ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1-1036/18 от 12.09.2018 Вольского районного суда (Саратовская область)

ДЕЛО №2-1-1036/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 сентября 2018 года г.Вольск

ФИО3 районный суд Саратовской области, в составе:

председательствующего судьи Карпинской А.В.,

с участием прокурора Спиридонова М.Ю., ответчика, его представителя адвоката Романенко А.М., представителя ответчика и третьего лица – ФИО1

при секретаре Пестравской Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Вольске дело по иску Вольского межрайпрокурора в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к ФИО2, администрации Вольского муниципального района о признании сделки недействительной, применения последствий недействительности сделки,

установил:

ФИО3 межрайпрокурор обратился в суд с иском в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к (далее по тексту - администрация ВМР) о признании сделки недействительной, применения последствий недействительности сделки, мотивируя свои требования тем, что 22 августа 2017 года ФИО2 обратился в администрацию ВМР с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 1697 кв.м. с местоположением (адресом): <адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства на основании подпункта 6 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации.

Постановлением администрации ВМР от 04 сентября 2017 года предварительно согласовано ФИО2 предоставление указанного выше земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории в границах территориальной зоны застройки малоэтажными и индивидуальными жилыми домами (Ж-1) для использования в целях «для ведения личного подсобного хозяйства».

Обозначенным постановлением утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

16 мая 2018 года ФИО2 обратился в администрацию ВМР с заявлением о предоставлении в безвозмездное пользование сроком на 6 лет без проведения торгов данного земельного участка.

24 мая 2018 года между ответчиками заключен договор безвозмездного пользования названного земельного участка, без проведения торгов, по условиям которого земельный участок предоставлен в безвозмездное пользование ФИО2 с разрешенным использованием «для ведения личного подсобного хозяйства» с 24 мая 2018 года по 23 мая 2024 года на основании подпункта 6 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации.

Исходя из правового механизма, определенного пунктом 1 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, в данном случае решение об отказе предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении такого земельного участка уполномоченным органом не принималось, в связи с чем администрация Вольского муниципального района Саратовской области обязана была обеспечить опубликование извещения о предоставлении земельного участка для соответствующих целей в установленном порядке.

Однако, в нарушение требований земельного законодательства извещение о предоставлении земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по <адрес> в периодическом печатном издании, а также в сети «Интернет» не опубликовано. Земельный участок предоставлен ФИО2 путем заключения договора без извещения об этом иных заинтересованных лиц.

С учетом того, что в силу прямого указания закона решение о предварительном согласовании предоставления и решение о предоставлении ФИО2 земельного участка с кадастровым номером без проведения торгов в безвозмездное пользование для ведения личного подсобного хозяйства могло быть принято только при условии предварительного опубликования извещения о предоставлении такого земельного участка, игнорирование ответчиками данной процедуры при предоставлении земельного участка ФИО2 свидетельствует о нарушениях земельного законодательства. Из этого следует, что данная сделка является ничтожной.

Отсутствие публичных процедур способствовало созданию преимущественного положения ФИО2 и лишило возможности других граждан реализовать свое право на заключение договора на испрашиваемый земельный участок.

В связи с этим прокурор просит признать недействительным договор безвозмездного пользования земельного участка, заключенный 24 мая 2018 года между администрацией Вольского муниципального района и ФИО2, прекратить право безвозмездного пользования ФИО2 указанным выше земельным участком.

В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал, дал объяснения, аналогичные изложенным выше.

Ответчик ФИО2, его представитель – адвокат Романенко А.М., представитель ответчика администрации ВМР и третьего лица – Комитета по управлению муниципальным имуществом и природными ресурсами администрации Вольского муниципального района (далее по тексту - КУМИ администрации ВМР) – ФИО1, руководитель Комитета, от администрации ВМР действующий на основании доверенности, требования не признали, суду пояснили, что при предоставлении земельных участков статья 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации обязывает орган местного самоуправления совершить одно из действий: 1) обеспечить опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей и разместить извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», 2) принять решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка.

Однако, частью 2 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации определен исчерпывающий перечень информации, подлежащей опубликованию в извещении, в том числе, информация о праве граждан или крестьянских (фермерских) хозяйств, заинтересованных в предоставлении земельного участка, в течение тридцати дней соответственно со дня опубликования и размещения извещения подавать заявления о намерении участвовать в аукционе по продаже такого земельного участка или аукционе на право заключения договора аренды такого земельного участка. Из содержания указанной статьи следует, что граждане, заинтересованные в предоставлении земельного участка, имеют право подавать заявления о намерении участвовать в аукционе по продаже такого земельного участка или аукционе на право заключения договора аренды такого земельного участка. Право на заключение договора безвозмездного пользования в данном закрытом перечне не указано, следовательно, право на заключение договора безвозмездного пользования не может быть предметом аукциона. Права граждан и крестьянских (фермерских) хозяйств на подачу заявлений, определенных подпунктом 2 пункта 2 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации расширительному толкованию не подлежат.

Представитель третьего лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области в судебное заседание не явился, был надлежаще извещен о времени и месте слушания дела.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения ответчика, представителей сторон, суд приходит к следующему.

22 августа 2017 года ФИО2 обратился в администрацию ВМР с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 1697 кв.м. с местоположением (адресом): <адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства на основании подпункта 6 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации.

Постановлением администрации ВМР от 04 сентября 2017 года №2062 предварительно согласовано предоставление ФИО2 указанного выше земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории в границах территориальной зоны застройки малоэтажными и индивидуальными жилыми домами (Ж-1) для использования в целях «для ведения личного подсобного хозяйства», а также утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

16 мая 2018 года ФИО2 обратился в администрацию ВМР с заявлением о предоставлении в безвозмездное пользование сроком на 6 лет без проведения торгов данного земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства.

24 мая 2018 года между ФИО2 и администрацией ВМР заключен договор безвозмездного пользования названного земельного участка, без проведения торгов, по условиям которого земельный участок предоставлен в безвозмездное пользование ФИО2 с разрешенным использованием «для ведения личного подсобного хозяйства» с 24 мая 2018 года по 23 мая 2024 года на основании подпункта 6 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации.

Извещение о предоставлении земельного участка опубликовано и размещено на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не было, что, по мнению прокурора, влечет недействительность сделки.

Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование, в том числе, гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в муниципальных образованиях, определенных законом субъекта Российской Федерации, на срок не более чем шесть лет.

В соответствии с подпунктом «о» пункта 5 статьи 1 Закона Саратовской области от 02 февраля 2015 года № 5-ЗСО «О некоторых вопросах предоставления в безвозмездное пользование гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности» земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, расположенные в Широкобуеракском муниципальном образовании Вольского муниципального района Саратовской области, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование гражданам для ведения личного подсобного хозяйства или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности на срок не более чем шесть лет.

Статьей 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации определен порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, который включает следующие действия: подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости»; принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости»; обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка; осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена; подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка; заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.

Пунктом 8 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации также установлено, что предоставление земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства (за исключением случаев, если в соответствии с федеральными законами или законами субъекта Российской Федерации предусмотрено право отдельных категорий граждан на приобретение земельных участков для указанных целей в первоочередном или внеочередном порядке), гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности осуществляется с учетом особенностей, установленных статьей 39.18 настоящего Кодекса.

В указанном пункте не содержится указаний на соблюдение процедуры, предусмотренной статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в случае предоставления таких земельных участков только в аренду или в собственность, следовательно, она обязательная к применению и в случае предоставления земельных участков в безвозмездное пользование.

Согласно пунктам 1, 4, 5 и 7 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:

1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.

Граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.

Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из следующих действий:

1) осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка;

2) принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 настоящего Кодекса при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», и направляет указанное решение заявителю.

В случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение:

1) об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка;

2) об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Таким образом, земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства может быть предоставлен гражданину в безвозмездное пользование без проведения аукциона на основании предоставленного им заявления при условии, что этот гражданин является единственным претендентом на испрашиваемый земельный участок. Наличие иных лиц, подавших заявление о намерении получить земельный участок, является основанием для проведения аукциона на право заключения договора аренды или купли-продажи земельного участка по результатам проведения торгов.

Следовательно, договор безвозмездного пользования с ФИО2 мог быть заключен только в случае отсутствия иных претендентов на получение этого же земельного участка, наличие (отсутствие) которых могло быть установлено только посредством проведения публичной процедуры публикации извещения о предоставлении испрашиваемого земельного участка в безвозмездное пользование.

Оснований для исключения процедуры публикации извещения при предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование закон не содержит.

В связи с этим суд полагает, что действия сторон при передаче земельного участка в безвозмездное срочное пользование ФИО2 совершены в обход существующего порядка предоставления земельных участков на таком виде права (с публикацией извещения о предоставлении земельного участка, предоставления заинтересованным лицам возможности подать заявки на приобретение участка).

Довод представителя администрации ВМР и КУМИ администрации ВМР, что такое извещение противоречит смыслу предоставления земельных участков в безвозмездное пользование, например, в качестве служебного надела, суд во внимание не принимает, поскольку в таких случаях процедура, предусмотренная статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации не применяется (подпункт 4 пункта 7 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации).

Кроме того, суд обращает внимание, что в соответствии с пунктом 5 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, по истечении пяти лет со дня предоставления земельного участка в безвозмездное пользование в соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса гражданин имеет право на получение данного земельного участка в собственность бесплатно (при условии, что гражданин использовал такой земельный участок в указанный период в соответствии с установленным разрешенным использованием). Соответственно, администрация ВМР, заключив договор на предоставление участка в безвозмездное срочное пользование с нарушением закона, фактически предоставила ФИО2 преимущество в получении в дальнейшем участка в собственность бесплатно, минуя соответствующие процедуры.

Согласно статье 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

В пунктах 1 и 2 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.

Поскольку договор безвозмездного пользования земельного участка, заключенный между администрацией Вольского муниципального района и ФИО2 заключен в нарушение указанных выше требований земельного законодательства, и при этом посягает на публичные интересы (интересы неопределенного круга лиц), он является ничтожным, поэтому требования прокурора являются законными и подлежащими удовлетворению.

В этой связи подлежат применению последствия недействительности сделки путем прекращения зарегистрированного обременения в пользу ФИО2 в виде безвозмездного срочного пользования земельным участком.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации

решил:

Исковые требования Вольского межрайпрокурора в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к ФИО2, администрации Вольского муниципального района о признании сделки недействительной, применения последствий недействительности сделки удовлетворить полностью.

Признать недействительным договор безвозмездного пользования земельного участка общей площадью 1697 кв.м., с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> заключенный 24 мая 2018 года между администрацией Вольского муниципального района и ФИО2.

Применить последствия недействительности сделки.

Прекратить зарегистрированное в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним обременение в пользу ФИО2 в виде безвозмездного срочного пользования земельным участком с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через ФИО3 районный суд.

Судья Карпинская А.В.