№РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
29 июня 2016 года город Ливны.
Ливенский районный суд Орловской области в составе:
председательствующего судьи Альяновой Е.Л.,
при секретаре Пчельниковой Ю. Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале судебного заседания Ливенского районного суда гражданское дело по иску Автомоновой Н. А. к Казенному учреждению Орловской области Областной центр социальной защиты населения об обязании назначить ежемесячную денежную выплату,
УСТАНОВИЛ:
Автомонова Н. А. обратилась в Ливенский районный суд Орловской области с иском к Казенному учреждению Орловской области Областной центр социальной защиты населения об обязании назначить ежемесячную денежную выплату, указав, ДД.ММ.ГГГГг. она обратилась к начальнику филиала по г. Ливны Казенному учреждению Орловской области Областной центр социальной защиты населения с заявлением установить ежемесячную денежную выплату (ЕДВ), на основании свидетельства о праве на льготы, пострадавшей от политических репрессий, №, выданного ДД.ММ.ГГГГ.. По результатам рассмотрения заявления было принято решение № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении ей государственной услуги, поскольку она является гражданкой <данные изъяты>, ссылаясь на Постановление Правительства Орловской области № 344 от 13.11.2014 г., пп.1п.5, где сказано, что вместе с заявлением гражданином предоставляется копия документа, подтверждающего принадлежность к гражданству Российской Федерации.
Она является пенсионеркой, вид на жительство дает ей право постоянно проживать на территории Российской Федерации, в настоящее время зарегистрирована в Орловской области, свидетельство о праве на льготы дает законное право на меры социальной поддержки, что соответствует условиям статьи 1 и статьи 4 ч. 1. закона Орловской области, в действующей редакции от 19 ноября 2004 года № 441-03 «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий.
Просит обязать филиал по г. Ливны Казенного учреждению Орловской области Областной центр социальной защиты населения назначить ежемесячную денежную выплату согласно закону Орловской области от 19.11.2004г. № 441-03 «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий в Орловской области» с даты подачи заявления. Взыскать с филиала по г. Ливны КУ ОО «ОЦСЗН» задолженность своевременно не полученных сумм ежемесячных денежных выплат (ЕДВ), расходы по подготовке доверенности в размере <данные изъяты>. и за составление заявления в размере <данные изъяты>
В судебном заседании представитель по доверенности истца Автомоновой Н. А. – Автомонова В. А. просила суд обязать Казенное учреждение Орловской области областной центр социальной защиты населения назначить Автомоновой Н.А. ежемесячную денежную выплату в соответствии с законом Орловской области от 19.11.2004г. №441-ОЗ «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий в Орловской области» с даты обращения и произвести выплату задолженности по ежемесячной денежной выплате. Взыскать с Казенного учреждения Орловской области областной центр социальной защиты населения в пользу Автомоновой Н.А. судебные расходы по подготовке доверенности в сумме <данные изъяты>. и за составление иска в сумме <данные изъяты>.
Представитель ответчика Казенного учреждения Орловской области областной центр социальной защиты населения Никульникова Г.В. исковые требования не признала, указав, что на основании пп.5 п.1 Постановления Правительства Орловской области от 13.11.2014 года №344, для назначения ежемесячной денежной выплаты гражданином предоставляются документы, подтверждающие принадлежность к гражданству РФ. Поскольку Автомонова Н.А. не является гражданкой РФ в предоставлении ей ежемесячной денежной выплаты было отказано.
Представитель соответчика Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела был извещен.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования Автомоновой Н. А. обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Закон Российской Федерации от 18 октября 1991 года N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" является специальным законом, направленным на реализацию положений статей 52 и 53 Конституции Российской Федерации, возлагающих на государство обязанность защищать права потерпевших от злоупотреблений властью. Принимая его, федеральный законодатель исходил из признания того, что за годы Советской власти миллионы людей стали жертвами произвола тоталитарного государства, подверглись репрессиям за политические и религиозные убеждения, по социальным, национальным и иным признакам и что Россия как демократическое правовое государство осуждает многолетний террор и массовые преследования своего народа как несовместимые с идеей права и справедливости.
Цель данного Закона, согласно его преамбуле, - реабилитация всех жертв политических репрессий, подвергнутых таковым на территории Российской Федерации с 25 октября (7 ноября) 1917 года, восстановление их в гражданских правах, устранение иных последствий произвола и обеспечение посильной в настоящее время компенсации материального ущерба. Исходя из этой цели определяется круг лиц, подвергшихся политическим репрессиям и подлежащих реабилитации, и лиц, пострадавших от политических репрессий, а также порядок реабилитации и ее общие правовые последствия.
Статья 1.1. указанного Закона указывает на то, что подвергшимися политическим репрессиям и подлежащими реабилитации признаются в частности дети, оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей или одного из них, необоснованно репрессированных по политическим мотивам.
Закон в части порядка реабилитации распространяется: на граждан Российской Федерации, граждан государств - бывших союзных республик СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства, подвергшихся политическим репрессиям на территории Российской Федерации с 25 октября (7 ноября) 1917 года;
на лиц, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, репрессированных советскими судебными и административными органами, действовавшими за пределами СССР, либо военными трибуналами, либо центральными судами Союза ССР и внесудебными органами (Верховным Судом СССР и его коллегиями, Коллегией ОГПУ СССР, Особым совещанием при НКВД - МГБ - МВД СССР, Комиссией НКВД СССР и Прокуратуры СССР по следственным делам);
на иностранных граждан, репрессированных по решению судов Союза ССР или внесудебных органов за пределами СССР по обвинению в деяниях против граждан СССР и интересов СССР. Вопросы реабилитации иностранных граждан, репрессированных по решению судов Союза ССР или внесудебных органов за пределами СССР на основании международных законов за деяния против интересов Объединенных Наций во второй мировой войне, решаются в соответствии с международными соглашениями Российской Федерации с заинтересованными государствами (статья 2 Закона).
Статья 16 названного Закона гласит, что реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1, ч.1 ст.2 Закона Орловской области «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий в Орловской области» №441-ОЗ от 19.11.2004г., реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, имеют право на такую меру социальной поддержки, как ежемесячная денежная выплата, при условии, что они имеют инвалидность или являются пенсионерами и имеют место жительства на территории Орловской области.
Порядок предоставления мер социальной поддержки определяется Правительством Орловской области (ч.4 ст.2 Закона).
В соответствии с ч.4 Закона Орловской области документами, подтверждающими право на получение мер социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, являются свидетельства, выдаваемые реабилитируемым лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, имеющим право на меры социальной поддержки, установленные настоящим Законом, действующие на территории Орловской области, форма и порядок выдачи которых определяются Правительством Орловской области.
В ходе судебного заседания было установлено, что Автомонова Н.А. является, уроженкой <адрес>, является гражданкой <данные изъяты>, имеет вид на жительство в Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированная по месту жительства по адресу: <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ (л.д.7,8,9).
Автомонова Н.А. как оставшаяся в несовершеннолетнем возрасте без попечения отца, необоснованно репрессированного по политическим мотивам, признана подвергшейся политической репрессии и реабилитирована (справка <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. № л.д.10).
Управлением по обеспечению безопасности, законности, правопорядка и деятельности коорд. органов Орловской области ДД.ММ.ГГГГ Автомоновой Н.А. выдано бессрочное свидетельство №, действительное на территории <адрес>, о наличии права на меры социальной поддержки, установленные Законом Орловской области от 19.11.2004г. №441-ОЗ «О социальной поддержке жертв политических репрессий» для реабилитированных лиц (л.д.11).
С ДД.ММ.ГГГГ Автомонова Н.А. является получателем страховой пенсии по старости ( справка от ДД.ММ.ГГГГ№).
ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в Казенного учреждения Орловской области областной центр социальной защиты населения с заявлением об установлении ежемесячной денежный выплаты, так как она признана подвергшейся политической репрессии и реабилитирована ДД.ММ.ГГГГ
Решением Казенного учреждения Орловской области областной центр социальной защиты населения № от ДД.ММ.ГГГГ, ответом № от ДД.ММ.ГГГГ Автомоновой Н. А. было отказано в предоставлении государственной услуги в виде ежемесячной денежной выплаты, в связи с тем, что она не имеет российского гражданства. В ответе имеет место ссылка на п.1 пп.5 Постановления Правительства Орловской области от 13.1.2014г. «Об утверждении Порядка предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан» №334(л.д.5,6)
Пунктом 1 п.п.5 Постановления Правительства Орловской области от 13.11.2014г. №344 «Об утверждении Порядка предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан», предусмотрено, что вместе с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты гражданином представляются копия паспорта гражданина Российской Федерации или иных документов, удостоверяющих личность гражданина, принадлежность его к гражданству Российской Федерации, дату рождения, проживание на территории Орловской области.
Вместе с тем Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 12.11.2008 года №1031-О-О, установлено, что предоставление реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, льгот (мер социальной поддержки) направлено на создание благоприятных условий для реализации прав и свобод названными категориями граждан, обеспечение их социальной защищенности; в совокупности с иными предусмотренными Законом Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" мерами они призваны способствовать возмещению причиненного в результате репрессий вреда.
Возможность пользоваться льготами, перечисленными в статье 16 названного Закона в прежней редакции, - в силу характера и формы их предоставления - обеспечивалась только лицам, проживающим на территории Российской Федерации, что нашло отражение в пункте 1 утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 мая 1994 года N 419 Положения о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий (утратило силу в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 августа 2005 года N 489), в котором прямо указывалось, что данная категория граждан имеет право на соответствующие льготы при условии их постоянного проживания на территории Российской Федерации.
Передавая субъектам Российской Федерации полномочие по обеспечению реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, мерами социальной поддержки, при реализации которого субъекты Российской Федерации вправе заменять отдельные меры поддержки, предоставляемые в натуральной форме, на выплату денежной компенсации, федеральный законодатель не внес каких-либо изменений в круг лиц, пользующихся правом на получение мер социальной поддержки. Из этого следует, что при переходе к новой системе обеспечения граждан мерами социальной поддержки был сохранен прежний подход, в соответствии с которым меры социальной поддержки предоставляются реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, если они проживают на территории Российской Федерации; при этом, как и ранее, право на получение этих мер не ставится в зависимость от наличия российского гражданства.
Принимая во внимание исследованные в судебном заседании доказательства, изложенные выше нормы Законов, определение Конституционного суда РФ, суд находит исковые требования ФИО1 обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку она признана подвергшейся политической репрессии и реабилитирована, в связи с чем имеет свидетельство дающее право на меры социальной поддержки, установленные законом Орловской области от 19.11.2014 года №441-ОЗ, является гражданкой –бывшей союзной республики СССР – <данные изъяты>, имеет вид на жительство в Российской Федерации, является <данные изъяты>, зарегистрирована и проживает на территории <адрес>. При этом отсутствие у истца в настоящее время российского гражданства не может являться основанием для лишения ее предусмотренных Конституцией Российской Федерацией прав и свобод человека и гражданина, в том числе на обеспечение такой мерой социальной поддержки как ежемесячная денежная выплата.
Таким образом Казенное учреждение Орловской области областной центр социальной защиты населения обязано назначить ФИО1 ежемесячную денежную выплату в соответствии с законом Орловской области от 19.11.2004г. №441-ОЗ «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий в Орловской области» с даты первоначального обращения – ДД.ММ.ГГГГ и произвести выплаты начиная с указанной даты.
Истцом заявлено требование о взыскании с ответчика расходов по подготовке доверенности в размере <данные изъяты>, расходов по составлению заявления в размере <данные изъяты>, в подтверждение понесенных расходов предоставлены квитанции.
В соответствии со ст. 94 ГПК РФ, к судебным издержкам относятся расходы, которые понесены лицами, участвующими в деле.
В соответствии со ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которого состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Понесенные истцом расходы за оплату юридических услуг за составление заявления в суд в сумме <данные изъяты>.. суд считает взыскать с ответчика по делу Казенного учреждения Орловской области областной центр социальной защиты населения.
Вместе с тем суд отказывает истцу во взыскании с ответчика в его пользу расходов за оформление доверенности представителя в сумме 1200 рублей, поскольку доверенность выдана для участия представителя во всех судебных, административных, правоохранительных органах, а не на участие в конкретном деле.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Обязать Казенное учреждение Орловской области областной центр социальной защиты населения назначить ФИО1 ежемесячную денежную выплату в соответствии с законом Орловской области от 19.11.2004г. №441-ОЗ «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий в Орловской области» с даты первоначального обращения – ДД.ММ.ГГГГ и произвести выплаты начиная с ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Казенного учреждения Орловской области областной центр социальной защиты населения в пользу ФИО1 судебные расходы в сумме <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Орловского областного суда в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья