ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-08/2014 от 06.03.2014 Глазуновского районного суда (Орловская область)

 Дело № 2-08/2014

 РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

 06 марта 2014 года пос. Глазуновка

 Глазуновский районный суд Орловской области в составе:

 председательствующего судьи Летова Е.Н.,

 с участием истца Клименко В.Ю. действующий в своих интересах и интересах истцов Клименко В.И. и Русакова О.Ю., по доверенности

 представителя истцов Клименко В.Ю., Клименко В.И., Русакова О.Ю. - <ФИО>1,

 при секретаре судебного заседания Володиной Г.С.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Клименко В.И., Клименко В.Ю., Русакова О.Ю. к администрации Краснослободского сельского поселения <адрес>, администрации <адрес>, Департаменту строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> о восстановлении в очереди на получение социальных выплат для приобретения жилья,

 УСТАНОВИЛ:

 Клименко В.И., Клименко В.Ю., Русакова О.Ю. обратились в Глазуновский районный суд с иском к администрации Краснослободского сельского поселения <адрес>, администрации <адрес>, Департаменту строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> о восстановлении в очереди на получение социальных выплат для приобретения жилья. В обоснование иска указали, что Клименко В.И., является вдовой умершего К.Ю.М. Брак зарегистрирован <ДД.ММ.ГГГГ>. К.Ю.М. вместе с членами семьи: женой -Клименко В.И., дочерью - Русакова О.Ю., сыном - Клименко В.Ю. в <ДД.ММ.ГГГГ> выехал из <адрес> в <адрес>, сдав квартиру в ЖЭУ. Ссуд, субсидий и компенсаций за сдаваемое жилье не выплачивалось. Постановлением <№> от <ДД.ММ.ГГГГ> Краснослободской сельской администрации <адрес> в соответствии со ст.55 ЖК РФ К.Ю.М. и члены его семьи были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и поставлены на учет по улучшению жилищных условий. <ДД.ММ.ГГГГ>    года К.Ю.М. обратился к <адрес> по вопросу улучшения жилищный условий, на что <ДД.ММ.ГГГГ> Ответчиком 3 был дан ответ, что номер очереди в сводном списке по области на <ДД.ММ.ГГГГ> по категории «пенсионеры» - 7. После смерти мужа истицы вопросом предоставления жилищного сертификата продолжил заниматься Клименко В.Ю. <ДД.ММ.ГГГГ> к ОтветчикуЗ обратился Клименко В.Ю., был дан ответ, что Клименко В.Ю. не имеет право на получение сертификата, поскольку не относится к членам семьи Клименко В.И., а правом на участие в подпрограмме может обладать лишь Клименко В.И. и ей необходимо до <ДД.ММ.ГГГГ> обратиться в орган местного самоуправления. До <ДД.ММ.ГГГГ> в сводных региональных списках значился К.Ю.М., однако после его смерти никто из членов семьи в списке граждан-участников подпрограммы по категории «граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям»- на <ДД.ММ.ГГГГ> не значится и, что им необходимо обратиться в администрацию <адрес> с заявлением об участии в подпрограмме. Просят суд обязать администрацию Краснослободского сельского поселения <адрес>, администрацию <адрес>, Департамент строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> восстановить Клименко В.И. в очереди на получение социальных выплат для приобретения жилья по программе переселения из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с <ДД.ММ.ГГГГ>; обязать администрацию Краснослободского сельского поселения <адрес>, администрацию <адрес>, Департамент строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> восстановить Клименко В.Ю. в очереди на получение социальных выплат для приобретения жилья по программе переселения из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с <ДД.ММ.ГГГГ>; обязать администрацию Краснослободского сельского поселения <адрес>, администрацию <адрес>, Департамент строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> восстановить Русакова О.Ю. в очереди на получение социальных выплат для приобретения жилья по программе переселения из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с <ДД.ММ.ГГГГ>.

 В судебном заседании истец Клименко В.Ю., действующий в своих интересах и интересах истцов Клименко В.И. и Русакова О.Ю. по доверенности, исковые требования уточнил и просил обязать администрацию Краснослободского сельского поселения <адрес>, администрацию <адрес>, Департамент строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> восстановить Клименко В.И., Клименко В.Ю., Русакова О.Ю. в очереди на получение социальных выплат для приобретения жилья по программе переселения из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с <ДД.ММ.ГГГГ> по основаниям изложенным в исковом заявлении. Также дополнил, что они всей семьей проживали в <адрес> постоянно, хотя и были зарегистрированы в разных местах. Вели общее совместное хозяйство.

 В судебном заседании представитель истцов <ФИО>1 исковые требования Клименко В.Ю., Клименко В.И., Русакова О.Ю. поддержала в полном объеме и суду пояснила, что с учетом уточнения, просит обязать ответчиков восстановить Клименко В.И., Клименко В.Ю., Русакова О.Ю. в очереди на получение социальных выплат для приобретения жилья по программе переселения из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с первоначальной даты с <ДД.ММ.ГГГГ> г.

 В судебное заседание представитель ответчиков администрации Краснослободского сельского поселения <адрес> и администрации <адрес> Герасимов В.А., действующий по доверенности, не явился. О месте и времени слушания извещен надлежащим образом. В суд поступили заявления с просьбой рассмотреть данное гражданское дело в его отсутствие. Исковые требования Клименко В.И., Клименко В.Ю., Русакова О.Ю. о восстановлении их в очереди на получение социальных выплат для приобретения жилья признает в полном объеме. Ч. 3 ст. 173 ГПК РФ разъяснена и понятна.

 В судебное заседание представитель ответчика Департамента строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> в судебное заседание не явился. О месте и времени слушания извещены. В суд поступили письменные возражения от главного специалиста отела судебного представительства и договорной работы правового управления Аппарата Губернатора и <адрес> <ФИО>2, действующей по доверенности, в котором просит рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителя Департамента. Исковые требования Клименко В.И., Клименко В.Ю., Русакова О.Ю. не признаёт в полном объеме и считает их необоснованными.

 Выслушав истца, представителя истцов, огласив заявления представителей ответчиков, возражения представителея ответчика, допросив свидетелей, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Клименко В.И., Клименко В.Ю., Русакова О.Ю. о восстановлении в очереди на получение социальных выплат для приобретения жилья в полном объеме по следующим основаниям.

 ФЗ 25.10.2002 года N 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее ФЗ №125) устанавливает право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений (далее - жилищные субсидии) и условия их предоставления гражданам Российской Федерации (далее - граждане), выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, в соответствии с нормами настоящего Федерального закона.

 Предоставление социальных выплат гражданам, выезжающим (выехавшим) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, осуществляется в рамках программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» (далее подпрограмма).

 Порядок реализации подпрограммы определен Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 года № 153 (далее Правила).

 В соответствии со ст. 1 ФЗ 25.10.2002 года N 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01.01.1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели.

 В случае смерти гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, право на ее получение (с учетом даты постановки на учет такого гражданина и очередности предоставления жилищной субсидии) сохраняется за членами его семьи. В этом случае получателем жилищной субсидии является один из членов семьи такого гражданина, действующий на основании нотариально заверенной доверенности, выданной ему другими совершеннолетними членами семьи (статья 1 в ред. Федерального закона от 17.07.2011 N 212-ФЗ).

 В силу ст. 3 ФЗ №125 постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан. Осуществление государственных полномочий субъектов Российской Федерации по постановке на учет и учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, законами субъектов Российской Федерации может быть передано органам местного самоуправления.

 Согласно п. 5 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 879 от 10.12.2002 года (в редакции Постановления Правительства РФ от 03.11.2011 N 909) состав семей граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, определяется в соответствии со статьей 5 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" либо статьей 5 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" в зависимости от того, на основании какого из указанных законов гражданин имеет право на получение социальной выплаты для приобретения жилья.

 Согласно пункту 17 Положения одновременно с постановкой на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, формируются списки по следующим категориям граждан:

 а) инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности);

 б) пенсионеры;

 в) граждане, признанные в установленном порядке безработными и состоящие не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту постоянного проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

 г) работающие граждане;

 д) граждане, выезжающие из населенных пунктов (в том числе из городов, поселков), с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся в соответствии с законодательством Российской Федерации на основании решений органов государственной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с Правительством Российской Федерации.

 В соответствии с пунктом 19 Положения органы местного самоуправления, наделенные согласно пункту 3 настоящего Положения соответствующими полномочиями, ежегодно утверждают указанные в пункте 17 настоящего Положения списки и до 1 февраля направляют их заверенные копии в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

 Согласно п. 20 Положения очередность предоставления социальных выплат для каждой категории граждан, установленной статьей 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", определяется в зависимости от даты регистрации поданного заявления о постановке на учет, а в случае, когда даты совпадают, - от номера, за которым зарегистрировано заявление. В случае изменения условий, на основании которых указанные граждане были поставлены на учет, им предоставляются социальные выплаты для приобретения жилья в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность предоставления социальных выплат для приобретения жилья определяется с момента возникновения права на переход в другую категорию очередности).

 Согласно пп. «з» п. 21 вышеуказанного Положения граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в случае смерти, при этом право на получение социальной выплаты сохраняется за членами семьи умершего гражданина (с учетом даты постановки на учет такого гражданина и очередности ее предоставления). В этом случае получателем социальной выплаты становится один из членов семьи такого гражданина, действующий на основании нотариально заверенной доверенности на право получения социальной выплаты, выданной ему другими совершеннолетними членами семьи).

 Очередность предоставления гражданам социальных выплат для приобретения жилья в соответствии с Федеральным законом определяется в зависимости от даты регистрации поданного заявления о постановке на учет, а в случае, когда даты совпадают, - от номера, за которым зарегистрировано заявление.

 Вышеуказанные федеральные нормативные акты, а также принятые в соответствии с ними и во исполнение нормативные акты Орловской области предусматривали и предусматривают, что предоставление гражданам субсидий, имеющим право на их получение, производится в порядке очередности, исходя из времени принятия гражданина на учет и включения в списки на получение жилищных субсидий.

 В судебном заседании свидетель <ФИО>3, ведущий специалист юридического отдела администрации <адрес>, суду показал, что в <ДД.ММ.ГГГГ> ему передали учетное дело семьи К.Ю.М. Постановлением Краснослободской сельской администрации <адрес> от <ДД.ММ.ГГГГ> <№> К.Ю.М. и члены семьи: жена Клименко В.И., дети Клименко В.Ю. и Русакова О.Ю. были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и поставлены на учет по улучшению жилищных условий и постановлены на очередь на получение социальных выплат для приобретения жилья по программе переселения из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. <ДД.ММ.ГГГГ> К.Ю.М. умер. Остались члены его семьи жена Клименко В.И., дети Клименко В.Ю. и Русакова О.Ю. После поступления документов он сделал запросы в соответствующие органы, чтобы выяснить не изменились ли их жилищные условия и не потеряли ли право на получение социальных выплат для приобретения жилья. Постановлением администрации Краснослободского сельского поселения <№> от <ДД.ММ.ГГГГ>. гражданин К.Ю.М. снят с учета в связи со смертью. Остальные члены семьи не сняты с учета по улучшению жилищных условий и не потеряли право на получение социальных выплат для приобретения жилья. Он отправлял два списка в Департамент строительства транспорта и ЖКХ <адрес> на <ДД.ММ.ГГГГ>., так как они не были отправлены раньше.

 В судебном заседании свидетель <ФИО>4 показал, что ранее работал начальником организационного отдела администрации <адрес>. Семью Русакова О.Ю. знает. Постановлением Краснослободской сельской администрацией <адрес> от <ДД.ММ.ГГГГ> <№> они были поставлены на учет по улучшению жилищных условий и на получение социальных выплат для приобретения жилья по программе переселения из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, так как они имеет право на получение социальных выплат. На учет поставлены все: К.Ю.М., и члены его семьи жена: Клименко В.И., дети -Русакова О.Ю., Клименко В.Ю., как указано в постановлении. Первоначально учетное дело было в Краснослободской сельской администрации, там они и писали заявление первоначальное. У них этого заявления не было. Клименко В.Ю. обратился после смерти отца К.Ю.М., чтобы узнать обстановку по жилью, так как К.Ю.М. был снят с учета. Он звонил в Департамент строительства, транспорта и ЖКХ <адрес> и ему устно сказали, чтобы сняли с очереди всю семью, но он отказался. Написал им ответ, что они продолжают иметь право на получение социальных выплат как члены семьи. Спрашивал, направлять ли список, они сказали что нет. Поэтому сразу не направили. На учет по улучшению жилищных условий и на получение социальных выплат для приобретения жилья по программе переселения из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеет право все члены семьи К.Ю.М. имеют право стоять на учете в той же очереди и это не зависит от того, кто где зарегистрирован. Они зарегистрированы в одном сельском поселении.

 В судебном заседании свидетель <ФИО>5 показала, что семья Русакова О.Ю. приехала с Севера в <ДД.ММ.ГГГГ>. В их доме по адресу <адрес> зарегистрирована в настоящее время Русакова О.Ю., также был зарегистрирован и Клименко В.Ю., его позже попросили выписаться, так как дом принадлежит её отцу с мамой он не проживает около 18 лет и в настоящее время мама хочет дом оформить на себя и чтобы не было никакого обременения. В доме у них они никогда не проживали, были только зарегистрированы, чтобы была регистрация и они могли учиться, работать. Фактически проживали они в д. Трубицино одной семьей, поддерживают семейные отношения как члены семьи. В настоящее время Клименко В.Ю. зарегистрирован в д. Трубицино, где они все и проживают.

 В судебном заседании свидетель <ФИО>6 показал, что семья Русакова О.Ю. приехали с Севера в <ДД.ММ.ГГГГ> и проживают в их доме в <адрес>. Раньше в доме были зарегистрированы К.Ю.М., Клименко В.И. В <ДД.ММ.ГГГГ> К.Ю.М. умер. Клименко В.Ю. и Русакова О.Ю. были зарегистрированы в <адрес> Но там они никогда не проживали, были только зарегистрированы, а проживали одной семьей в <адрес>. В настоящее время также зарегистрировался в <адрес> Клименко В.Ю.

 Судом из представленных и исследованных в судебном заседании личных документов К.Ю.М., материалов учетного дела К.Ю.М. и его семьи, как лиц, претендовавшего на получение жилищной субсидии других материалов гражданского дела, с достоверностью установлено и не оспаривается представителями ответчиков, что К.Ю.М. <ДД.ММ.ГГГГ> обратился с заявлением о постановке на учет по улучшению жилищных условий семьи.

 Постановлением администрации Краснослободского сельского поселения <адрес> от <ДД.ММ.ГГГГ> <№> «О постановке на учет по улучшению жилищных условий семьи Русакова О.Ю.» на основании заявления К.Ю.М., в соответствии со ст. 55 ЖК РФ признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий К.Ю.М., Клименко В.И., Клименко В.Ю., Русакова О.Ю.., проживающих по адресу: <адрес>, д. Трубицино и постановлены на учет по улучшению жилищных условий (л.д. <№>).

 Согласно справкам администрации Краснослободского поселения <адрес> от <ДД.ММ.ГГГГ> № <№>, от <ДД.ММ.ГГГГ> №<№>, от <ДД.ММ.ГГГГ> №<№>, состав семьи К.Ю.М.,: Клименко В.И. – жена, Русакова О.Ю..- дочь, Клименко В.Ю. – сын. (л.д.<№>).

 Согласно справке от <ДД.ММ.ГГГГ> <№> МУ «<адрес>» <адрес>, которая дана К.Ю.М. проживающему с семьей (жена – В.И., дочь- О.Ю., сын- В.Ю.) в поселке <адрес> по проспекту Победы, <адрес> государственное жилье (приватизированное, бронированное) в поселке Дукат за ним не числится. Ссуда, субсидия, компенсация за сдаваемое жилье не выплачивались. При выезде семьи Русакова О.Ю. с <адрес> в <ДД.ММ.ГГГГ> вышеуказанная квартира была сдана в ЖЭУ для дальнейшего распоряжения (л.д.<№>).

 Согласно справке от <ДД.ММ.ГГГГ> <№> Омсукчанского муниципального унитарного предприятия ЖКХ отдела технической инвентаризации К.Ю.М. по данным регистрации с <ДД.ММ.ГГГГ> по <ДД.ММ.ГГГГ> право на бесплатную приватизацию жилой квартиры в поселке <адрес> не использовал (л.д.<№>).

 К.Ю.М. в <ДД.ММ.ГГГГ> писал заявления на имя Главы администрации с просьбой о включении его и семьи в состав участникво подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» (л.д.<№>).

 Их копии трудовой книжки К.Ю.М. усматривается, что у него имеется достаточный стаж работы в районах Крайнего Севера, для включения его в подпрограмму Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» (л.д.<№>)

 Согласно ответам Департамента строительства, транспорта и ЖКХ <адрес> от <ДД.ММ.ГГГГ> №<№> и от <ДД.ММ.ГГГГ> №<№> на обращение К.Ю.М. по вопросу предоставления государственного жилищного сертификата он принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с переездом из районов Крайнего Севера <ДД.ММ.ГГГГ>. Номер очереди в сводном списке по области на <ДД.ММ.ГГГГ> по категории пенсионеры -7. Внеочередное выделение сертификатов не предусмотрено (л.д.<№>).

 Согласно ответа Министерства национального развития Российской Федерации от <ДД.ММ.ГГГГ> №<№> К.Ю.М. разъяснен порядок предоставления финансовой поддержке в виде выплат на приобретение жилья. Также, что он состоит на учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат в <адрес> с <ДД.ММ.ГГГГ> и включен в список граждан – участников программы в категорию «пенсионеры» (л.д.<№>).

 Согласно свидетельства о смерти I-ТД <№> от <ДД.ММ.ГГГГ> К.Ю.М. умер <ДД.ММ.ГГГГ> в д. <адрес> (л.д.<№>).

 <ДД.ММ.ГГГГ> № <№> Департаментом строительства, транспорта и ЖКХ <адрес> Клименко В.Ю. сообщили, что К.Ю.М. в списке граждан, участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на <ДД.ММ.ГГГГ> не значится в связи со смертью. Правом на участие в подпрограмме может воспользоваться лишь Клименко В.И., при условии имеющегося стажа работы в районах Крайнего Севера не менее 10 лет и прибытием не позднее <ДД.ММ.ГГГГ>. Клименко В.Ю. не имеет право на получение жилищного сертификата, поскольку не относится к члену семьи Клименко В.И.. (л.д.<№>). В дополнительном письме сообщили, что на <ДД.ММ.ГГГГ> год номер К.Ю.М. в сводном списке граждан, участников в подпрограмме по категории «пенсионеры» - 3, в <ДД.ММ.ГГГГ>-7, в <ДД.ММ.ГГГГ>-4, в <ДД.ММ.ГГГГ>-7 (л.д.<№>).

 Согласно письма <адрес> совета народных депутатов от <ДД.ММ.ГГГГ> №К-<№> Клименко В.Ю. сообщено, что по информации Департаментом строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства <адрес>, предоставление государственных жилищных сертификатов осуществляется в соответствии с региональным сводным списком граждан, сформированным на основании списков, предоставленных органами местного самоуправления, где граждане, имеющие право на получение социальных выплат в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, состоят на учете. До <ДД.ММ.ГГГГ> в сводных списках числился его отец К.Ю.М. Однако после его смерти никто из членов семьи в сводном списке по <адрес> граждан - участников подпрограммы по категории граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей»- на <ДД.ММ.ГГГГ> не числится. (л.д.<№>).

 Согласно ответа Департамента строительства, транспорта и ЖКХ <адрес> от <ДД.ММ.ГГГГ> №<№> для рассмотрения вопроса о признании Клименко В.И. участником подпрограммы и принятии соответствующего решения ей необходимо предоставить в администрацию <адрес> обновленные документы в соответствии с п.19 Правил (л.д.<№>).

 Из справки администрации <адрес> от <ДД.ММ.ГГГГ> следует, что К.Ю.М., Клименко В.И., Клименко В.Ю., Русакова О.Ю. поставлены на учет по улучшению жилищных условий. Постановлением администрации Краснослободского сельского поселения <№> от <ДД.ММ.ГГГГ> К.Ю.М. был снят с учета в связи со смертью. Остальные члены семьи не сняты с учета по улучшению жилищных условий (л.д.<№>).

 <ДД.ММ.ГГГГ> <№> администрация <адрес> направило в адрес Департамента строительства, транспорта и ЖКХ <адрес> сводный список граждан- участников подпрограммы ««Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем граждан, установленных федеральным законодательством» на <ДД.ММ.ГГГГ> и <ДД.ММ.ГГГГ>. (л.д.<№>).

 Согласно сводных списков граждан на <ДД.ММ.ГГГГ> и <ДД.ММ.ГГГГ> года числятся 3 человека: Клименко В.И., Клименко В.Ю., Русакова О.Ю.. Дата постановки на учет <ДД.ММ.ГГГГ> (л.д.<№>).

 Согласно справки ГУП ОО «МР БТИ» от <ДД.ММ.ГГГГ> <№> по состоянию на <ДД.ММ.ГГГГ> объекты недвижимости за Клименко В.И. в <адрес> и <адрес> не зарегистрированы (л.д<№>).

 Согласно уведомлений управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от <ДД.ММ.ГГГГ> <№> и от <ДД.ММ.ГГГГ> <№> в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют данные о наличии недвижимого имущества у Клименко В.И. (л.д.<№>).

 Согласно справки ГУП ОО «МР БТИ» от <ДД.ММ.ГГГГ> <№> по состоянию на <ДД.ММ.ГГГГ> объекты недвижимости за Клименко В.Ю. в <адрес> и <адрес> не зарегистрированы (л.д.<№>).

 Согласно уведомлений управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от <ДД.ММ.ГГГГ> <№> и от <ДД.ММ.ГГГГ> <№> в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют данные о наличии недвижимого имущества у Клименко В.Ю. (л.д.31,32).

 Из справки администрации Краснослободского сельского поселения <адрес> от <ДД.ММ.ГГГГ> <№> следует, что Клименко В.Ю. зарегистрирован по адресу: <адрес>. Совместно с ним проживают 8 человек, двое из которых родственники: Русакова О.Ю.- сестра и <ФИО>17 – племянник (л.д.<№>).

 С <ДД.ММ.ГГГГ> Клименко В.Ю. зарегистрирован по адресу: <адрес>, д. Трубицино, <адрес>, что подтверждается паспортом серии <№>, выданного Клименко В.Ю. <ДД.ММ.ГГГГ> Глазуноским РОВД <адрес> (л.д.<№>).

 Согласно справки ГУП ОО «МР БТИ» от <ДД.ММ.ГГГГ> <№> по состоянию на <ДД.ММ.ГГГГ> объекты недвижимости за Русакова О.Ю. в <адрес> и <адрес> не зарегистрированы (л.д.<№>).

 Согласно уведомлений управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от <ДД.ММ.ГГГГ> <№> и от <ДД.ММ.ГГГГ> <№> в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют данные о наличии недвижимого имущества у Русакова О.Ю. (л.д.<№>).

 Из справки администрации Краснослободского сельского поселения <адрес> от <ДД.ММ.ГГГГ> <№> следует, что Русакова О.Ю. зарегистрирована по адресу: <адрес>, Глазу    новский район, <адрес>. (л.д.<№>), что также подтверждается копией паспорта Русакова О.Ю., серии <№>, выданного <ДД.ММ.ГГГГ> отделом ОФМС России по <адрес> в <адрес> (л.д.<№>).

 Согласно свидетельства о заключении брака I-ФК <№> от <ДД.ММ.ГГГГ> Русакова О.Ю. зарегистрировала брак с <ФИО>7. После заключения брака супругам присвоена фамилия «Русакова О.Ю.» (л.д.<№>).

 Клименко В.И. зарегистрирована по адресу: <адрес>, д. Трубицино, <адрес> <ДД.ММ.ГГГГ> года, до этого была зарегистрирована по адресу: <адрес> <ДД.ММ.ГГГГ> (л.д. <№>) и является супругой К.Ю.М., что подтверждается свидетельством о заключении брака VII-УР <№> от <ДД.ММ.ГГГГ> (л.д.<№>).

 Клименко В.Ю. является родным сыном К.Ю.М., что подтверждается свидетельсвтом о рождении <№>. Место рождения <адрес> (л.д.<№>).

 Таким образом, в судебном заседании достоверно установлено, что К.Ю.М., Клименко В.И., Клименко В.Ю., <№> состояли на учете по улучшению жилищных условий и входили в сводный список по <адрес> с <ДД.ММ.ГГГГ> и на <ДД.ММ.ГГГГ> номер очереди в Списке по области по категории «пенсионеры»- №3.

 После смерти К.Ю.М. был снят с учета в соответствии с действующим законодательством. Однако члены его семьи с учета сняты не были, данный факт подтвержден свидетелями <ФИО>4 и <ФИО>3 Доказательств противного суду не предоставлено.

 Принимая во внимание, что с момента постановки на учет К.Ю.М., и его семьи с <ДД.ММ.ГГГГ> у членов его семьи возникло право на получение социальных выплат, а на день его смерти у Клименко В.И. мелось самостоятельное право состоять на учете как пенсионера, у ответчика отсутствовали предусмотренные законом основания для снятия истцов с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

 Суд считает, что ответчиками не предоставлено доказательств о наличии оснований и документов, согласно которым истцы были сняты с очереди на получение жилищной субсидии в соответствии с Федеральным законом от <ДД.ММ.ГГГГ> № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». В деле имеется лишь постановление администрации Краснослободского сельского поселения <№> от <ДД.ММ.ГГГГ> года, сто К.Ю.М. снят с учета в связи со смертью. Данных о снятии остальных членов семьи в деле не имеется. Утверждение ответчика Департамент строительства, транспорта и ЖКХ <адрес> о том, что члены семьи К.Ю.М. сняты с очереди в связи с его смертью не обоснованны и противоречат действующему законодательству. Постановлением от <ДД.ММ.ГГГГ> <№> на учет по улучшению жилищных условий была поставлена вся семья Русакова О.Ю., а не лично К.Ю.М. Основания для постановки их на учет не отпали, что подтверждается справками об отсутствии у них в собственности недвижимости. В связи с чем, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме.

 Оценивая доводы ответчика, суд приходит к выводу о их несостоятельности.

 Федеральное законодательство о жилищных субсидиях (социальных выплатах на приобретение жилья отдельным категориям граждан, предусмотренных федеральным законодательством) содержит нормы, прямо предусматривающие право и возможность для члена семьи умершего заявителя, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, на ее получение, с учетом даты постановки на учет такого гражданина и очередности предоставления жилищной субсидии.

 Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1); органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (часть 2); малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Из этого вытекает обязанность государства способствовать реализации гражданами права на жилище. Одной из форм государственной финансовой поддержки обеспечения конституционного права граждан на жилище является предоставление гражданам социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера приравненных к ним местностей (жилищных субсидий).

 Как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ в своих решениях, оказание государством помощи гражданам, не имеющим жилья или нуждающимся в улучшении жилищных условий, посредством выделения им безвозмездных жилищных субсидий за счет средств федерального бюджета отвечает провозглашенным статьей 7 (часть 1) Конституции Российской Федерации целям Российской Федерации как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

 В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной, исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Согласно ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

 Установление для граждан гарантий и компенсаций в связи с работой и проживанием в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях направлено на обеспечение справедливого вознаграждения за труд в экстремальных природно - климатических условиях. Предоставляя гражданам, имеющим длительный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, право на получение безвозмездных жилищных субсидий, государство тем самым способствует удовлетворению их потребностей в жилье и обеспечивает возможность иметь жилье в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами, в том числе на основе свободы выбора места жительства. Финансовая поддержка со стороны государства позволяет гражданам, работающим и проживающим в этих районах и местностях, решать проблему приобретения жилья в регионах с благоприятными для проживания и трудовой деятельности условиями. Законодательство о безвозмездных жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, предусматривает право на получение жилищной субсидии не только гражданину, имеющему длительный стаж работы в районах Севера, но и равное с ним право на получение жилищной субсидии всем членам его семьи, независимо от пола, возраста, степени родственных с ним отношений и т.п. различий, и является одной из мер, обеспечивающей государственную поддержку семьи гражданина, выезжающего из районов Севера

 Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданско-процессуального Кодекса Российской Федерации, суд,

 РЕШИЛ:

 Исковые требования Клименко В.И., Клименко В.Ю., Русакова О.Ю. к администрации Краснослободского сельского поселения <адрес>, администрации <адрес>, Департаменту строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> о восстановлении в очереди на получение социальных выплат для приобретения жилья, удовлетворить в полном объеме.

 Обязать Департамент строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> восстановить членов семьи: Клименко В.И., Клименко В.Ю., Русакова О.Ю. в очереди, относящейся к категории второй очередности – «пенсионеры», на получение жилищной субсидии в соответствии с Федеральным законом от <ДД.ММ.ГГГГ> № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», с даты постановки на учет умершего очередника К.Ю.М., <ДД.ММ.ГГГГ> года рождения, умершего <ДД.ММ.ГГГГ>, пенсионера, то есть с <ДД.ММ.ГГГГ>.

 Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Глазуновский районный суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

 Мотивированное решение изготовлено и подписано <ДД.ММ.ГГГГ>

 Судья                     Е.Н. Летов.