ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1-1017/2017 от 01.09.2017 Вольского районного суда (Саратовская область)

Дело №2- 1-1017/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

01 сентября 2017 года г.Вольск

Вольский районный суд Саратовской области, в составе:

председательствующего судьи Маштаковой М.Н.,

с участием истца ФИО1, представителя истца ФИО2, представителей ответчика ФИО3, ФИО4, ФИО5,

при секретаре Засыпкине И.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Вольске гражданское дело по иску ФИО1 к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Саратовской области» о взыскании заработной платы,

установил:

ФИО1 обратился в суд с иском с требованиями о признании приказа незаконным, взыскании заработной платы, указав, что с 05.11.2001 года по 10.06.2017 года проходил службу в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Саратовской области. 28.01.2015 года учреждением был принят приказ об утверждении внутреннего распорядка.

Согласно этому приказу сотрудники отдельного пожарного поста заступают на сутки с 08ч. до 08ч. следующего дня согласно графика дежурств, утвержденного начальником учреждения, им предоставляется перерыв для отдыха и приема пищи- 4 ч., который в рабочее время не включается. Полагает данный приказ незаконным, в связи с чем ему заработная плата была выплачена не полностью.

Цена одного часа работы определена им в 110,8 рублей, сумма не включенной в рабочее время часовой оплаты составляет 443,2 рубля за смену. В силу установленного графика он отработал в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Саратовской области с 01.01.2016 года по июнь 2017 года -160 смен. Не выплаченная заработная плата составила 70912 рублей (160х440).

Просит признать незаконным данный приказ в части не включения в рабочее время 4 ч., предоставленных для отдыха и приема пищи, взыскать задолженность с ответчика за период с 01.01.2016 года по 10.06.2017 года в сумме 70912 рублей.

В ходе рассмотрения дела от истца поступило заявление об отказе от исковых требований в части признания приказа от 28.01.2015 года незаконным.

Определением суда производство по делу в этой части было прекращено.

В судебном заседании истец поддержал исковые требования, дал суду объяснения, аналогичные обстоятельствам, указанным в иске, о том, что ему не доплачивается заработная плата, узнал за 2-3 мес. до увольнения; во время отдыха и приема пищи он не мог покидать рабочее место. Истец не оспаривал, что работал по сменам. До этого в предварительном судебном заседании истец суду пояснял, что о том, что ему не правильно начисляется заработная плата, он узнал после того, как ознакомился с Приказом , однако, не обращался с этим вопросом, так как не хотел портить отношения с начальником учреждения.

Представитель истца суду пояснил, что истец не оспаривает приказ об утверждении внутреннего трудового распорядка, которым 4 ч. отдыха не включалось в рабочее время, так как полагает, что данный приказ не распространяется на истца, истцу неправильно была рассчитана заработная плата с учетом исключения 4 часов из его рабочего времени. Также полагал, что на истца распространяются нормативные акты, касающиеся военнизированной пожарной охраны.

Представители ответчика исковые требования не признали.

Представитель ответчика ФИО3 суду пояснила, что правовой основой прохождения службы в органах уголовно-исполнительной системы России является Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утверждённое постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.12.1992 № 4202-1 (далее Положение о службе), Закон Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», а также Инструкция о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, утвержденная приказом Минюста России от 06.06.2005 № 76 (далее - Инструкция), Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». На основании статьи 11 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации с ФИО1 федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Саратовской области» (далее по тексту - ФКУ ИК-5) заключен контракт о службе в уголовно -исполнительной системе от 30.11.2012 в должности младшего инспектора отдела охраны. В последующем ФИО1 был переведен в отдельный пожарный пост на должность пожарного отдельного поста ведомственной пожарной охраны, последний Контракт от 27.12.2016 . Согласно которому сотрудник обязуется служить по Контракту на условиях, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о службе в уголовно-исполнительной системе и Контрактом, соблюдать требования, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о службе в уголовно-исполнительной системе, Присягу, внутренний распорядок. В соответствии с приказом от 26.04.2017 -лс ФИО1 был уволен 10.06.2017 по пункту «б» части 1 статьи 58 (по достижении предельного возраста) Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.12.1992 № 4202-1. В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2012 № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Приказом ФСИН России от 26.09.2013 № 533 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы», где прописано «при работе в ночное время, при продолжительности смены 12 и более часов, сотрудникам может быть предоставлен дополнительный перерыв продолжительностью от 1 до 4 часов в специально оборудованном помещении или месте. Указанный перерыв в рабочее время не включается». В соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и с приказом ФСИН России от 27.05.2013 № 269 «Об утверждении порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы, порядка выплаты премий за добросовестное выполнение служебных обязанностей сотрудникам уголовно-исполнительной системы и порядка оказания материальной помощи», пункт 18 «Сотрудникам, выполняющие служебные обязанности на основании графика сменности, устанавливается суммированный учет рабочего времени. Порядок ведения суммированного учета рабочего времени устанавливается Правила внутреннего распорядка учреждения (приказ ФКУ ИК-5 от 28.01.2015 , с последующими изменениями), в котором установлен учетный период 1 год. Приказом ФКУ ИК-5 от 28.01.2015 , в соответствии с приказом ФСИН России от 26.09.2013 № 533 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы» утверждены Правила внутреннего трудового распорядка, где прописано «Сотрудники, входящие в состав резервной группы, отдельного пожарного поста, дежурный сотрудник по отделу охране заступают на сутки с 08.00 до 08.00 часов следующего дня, согласно графика дежурств, утвержденных начальником учреждения. Предоставить перерыв для отдыха и принятия пищи - 4 (четыре) часа, который в рабочее время не включается». В исковом заявлении истец ссылается на приказ МЧС РФ от 05.04.2011 № 167 «Об утверждении Порядка организации службы в подразделениях пожарной охраны», а также на Федеральный закон от 23.05.2016 № 141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Указанный приказ и федеральный закон не являются правовым основанием для включения в рабочее время 4 часов, а также для несения службы в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Саратовской области. Так как истец проходил службу в органах уголовно-исполнительной системы, а не в органах Министерства по чрезвычайным ситуациям, и не относился к федеральной государственной противопожарной службе. Он нес службу в соответствии с ранее указанными правовыми актами, а также с приказом Минюста РФ от 03.09.2007 № 177 «Об утверждении наставления по организации деятельности пожарных частей, отдельных постов, групп пожарной профилактики ведомственной пожарной охраны учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы». Также представитель просила применить срок исковой давности по требованиям истца.

Представитель ответчика ФИО4 суду пояснил, что Правила внутреннего трудового распорядка, утвержденные приказом учреждения, основаны на Положении об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, утвержденном приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 26 сентября 2013 г. N 533. Помещение для отдыха сотрудников подразделения, в котором работал истец, было оборудовано для отдыха, в нем имелось 2 дивана, телевизор, плита. Выходить за пределы учреждения во время дежурства на время отдыха было нельзя в виду режимности учреждения. Заработная плата истцу была выплачена полностью, рассчитана в соответствии с Порядком обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы, утвержденного приказом ФСИН России от 27.05.2013 N 269. В январе 2016 года начальником ФКУ ИК№5 был утвержден распорядок дня дежурного караула отдельного поста ведомственной пожарной охраны ИК№5 (л.д.26), из которого следовало, что время приема пищи составляло-1ч. (п.5 распорядка), 45 мин. (п.9), 45м. (п.15); отдых-7ч.(п.13). Только 4 часа из времени отдыха и приема пищи не включалось в рабочее время и не оплачивалось, остальное время отдыха и приема пищи оплачивалось.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения сторон, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что 30.11.2012 года между ФКУ ИК№5 и ФИО1 был заключен контракт о службе в уголовно-исполнительной системе в должности младшего инспектора отдела охраны.

Как следует из материалов дела и не оспаривается истцом, в последующем он был переведен в отдельный пожарный пост на должность пожарного отдельного поста ведомственной охраны. 27.12.2016 года между сторонами был заключен контракт о службе в уголовно-исполнительной системе , из которого следует, что прапорщик внутренней службы ФИО1 проходит службу в ФКУ ИК №5 в должности пожарного отдельного поста ведомственной пожарной охраны; срок действия контракта до 24.05.2021 года (л.д.10).

Согласно приказу ФКУ ИК№5 -лс от 26.04.2017 года (л.д.8) истец был уволен из учреждения по п.б ч.1 ст. 58 (по достижению предельного возраста) 10.06.2017 года, с выплатой компенсации за неиспользованный отпуск в 2017 году в количестве 6,25 календарных дней.

В соответствии со статьей 24 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" порядок и условия прохождения службы сотрудниками уголовно-исполнительной системы регламентируются настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний (абзац 3 статьи 24 названного Закона).

Организация деятельности рабочих и служащих, их трудовые отношения регламентируются законодательством Российской Федерации о труде и правилами внутреннего распорядка учреждений, исполняющих наказания (абзац 4 статьи 24 названного Закона).

Согласно статье 106 Трудового кодекса Российской Федерации время отдыха - время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению.

В силу части 3 статьи 108 Трудового кодекса Российской Федерации на работах, где по условиям производства (работы) предоставление перерыва для отдыха и питания невозможно, работодатель обязан обеспечить работнику возможность отдыха и приема пищи в рабочее время. Перечень таких работ, а также места для отдыха и приема пищи устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка.

Из приведенных положений трудового законодательства следует, что обязанность работодателя по обеспечению работнику возможности отдыха и приема пищи в рабочее время возникает в случае отсутствия у работодателя условий для предоставления работнику такого времени, то есть отсутствия возможности для освобождения работника от исполнения трудовых обязанностей.

Частью 2 статьи 100 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что особенности режима рабочего времени и времени отдыха работников транспорта, связи и других, имеющих особый характер работы, определяются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 100 Трудового кодекса Российской Федерации Правительством Российской Федерации принято постановление от 10 декабря 2002 г. N 877 "Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников, имеющих особый характер работы", согласно которому особенности режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников, имеющих особый характер работы, определяются соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации, а при отсутствии соответствующего федерального органа исполнительной власти - Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Во исполнение названного постановления Правительства Российской Федерации приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 26 сентября 2013 г. N 533 утверждено Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.

Согласно п. 8 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, утвержденного Приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 26 сентября 2013 г. N 533 в течение смены сотруднику предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, который в рабочее время не включается.

При работе в ночное время, при продолжительности смены 12 и более часов, сотрудникам может быть предоставлен дополнительный перерыв продолжительностью от одного до четырех часов в специально оборудованном помещении или месте. Указанный перерыв в рабочее время не включается (п. 9 Положения).

Из приведенных нормативных положений следует, что перерыв для отдыха и питания в течение смены не включается в служебное время сотрудников органов уголовно-исполнительной системы, поскольку в это время сотрудник освобожден от выполнения служебных обязанностей, в связи с чем при суммированном учете служебного времени, отработанного сотрудником, из расчета служебного времени подлежат исключению часы, отведенные ему для отдыха и приема пищи.

Приказом ФКУ ИК-5 от 28.01.2015 года утверждены Правила Внутреннего трудового распорядка.

Согласно Приложению к данному приказу в отношении сотрудников отдельного пожарного поста предусмотрен сменный график работы с 08ч. утра до 08 часов следующего дня, с предоставлением перерыва для отдыха и приема пищи в количестве 4 часов, который в рабочее время не включается.

В январе 2016 года начальником ФКУ ИК№5 был утвержден распорядок дня дежурного караула отдельного поста ведомственной пожарной охраны ИК№5 (л.д.26), из которого следовало, что время приема пищи составляло-1ч. (п.5 распорядка), 45 мин.(п.9), 45м. (п.15); отдых-7ч.(п.13).

Из объяснений стороны ответчика следовало, что только 4 часа из времени отдыха и приема пищи не включалось в рабочее время и не оплачивалось. Остальное время отдыха и приема пищи оплачивалось.

В соответствии с п. 75 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы, утвержденного приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 27 мая 2013 г. N 269 при увольнении выплата всех сумм денежного довольствия, причитающихся сотруднику, производится в день увольнения сотрудника.

Согласно п.п.2,3 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы, утвержденного приказом ФСИН России от 27.05.2013 N 269 (ред. от 20.12.2016), денежное довольствие сотрудников состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью (далее - должностной оклад) и месячного оклада в соответствии с присвоенным специальным званием (далее - оклад по специальному званию), которые составляют оклад месячного денежного содержания (далее - оклад денежного содержания), ежемесячных и иных дополнительных выплат.

В соответствии с п. 18 Порядка сотрудникам, выполняющим служебные обязанности на основании графика сменности, устанавливается суммированный учет рабочего времени (год, полугодие, квартал). Продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов.

Порядок введения суммированного учета рабочего времени устанавливается правилами внутреннего распорядка.

Поскольку истец работал по сменам, к нему применяется суммированный учет рабочего времени.

Из материалов дела следует, что оплата истцу производилась в соответствии с Порядком обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы, расчет с истцом при его увольнении был произведен.

Ответчиком было заявлено о пропуске истцом срока на обращение в суд за выплатой денежных компенсаций за период с 10.06.2016 года до даты увольнения -10.06.2017 года.

Согласно ст. 392 Трудового кодекса РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.

За разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.

Исковое заявление было подано истцом в суд 31.07.2017 года. Истец на вопросы суда пояснял, что о том, что ему не доплачивается заработная плата, узнал за 2-3 мес. до увольнения; что ему не правильно начисляется заработная плата, он узнал после того, как ознакомился с Приказом №177.

У суда не имеется оснований не доверять объяснениям истца по этому поводу, потому суд полагает, что срок за обращением за выплатой денежных средств истцом не пропущен, но с учетом изложенного выше суд приходит к выводу, что истцу на законных основаниях не производилась оплата за 4 ч. за время отдыха и приема пищи во время дежурств.

С учетом изложенного в удовлетворении исковых требований истца следует отказать.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Саратовской области» о взыскании заработной платы отказать.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 1 месяца через Вольский районный суд.

Судья М.Н. Маштакова