ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1-111/2022 от 04.08.2022 Хотынецкого районного суда (Орловская область)

Гражданское дело № 2-1-111/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п.г.т. Хотынец 04 августа 2022 года

Хотынецкий районный суд Орловской области в составе:

председательствующего – судьи Ленкова И.С.,

при секретаре судебного заседания Ганиной Г.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Хотынецкого районного суда гражданское дело по иску Хотынецкого межрайонного прокурора Орловской области, в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в интересах неопределенного круга лиц к администрации Хотынецкого района Орловской области, администрации Аболмасовского сельского поселения Хотынецкого района Орловской области, третьему лицу МО МВД России «Хотынецкое» о возложении обязанности устранения нарушений в сфере безопасности дорожного движения,

установил:

Хотынецкий межрайонный прокурор Орловской области обратился в суд с иском в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в интересах неопределенного круга лиц к администрации Хотынецкого района Орловской области, администрации Аболмасовского сельского поселения Хотынецкого района Орловской области, третьему лицу МО МВД России «Хотынецкое» о возложении обязанности устранения нарушений в сфере безопасности дорожного движения.

В обоснование требований указал, что Хотынецкой межрайонной прокуратурой Орловской области по поручению прокуратуры Орловской области проведена проверка соблюдения требований законодательства по организации безопасности дорожного движения. В ходе проверки установлено, что автомобильная дорога по ---------- в д. ---------- находится в муниципальной собственности администрации Хотынецкого района и согласно постановлению от 21.08.2022 № 409 «Об утверждении перечней автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах населенных пунктов сельских поселения ---------- и вне границ населенных пунктов в границах ----------». В границах Аболмасовского сельского поселения имеется автомобильная дорога по ---------- до ) идентификационный номер , протяженностью 2,58 км., из них 0,58 км. имеет асфальтобетонное покрытие, 0,55 км. гравий-щебень, 1,45 км. грунт. N-числа между администрацией Хотынецкого района и Аболмасовским сельским поселением заключено соглашение о передаче полномочий в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельского поселения. Финансовое обеспечение переданных полномочий несет собственник дорог местного значения, а именно администрация Хотынецкого района Орловской области. В ходе проведенной проверки установлено, что в населенном пункте ---------- по ---------- в нарушение п. 4.5.1, п. 4.6.1 ГОСТ 52766-2007 отсутствуют тротуары и стационарное электрическое освещение, а также не разработан проект организации дорожного движения. Согласно информации МО МВД России «Хотынецкое» в адрес главы администрации Хотынецкого района с 2020 года неоднократно доводились сведения о необходимости устранения выявленных нарушений, однако до настоящего времени мер по установке тротуаров и стационарного электрического освещения не принято. В нарушение требований законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения администрацией Хотынецкого района для указанной автомобильной дороги местного значения, до настоящего времени не разработана, не согласована с уполномоченными органами и не утверждена в установленном порядке документация по организации дорожного движения - проекты организации дорожного движения, что не обеспечивает безопасность дорожного движения, делает невозможным размещение технических средств организации дорожного движения. Подобное бездействие администрации Хотынецкого района, выраженное в неисполнении установленных законом обязанностей по организации безопасности дорожного движения, нарушает права и законные интересы граждан на образование, безопасность дорожного движения, создает угрозу безопасности дорожного движения, сохранению жизни, здоровья неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних обучающихся, не позволяет реализовать комплекс мер по организации дорожного движения. Просит суд обязать администрацию Хотынецкого района Орловской области обеспечить финансирование разработки, согласования с уполномоченными органами и утверждения проекта организации дорожного движения для автомобильной дороги в границах Аболмасовского сельского поселения по ---------- до ) идентификационный номер протяженностью 2,58 км., из них 0,58 км. имеющее асфальтобетонное покрытие, 0,55 км. гравий-щебень, строительство тротуаров и стационарное электрическое освещение вдоль автомобильной дороги с твердым покрытием в границах Аболмасовского сельского поселения по ---------- до ) идентификационный номер , протяженностью 2,58 км., из них 0,58 км. имеет асфальтобетонное покрытие, 0,55 км. гравий-щебень. Обязать администрацию Аболмасовского сельского поселения Хотынецкого района Орловской области обеспечить разработку, согласование с уполномоченными органами и утверждение проекта организации дорожного движения для автомобильной дороги в границах Аболмасовского сельского поселения по ---------- до ) идентификационный номер протяженностью - 2,58 км., из них 0,58 км. имеющее асфальтобетонное покрытие, 0,55 км. гравий-щебень, строительство тротуаров и стационарное электрическое освещение вдоль автомобильной дороги с твердым покрытием границах Аболмасовского сельского поселения по ---------- до ) идентификационный номер , протяженностью 2,58 км., из них 0,58 км. имеет асфальтобетонное покрытие, 0,55 км. гравий-щебень.

В судебном заседании помощник Хотынецкого межрайонного прокурора Орловской области Павлова Е.А. заявленные исковые требования уточнила, просила суд обязать администрацию Аболмасовского сельского поселения Хотынецкого района Орловской области в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить разработку, согласование с уполномоченными органами и утверждение проекта организации дорожного движения для автомобильной дороги в границах Аболмасовского сельского поселения по ---------- до ) идентификационный номер протяженностью - 2,58 км., из них 0,58 км. имеющее асфальтобетонное покрытие, 0,55 км. гравий-щебень. Обязать администрацию Хотынецкого района Орловской области обеспечить финансирование разработки, согласования с уполномоченными органами и утверждения проекта организации дорожного движения для автомобильной дороги в границах Аболмасовского сельского поселения по ---------- до ) идентификационный номер , протяженностью 2,58 км., из них 0,58 км. имеющее асфальтобетонное покрытие, 0,55 км. гравий-щебень, строительство тротуаров и стационарное электрическое освещение вдоль автомобильной дороги с твердым покрытием границах Аболмасовского сельского поселения по ---------- до ) идентификационный номер , протяженностью 2,58 км., из них 0,58 км. имеет асфальтобетонное покрытие, 0,55 км. гравий-щебень.

Представитель ответчика администрации Хотынецкого района Орловской области, выступающая по доверенности Т.О.В., исковые требования Хотынецкого межрайонного прокурора Орловской области не признала, поддержав доводы, изложенные в возражениях на иск.

Представитель ответчика - глава администрации Аболмасовского сельского поселения Хотынецкого района Орловской области П.Д.В., в судебном заседании не участвовал, представив заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования Хотынецкого межрайонного прокурора Орловской области признал в полном объеме.

Представитель третьего лица МО МВД России «Хотынецкое» - начальник ОГИБДД МО МВД России «Хотынецкое», надлежащим образом извещенный, в судебное заседание не явился.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно статье 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу пункта 5 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьей 3 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее по тексту Федеральный закон № 196-ФЗ) установлено, что основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.

В статье 5 Федерального закона № 196-ФЗ указано, что обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе, посредством осуществления деятельности по организации дорожного движения.

Согласно части 4 статьи 6 Федерального закона № 196-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на территориях сельских поселений, участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории муниципального района.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 21 Федерального закона № 196-ФЗ мероприятия по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог органами местного самоуправления, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог. Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе документации по организации дорожного движения, разработанной в соответствии с Федеральным законом «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В силу пунктов 1, 3 части 1 статьи 7 Федерального закона от 29.12.2017 года № 443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области организации дорожного движения относятся: организация и мониторинг дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования местного значения; установка, замена, демонтаж и содержание технических средств организации дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования местного значения.

В части 5 статьи 9 Федерального закона № 443-ФЗ указано, что разработка мероприятий по организации дорожного движения осуществляется на основании документации по организации дорожного движения, разработанной и утвержденной в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, изданных в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов.

Согласно частям 4, 6 статьи 16 Федерального закона № 443-ФЗ в состав документации по организации дорожного движения включаются комплексные схемы организации дорожного движения и (или) проекты организации дорожного движения. Мероприятия, предусмотренные документацией по организации дорожного движения, являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями в соответствии с разработанными в целях реализации этих мероприятий региональными и муниципальными программами.

В соответствии с ч. 1, п. 1 ч. 2, п. 1 ч. 3, ч. 9, ч. 11 ст. 18 Федерального закона № 443-ФЗ проекты организации дорожного движения (ПОДД) разрабатываются в целях реализации комплексных схем организации дорожного движения и (или) корректировки отдельных их предложений либо в качестве самостоятельного документа без предварительной разработки комплексной схемы организации дорожного движения. Проекты организации дорожного движения разрабатываются, в том числе на период эксплуатации дорог или их участков. Проекты организации дорожного движения на период эксплуатации дорог или их участков разрабатываются в целях определения постоянных схем движения транспортных средств и (или) пешеходов в отношении существующих, реконструируемых или строящихся дорог или их участков. Внесение изменений в утвержденный проект организации дорожного движения на период эксплуатации дорог или их участков либо его повторное утверждение должно осуществляться не реже чем один раз в три года.

Проекты организации дорожного движения, разрабатываемые для автомобильных дорог местного значения либо их участков, для иных автомобильных дорог либо их участков, расположенных в границах муниципального образования, утверждаются органами местного самоуправления или организациями, уполномоченными органами местного самоуправления в области организации дорожного движения, по согласованию:

с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, или подведомственными ему федеральными государственными учреждениями либо в случаях, если автомобильные дороги переданы в доверительное управление Государственной компании «Российские автомобильные дороги», этой компанией при условии, что автомобильные дороги местного значения либо их участки примыкают к автомобильным дорогам федерального значения или пересекают их;

с органами государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченными в области организации дорожного движения, в случае, если автомобильные дороги местного значения либо их участки примыкают к автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения;

с органами и организациями, перечень которых установлен органом местного самоуправления.

Реализация проектов организации дорожного движения, не прошедших обязательных согласований, не допускается.

В развитие части 5 статьи 16 Федерального закона № 443-ФЗ приказом Минтранса России от 30.07.2020 года № 274 утверждены Правила подготовки документации по организации дорожного движения, требования к составу и содержанию документации по организации дорожного движения, порядку ее разработки, согласования и утверждения (далее по тексту - Правила).

Пунктами 43, 44, 55 Правил предусмотрено, что ПОДД, разрабатываемые для автомобильных дорог местного значения либо их участков, для иных автомобильных дорог либо их участков, расположенных в границах муниципального образования, утверждаются органами местного самоуправления или организациями, уполномоченными органами местного самоуправления в области организации дорожного движения. Органы и организации, указанные в пунктах 41-43 Правил, либо организации, осуществляющие разработку ПОДД, представляют ПОДД на согласование в органы и организации, указанные в частях 8 и 9 статьи 18 Закона об организации дорожного движения, а также органы и организации, установленные нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, в том числе в территориальные подразделения Госавтоинспекции. ПОДД должен быть утвержден не позднее 30 календарных дней со дня получения согласований всех органов и организаций, рассматривающих ПОДД.

Статьей 2 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» предусмотрено, что дорога - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также, трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

Статьей 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» установлено, что основными принципами обеспечения безопасности, дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.

Согласно п. 4.5.1 «ГОСТ Р 52766-2007 Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» тротуары следует устраивать в пределах населенных пунктов на автомобильных дорогах I - III категорий, IV и V категорий с твердым покрытием. К дорогам с твердым покрытием относят дороги с капитальным и облегченным типом дорожных одежд, а также дороги с переходным типом дорожных одежд, имеющие покрытие из каменных материалов, обработанных вяжущими.

Согласно п. 4.5.1 «ГОСТ Р 52766-2007 Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах устраивают на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м., по СП 52.13330.2016 Естественное и искусственное освещение.

Из материалов дела следует, что Хотынецкой межрайонной прокуратурой по поручению прокуратуры Орловской области проведена проверка соблюдения требований законодательства по организации безопасности дорожного движения. В результате проведенной прокуратурой района проверки исполнения законодательства установлено, что в населенном пункте ---------- по ---------- в нарушение п. 4.5.1, п. 4.6.1 ГОСТ 52766-2007 отсутствуют тротуары и стационарное электрическое освещение, а также не разработан проект организации дорожного движения.

Автомобильная дорога по ---------- в ---------- Хотынецкого. района находится в муниципальной собственности администрации Хотынецкого района и согласно постановлению от N-числа № 409 «Об утверждении перечней автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах населённых пунктов сельских поселения ---------- и вне границ населенных пунктов в границах ----------». В границах Аболмасовского сельского поселения имеется автомобильная дорога по ---------- до ) идентификационный номер протяженностью 2,58 км., из них 0,58 км. имеет асфальтобетонное покрытие, 0,55 км. гравий-щебень, 1,45 км. грунт (л.д. ).

Постановлением администрацией Хотынецкого района Орловской области № 409 от N-числа утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах населенных пунктов сельских поселений ---------- и вне границ населенных пунктов в границах ---------- (л.д. 70-73).

26 мая 2021 года администрацией Хотынецкого района Орловской области были внесены изменения в постановление администрации района от N-числа № 409 «Об утверждении перечней автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах населенных пунктов сельских поселений ---------- и вне границ ----------» (л.д. ).

30 декабря 2021 года между администрацией Хотынецкого района Орловской области и администрацией Аболмасовского сельского поселения Хотынецкого района Орловской области было заключено Соглашение , согласно которому администрация сельского поселения принимает осуществление полномочий по вопросам местного значения, предусмотренных п. 5 ч. 1 ст. 14 и п. 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов Аболмасовского сельского поселения Хотынецкого района и вне границ населенных пунктов в границах сельского поселения (л.д. ).

Согласно информации МО МВД России «Хотынецкое» в адрес главы администрации Хотынецкого района с 2020 года неоднократно доводились сведения о необходимости устранения выявленных нарушений, однако до настоящего времени мер по установке тротуаров и стационарного электрического освещения не принято. В нарушение требований законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения администрацией Хотынецкого района для указанной автомобильной дороги местного значения, до настоящего времени не разработана, не согласована с уполномоченными органами и не утверждена в установленном порядке документация по организации дорожного движения - проекты организации дорожного движения, что не обеспечивает безопасность дорожного движения, делает невозможным размещение технических средств организации дорожного движения (л.д. ).

21.01.2020 года в адрес главы администрации Хотынецкого района Орловской области было внесено представление об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности граждан и общественной безопасности (л.д. ).

Таким образом, обязанность по устранению нарушений действующего законодательства по обеспечению безопасности дорожного движения лежит на собственнике автодорог - администрации Аболмасовского сельского поселения Хотынецкого района Орловской области, обязанность по финансированию данных мероприятий на администрации Хотынецкого района Орловской области.

Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам статей 67, 71 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что ответчиками допущены нарушения законодательства в сфере безопасности дорожного движения, а именно, для указанных автомобильных дорог местного значения, до настоящего времени не разработана, не согласована с уполномоченными органами и не утверждена в установленном порядке документация по организации дорожного движения – проекты организации дорожного движения, что не обеспечивает безопасность дорожного движения.

Согласно требованиям статей 56, 57 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.

Однако, в нарушение статьи 56 ГПК РФ ответчиками не представлено доказательств устранения выявленных Хотынецким межрайонным прокурором Орловской области нарушений законодательства в сфере безопасности дорожного движения.

Бездействие администрации Хотынецкого района Орловской области, выраженное в неисполнении установленных законом обязанностей по организации безопасности дорожного движения, нарушает права и законные интересы граждан на образование, безопасность дорожного движения, создает угрозу безопасности дорожного движения, сохранению жизни, здоровья неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних обучающихся, не позволяет реализовать комплекс мер по организации дорожного движения.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что заявленные Хотынецким межрайонным прокурором Хотынецкого района Орловской области требования о понуждении к выполнению обязанности устранения нарушений в сфере безопасности дорожного движения являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.

В соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

В случае если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

Из содержания вышеприведенной нормы следует, что устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности и, кроме того, обеспечивать соблюдение баланса интересов сторон.

Учитывая конкретные действия, которые суд обязал ответчика совершить, и объем мероприятий, необходимых для их совершения, принимая во внимание, что для устранения нарушений требуются разумные сроки из-за необходимости согласования проекта, согласования финансирования, проведения конкурсных процедур, суд считает необходимым установить срок для совершения ответчиками вышеуказанных действий 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

обязать администрацию Аболмасовского сельского поселения Хотынецкого района Орловской области в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить разработку, согласование с уполномоченными органами и утверждение проекта организации дорожного движения для автомобильной дороги в границах Аболмасовского сельского поселения по ---------- до ) идентификационный номер , протяженностью - 2,58 км., из них 0,58 км. имеющее асфальтобетонное покрытие, 0,55 км. гравий-щебень.

Обязать администрацию Хотынецкого района Орловской области обеспечить финансирование разработки, согласования с уполномоченными органами и утверждения проекта организации дорожного движения для автомобильной дороги в границах Аболмасовского сельского поселения по ---------- до ) идентификационный номер , протяженностью 2,58 км., из них 0,58 км. имеющее асфальтобетонное покрытие, 0,55 км. гравий-щебень, строительство тротуаров и стационарное электрическое освещение вдоль автомобильной дороги с твердым покрытием границах Аболмасовского сельского поселения по ---------- до ) идентификационный номер , протяженностью 2,58 км., из них 0,58 км. имеет асфальтобетонное покрытие, 0,55 км. гравий-щебень.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Орловского областного суда через Хотынецкий районный суд Орловской области в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Председательствующий: И.С. Ленков

Мотивированное решение изготовлено 09.08.2022 года.