ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1-108/2022 от 09.08.2022 Бежецкого городского суда (Тверская область)

№2-1-108/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Бежецкий межрайонный суд Тверской области

в составе председательствующего судьи Субботина А.И.,

при секретаре Алашкиной Е.Ю.,

с участием представителя истца Новиковой Г.В., представителя ответчика Администрации Весьегонского муниципального округа Тверской области Чистяковой М.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Роспотребнадзора по Тверской области в лице территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Тверской области в Бежецком районе к Муниципальному унитарному предприятию "Весьегонские Коммунальные Системы" о признании действий противоправными и возложении обязанности по обеспечению питьевой водой надлежащего качества, к Администрации Весьегонского муниципального округа Тверской области о возложении обязанности организовать подачу питьевой воды населению соответствующию требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства,

У С Т А Н О В И Л:

Управление Роспотребнадзора по Тверской области в лице территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Тверской области в Бежецком районе, действующее в защиту интересов неопределенного круга потребителей, обратилось в суд с иском к Муниципальному унитарному предприятию "Весьегонские Коммунальные Системы" о признании действий противоправными и возложении обязанности по обеспечению питьевой водой надлежащего качества, к Администрации Весьегонского муниципального округа Тверской области о возложении обязанности организовать подачу питьевой воды населению соответствующей требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства.

В обоснование исковых требований указано, что Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Тверской области в Бежецком районе при проведении в период с 15.06.2022 г. по 28.06.2022 г. плановой выездной проверки в отношении Муниципального унитарного предприятия «Весьегонские Коммунальные Системы» (далее по тексту - МУП «ВКС»), установлено, что МУП «ВКС» обеспечивает население города Весьегонска Тверской области питьевой водой ненадлежащего качества, т.е. качество воды не соответствует требованиям СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно- эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее по тексту - СанПиН 2.1.3684-21), СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».

В соответствии с п.1.1 Устава МУП «ВКС» является коммерческой организацией, не наделенной правом собственности на имущество, закрепляемым за ней собственником. Имущество предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения (п.5.1 Устава).

В соответствии с п.1.6, п.1.7 Устава МУП «ВКС» (Предприятия) Учредителем и собственником имущества Предприятия является Муниципальное образование Весьегонский муниципальный округ. Функции и полномочия собственника имущества Предприятия и его Учредителя осуществляет администрация Весьегонского муниципального округа Тверской области.

В соответствии с п.4.3, п.4.5 Устава директор МУП «ВКС» подотчетен Администрации Весьегонского муниципального округа. Директор предприятия организует выполнение решений собственника имущества предприятия.

В соответствии с п.2.1 Устава предприятие создано в целях удовлетворения потребностей населения на территории Весьегонского муниципального округа Тверской области, физических и юридических лиц в работах и услугах по водоснабжению и водоотведению, организации водоснабжения и водоотведения.

В соответствии с п.2.2 Устава деятельностью МУП «ВКС» является сбор, очистка и распределение воды; деятельность по обеспечению работоспособности водноканализационных сетей; эксплуатация, текущий и капитальный ремонт водноканализационных сетей.

В соответствии п.3.2 Устава администрация Весьегонского муниципального округа Тверской области (Учредитель) в отношении МУП «ВКС» (Предприятия);

определяет цели, предмет и виды деятельности Предприятия;

определяет порядок составления, утверждения и установления показателей планов (программы) финансово-хозяйственной деятельности Предприятия;

дает согласие на распоряжение недвижимым имуществом;

осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества;

утверждает показатели экономической эффективности деятельности Предприятия и контролирует их выполнение.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся вопросы организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Таким образом, именно на администрацию Весьегонского муниципального округа возложены полномочия по обеспечению населения г.Весьегонска питьевой водой надлежащего качества.

МУП «ВКС» как организация, обеспечивающая потребителей коммунальными услугами, в силу закона «О защите прав потребителей» и п.3 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354, является исполнителем услуг. Жители Весьегонского муниципального округа, пользующиеся или имеющие намерение воспользоваться услугой для питьевых и хозяйственно-бытовых нужд являются потребителями (абзац 3 преамбулы закона РФ «О защите прав потребителей, п. 3 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. №354).

Согласно п.1 ст.19 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения», п.75 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно- эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» питьевая вода должна быть безопасна в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредна по химическому и микробиологическому составам и иметь благоприятные органолептические показатели.

Для обеспечения объектов жилого фонда, предприятий и организаций г. Весьегонска Тверской области водой питьевого и хозяйственно-бытового назначения используется система водоснабжения, состоящая из 6 скважин и сетей водоснабжения.

Постановлениями администрации городского поселения - город Весьегонск Тверской области №148 от 15.06.2017 г. № 148, №31 от 01.03.2019г. в хозяйственное ведение МУП «ВКС» передано муниципальное имущество, в том числе артскважины и водопроводные сети на территории г. Весьегонска:

артскважина № 1 (2-68 ) г. Весьегонск пр. Дорожников, д.2 (ГВК 28200999) - 36м глубиной

артскважина № 2 (2-82) г. Весьегонск пр. Дорожников, д.2 (ГВК 28200998) - 37 м глубиной

артскважина № 3 (49619) г. Весьегонск ул. Профсоюзная, д. 13 (ГВК 28201016) - 50 м глубиной

артскважина № 4 резервная (КБ-165-86) — г. Весьегонск ул. Южная, д.З (ГВК 28201003) - 55 м глубиной

артскважина № 5 (КБ-40-1-45) г. Весьегонск ул. Южная, д.7 (ГВК 28201002) - 55 м глубиной

артскважина № 7 резервная, г.Весьегонск, ул. П. Морозова, д.48 (ГВК 28201001) - 40 м глубиной.

Артскважины № 1 (2-68) и № 2 (2-82) имеют общую зону строгого режима и образуют групповой водозаборный узел. Арткважины № 4 (КБ-165-86), № 5 (КБ-40-1-45) и № 7 (ГВК 28201001) закольцованы в единую водопроводную систему, но учитывая, что расстояние между ними составляет 450-600 м - рассматриваются как одиночные водозаборы.

В ходе проведения в период с 15.06.2022 г. по 28.06.2022 г. плановой выездной проверки в отношении МУП «ВКС» по поручению территориального отдела № 143 от 10.06.2022 г. специалистом филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тверской области» в Бежецком районе (аттестат аккредитации № RA.RU.510131 от 15.08.2016 г. сроком действия - бессрочно) 16.06.2022 г. были отобраны пробы питьевой воды действующих артскважин и выборочно из распределительной сети.

Согласно протоколу лабораторных испытаний и экспертному заключению к протоколу №1/2945 от 22.06.2022 проба воды, отобранная из артскважины по ул. Южная. 7 г. Весьегонск в объеме проведенных испытаний не удовлетворяет требованиям раздела III таблицы 3.1, таблицы 3.13 СанПиН 1.2.3685-21 по железу (результат испытаний 1,10 ± 0,28 мг/л при нормативе - не более 0,3 мг/л) и мутности (результат испытаний 5,10 ± 1,02 мг/л при нормативе - не более 1,5 мг/л). что является нарушением п.75 СанПиН 2.1.3684-21.

Согласно протоколу лабораторных испытаний и экспертному заключению к протоколу №1/2946 от 22.06.2022 проба воды, отобранная из артскважины по ул. Профсоюзная, д.13, г. Весьегонск в объеме проведенных испытаний не удовлетворяет требованиям раздела III таблицы 3.1, таблицы 3.13 СанПиН 1.2.3685-21 по железу (результат испытаний 0,58 ± 0,15 мг/л при нормативе - не более 0,3 мг/л), мутности (результат испытаний 1,80 ± 0,36 мг/л при нормативе - не более 1,5 мг/л), цветности (результат испытаний 23,0 ± 4,6 град при нормативе - не более 20 град!, что является нарушением п.75 СанПиН 2.1.3684-21.

Согласно протоколу лабораторных испытаний и экспертному заключению к протоколу №1/2947 от 20.06.2022 проба воды, отобранная в распределительной сети по ул.Мелиораторов, д.20 (от артскважины ул.Профсоюзная, д.13) г. Весьегонск в объеме проведенных испытаний не удовлетворяет требованиям раздела III таблицы 3.1, таблицы 3.13 СанПиН 1.2.3685-21 по железу (результат испытаний 0,62 ± 0,16 мг/л при нормативе - не более 0,3 мг/л), мутности (результат испытаний 1,60 ± 0,32 мг/л при нормативе - не более 1,5 мг/л), цветности (результат испытаний 22,0 ± 4,4 град при нормативе - не более 20 град), что является нарушением п.75 СанПиН 2.1.3684-21.

Согласно протоколу лабораторных испытаний и экспертному заключению к протоколу №1/2948 от 20.06.2022 проба воды, отобранная в распределительной сети по ул.Промышленная, д.37 (от артскважины ул. Южная, 71 г. Весьегонск в объеме проведенных испытаний не удовлетворяет требованиям раздела III таблицы 3.1, таблицы 3.13 СанПиН 1.2.3685-21 по железу (результат испытаний 0,69 ± 0,17 мг/л при нормативе - не более 0,3 мг/л1, мутности (результат испытаний 5,30 ± 1,06 мг/л при нормативе - не более 1,5 мг/л), цветности (результат испытаний 22,0 ± 4,4 град при нормативе - не более 20 град), что является нарушением п.75 СанПиН 2.1.3684-21.

Контроль качества питьевой воды, подаваемой населению г.Весьегонска из действующих артскважин, с мая 2022г проводит Администрация Весьегонского муниципального округа по договору с аккредитованной лабораторией. На момент проверки представлены протоколы лабораторных испытаний: №1/2588, №1/2589, №1/2590, №1/2591 от 23.05.2022. По данным производственного контроля за май текущего года питьевая вода из артскважины по ул. Южная. 7 г. Весьегонск. артскважины по ул. Профсоюзная, д.13, г. Весьегонск не соответствует санитарным нормам по железу, цветности, мутности. Протоколы лабораторных исследований качества подаваемой питьевой воды за 2021 г не представлены. Производственный контроль по программе производственного контроля проводится не в полном объеме, что является нарушением п.77 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно- эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее по тексту - СанПиН 2.1.3684-21).

Технологический регламент очистки воды на ОСВ не соблюдается с момента введения в эксплуатацию ОСВ. По проекту предусмотрено обезжелезивание, коагуляция, подщелачивание, что не проводится. Из 4-х фильтров функционируют 2 фильтра.

Обстоятельствами, приведшими к несоответствию качества питьевой воды гигиеническим нормативам по таким показателям, как цветность, мутность, железо, что на всех действующих артскважинах отсутствует полная или частичная очистка питьевой воды.

Исходя из соответствующих положений подпункта «в» п.3, подпункта «а» п.31 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354, (далее по тексту - Правил предоставления коммунальных услуг), предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении № 1. Исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.

Под «коммунальными услугами» понимается осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений) (и.2 Правил предоставления коммунальных услуг).

Под «коммунальными ресурсами» понимается - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг. К коммунальным ресурсам приравниваются также сточные бытовые воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения (п.2 Правил предоставления коммунальных услуг).

В соответствии с п.2 раздела I «Холодное водоснабжение» Приложения № 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг «Требования к качеству коммунальных услуг» должно обеспечиваться постоянное соответствие состава и свойств холодной воды требованиям законодательства Российской Федерации о техническом, отклонение состава и свойств холодной воды от требований законодательства Российской Федерации о техническом регулировании не допускается.

При этом согласно п.5 ст.4 Закона РФ «О защите прав потребителей» каждый потребитель имеет право на то, чтобы услуги соответствовали по качеству обязательным требованиям нормативов и стандартов, санитарных правил и норм и условиям договора. При несоответствии состава и свойств холодной воды требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании размер платы за коммунальную услугу, определенный за расчетный период в соответствии с приложением № 2 к Правилам, снижается на размер платы, исчисленный суммарно за каждый день предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества (независимо от показаний приборов учета) в соответствии с пунктом 101 Правил.

В соответствии с ч.1 ст.23 Федерального закона от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» Организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям.

В соответствии с ч.2 ст.23 Федерального закона от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» Органы местного самоуправления поселений, городских округов, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.

В соответствии с ч.4 ст.23 Федерального закона от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» Питьевая вода, подаваемая абонентам с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, считается соответствующей установленным требованиям в случае, если уровни показателей качества воды не превышают нормативов качества питьевой воды более чем на величину допустимой ошибки метода определения.

Действия Ответчика должны соответствовать нормативным актам, регулирующим порядок предоставления коммунальных услуг населению.

Таким образом, нарушая права на круглосуточное бесперебойное обеспечение холодной питьевой водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах, а соответственно на надлежащие санитарно-гигиенические условия граждан, проживающих в Весьегонском муниципальном округе Тверской области, МУП «ВКС» необоснованно нарушаются закреплённые Конституцией РФ права и свободы гражданина, которые являются непосредственно действующими (ст. 18).

Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом и только в той мере (согласно п. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации), в какой это необходимо для целей, прямо определенных указанной статьей Основного Закона Российской Федерации.

Одной из важнейших норм является возможность взыскания вреда, причиненного вследствие недостатков услуги независимо от вины исполнителя, а также независимо от того, состоял гражданин в договорных отношениях с исполнителем или нет (ст. 1095 ГК РФ, ст. 14 Закона РФ «О защите прав потребителей»).

Из этой нормы вытекает важное процессуальное правило: для возмещения ущерба в таких случаях не требуется доказывания вины причинителя вреда. Более того, даже если исполнитель услуги докажет свою невиновность, то и в этом случае он будет нести обязанность возместить потребителю убытки.

Данный иск представляет собой требование неимущественного характера о признании действий исполнителя услуги холодного водоснабжения для граждан потребителей противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и о прекращении этих действий. Эти действия выразились в предоставлении услуги холодного водоснабжения ненадлежащего качества потребителям.

Основанием иска в защиту неопределенного круга потребителей являются факты совершения противоправных действий, которые должны быть прекращены. В рассматриваемом случае - это факты оказания услуги холодного водоснабжения ненадлежащего качества добросовестным потребителям исполнителем услуги МУП «ВКС».

В дальнейшем каждый конкретный потребитель вправе подать иск с требованиями имущественного характера на основании решения суда по иску о защите прав неопределенного круга потребителей.

При предъявлении конкретным потребителем материального требования исполнителю о гражданско-правовых последствиях, признанных противоправными в отношении неопределенного круга потребителей, потребитель освобождается от обязанности доказывать обстоятельства о том, имели ли место эти действия и совершены ли они данными лицами.

Лицо, предоставившее услугу холодного водоснабжения ненадлежащего качества добросовестным плательщикам, т.е. совершившее противоправные действия, однозначно определяется по кругу субъектов конкретного потребительского правоотношения. Поскольку потребители, в защиту которых был предъявлен иск, для получения услуги холодного водоснабжения надлежащего качества оплачивали ее ответчику. Следовательно, круг рассматриваемого потребительского правоотношения однозначно определен единым и единственным исполнителем - МУП «ВКС», с одной стороны, и гражданами-потребителями, которым была оказана услуга холодного водоснабжения ненадлежащего качества, с другой.

Указанное означает, что действия, выразившиеся в обеспечении услугой холодного водоснабжения ненадлежащего качества, по отношению к потребителям не могло совершить иное лицо, кроме ответчика.

В связи с чем, с учетом уточненных требований, просят суд:

Признать действия Муниципального унитарного предприятия «Весьегонские Коммунальные Системы», выразившиеся в поставке некачественной питьевой воды, противоправными в отношении населения Весьегонского муниципального округа (артскважины по ул. Южная, д.7, ул. Профсоюзная, д.13, г. Весьегонск).

Обязать Муниципального унитарного предприятия «Весьегонские Коммунальные Системы» поставлять населению Весьегонского муниципального округа питьевую воду, соответствующую требованиям СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно- эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (артскважины по ул. Южная, д.7, ул. Профсоюзная, д.13, г. Весьегонск).

Обязать администрацию Весьегонского муниципального округа Тверской области организовать подачу населению Весьегонского муниципального округа питьевой воды, соответствующей требованиям Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (артскважины по ул. Южная, д.7, ул. Профсоюзная, д.13, г. Весьегонск).

Обязать Муниципальное унитарное предприятие «Весьегонские Коммунальные Системы» в 10-дневный срок со дня вступления решения в законную силу довести через средства массовой информации до потребителей решение суда.

Определением суда от 19 июля 2022 года к участию в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно, предмета спора Отдел ЖКХ и благоустройства территорий администрации Весьегонского муниципального округа Тверской области.

Представитель истца Управления Роспотребнадзора по Тверской области в лице территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Тверской области в Бежецком районе Новикова Г.В. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, по поводу ходатацйства ответчика о предоставлении срока исполннения решения суда не возражала предоставить срок на исполнение решения суда не более 1 года.

Ответчик МУП "ВКС" о дате и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом, представителя в судебное заседание не направил, возражений по исковым требованиям не предоставил,

Представитель ответчика администрации Весьегонского муниципального округа Тверской области по доверенности Чистякова М.М. исковые требования признала, просила предоставить срок для исполнения решения суда в размере 2 лет, ссылаясь на отсутствие материальных средств на исполнение решения суда сразу.

Представитель третьего лица Отдела ЖКХ и благоустройства территорий администрации Весьегонского муниципального округа Тверской области о дате и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, не ходатайствовал об отложении судебного заседания.

С учетом положений части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьями 41 и 42 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Общие санитарно-эпидемиологические требования к питьевой воде и питьевому водоснабжению установлены Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и конкретизированы санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 2.

Согласно статье 19 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства (п. 1). Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям (п. 2). Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей (п. 3).

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 3 утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (далее - СанПиН 2.1.3684-21).

Согласно пункту 75 СанПиН 2.1.3684-21 качество и безопасность питьевой и горячей воды должны соответствовать гигиеническим нормативам.

При несоответствии качества подаваемой питьевой и горячей воды, за исключением показателей качества питьевой воды и горячей воды, характеризующих ее безопасность, хозяйствующим субъектом, осуществляющим водоснабжение, организуются и проводятся санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, обеспечивающие: выявление и устранение причин ухудшения ее качества и безопасности обеспечения населения питьевой водой; отсутствие угрозы здоровью населения в период действия временных отступлений, подтвержденной результатами санитарно-эпидемиологической оценки риска здоровью населения; максимальное ограничение срока действия временных отступлений, установленного по результатам санитарно-эпидемиологической оценки риска здоровью населения; информирование населения о введении временных отступлений и сроках их действия, отсутствии риска для здоровья населения, а также рекомендациях для населения по использованию питьевой и горячей воды (пункт 76).

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 2 утверждены санитарные правила и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" (далее - СанПиН 1.2.3685-21).

Согласно таблице 3.1 Главы III СанПиН 1.2.3685-21 норматив "мутность" воды питьевого централизованного и нецентрализованного водоснабжения не должен превышать значения 1,5 мг/л (по каолину); "железо" не более 0,3 мг/л.

Как установлено судом и следует из материалов дела:

В соответствии с п.1.1 Устава МУП «ВКС» является коммерческой организацией, не наделенной правом собственности на имущество, закрепляемым за ней собственником. Имущество предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения (п.5.1 Устава).

В соответствии с п.1.6, п.1.7 Устава МУП «ВКС» (Предприятия) Учредителем и собственником имущества Предприятия является Муниципальное образование Весьегонский муниципальный округ. Функции и полномочия собственника имущества Предприятия и его Учредителя осуществляет администрация Весьегонского муниципального округа Тверской области.

В соответствии с п.4.3, п.4.5 Устава директор МУП «ВКС» подотчетен Администрации Весьегонского муниципального округа. Директор предприятия организует выполнение решений собственника имущества предприятия.

В соответствии с п.2.1 Устава предприятие создано в целях удовлетворения потребностей населения на территории Весьегонского муниципального округа Тверской области, физических и юридических лиц в работах и услугах по водоснабжению и водоотведению, организации водоснабжения и водоотведения.

В соответствии с п.2.2 Устава деятельностью МУП «ВКС» является сбор, очистка и распределение воды; деятельность по обеспечению работоспособности водноканализационных сетей; эксплуатация, текущий и капитальный ремонт водноканализационных сетей.

В соответствии п.3.2 Устава администрация Весьегонского муниципального округа Тверской области (Учредитель) в отношении МУП «ВКС» (Предприятия);

определяет цели, предмет и виды деятельности Предприятия;

определяет порядок составления, утверждения и установления показателей планов (программы) финансово-хозяйственной деятельности Предприятия;

дает согласие на распоряжение недвижимым имуществом;

осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества;

утверждает показатели экономической эффективности деятельности Предприятия и контролирует их выполнение.

МУП "ВКС" является поставщиком услуг по водоснабжению, в том числе для населения г.Весьегонска Тверской области.

15 июня 2017 г. на основании Постановления №148 от 15.06.2017 г. Администрации городского поселения город Весьегонск передано МУП «ВКС» на праве хозяйственного ведения муниципальное имущество, согласно Акта приема-передачи.

В Акте к названному постановлению в перечне муниципального имущества указаны, в том числе объекты водоснабжения: артскважина № 1 (2-68 ) г. Весьегонск пр. Дорожников, д.2 (ГВК 28200999), артскважина № 2 (2-82) г. Весьегонск пр. Дорожников, д.2 (ГВК 28200998), артскважина № 3 (49619) г. Весьегонск ул. Профсоюзная, д. 13 (ГВК 28201016), артскважина № 4 резервная (КБ-165-86) - г. Весьегонск ул. Южная, д.З (ГВК 28201003), артскважина № 5 (КБ-40-1-45) г. Весьегонск ул. Южная, д.7 (ГВК 28201002), артскважина № 7 резервная, г.Весьегонск, ул. П. Морозова, д.48 (ГВК 28201001).

Согласно протоколу лабораторных испытаний и экспертному заключению к протоколу №1/2945 от 22.06.2022 проба воды, отобранная из артскважины по ул. Южная. 7 г. Весьегонск в объеме проведенных испытаний не удовлетворяет требованиям раздела III таблицы 3.1, таблицы 3.13 СанПиН 1.2.3685-21 по железу (результат испытаний 1,10 ± 0,28 мг/л при нормативе - не более 0,3 мг/л) и мутности (результат испытаний 5,10 ± 1,02 мг/л при нормативе - не более 1,5 мг/л). что является нарушением п.75 СанПиН 2.1.3684-21.

Согласно протоколу лабораторных испытаний и экспертному заключению к протоколу №1/2946 от 22.06.2022 проба воды, отобранная из артскважины по ул. Профсоюзная, д.13, г. Весьегонск в объеме проведенных испытаний не удовлетворяет требованиям раздела III таблицы 3.1, таблицы 3.13 СанПиН 1.2.3685-21 по железу (результат испытаний 0,58 ± 0,15 мг/л при нормативе - не более 0,3 мг/л), мутности (результат испытаний 1,80 ± 0,36 мг/л при нормативе - не более 1,5 мг/л), цветности (результат испытаний 23,0 ± 4,6 град при нормативе - не более 20 град!, что является нарушением п.75 СанПиН 2.1.3684-21.

Согласно протоколу лабораторных испытаний и экспертному заключению к протоколу №1/2947 от 20.06.2022 проба воды, отобранная в распределительной сети по ул. Мелиораторов, д.20 (от артскважины ул. Профсоюзная, д.13) г. Весьегонск в объеме проведенных испытаний не удовлетворяет требованиям раздела III таблицы 3.1, таблицы 3.13 СанПиН 1.2.3685-21 по железу (результат испытаний 0,62 ± 0,16 мг/л при нормативе - не более 0,3 мг/л), мутности (результат испытаний 1,60 ± 0,32 мг/л при нормативе - не более 1,5 мг/л), цветности (результат испытаний 22,0 ± 4,4 град при нормативе - не более 20 град), что является нарушением п.75 СанПиН 2.1.3684-21.

Согласно протоколу лабораторных испытаний и экспертному заключению к протоколу №1/2948 от 20.06.2022 проба воды, отобранная в распределительной сети по ул. Промышленная, д.37 (от артскважины ул. Южная, 71 г. Весьегонск в объеме проведенных испытаний не удовлетворяет требованиям раздела III таблицы 3.1, таблицы 3.13 СанПиН 1.2.3685-21 по железу (результат испытаний 0,69 ± 0,17 мг/л при нормативе - не более 0,3 мг/л1, мутности (результат испытаний 5,30 ± 1,06 мг/л при нормативе - не более 1,5 мг/л), цветности (результат испытаний 22,0 ± 4,4 град при нормативе - не более 20 град), что является нарушением п.75 СанПиН 2.1.3684-21.

Постановлением Врио территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Тверской области в Бежецком районе от 22 июля 2022 г. МУП «ВКС» признано виновным в совершении правонарушения по ст.6.5 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Судом установлено, что МУП "ВКС" является поставщиком услуги по холодному водоснабжению на территории г. Весьегонска Тверской области, питьевая вода, поставляемая МУП «ВКС» жителям указанного города не соответствует требованиям санитарного законодательства.

В соответствии с пунктом 31 Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов") исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.

Потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества (п. 33).

В соответствии со статьей 23 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 322 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека" Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия, защиты прав потребителей на потребительском рынке.

В соответствии с ч. 1 п. 4 ст. 15 Закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к вопросам местного значения поселения, в том числе относится: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствие со ст. 6 закона № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся:

1) организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств;

2) определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации.

МУП «ВКС» не исполняет обязательств по водоснабжению населения питьевой водой надлежащего качества, а Администрация Весьегонского муниципального округа Тверской области не принимает мер по организации качественного питьевого водоснабжения при не исполнении МУП «ВКС» своих обязательств.

Администрация Весьегонского муниципального округа Тверской области является правопреемником администрации городского поселения – город Весьегонск, таким образом, являясь собственником имущества - водопроводных сетей, источников питьевого водоснабжения (артскважин) в соответствие со ст. 210 Гражданского кодекса РФ также не принимает мер для надлежащего содержания своего имущества, обеспечивающих в полной мере безопасность и надлежащий санитарно-эпидемиологический режим имущества, исходя из целей для которых это имущество используется, а именно: ремонт и замена инженерного оборудования разводящей сети.

Так как судом установлено, что по состоянию на 22.06.2022. МУП «ВКС» поставлял неопределенному кругу потребителей холодную (питьевую) воду, не соответствующую требованиям санитарно-эпидемиологических правил и норм, суд считает доказанным то, что ответчики - МУП «ВКС» и Администрация Весьегонского муниципального округа Тверской области в указанный период допустили нарушение неимущественных и имущественных прав неопределенного круга потребителей.

Таким образом, бездействие ответчиков не соответствует вышеуказанным нормативным актам, регулирующим порядок предоставления коммунальных услуг, снабжения населения питьевой водой надлежащего качества.

В соответствии со ст. ст. 12 и 1065 Гражданского Кодекса Российской Федерации защита гражданских прав может осуществляться признанием действий, причиняющих вред незаконными, а также для избежания причинения вреда в будущем - путем прекращения соответствующей деятельности.

Исходя из заявленных требований, суд считает признать незаконными действия МУП «ВКС», поставлявшего неопределенному кругу потребителей г. Весьегонска холодную (питьевую) воду, не соответствующую требованиям санитарно-эпидемиологических правил и норм, а также обязать МУП «ВКС» поставлять питьевую воду надлежащего качества.

Также суд считает признать незаконным бездействие Администрации Весьегонского муниципального округа Тверской области, не организовавшей в указанный период обеспечение населения г. Весьегонска питьевой водой надлежащего качества, и обязать орган местного самоуправления принять меры к организации надлежащего водоснабжения.

Определяя в порядке части 2 статьи 206 ГПК РФ срок выполнения возложенных на ответчиков обязанностей, суд принимает во внимание объективную необходимость объема работ на территориях артскважин, значительность финансовых затрат на проведение таких работ и закупки оборудования очистки, необходимость соблюдения требований Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и считает возможным установить сроки исполнения ответчиками решения суда в течение 1 года со дня вступления его в законную силу.

В связи с правом потребителей на информацию о качестве предоставляемых услуг, предусмотренном ст. ст. 3, 8 и 10 Закона РФ «О защите прав потребителей», а также, руководствуясь ст. 46 Закона РФ «О защите прав потребителей» суд считает обязать МУП «ВКС» в течение 10 дней со времени вступления решения в законную силу опубликовать за свой счет в средстве массовой информации, распространяемом на территории Весьегонского муниципального округа Тверской области, содержание настоящего решения или его мотивировочную и резолютивную часть.

Так как заявитель Роспотребнадзор при подаче иска в защиту неопределенного круга лиц потребителей в соответствии с законом был освобожден от уплаты госпошлины, от уплаты которой орган местного самоуправления также освобожден, суд согласно ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает взыскать госпошлину с МУП «ВКС» в сумме 300 руб.

Руководствуясь статьями 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Управления Роспотребнадзора по Тверской области в лице территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Тверской области в Бежецком районе к Муниципальному унитарному предприятию "Весьегонские Коммунальные Системы" о признании действий противоправными и возложении обязанности по обеспечению питьевой водой надлежащего качества, к Администрации Весьегонского муниципального округа Тверской области о возложении обязанности организовать подачу питьевой воды населению соответствующею требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства удовлетворить.

Признать действия Муниципального унитарного предприятия «Весьегонские Коммунальные Системы» ИНН 6919003376; ОГРН 1156952025779, адрес нахождения: Карла Маркса ул., д. 103, помещение №31, Весьегонск г., Тверская область, 171720, E-mail: mup.vks2015@vandex.ru, выразившиеся в поставке некачественной питьевой воды, противоправными в отношении населения Весьегонского муниципального округа (артскважины по ул. Южная, д.7, ул. Профсоюзная, д.13, г. Весьегонск).

Обязать Муниципального унитарного предприятия «Весьегонские Коммунальные Системы» ИНН 6919003376; ОГРН 1156952025779, адрес нахождения: Карла Маркса ул., д. 103, помещение №31, Весьегонск г., Тверская область, 171720, E-mail: mup.vks2015@vandex.ru, поставлять населению Весьегонского муниципального округа питьевую воду, соответствующую требованиям СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно- эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (артскважины по ул. Южная, д.7, ул. Профсоюзная, д.13, г. Весьегонск).

Обязать администрацию Весьегонского муниципального округа Тверской области ОГРН 1026901541347, ИНН 6919001594, КПП 691901001 адрес нахождения: Коммунистическая ул., д.16, Весьегонск г., Тверская область, 171720 организовать подачу населению Весьегонского муниципального округа питьевой воды, соответствующей требованиям Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (артскважины по ул. Южная, д.7, ул. Профсоюзная, д.13, г. Весьегонск).

Обязать Муниципальное унитарное предприятие «Весьегонские Коммунальные Системы» ИНН 6919003376; ОГРН 1156952025779, адрес нахождения: Карла Маркса ул., д. 103, помещение №31, Весьегонск г., Тверская область, 171720, E-mail: mup.vks2015@vandex.ru, в 10-дневный срок со дня вступления решения в законную силу довести через средства массовой информации до потребителей решение суда.

Взыскать с Муниципального унитарного предприятия "Весьегонские Коммунальные Системы" ИНН 6919003376; ОГРН 1156952025779, адрес нахождения: Карла Маркса ул., д. 103, помещение №31, Весьегонск г., Тверская область, 171720, E-mail: mup.vks2015@vandex.ru, в доход бюджет муниципального образования Весьегонский муниципальный округ Тверской области государственную пошлину в сумме 300 (триста) рублей.

Установить Муниципальному унитарному предприятию «Весьегонские Коммунальные Системы», администрации Весьегонского муниципального округа Тверской области срок исполнения решения суда - не позднее истечения одного года со дня вступления настоящего решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Бежецкий межрайонный суд Тверской области (постоянное судебное присутствие в г. Весьегонск) в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий

Решение вынесено в окончательной форме 09 августа 2022 года.

Председательствующий

№2-1-108/2022