязательность решений высших комсомольских органов для низших.
Согласно пункта 3.1 Инструктивного письма № 1-63-И от 30 июня 1986 года Министерства социального обеспечения РСФСР «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», при применении подпункта «а» пункта 1 Положения (от 17 декабря 1959 года № 1397) следует иметь в виду, что к выборной и другой ответственной работе в партийных и комсомольских органах относится работа в качестве освобожденного секретаря первичной партийной или комсомольской организации, штатного лектора, штатного пропагандиста, заведующего парткабинетом, заведующего отделом, инструктора райкома КПСС и райкома ВЛКСМ и др.
Таким образом, судом установлено, что должность комсорга по группе средних школ Солтонского РК ВЛКСМ была выборной, ответственной, что признает и сам ответчик в своем решении об отказе в назначении пенсии.
В соответствии с пунктом 4 выше указанного Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 (действовавшего до 01 октября 1993 года), период работы на выборной и другой ответственной работе в партийных и комсомольских органах засчитывался в стаж работы по специальности в том случае, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, проходило в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет. При этом законодатель не связывал данное обстоятельство с наличием или отсутствием 2/3 педагогического стажа на момент отмены вышеуказанного нормативного акта.
По смыслу приведенной нормы, продолжительность предусмотренных Положением дополнительных периодов работы, включаемой в педагогический стаж, не должна превышать 1/3 от общей продолжительности специального стажа, а 2/3 этого стажа должно приходиться собственно на педагогическую (или иную) деятельность, которая предусмотрена основным постановлением. Это соотношение необходимо определять на момент оценки права на пенсию после полной выработки специального стажа.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П, а также ряде его определений, части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18 и 19, а также части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации по смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и реализовано.
Как установлено в судебном заседании, на момент обращения истца в УПФ РФ в Солтонском районе с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по стрости в связи с педагогической деятельностью, специальный (педагогический) стаж ФИО1 составил 23 года 09 месяцев 21 день, то есть более двух третей от требуемого. Стаж работы на выборной должности в комсомольском органе составил 2 года 10 месяцев 26 дней. Итого общий стаж, требующийся для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, составил более 25 лет. Исходя из выше изложенного и приведенной позиции Конституционного Суда Российской Федерации, решение УПФ РФ в Солтонском районе об отказе ФИО1 в назначении пенсии, должно быть признано незаконным с возложением на ответчика обязанности включить истцу в специальный трудовой стаж период работы на выборной должности в комсомольском органе. При этом суд учитывает доводы истца о том, что имея педагогический стаж, педагогическое образование, согласилась на выборную работу в комсомольском органе, зная, что в последующем этот период работы будет засчитан ей в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, и не мог предполагать об изменении пенсионного законодательства, препятствующего досрочному уходу на пенсию.Поскольку льготный стаж работы в связи с педагогической деятельностью истца составляет более 25 лет, с учетом включения в него спорного периода, ФИО1 имеет право на досрочную трудовую пенсию по старости на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», что является основанием для удовлетворения и третьего требования истца о назначении пенсии с 01 декабря 2012 года.
Доводы представителя ответчика о том, что истица должна выработать 2/3 требуемого стажа на 01 октября 1993 года, то есть на дату отмены ранее действовавшего постановления от 17 декабря 1959 года № 1397 судом не могут быть приняты во внимание в силу того, что при таком толковании норм материального права требуемый педагогический стаж истицей должен быть выработан до вступления в силу Федерального закона N 173 «О трудовых пенсиях в РФ», что лишает смысла и содержания судебные акты Конституционного Суда Российской Федерации, направленные на сохранение ранее приобретенных пенсионных прав.
Ссылку представителя ответчика в своих возражениях на рекомендации при назначении пенсии суд также находит несостоятельной по выше изложенным обстоятельствам. Каких-либо иных доказательств, дающих основание усомниться в законности исковых требований, ответчиком не представлено, хотя данное право ответчику было разъяснено в определении суда о подготовке дела к судебному разбирательству, копию которого представитель ответчика получил.
В связи с тем, что исковые требования истца удовлетворены полностью, судебные расходы в виде уплаченной при подаче искового заявления государственной пошлины в размере двухсот рублей в соответствии с положениями статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подлежат взысканию в пользу истца с ответчика.
На основании изложенного и, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Бухгамер <данные изъяты> к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Солтонском районе Алтайского края о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии и возложении обязанности включить в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности, периода работы в комсомольских органах и возложении обязанности назначить пенсию с 01 декабря 2012 года, удовлетворить в полном объеме.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Солтонском районе Алтайского края включить в трудовой стаж Бухгамер <данные изъяты>, дающий право на получение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, период работы в должности комсорга по группе средних школ Солтонского РК ВЛКСМ с 25 октября 1984 года по 21 сентября 1987 года.
Обязать Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Солтонском районе Алтайского края назначить Бухгамер <данные изъяты> досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с 01 декабря 2012 года.
Взыскать с Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Солтонском районе Алтайского края в пользу Бухгамер <данные изъяты> судебные расходы в размере двухсот рублей.
Решение суда может быть обжаловано в Алтайский краевой суд (город Барнаул Алтайского края, проспект Ленина - 25) путем подачи апелляционной жалобы непосредственно через Солтонский районный суд Алтайского края в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения суда.
Мотивированное решение судом составлено 29 января 2013 года.
Председательствующий судья Е.А. Понамарева
<данные изъяты>