ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1-1183/17 от 23.10.2017 Вольского районного суда (Саратовская область)

Дело № 2-1-1183/2017 Решение Именем Российской Федерации

23 октября 2017 года г. Вольск

Вольский районный суд Саратовской области в составе:

председательствующего судьи Черняевой Л.В.

при секретаре Макеевой Т.В.

с участием истца Яремчука И.П.,

представителя ответчика Кузнецовой Е.В.,

представителей третьих лиц Николаевой Е.В., Палатникова В.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Вольске гражданское дело по исковому заявлению Яремчука И. П. к Обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Новый век» о защите прав потребителя,

установил:

истец обратился в Вольский районный суд с иском к ответчику о защите прав потребителя, указав следующее.

Им получена квитанция за май 2017 года, согласно которой к оплате за ОДН за электроэнергию за январь-апрель 2017 года ему предъявлена сумма 447 руб. 5 коп. (за 140,14 кВтч). С данной суммой он не согласен, в связи с чем 29 мая 2017 года он подал претензию ответчику. В сообщении от 06.06.2017 года ответчик указал, что общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном <адрес>, составляет 1169,6 м2 (в том числе: подвальное помещение - 807,7 м2, уборочная площадь лестничных клеток - 361,9 м2). В сообщении от 04.07.2017 года ответчик дополнительно указал, что в подвальном помещении <адрес> освещение проведено по центральному проходу для проведения работ по техническому обслуживанию общего имущества и включается только в период проведения работ. Он считает, что ООО «УК «Новый век» умышлено завысило норматив 1,83 (пункт 6.3) вместо норматива 0,97 (пункт 6.2) приложения , утвержденного Комитетом Регулирования тарифов Саратовской области (постановление от 17 июня 2016 года). Управляющая компания провела освещение подвала, и специалисты ООО «УК «Новый век» используют подвал данного дома для хранения имущества. В Примечании 2 Приложения №1, утвержденного Комитетом регулирования тарифов Саратовской области (постановление №25/3 от 17 июня 2016 года), отражено, что в состав общего имущества в многоквартирном доме при применении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды входят лестничные и этажные площадки, коридоры, тамбуры, входы в подъезд, вестибюли, помещения производственно-технического назначения, чердаки, электрощитовые, техподполья и др.. Рекомендовать при определении перечня помещений, входящих в состав общего имущества, площади которых применяются при расчете платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды, руководствоваться техническим паспортом многоквартирного дома, а также не включать при расчете платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды площади помещений, входящих в состав общего имущества, в которых существующей системой инженерных коммуникаций многоквартирного жилого дома не предусмотрено электроснабжение. Согласно техническому паспорту его жилого дома электроснабжение подвала не предусмотрено, то есть подвальное помещение площадью 807,7 м2 должно быть исключено. На основании изложенного, истец просит признать неперерасчет ОДН за электроэнергию ООО «УК «Новый век» с норматива 1,83 на норматив 0,97 услуги ОДН за электроэнергию <адрес> незаконным, так как согласно техническому паспорту данного дома электроснабжение подвала не предусмотрено.

В судебном заседании после уточнения заявленных требований в порядке ст. 39 ГПК РФ истец просил признать неперерасчет ОДН за электроэнергию ООО «УК «Новый век» с норматива 1,83 на норматив 0,59 услуги ОДН за электроэнергию <адрес> незаконным. Он также пояснил, что расчеты Публичного акционерного общества «Саратовэнерго» (далее по тексту - ПАО «Саратовэнерго») в соответствии с Постановлением КГРТ по Саратовской области №25/3 от 17.06.2016 года «Об утверждении нормативов потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Саратовской области», согласно которым для его пятиэтажного МКЖД норматив потребления коммунальной услуги по электроснабжению на ОДН ежемесячно составляет 554 кВтч (1,53 кВтч х 361,9 м2 = 553,7 кВтч), он считает неверными. Ссылку представителя ПАО «Саратовэнерго» Кондратьевой Л.С. на приказ Минжилкомхоза РСФСР от 25 декабря 1989 года № 283 на то, что при этажности многоквартирного дома пять удельная норма расхода электрической энергии осветительных установок общедомовых помещений многоквартирного дома, помещений производственно-технического назначения ч/год на 1000 м2 общей площади жилых помещений составляет 2,5, он считает неправильной, направленной на сокрытие превышения норматива и излишнее начисленные оплаты за ОДН ежемесячно в размере 554 кВтч. В указанном приказе Минжилкомхоза РСФСР, в пункте 1, отражено, что настоящие нормы расхода электроэнергии предназначены для планирования потребности в электроэнергии на эксплуатационные нужды жилищного хозяйства местных Советов народных депутатов и мероприятий по ее экономии. Нормы разработаны применительно к крупным жилым массивам (жилищному фонду области, города, района или жилищно-эксплуатационным организациям) с общей жилой площадью не менее 50 тыс.м2. В силу данных технического паспорта его жилого дома число этажей составляет 5, число лестниц - 4 шт., их уборочная площадь - 361,9 м2, общая полезная площадь дома 3058,3 м2,из них: а) жилые помещения: полезная площадь 3058,3 м2, в том числе жилой площади 1826,3 м2.То есть это значительно менее 50 тыс. м2.

В пункте 1 этого приказа отражено, что для более мелких жилых массивов, в том числе отдельных жилых зданий, потребность в электроэнергии рассчитывается по методике, приведенной в разд. III. Им сделан расчет по указанной методике. Так, в его доме установлены:

а) в каждом подъезде световые датчики движения и шесть электролампочек мощностью 70 Вт. Всего жильцов 95 человек, из них проживающих на первом этаже - 21 человек, на втором - 21 человек, на третьем - 16 человек, на четвертом - 21 человек и на пятом - 16 человек.

Каждый жилец 10 раз (в сутки пять раз выходит и пять раз заходит), время в пути от первого этаже к третьему составляет 1,5 минуты, а от первого этажа к пятому этажу - 3 минуты. 58 человек. 10 раз х 1,5 минуты = 15 минут. 58 человек х 15 минут = 870 минут : 60 = 14,5 часов. 37 человек 10 раз х 3 минуты = 30 минут. 37 человек х 30 минут = 1110 минут : 60 = 18,5 часов. Всего часов горения 24 электролампочек - 33 часа в сутки.

33 часа х 24 х 70 Вт. = 55,44 кВт в месяц, а в год 665,28 кВт;

б) в подвале установлен электрический насос мощностью 39-80 Вт. (1-я ступень - 39 Вт, 2-ая ступень - 62 Вт, третья ступень - 80 Вт) (основание: заявление от 20.08.2013 г.).

24 часа х 80 Вт х 30 = 57,6 кВт., а в год - 691,2 кВт.

в) согласно актам выполненных работ за период с 1.01 по 30.04.2017 г. работы осуществлялись 10.02. и 24.04, это две рабочие смены, то есть 16 часов:

70 Вт. х 2 х 16 час. = 2,24 кВт в квартал, а в год 8,96 кВт;

г) согласно таблицы 3 Приказа Минжилкомхоза РСФСР от 25 декабря 1989 г. № 283 время горения дежурного освещения, включаемого только в ночное время, - 2020 часов в год, это 5,5 часа, что истцу кажется мало, он берет в расчет 10 часов.

70 Вт х 4 шт. х 10 часов х 365 = 1022 кВт в год.

Итого: 665,28 кВт + 691,2 кВт + 8,96 кВт + 1022 кВт = 2387,44 кВт.

С применением пункта 17 Приказа Минжилкомхоза РСФСР от 25 декабря 1989 г. № 283 вычисленное значение годового расхода электроэнергии на освещение умножается на коэффициент 0,9, который учитывает наличие перегоревших ламп, находящихся в стадии замены. 0,9W = W является нормой расхода на освещение в год. 665,28 кВт + 8,96 кВт + 1022 кВт = 1696,24 кВт х 0,9 = 1526,62 кВт.

Общая удельная норма расхода электрической энергии осветительных установок общедомовых помещений многоквартирного <адрес> при общей полезной площади <адрес>,3 м2 составляет 217,82 кВт, а при 1000 м2 общей площади жилых помещений составляет 2217,82 : 3058,3 x 1000= 725,18 кВтч.

В постановлении №25/3 от 17 июня 2016 года Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды на территории Саратовской области» отражено: «...1.1. Многоквартирные дома, не оборудованные лифтами и электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения, имеющие в составе общего имущества осветительные установки с удельной нормой расхода электроэнергии 1,45тыс. кВт*ч/год на 1000 м2 общей площади жилых помещений составляет 0,59...», а в «...6.1. Многоквартирные дома, оборудованы насосными оборудованием холодного, горячего водоснабжения, отопления и не оборудованные лифтами и электроотопительными и (или) электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения, имеющие в составе общего имущества осветительные установки с удельной нормой расхода электроэнергии 1,45 тыс. кВт*ч/год на 1000 м2 общей площади жилых помещений составляет 0.00...».

В связи с изложенным истец просит суд признать незаконным неперерасчет ОДН за электроэнергию ООО «УК «Новый век» с норматива 1,83 на норматив 0,59.

При этом истец просил не принимать во внимание полученные судом сведения об инвентаризации жилого дома истца от 2008 года, поскольку таковых в распоряжении сторон не имелось, управляющая компания их не применяла, истцом они также не учитывались.

Представитель ответчика в судебном заседании против иска возражал, указав, что расчет за электроэнергию на ОДН истцу произведен верно. При этом применялись положения ст. 36 Жилищного кодекса РФ, в силу которой собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы). В подвале жилого дома истца проходят инженерные коммуникации, относящиеся к общедомовому имуществу, также там находится водяной насос. В соответствии с Постановлением Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области (далее по тексту КГРТ) от 17.06.2016 N 25/3 "Об утверждении нормативов потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Саратовской области", на которое также ссылается истец, в п. 6.3 указано, что в многоквартирных домах, оборудованных насосным оборудованием холодного, горячего водоснабжения, отопления и не оборудованных лифтами и электроотопительными и (или) электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения, имеющих в составе общего имущества осветительные установки с удельной нормой расхода электроэнергии 2,5 тыс. кВт ч/год на 1000 м2 общей площади жилых помещений применяется норматив кВт ч в месяц на 1 м2 общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, равный 1,83. В силу примечания к данному постановлению КГРТ удельные нормы расхода электрической энергии приведены в соответствии с нормами расхода электрической энергии на эксплуатационные нужды жилищного хозяйства местных Советов народных депутатов, утвержденными приказом Минжилкомхоза РСФСР от 25 декабря 1989 года N 283, и соответствует этажности многоквартирных домов: для пятиэтажного жилого дома истца удельная норма расхода электрической энергии осветительных установок общедомовых помещений многоквартирного дома, помещений производственно-технического назначения тыс. кВт ч/год на 1000 м2 общей площади жилых помещений составляет 2,5. С учетом изложенного, принимая во внимание, что в состав общего имущества многоквартирного жилого дома истца входит подвал площадью 807,7 м2, а также лестничные клетки площадью 361,9 м2, то расчет электроэнергии на ОДН для истца будет производиться в следующем порядке: 1,83 х 1169,6 / 3058,3 х 49,9 х 3,19 = 111,40 руб. за 1 месяц, а за 4 месяца - 111,40 руб. х 4 месяца = 445,60 руб.. Ранее истцу производилось начисление за ОДН за электроэнергию в том же порядке, однако в сотрудником ООО «УК «Новый Век» была допущена описка: вместо площади 3058,3 была указана 3048,5, в связи с чем сумма платы за месяц была предъявлена истцу в размере 111,76 руб.. Таким образом, при произведенном ответчиком перерасчете платы за ОДН разница в оплате за месяц составит 111,76 руб. - 111,40 руб. = 0,36 руб., а за 4 месяца - 0,36 руб. х 4 месяца = 1,44 руб.. Данную сумму представитель ответчика готов передать истцу немедленно в судебном заседании, а в случае, если истец не желает её получить, - включить в расчет оплаты за ОДН за электроэнергию на будущие периоды и уменьшить их на указанную сумму. При этом представитель ответчика просил не принимать во внимание полученные судом по его запросу сведения об инвентаризации жилого дома истца от 2008 года, поскольку таковых в распоряжении управляющей компании не было, на них не ссылался и сам истец.

Представитель третьего лица - ПАО «Саратовэнерго» в судебное заседание не явился, в предыдущем судебном заседании указал, что МКЖД истца до 16 октября 2017 года был оборудован коллективным (общедомовым) ПУ электроэнергии с истекшим сроком госповерки в 2011 г. (согласно Акту В/168 от 31.12.2016 г.), в связи с чем, при расчете за потребленную электроэнергию, израсходованную на ОДН, производится на основании норматива. МКЖД <адрес> является 5-ти этажным. В соответствии с п. 48 «Правил предоставления коммунальных услуг собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354, при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер платы за коммунальную услугу (за исключением коммунальной услуги по отоплению), предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, рассчитывается на основании норматива. Согласно Постановлению КГРТ по Саратовской области № 25/3 от 17.06.2016 г. «Об утверждении нормативов потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Саратовской области» для 5-этажного МКЖД (без осветительного, лифтового, насосного оборудования) норматив равен 1,53 кВтч. на 1 м2 общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме. Согласно техническому паспорту МКЖД истца общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества составляет 361,9 м2, в связи с чем норматив потребления коммунальной услуги по электроснабжению на ОДН в МКЖД <адрес> ежемесячно составляет 554 кВтч (1,53 кВтч х 361,9 м2 = 553,7 кВтч). Он также указал, что при уточнении данных о площадях общего имущества и наличии в доме насосного оборудования, размер платы по нормативу потребления коммунальной услуги по электроснабжению на ОДН в МКЖД истца может быть перерасчитан, так как ПАО «Саратовэнерго» не было известно о наличии в жилом доме электрифицированного подвала и насосного оборудования. Также в своем письменном отзыве представитель ПАО «Саратовэнерго» указал, что с 01.01.2017 г. (после того, как ОАО «Оборонэнергосбыт» лишилась статуса гарантирующего поставщика) ПАО «Саратовэнерго» является гарантирующих поставщиком электрической энергии и осуществляет энергоснабжение МКЖД истца, а также осуществляет расчеты за потребленную электрическую энергию в жилом помещении, путем выставления платежных документов, но не является исполнителем коммунальных услуг. Электрическая энергия поступает в МКЖД истца через сети АО «Оборонэнерго». Исполнителем коммунальных услуг для данного МКЖД является ответчик. Между ООО «УК «Новый век» и ПАО «Саратовэнерго» заключен договор поставки электроэнергии для общедомовых нужд МКЖД истца N , согласно которому ПАО «Саратовэнерго» выставляет платежные документы на оплату ОДН, в т.ч. и электроэнергии, потребленной МКЖД истца. Положениями ФЗ «Об энергосбережении» № 261-ФЗ от 23.11.2009 г. установлено, что в срок до 1 июля 2012 г. все многоквартирные дома должны были в обязательном порядке быть оснащены общедомовыми (коллективными) приборами учета электрической энергии. 31.12.2016 г. в ПАО «Саратовэнерго» от АО «Оборонэнерго» был представлен акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ общедомового ПУ электроэнергии, которым установлено, что у общедомового ПУ электроэнергии , установленного в МКЖД истца, истек срок госповерки в 4 квартале 2011 г.. Сведений о том, что данный ПУ прошел новую госповерку, в ПАО «Саратовэнерго» представлено не было, в связи с чем, данный ПУ был признан нерасчетным. Поэтому в соответствии с п. 48 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354) размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме рассчитывался на основании норматива, с применением Постановления КГРТ по Саратовской области № 25/3 о 17.06.2016 г. (расчет приведен выше). В связи с установлением 16.10.2017 года в МКЖД истца нового ПУ электроэнергии Меркурий 230 АМ-02 , расчет за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме истца, будет производиться по показаниям данного прибора учета.

Представитель третьего лица - Акционерного общества «Оборонэнерго» (далее по тексту - АО «Оборонэнерго») Палатников В.Н. в судебном заседании оставил разрешение спора на усмотрение суда, в письменных объяснениях указал, что МКЖД истца присоединен к сетям АО «Оборонэнерго» от ТП 187, ВРУ-0,4кВ. В 2016 году гарантирующим поставщиком, осуществляющим продажу электрической энергии указанному МКЖД, являлся АО «Оборонэнергосбыт». Количество коммунального ресурса, потребленного при содержании общего имущества в многоквартирном доме, определялось на основании коллективного (общедомового) прибора учета (, Тип САЧ-ИБ60), согласно п. 21 (1) «а» Постановления Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 года «О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунального ресурса». Объем коммунального ресурса, подлежащий оплате по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома, оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) по формуле: Vд = Vодпу - Vпотр,

где:

Vодпу - объем коммунального ресурса, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период (расчетный месяц);

Vпотр - объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, определенный за расчетный период (расчетный месяц) в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг.

С 1 января 2017 года, после утери статуса гарантирующего поставщика АО «Оборонэнергосбыт», гарантирующим поставщиком стал ПАО «Саратовэнерго». ПАО «Саратовэнерго» не предоставило в адрес АО «Оборонэнерго» копию договора энергоснабжения, на основании которого осуществляется электроснабжение жилого дома истца. После проведения АО «Оборонэнерго» проверки прибора учета в ВРУ-0,4 кВ жилого дома по <адрес>, было установлено, что истек межповерочный интервал счетчика, учет не соответствует требованиям, предъявляемым к приборам коммерческого учета. С 1 января 2017 года в соответствии с п. 21 (1) «в» Постановления Правительства Российской Федерации № 124 от 14 февраля 2012 года объем коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, либо после выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации, определяется за расчетный период (расчетный месяц) по формуле:, где:

- объем (количество) коммунального ресурса, потребленного при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случае отсутствия коллективного (общедомового) прибора учета, определенный за расчетный период исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Постановлением Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 17 июня 2016 года № 25/3 установлены нормативы потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Саратовской области. Согласно ежемесячно представляемым ПАО «Саратовэнерго» данным об объемах потребления электрической энергии МКЖД в адрес АО «Оборонэнерго», ПАО «Саратовэнерго» с 1 января 2017 года при расчете объемов потребления электрической энергии на ОДН указанного жилого дома использует норматив для 5-ти этажного МКЖД (без осветительного, лифтового, насосного оборудования) равный 1,53 кВтч на 1 м2 общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме. В тоже время, имеющиеся у АО «Оборонэнерго» документы, с учетом представленных судом, не позволяют АО «Оборонэнерго» в полной мере сделать вывод о том, к какой категории многоквартирных домов относится жилой дом истца. Так как технический паспорт был составлен по состоянию на 21 февраля 1994 года, и там указано, что энергоснабжение осуществляется только общей полезной площади дома, в то же время в исковом заявлении указано, что ООО «УК «Новый век» провело освещение подвала и установило циркуляционный насос. Документов, подтверждающих установку насосного оборудования, в адрес АО «Оборонэнерго» представлено не было. В соответствии с границей балансовой принадлежности прибор учета был установлен в ВРУ-0,4 кВ в подъезде жилого дома, доступа в подвальное помещение сотрудники АО «Оборонэнерго» не имеют. В случае, если насосное оборудование подачи холодного, горячего водоснабжения, отопления и аппаратуры управления насосами не числится на балансе ресурсоснабжающей организации и установлено непосредственно в многоквартирном жилом доме (или на группу домов), то применяется норматив потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, оборудованном насосным оборудованием холодного, горячего водоснабжения, отопления. Удельные нормы расхода электрической энергии определяются в соответствии с нормами расхода электрической энергии на эксплуатационные нужды жилищного хозяйства местных Советов народных депутатов, утвержденными приказом Минжилкомхоза РСФСР от 25 декабря 1989 года № 283, и для 5-ти этажного дома удельная норма расхода электрической энергии осветительных установок общедомовых помещений многоквартирного дома, помещений производственно-технического назначения 2,5 тыс. кВтч/год на 1000 м2 общей площади жилых помещений. С 16 октября 2017 года жилой дом по <адрес> рассчитывается по общедомовому прибору учета. АО «Оборонэнерго» провело проверку вновь установленного 16 октября 2017 года расчетного прибора учета электрической энергии и допустило в эксплуатацию прибор учета Меркурий 230 АМ-02 .

Представитель АО «Облкоммунэнерго» Николаева Е.В. в судебном заседании оставила разрешение спора на усмотрение суда, в письменном отзыве также указав, что сетей данного Общества в МКЖД истца не расположено.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, истец является собственником <адрес> в <адрес>, общей площадью 56,9 м2, жилой 28,6 м2, полезной 49,9 м2 (л.д. 15 том 1).

В указанном многоквартирном доме собственниками выбран способ управления в форме управляющей организацией - ООО «УК "Новый век", что подтверждается договором управления многоквартирным домом истца от 7 декабря 2012 года (л.д. 50-51 том 1).

Истцу в мае 2017 года ответчиком была направлена квитанция на оплату, в том числе электроэнергии на общедомовые нужды, с января по апрель 2017 года в размере 447,05 руб. (л.д. 18 том 1).

Между ПАО "Саратовэнерго" и ООО «УК "Новый век" (исполнитель) заключен договор поставки электроэнергии для общедомовых нужд . Предметом договора является то, что ресурсоснабжающая организация (ПАО «Саратовэнерго») осуществляет поставку исполнителю (ООО «УК «Новый век») электрической энергии в объеме её потребления на общедомовые нужды, урегулирует с сетевой организацией отношения по оказанию услуг по передаче электрической энергии до точек поставки исполнителя, оказывает иные услуги, оказание которых является необъемлемой частью процесса поставки электрической энергии исполнителю, а исполнитель оплачивает приобретаемую электрическую энергию и оказанные услуги, в соответствии с условиями настоящего договора и действующего законодательства РФ. Ресурсоснабжающая организация обязуется обеспечить поставку качественной электрической энергии до границы балансовой принадлежности электрических сетей исполнителя, входящих в состав общедомового имущества многоквартирного жилого дома.

В силу ст. ст. 153, 154 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за электрическую энергию, потребляемую при содержании общего имущества в многоквартирном доме.

В силу ч. 7 ст. 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи и статьей 171 настоящего Кодекса.

Согласно ч. 7.1 ЖК РФ на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, а за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами - региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.

Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о внесении платы за услугу электроснабжения на ОДН ресурсоснабжающей организации, производимой по показаниям общедомового прибора учета, не принималось, что свидетельствует из ответа ООО «УК «Новый век», и не опровергнуто стороной истца, несмотря на разъяснение ему судом бремени доказывания наличия такого решения при заявлении об этом истца.

Как установлено судом, в спорный период времени, расчет оплаты за электроэнергию на ОДН по прибору учета не производился, в связи с тем, что у него истек срок госповерки, что подтверждается Актом В/168 от 31.12.2016 г.

При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ).

В соответствии с п. 8,9 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354, (далее - Правила) исполнителем коммунальных услуг для собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме являются управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив. Условия предоставления коммунальных услуг определяются в договоре управления многоквартирным домом.

Таким образом, ответчик, как управляющая организация, является исполнителем коммунальных услуг для истца как собственника жилого помещения в многоквартирном жилом доме.

В силу п. 48 Правил при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер платы за коммунальную услугу (за исключением коммунальной услуги по отоплению), предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме в случаях, установленных в пункте 40 настоящих Правил, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом объем коммунального ресурса, потребляемого при содержании общего имущества в многоквартирном доме, приходящийся на жилое (нежилое) помещение, определяется в соответствии с формулой 15 приложения N 2 к настоящим Правилам.

Согласно формуле приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) коммунального ресурса (холодная вода, горячая вода, газ, сточные воды, электрическая энергия), предоставленного на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется следующим образом:

,

где:

- норматив потребления соответствующего вида коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме за расчетный период, установленный в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306;

- общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.

- общая площадь i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения в многоквартирном доме;

- общая площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме.

В силу п. 10 Правил размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, для i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения согласно пунктам 44 - 48 Правил определяется по формуле 10:

,

где:

- объем (количество) коммунального ресурса, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме и приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение;

- тариф на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с постановлением Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 16.12.2016 N 73/1 "Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию для населения и приравненным к нему категориям потребителей по Саратовской области" установлен тариф на электроэнергию для населения в размере 3,19 руб..

Согласно имеющемуся в распоряжении ответчика техническому паспорту жилого помещения по состоянию на 1994 год (л.д. 25-30 том 1), экспликации к нему площадь подвала указана в размере 807,7 м2 (высота 2,17 м), площадь лестничных клеток 361,9 м2. То есть общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, согласно имеющейся в распоряжении управляющей компании технической документации составит: 807,7 м2 + 361,9 м2 = 1169,6 м2. Общая полезная площадь дома истца составляет согласно тем же документам 3058,3 м2.

Учитывая изложенное выше, расчет электроэнергии на ОДН истцу будет следующим: 1,83 х 1169,6 / 3058,3 х 56,9 х 3,19 = 126,36 руб..

Следовательно, произведенный истцу расчет, и последующий произведенный ответчиком в добровольном порядке перерасчет оплаты электроэнергии на ОДН (в сумме изначально 111,76 руб., а после перерасчета - 111,40 руб.) не нарушает прав истца как потребителя.

Суд критически оценивает доводы истца о том, что площадь подвала как общего имущества не следует учитывать при расчете оплаты за ОДН за электроэнергию, так как они основаны на неверном толковании действующих правовых норм, в силу которых подвалы, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, как и технические этажи, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы) относятся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном жилом доме. Факта наличия в подвале инженерных коммуникаций, циркуляционного насоса (установленного до спорного периода управляющей компаний по заявлению жильцов данного дома), электроснабжения подвала истец фактически не отрицал.

По сведениям, представленным сторонами, насосное оборудование (циркуляционный насос UNITHERM) установлено в подвале многоквартирного жилого дома истца в 2013 году (заявление жильцов от 20.08.2013 года, л.д. 38 том 2), не стоит на балансе ответчика (л.д. 141 том 1).

Следовательно, при расчете оплаты за ОДН в 5-тиэтажнмо жилом доме истца, оборудованном насосным оборудованием, надлежит применять норматив 1,83, установленный Постановлением КГРТ по Саратовской области №25/3 от 17.06.2016 года «Об утверждении нормативов потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Саратовской области», приняв также в качестве удельной нормы расхода электрической энергии осветительных установок общедомовых помещений многоквартирного дома, помещений производственно-технического назначения 2,5 тыс. кВт.ч/год на 1000 м2 общей площади жилых помещений в соответствии с примечанием к данному Постановлению КГРТ.

Расчеты удельной нормы расхода электрической энергии осветительных установок общедомовых помещений многоквартирного дома истца, приведенные в его объяснениях, суд не принимает за основу, поскольку они применяются в случае, если общая жилая площадь жилых массивов менее 50 тыс.м2.. В то время как данными об этом суд не располагает, сведений об обратном истцом суду не представлено. Поэтому суд считает, что расчет указанной нормы расхода, составленный истцом, исходя из данных технического паспорта только его жилого дома (где полезная площадь 3058,3 м2, в том числе жилая площадь 1826,3 м2), не применим к предмету данного судебного спора.

Неприменение ПАО «Саратвоэнерго» как гарантирующим поставщиком норматива 1,83 (в связи с отсутствием данных о наличии в жилом доме истца электрифицированного подвала и насосного оборудования) при расчете оплаты за электроэнергию на ОДН суд не считает доказательством незаконного применения ответчиком указанного норматива. Кроме того, представитель ПАО «Саратовэнерго» в судебном заседании указал, что после уточнения сведений о категории дома истца управляющей компании может быть произведен перерасчет оплаты за потребленную электроэнергию на ОДН.

Отсутствие у ответчика, гарантирующего поставщика и иных лиц существующей схемы электроснабжения подвала не свидетельствует об отсутствии в нем электроснабжения, так как и сторона истца, и сторона ответчика указывали на проведение в подвале электричества. Доводы истца о том, что подвал жилого дома используется управляющей компаний не в целях исполнения обязательств по управлению многоквартирным домом, на нашел своего подтверждения в судебном заседании, так как сам истец указывал, что ответчик хранит в подвале батареи отопления, инвентарь, необходимые для осуществления целей управления многоквартирным домом. На это указал в судебном заседании и свидетель Свидетель №1, согласно показания которого подвал используется ответчиком лишь для обслуживания жилого дома истца, его текущего ремонта и предоставления коммунальных услуг. При этом количество актов выполненных ответчиком работ в данном доме не подлежит учету при расчете оплаты за электроэнергию на ОДН истцу.

Принимая во внимание изложенное, в иске Яремчуку И.П. о признании незаконным неперерасчета ООО «УК «Новый век» с норматива 1,83 на норматив 0,59 оплаты услуги ОДН за электроэнергию <адрес>, следует отказать в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

в иске Яремчуку И. П. к Обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Новый век» о защите прав потребителя отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение одного месяца путем подачи апелляционной жалобы через Вольский районный суд Саратовской области.

Судья Черняева Л.В.