Дело №2-1-113/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 августа 2022 года г. Весьегонск
Бежецкий межрайонный суд Тверской области в составе:
председательствующего судьи Субботина А.И.,
с участием представителя истца по доверенности Селеверстова А.С., ответчиков Куликова Д.Д., Куликовой Н.В.,
при секретаре Алашкиной Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области к Куликову Даниилу Дмитриевичу, Куликовой Нелли Владимировне, Киселёву Владимиру Анатольевичу о возмещении ущерба, причиненного окружающей среде,
У С Т А Н О В И Л:
Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области обратилось в суд с иском к ответчикам, в котором просит взыскать с них 88 725 рублей 00 копеек в возмещение ущерба, причиненного окружающей среде (почве).
Требование мотивировано тем, что в ходе проведения мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями 11.10.2021 установлено, что на территорию земельного участка, расположенного по адресу: город Весьегонск, переулок Фабричный, дом 1А приезжала ассенизаторская машина с государственным регистрационным знаком № (далее - ассенизаторская машина) с которой Куликовым Д.Д. и Киселевым В.А. в точке координат: 58.641478, 37.285452 с использованием шланга произведен сброс с последующим накоплением на почве жидких отходов. Размер загрязненного жидкими отходами земельного участка составил 3,5 метра в ширину, 7,8 метров в длину.
Специалистами филиала ЦЛАТИ по Тверской области отобраны пробы сточной воды, сброшенной с ассенизаторской машины, почвы на земельном участке, размером 3,5 метра в ширину, 7,8 метров в длину, и фоновые пробы почвы.
По результатам токсикологического анализа (методом биотестирования) проба сточной воды, отобранная в месте сброса сточных вод из ассенизаторской машины обладает острой токсичностью для тест-объектов, для указанного отхода может быть установлен IV класс опасности.
Согласно Федерального классификационного каталога отходов, утвержденного Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22 мая 2017 г. № 242, все отходы, относящиеся к группе «Отходы жизнедеятельности населения в неканализованных зданиях и прочие аналогичные отходы, не относящиеся к твердым коммунальным отходам» имеют IV класс опасности, отходы коммунальные жидкие неканализованных объектов водопотребления (код по ФККО: 7 32 101 01 30 4) относятся к отходам IV класса опасности.
По результатам химического анализа в пробе почвы, отобранной на загрязненном участке (точка координат: 58.641478, 37. 285452) (проба № 5, протокол испытаний № 175-П/ЦО от 18.10.2021) по сравнению с фоновой пробой почвы (проба № 1, протокол испытаний № 174-П/ЦО от 18.10.2021) имеются превышения по содержанию: аммония обменного - в 6,0 раза, фосфора (подвижные соединения) - в 2,5 раза, сульфат-ионов (в водной вытяжке) - в 1,8 раза, хлоридов (в водной вытяжке) - в 1,9 раза, нитратов в 11,3 раза, азот нитритов - в 15,1 раза, нефтепродуктов - в 1,7 раза. Данные превышения подтверждают факт загрязнения почвы, как объекта охраны окружающей среды.
Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации утверждена методика исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды (приказ № 238 от 08.07.2010).
На основании указанной выше методики Министерством произведено исчисление размера вреда, причиненного почве в результате сброса и накопления отходов (сточных вод) на почве земельного участка, расположенного по адресу: переулок Фабричный, дом 1А, город Весьегонск, Тверской области (в точке координат: 58.641478, 37.285452), который составил 88 725 рублей 00 копеек.
Специализированная автоцистерна с государственным регистрационным знаком № принадлежит Куликовой Н.В.
Постановлением Заволжского районного суда города Твери от 21.02.2022 по делу № 5-66/2022, Куликова Н.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ по факту нарушения требований в области охраны окружающей среды при сборе и транспортировании отходов производства и потребления. Куликова Н.В., в нарушение ч. 1 ст. 9, ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», 11.10.2021 г. организовала сбор с не канализованных объектов и транспортирование отходов IV класса опасности (отходы коммунальных жидких не канализованных объектов водопотребления) на территорию земельного участка, расположенного по адресу: город Весьегонск, переулок Фабричный, дом 1А, на почву, без передачи на очистные сооружения города Весьегонска для дальнейшей очистки, кроме того Куликова Н.В. не имеет лицензии на сбор и транспортирование отходов I-IV классов опасности.
Согласно объяснения ФИО1 от 11.10.2021, он видел, как 11.10.2021 приехала ассенизаторская машины с государственным регистрационным знаком №, с которой вышли работники и стали выкачивать на почву сточные воды.
Согласно объяснения ФИО2 от 11.10.2021, он видел, как 11.10.2021 приезжала ассенизаторская машина с государственным регистрационным знаком № принадлежащая Куликовой Н.В. С указанной машины выходили работники и выкачивали сточные воды на почву.
Из объяснения Куликова Д.Д., от 23.12.2021 установлено, что его матери - Куликовой Н.В. принадлежит ассенизаторская машина, на которой он, совместно со своим дядей - Киселевым Владимиром, в октябре 2021 года производили сброс отходов сточных вод на почву.
Согласно объяснения Киселёва В.А., полученного 28.12.2021, следует, что в октябре 2021 года ему позвонил Куликов Д. и сказал, что нужно откачать отходы у него в доме и у родственников, затем вывезти эти отходы. Киселёв В.А. откачивал и вывозил отходы на машине, которая принадлежит Куликовой Н.
Таким образом, Куликов Д.Д., действуя совместно и согласовано с Киселёвым В.А., с использованием шланга слили отходы коммунальные жидкие неканализованных объектов водопотребления (код по ФККО: 7 32 101 01 30 4) на почву, чем причинили вред почве, как объекту охраны окружающей среды, в размере 88 725 рублей 00 копеек.
Согласно ст. 3, ст. 4 Закон № 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе, в том числе, принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека. Объектами охраны окружающей среды от загрязнения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды (в том числе почвы), природные объекты и природные комплексы.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Закона № 7-ФЗ отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 2 ст. 51 Закона № 7-ФЗ запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, на почву, а также размещение отходов I - IV классов опасности и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых зонах и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека, и др.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) отходы производства и потребления определены как вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с Законом № 89-ФЗ. Обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.
Постановлением № 29 о назначении административного наказания от
24.02.2022 Киселёв В.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.2 КоАП РФ, по факту несоблюдения требований в области охраны окружающей среды при накоплении отходов производства и потребления, повлекшее причинение вреда окружающей среде (почве), которое не было обжаловано и вступило в законную силу 15.03.2022, исполнено 02.03.2022.
Постановлением № 30 о назначении административного наказания от
24.02.2022 Куликов Д.Д. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.2 КоАП РФ, по факту несоблюдения требований в области охраны окружающей среды при накоплении отходов производства и потребления, повлекшее причинение вреда окружающей среде (почве), которое не было обжаловано и вступило в законную силу 15.03.2022, исполнено 02.03.2022.
Таким образом, собранными Министерством доказательствами: актом мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями с приложениями (фототаблица и план- схема), результатами работ, выполненных филиалом ЦЛАТИ по Тверской области по заданию № 45-ц от 07.10.2021, расчётом ущерба, причиненного почве, как объекту охраны окружающей среды, объяснением Киселёва В.А. от 28.12.2021, объяснением Куликова Д.Д. от 23.12.2021, объяснением ФИО1 от 11.10.2021, объяснением ФИО2 от 11.10.2021, сведениями о собственнике ассенизаторской машины с государственным регистрационным знаком № (письмо УМВД РФ по Тверской области вх. № 14294 от 02.12.2021), постановлением Заволжского районного суда города Твери от 21.02.2022 по делу № 5-66/2022 по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ в отношении Куликовой Н.В., постановлением № 29 о назначении административного наказания от 24.02.2022 в отношении Киселёва В.А., постановлением № 30 о назначении административного наказания от 24.02.2022 в отношении Куликова Д.Д. и иными материалами доказано, что в результате виновных совместных действий Куликова Д.Д. и Киселёва В.А. осуществлено накопление отходов на почве и загрязнение почвы, а также причинно-следственная связь между действиями Куликова Д.Д. и Киселёва В.А. и наступившими последствиями.
В соответствии с частью 1 статьи 66 Закона № 7-ФЗ, должностные лица органов, осуществляющих государственный экологический контроль (надзор), являющиеся государственными инспекторами в области охраны окружающей среды, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, наряду с решениями, принимаемыми в процессе и по результатам проведения контрольных (надзорных) мероприятий, установленными Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ «О, государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», в пределах установленной компетенции имеют право предъявлять в установленном законодательством Российской Федерации порядке иски о возмещении вреда, причиненного окружающей среде и ее компонентам вследствие нарушений обязательных требований.
В части 1 статьи 77 Закона № 7-ФЗ установлено, что физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Согласно п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» (далее - ППВС № 49) утвержденные в установленном порядке таксы и методики исчисления размера вреда (ущерба), причиненного окружающей среде, отдельным компонентам природной среды (землям, водным объектам, лесам, животному миру и др.), подлежат применению судами для определения размера возмещения вреда, причиненного юридическим лицом.
Согласно ч. 3 ст. 77 Закона № 7-ФЗ вред окружающей среде, причиненный физическим лицом, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде.
Согласно п. 6 ППВС № 49 основанием для привлечения лица к имущественной ответственности является причинение им вреда, выражающееся в негативном изменении состояния окружающей среды, в частности ее загрязнении, истощении, порче, уничтожении природных ресурсов, деградации и разрушении естественных экологических систем, гибели или повреждении объектов животного и растительного мира и иных неблагоприятных последствиях (ст. 1, 77 Закона № 7-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 78 Закона № 7-ФЗ компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда.
В адрес Куликова Д.Д., Киселева В.А. направлена претензия № 2491-08 от 15.03.2022 о добровольном возмещении вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды (далее - претензия № 2491-08 от 15.03.2022), согласно которой Куликову Д.Д. и Киселёву В.А. предложено в течение 30 суток со дня получения претензии в добровольном порядке возместить сумму причиненного вреда в размере 88 725 рублей 00 копеек (восемьдесят восемь тысяч семьсот двадцать пять рублей ноль копеек) или восстановить нарушенное состояние окружающей среды (почвы) за счет собственных средств в соответствии с проектом восстановительных работ.
Копии претензии № 2491-08 от 15.03.2022 получены 18.03.2022 Куликовым Д.Д., 21.03.2022 Киселёвым В.А. В течение 30 суток со дня получения претензии от Куликова Д.Д. и Киселёва В.А. о принятом решении в Министерство не сообщено, меры по возмещению причиненного вреда в добровольном порядке Куликовым Д.Д. и Киселёвым В.А. не приняты.
Согласно п. 3 ППВС № 49 с требованием о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, вправе обратиться уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды (статья 46 ГПК РФ, статья 53 АПК РФ, статьи 6, 66 Закона № 7-ФЗ).
Согласно ст. 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Лица, подавшие заявление в защиту законных интересов других лиц, пользуются всеми процессуальными правами и несут все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов.
Накопление отходов производства и потребления на почве нарушает право граждан на благоприятную окружающую среду, гарантированное Конституцией Российской Федерации. Право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду является неотчуждаемым, непосредственно действующим, защищается законодательством и обеспечивается правосудием.
Определением суда в порядке подготовки дела к судебному разбирательству в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на стороне истца привлечены Верхне-Волжское межрегиональное управление Росприроднадзора, администрация Весьегонского муниципального округа Тверской области, МУП «ВКС», в качестве соответчика Куликова Нелли Владимировна.
В судебном заседании представитель истца Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области А.С. Селиверстов заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Он сам был очевидцем, что слив был произведен на почву около места куда непосредственно должны сливаться отходы («Лагуну»).
Ответчики Куликов Д.Д., Куликова Н.В., в судебном заседании исковые требования не признали и пояснили, суду, что куда работники МУП «ВКС» ранее указывали сливать отходы, туда и были они слиты. В том месте все сливают. Никто не делал анализ сточной воды непосредственно их бочки. Их сточные воды загрязнений не имели. В тот день Даниил решил выкачать свою емкость и попросил Киселева помочь ему, он выкачал бочку и слил ее, после еще выкачали у Киселева емкость и то же вывезли туда же. Себя виновными они не считают, так как вина лежит на работниках МУП «ВКС» которые сами туда же и сливают и не показали им другого места. С МУП «ВКС» заключен у Куликовой Н.В. договор о приемке сточных вод и вся ответственность должна лежать на МУП «ВКС».
Ответчик Киселев В.А. о дате и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом, не ходатайствовал об отложении судебного заседания, возражений по исковым требованиям не предоставил.
В судебное заседание третьи лица Администрация Весьегонского муниципального округа Тверской области, Верхне-Волжское межрегиональное управление Росприроднадзора, МУП «ВКС» при надлежащем извещении не явились, своих представителей не направили. Возражений по исковым требованиям не предоставили.
Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования Министерства обоснованными, и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 42 Конституции Российской Федерации и ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусмотрено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Согласно ст. 1 ФЗ от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" вред окружающей среде - это негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов.
Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека (ст. 3 ФЗ "Об охране окружающей среды").
Согласно ст. 11 Федерального закона "Об охране окружающей среды" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Согласно статьям 3 и 4 указанного Федерального закона хозяйственная и иная деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе, в том числе, принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий деятельности человека. Объектами охраны окружающей среды от загрязнения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды (в том числе почвы), водные объекты и природные комплексы.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Закона N 7-ФЗ отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 2 ст. 51 Закона N 7-ФЗ запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, на почву, а также размещение отходов I - IV классов опасности и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых зонах и в иных в которых может быть создана опасность для окружающей среды, причиненных экологических систем и здоровья человека, и др.
Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и чтения" определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду. Согласно статье 1 поименованного закона, отходы производства и потребления определены как вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с Законом N 89-ФЗ. Обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов;; хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем i одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; захоронение отходов -: изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.
Согласно статей 3 и 13.4 Закона N 89-ФЗ основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются охрана здоровья человека, восстановление благоприятного состояния окружающей среды и биологического разнообразия. Накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером №, площадью 19 124 кв. м, расположенный на землях населенного пункта, вид разрешенного использования - для размещения объектов жилищно коммунального хозяйства, по адресу: г. Весьегонск ул. Фабричная д.1а. В пределах земельного участка зарегистрировано три объекта недвижимости. Участок относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена.
Установлено, что на данном земельном участке распложен комплекс очистных сооружений г. Весьегонска, непосредственно здание хлораторной находящийся в хозяйственном ведении МУП «ВКС» на основании Постановлений администрации городского поселения - город Весьегонск Тверской области №148 от 15.06.2017 г. № 148, №31 от 01.03.2019г. и находящиеся в муниципальной собственности Администрации Весьегонского муниципального округа Тверской области.
В статье 6 Закона N 7-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, в числе прочего относятся: осуществление регионального государственного экологического надзора при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.
В соответствии с частью 1 статьи 66 Закона N 7-ФЗ, должностные лица органов государственного надзора, являющиеся государственными инспекторами области охраны окружающей среды, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право предъявлять в установленном законодательством Российской Федерации порядке иски о возмещении вреда, причиненного окружающей среде и ее компонентам вследствие нарушения обязательных требований.
В пункте 1 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Тверской области, утвержденного постановлением жительства Тверской области от 18.10.2011 N 90-пп закреплено, что Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области является уполномоченным областным исполнительным органом государственной власти Тверской области в сфере осуществления государственного экологического надзора за исполнением законодательства в сфере природопользования, охраны окружающей среды. В соответствии с пунктами 21 Положения Министерство наделено полномочиями по осуществлению в соответствии с законодательством Российской Федерации государственного экологического надзора, предъявлению исков о возмещении и (или) предотвращении вреда окружающей среде, объектам животного мира, природным ресурсам, причиненного в результате нарушения законодательства Российской Федерации.
Установлено, что в ходе проведения мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями 11.10.2021 установлено, что на территорию земельного участка, расположенного по адресу: город Весьегонск, переулок Фабричный, дом 1А приезжала ассенизаторская машина с государственным регистрационным знаком 0549МК44 (далее - ассенизаторская машина) с которой Куликовым Д.Д. и Киселевым В.А. в точке координат: 58.641478, 37.285452 с использованием шланга произведен сброс с последующим накоплением на почве жидких отходов. Размер загрязненного жидкими отходами земельного участка составил 3,5 метра в ширину, 7,8 метров в длину.
Специалистами филиала ЦЛАТИ по Тверской области отобраны пробы сточной воды, сброшенной с ассенизаторской машины, почвы на земельном участке, размером 3,5 метра в ширину, 7,8 метров в длину, и фоновые пробы почвы.
По результатам токсикологического анализа (методом биотестирования) проба сточной воды, отобранная в месте сброса сточных вод из ассенизаторской машины обладает острой токсичностью для тест-объектов, для указанного отхода может быть установлен IV класс опасности.
Согласно Федерального классификационного каталога отходов, утвержденного Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22 мая 2017 г. № 242, все отходы, относящиеся к группе «Отходы жизнедеятельности населения в неканализованных зданиях и прочие аналогичные отходы, не относящиеся к твердым коммунальным отходам» имеют IV класс опасности, отходы коммунальные жидкие неканализованных объектов водопотребления (код по ФККО: 7 32 101 01 30 4) относятся к отходам IV класса опасности.
По результатам химического анализа в пробе почвы, отобранной на загрязненном участке (точка координат: 58.641478, 37. 285452) (проба № 5, протокол испытаний № 175-П/ЦО от 18.10.2021) по сравнению с фоновой пробой почвы (проба № 1, протокол испытаний № 174-П/ЦО от 18.10.2021) имеются превышения по содержанию: аммония обменного - в 6,0 раза, фосфора (подвижные соединения) - в 2,5 раза, сульфат-ионов (в водной вытяжке) - в 1,8 раза, хлоридов (в водной вытяжке) - в 1,9 раза, нитратов в 11,3 раза, азот нитритов - в 15,1 раза, нефтепродуктов - в 1,7 раза. Данные превышения подтверждают факт загрязнения почвы, как объекта охраны окружающей среды.
Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации утверждена методика исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды (приказ № 238 от 08.07.2010).
На основании указанной выше методики Министерством произведено исчисление размера вреда, причиненного почве в результате сброса и накопления отходов (сточных вод) на почве земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: переулок Фабричный, дом 1А, город Весьегонск, Тверской области (в точке координат: 58.641478, 37.285452), который составил 88 725 рублей 00 копеек.
Специализированная автоцисцерна с государственным регистрационным знаком № принадлежит Куликовой Н.В.
Загрязнение почв - вид антропогенной деградации почв, при которой содержание химических веществ в почвах, подверженных антропогенному воздействию, превышает природный фоновый уровень их содержания в почвах.
Таким образом, судом достоверно установлены факты сброса и накопление на почве земельного участка с кадастровым номером расположенного по адресу: город Весьегонск, переулок Фабричный, дом 1А, без передачи на очистные сооружения города Весьегонска для дальнейшей очистки.
Вышеперечисленные превышения указывают на загрязнение почвы. Указанные превышения связаны со сбросом отходов IV класса опасности (отходы коммунальных жидких не канализованных объектов водопотребления), на почву. Данные факты указывают на то, что в результате сброса на почву отходов IV класса опасности (отходы коммунальных жидких не канализованных объектов водопотребления) произошло загрязнение почвы.
Согласно ст. 61 ГПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Постановлением Заволжского районного суда города Твери от 21.02.2022 по делу № 5-66/2022, Куликова Н.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ по факту нарушения требований в области охраны окружающей среды при сборе и транспортировании отходов производства и потребления. Куликова Н.В., в нарушение ч. 1 ст. 9, ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», 11.10.2021 г. организовала сбор с не канализованных объектов и транспортирование отходов IV класса опасности (отходы коммунальных жидких не канализованных объектов водопотребления) на территорию земельного участка, расположенного по адресу: город Весьегонск, переулок Фабричный, дом 1А, на почву, без передачи на очистные сооружения города Весьегонска для дальнейшей очистки, кроме того Куликова Н.В. не имеет лицензии на сбор и транспортирование отходов I-IV классов опасности.
Постановлением № 29 о назначении административного наказания от
24.02.2022 Киселёв В.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.2 КоАП РФ, по факту несоблюдения требований в области охраны окружающей среды при накоплении отходов производства и потребления, повлекшее причинение вреда окружающей среде (почве), которое не было обжаловано и вступило в законную силу 15.03.2022, исполнено 02.03.2022.
Постановлением № 30 о назначении административного наказания от
24.02.2022 Куликов Д.Д. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.2 КоАП РФ, по факту несоблюдения требований в области охраны окружающей среды при накоплении отходов производства и потребления, повлекшее причинение вреда окружающей среде (почве), которое не было обжаловано и вступило в законную силу 15.03.2022, исполнено 02.03.2022.
В материалах дела имеются материалы административных материалов имеются:
Объяснение ФИО1 от 11.10.2021, согласно которого он видел, как 11.10.2021 приехала ассенизаторская машины с государственным регистрационным знаком №, с которой вышли работники и стали выкачивать на почву сточные воды.
Объяснение ФИО2 от 11.10.2021, согласно которого он видел, как 11.10.2021 приезжала ассенизаторская машина с государственным регистрационным знаком №, принадлежащая Куликовой Н.В. С указанной машины выходили работники и выкачивали сточные воды на почву.
Объяснение Куликова Д.Д., от 23.12.2021, которым установлено, что его матери - Куликовой Н.В. принадлежит ассенизаторская машина, на которой он, совместно со своим дядей - Киселевым Владимиром, в октябре 2021 года производили сброс отходов сточных вод на почву.
Объяснение Киселёва В.А., полученного 28.12.2021, из которого следует, что в октябре 2021 года ему позвонил Куликов Д. и сказал, что нужно откачать отходы у него в доме и у родственников, затем вывезти эти отходы. Киселёв В.А. откачивал и вывозил отходы на машине, которая принадлежит Куликовой Н.
Согласно карточкам учета транспортных средств: ассенизаторская машины с государственным регистрационным знаком № принадлежит Куликовой Н.В.
Доказательств, подтверждающих, что Куликовым Д.Д., Куликовой Н.В., Киселёвым В.А. приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований действующего природоохранного законодательства Российской Федерации, не представлено.
В то же время ответчик Куликова Н.В. является лишь собственником автомашины, не посредственно сброс отходов не осуществляла и от ее действий не наступили последствия в виде причинения вреда почве, в связи с чем, суд в отношении её отказывает в удовлетворении исковых требований.
Причинение вреда почве в результате загрязнения земельного участка отходами и наличие в этом вины ответчиков Куликова Д.Д. и Киселева В.А. подтверждаются совокупностью исследованных в рамках настоящего дела доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, в том числе: актом мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями с приложениями (фототаблица и план- схема), результатами работ, выполненных филиалом ЦЛАТИ по Тверской области по заданию № 45-ц от 07.10.2021, расчётом ущерба, причиненного почве, как объекту охраны окружающей среды, объяснением Киселёва В.А. от 28.12.2021, объяснением Куликова Д.Д. от 23.12.2021, объяснением ФИО1 от 11.10.2021, объяснением ФИО2 от 11.10.2021, сведениями о собственнике ассенизаторской машины с государственным регистрационным знаком 0549МК44 (письмо УМВД РФ по Тверской области вх. № 14294 от 02.12.2021), постановлением Заволжского районного суда города Твери от 21.02.2022 по делу № 5-66/2022 по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ в отношении Куликовой Н.В., постановлением № 29 о назначении административного наказания от 24.02.2022 в отношении Киселёва В.А., постановлением № 30 о назначении административного наказания от 24.02.2022 в отношении Куликова Д.Д.
Суд полагает доказанным факт причинения вреда окружающей среде (почве), противоправности действий ответчиков Куликова Д.Д. и Киселёва В.А. и наличии причинно-следственной связи между данными противоправными действиями ответчиков и наступившими вредными последствиями. Доказательств, опровергающих вышеприведенные обстоятельства, при рассмотрении настоящего дела не представлено.
Согласно ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В соответствии с пунктом 1 статьи 77 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 35 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 октября 2012 года N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования", в соответствии со статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 77 Федерального закона "Об охране окружающей среды" вред, причиненный окружающей среде, подлежит возмещению виновным лицом независимо от того, причинен ли он в результате умышленных действий (бездействия) или по неосторожности.
В соответствии со ст. 78 Закона N 7-ФЗ компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда. Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами г рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими дарственное управление в области охраны окружающей среды.
Возмещение вреда в натуре - это один из способов возмещения вреда, предусмотренного положениями статьи 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Как указано в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.12.2011 N 1743-О-О, окружающая среда, будучи особым объектом охраны, обладает исключительным свойством самостоятельной нейтрализации негативного антропогенного воздействия, что в значительной степени осложняет возможность точного расчета причиненного ей ущерба.
Учитывая данное обстоятельство, федеральный законодатель определил, что вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды (пункт 3 статьи 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ). При этом методика исчисления размера вреда, причиненного объектам охраны окружающей среды, вследствие нарушения соответствующего законодательства во всяком случае не может носить произвольный характер и должна строиться исходя из количественных параметров негативного воздействия на окружающую среду. Таким образом, на законодательном уровне закреплено положение о необходимости определения размера такого вреда на основании методики исчисления размера вреда. Для исчисления размер.
Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации утверждена методика исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды (приказ N 238 от 08.07.2010). В пункте 1 Методики указано, что Методика исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, предназначена для исчисления в стоимостной форме размера вреда, нанесенного почвам в результате нарушения законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также при возникновении аварийных и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Кроме того, данный довод был подробно рассмотрен судом первой. Пунктом 6 Методики предусмотрено, что при отсутствии установленного норматива качества окружающей среды для почв (для конкретного загрязняющего вещества) в качестве значения Хн при расчете вреда (норматив качества окружающей среды для почв) применяется значение концентрации этого загрязняющего вещества на сопредельной территории аналогичного целевого назначения и вида использования, не испытывающей негативного воздействия от данного вида нарушения.
На основании указанной выше методики Министерством природных ресурсов и экологии Тверской области произведено исчисление размера вреда, причиненного почве в результате сброса и накопления отходов (сточных вод) на почве земельного участка, расположенного по адресу: переулок Фабричный, дом 1А, город Весьегонск, Тверской области (в точке координат: 58.641478, 37.285452), который составил 88 725 рублей 00 копеек.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что размер истребуемого Министерством возмещения ущерба, причиненного почве в сумме 88 725 рублей 00 копеек рассчитан верно с учетом действующих нормативных документов. Оснований сомневаться в правильности представленного расчета у суда не имеется, в ходе судебного разбирательства указанный расчет ничем опровергнут не был, контррасчет ответчиками не представлен.
Бремя доказывания обстоятельств, указывающих на возникновение негативных последствий в силу иных факторов и (или) их наступление вне зависимости от допущенного нарушения, возлагается на ответчика.
Доказательств возмещения причиненного ущерба в указанном размере ответчиками представлено не было.
По смыслу статьи 1064 ГК РФ, если несколько лиц действовали независимо друг от друга и действия каждого из них привели к причинению вреда окружающей среде, по общему правилу такие лица несут долевую ответственность (пункт 11 Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 г. N 49).
Суд, основываясь на разъяснениях, данных в пункте 9 Пленума N 49, приходит к выводу о том, что в настоящем случае имело место согласованное действие ответчиков Куликова Д.Д. и Киселёвым В.А., причинившее ущерб почве, как объекту охраны окружающей среды.
Доводы ответчиков Куликова Д.Д. и Куликовой Н.В. о том, что слив производился в надлежащем месте, указанном сотрудниками МУП «ВКС» не состоятельны, по выше указанным обстоятельствам, не чем ответчикамии не подтвержден.
Таким образом, в возмещение ущерба, причиненного почве, с указанных ответчиков в солидарном порядке надлежит взыскать 88 725 рублей 00 копеек.
Поскольку истец при предъявлении искового заявления был освобожден от уплаты государственной пошлины, суд на основании ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации взыскивает ее с ответчиков в бюджет муниципального района согласно ч. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в солидарном порядке в размере 2 861 рубль 75 копеек.
Руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области к Куликову Даниилу Дмитриевичу, Киселёву Владимиру Анатольевичу о возмещении ущерба, причиненного окружающей среде, удовлетворить.
Взыскать в солидарном порядке с Куликова Даниила Дмитриевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца , зарегистрированного по адресу: , паспорт гражданина РФ серия №, выдан ДД.ММ.ГГГГ , и с Киселёва Владимира Анатольевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированного по адресу: , паспорт гражданина РФ серия №, выдан ДД.ММ.ГГГГ в , сумму вреда, причиненного почве, в размере 88 725 рублей 00 копеек (восемьдесят восемь тысяч семьсот двадцать пять рублей ноль копеек) по указанным реквизитам:
Наименование: УФК по Тверской области (Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области л/с 04362005750)
ИНН 6950015221
КПП 695201001
Банковский счет (корр.сч.) 40102810545370000029
Номер казначейского счета (расч. счет) 03100643000000013600
Банк получателя: Отделение Тверь Банка России // УФК по Тверской области г. Тверь
БИК 012809106
ОКТМО 28510000 (Весьегонский муниципальный округ) (указывается городского округа или муниципального района, на территории которого причинен вред окружающей среде)
КБК: 327 1 16 11050 01 0000 140 (платежи по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде)
Взыскать в солидарном порядке с Куликова Даниила Дмитриевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца , зарегистрированного по адресу: , паспорт гражданина РФ серия №, выдан ДД.ММ.ГГГГ , и с Киселёва Владимира Анатольевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированного по адресу: , паспорт гражданина РФ серия №, выдан ДД.ММ.ГГГГ в , в доход муниципального образования Весьегонский муниципальный округ государственную пошлину в размере 2 861 рубль 75 копеек.
В удовлетворении исковых требований к Куликовой Нелли Владимировне- отказать.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Тверской областной суд через Бежецкий межрайонный суд Тверской области (постоянное судебное присутствие в г. Весьегонске) в течение месяца со дня его изготовления судом в окончательной форме.
Судья
Решение в окончательной форме изготовлено 11 августа 2022 года.
Судья
Дело №2-1-113/2022