ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1-123/2022 от 24.03.2022 Инзенского районного суда (Ульяновская область)

Дело №2-1-123/2022

73RS0008-01-2022-000366-49

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

24 марта 2022 г. г.Инза Ульяновской области, суд

Судья Инзенского районного суда Ульяновской области Токунов Д.В.,

при секретаре Бутуевой И.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Инзенского межрайонного прокурора Ульяновской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному учреждению администрация муниципального образования «Инзенский район», муниципальному учреждению Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям МО «Инзенский район», муниципальному учреждению администрация МО Оськинское сельское поселение Инзенского района о возложении обязанности произвести ремонт квартиры,

у с т а н о в и л :

Инзенский межрайонный прокурор Ульяновской области обратился в суд с иском к муниципальному учреждению администрация муниципального образования «Инзенский район» (далее – администрация МО «Инзенский район») о возложении обязанности произвести ремонт квартиры.

Определением суда к участию в деле в качестве соответчиков привлечены - муниципальное учреждение Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям МО «Инзенский район» (Далее – КУМИЗО МО «Инзенский район»), муниципальное учреждение администрация МО Оськинское сельское поселение Инзенского района (далее – администрация МО Оськинское сельское поселение).

В обоснование иска указано, что прокуратурой в деятельности администрации МО «Инзенский район» выявлены нарушения жилищного законодательства и законодательства о муниципальной собственности.

На территории с.Панциревка Инзенского района имеется свободное жилое помещение, находящиеся в муниципальной собственности МО «Инзенский район», расположенное по адресу: <...>.

Администрацией МО «Инзенский район», несмотря на наличие локальных смет, каких-либо мер, направленных на организацию ремонта и содержание данного жилого помещения, являющегося муниципальной собственностью, не принимается. В жилом помещении требуется ремонт: печь - 18 465 руб.; полы - 20 267 руб.; двери - 18 465 руб.; веранда - 13 861 руб.; отделочные работы (штукатурка стен, потолков, окрашивание поверхностей) - 29 422 руб.

Строительство муниципального жилья на территории муниципального образования не ведется. Денежные средства на указанные цели в бюджете муниципального образования не предусмотрены.

На момент прокурорской проверки (21.02.2022) на учете по МО «Оськинское сельское поселение» в качестве нуждающихся в жилых помещениях состоят 6 граждан.

Отсутствие со стороны администрации мер по организации надлежащего содержания муниципального жилья, нарушает жилищные права граждан, поскольку не позволяет предоставить данное жилое помещение малоимущим гражданам, которые состоят на указанном учете и в дальнейшем могут быть приняты на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Ссылаясь на ст.ст.19, 30 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ), ст.ст.14, 51 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», прокурор просил обязать администрацию МО «Инзенский район» организовать и провести ремонт жилого помещения, находящегося в муниципальной собственности, расположенного по адресу: <...>, согласно имеющейся локальной смете.

Участвующий в судебном заседании в качестве истца заместитель Инзенского межрайонного прокурора Зайцев О.В. в судебном заседании исковые требования уточнил, о чем представил письменное заявление. Просит суд обязать администрацию МО «Инзенский район» произвести ремонт квартиры, расположенной по адресу: <...>, а именно: ремонт полов (смена дощатых полов с добавлением новых досок до 50%); отделочные работы (сплошное выравнивание штукатурки стен цементно-известковым раствором при толщине намета до 10 см., окрашивание водоэмульсионными составами поверхностей стен, окрашивание водоэмульсионными составами поверхностей потолков); ремонт дверей (демонтаж дверных коробок, установка блоков в наружных и внутренних дверных проемах, скобяные изделия для блоков входных дверей в помещение); ремонт печи (большой ремонт печей); ремонт веранды (сплошное выравнивание штукатурки стен цементно-известковым раствором при толщине намета до 10 см., окрашивание водоэмульсионными составами поверхностей стен, смена дощатых полов с добавлением новых досок до 50%).

В обоснование исковых требований привел доводы, изложенные в исковом заявлении. Не возражает против предоставления срока для проведения ремонта до 01.10.2022.

Представитель ответчика – администрации МО «Инзенский район» ФИО1, действующий на основании доверенности, в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился по следующим основаниям.

Во исполнение требований п.3 ст.21 Федерального закона «О прокуратуре РФ» заместителем Инзенского межрайонного прокурора 17.02.2022 принято решение о проведении проверки в деятельности администрации МО «Инзенский район». Согласно данному решению срок проведения проверки с 18.02.2022 по 04.03.2022. Между тем, 17.02.2022 (то есть до начала самой проверки) межрайонной прокуратурой в администрацию района направлен запрос о предоставлении сведений. В качестве основания проверки указано обращение Е.Т.И. Однако, решением жилищной комиссии от 22.12.2021 Е.Т.И. снята с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Тем самым, на данное время, права на получение жилья (улучшение жилищных условий), она не имеет.

Как следует из искового заявления прокурора, на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма вне очереди состоят 6 граждан. Четыре гражданина написали заявления об отказе, один человек в устной форме отказался от помещения, расположенного по адресу: <...>.

Просит в удовлетворении исковых требований Инзенского межрайонного прокурора отказать.

В случае удовлетворения исковых требований просит предоставить срок для исполнения решения суда до 01.11.2022.

Представитель ответчика – КУМИЗО МО «Инзенский район» ФИО2, действующий на основании доверенности, с исковыми требованиями также не согласился. Привел доводы, изложеные представителем администрации МО «Инзенский район».

Представитель ответчика – администрации МО Оськинское сельское поселение, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.

Заслушав явившиеся стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п.3 ст.123 Конституции РФ и ст.12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В силу ч.3 ст.196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

Согласно п.3 ч.1 ст.15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится, кроме прочего: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.

Аналогичные полномочия предусмотрены статьей 13 Устава МО «Инзенский район».

Муниципальной собственностью в соответствии с п.1 ст.215 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) является имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям.

В соответствии со ст.19 ЖК РФ муниципальный жилищный фонд – это совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

Согласно выписке из реестра муниципальной собственности от 22.02.2022 квартира, общей площадью 26 кв.м., 1963 года ввода в эксплуатацию, расположенная по адресу: <...>, находится в муниципальной собственности муниципального образования «Инзенский район».

Согласно акту обследования межведомственной жилищной комиссии от 08.11.2018 спорное жилое помещение имеет одну жилую комнату, площадью 24,5 кв.м.. кухню, площадью 3,45 кв.м. В ходе обследования установлено: входная дверь в непригодном состоянии; пол – деревянный в удовлетворительном состоянии; окна –пластиковые в удовлетворительном состоянии; целостность отделки стен нарушена, трещины; потолок – дощатый, потолочная плитка частично отсутствует; имеются водоснабжение и выгребная яма; отопление – печное; полы, потолок, стены холодного помещения в неудовлетворительном состоянии. Заключение: требуется замена входной двери; требуется устройство натяжного потолка; требуется устройство напольного покрытия; требуется штукатурка, шпатлевка, грунтовка и покраска стен, требуется штукатурка и побелка печи, ремонт холодного помещения.

Допрошенные в судебном заседании в качестве свидетелей члены межведомственной комиссии К.С.А. и С.В.Е. подтвердили сведения, изложенные в указанном выше акте.

Согласно составленной специалистами администрации МО «Инзенский район» локальной смете по ремонту жилого помещения по адресу: <...>, необходимо выполнить следующие работы:

-ремонт полов (смена дощатых полов с добавлением новых досок до 50%);

-отделочные работы (сплошное выравнивание штукатурки стен цементно-известковым раствором при толщине намета до 10 см., окрашивание водоэмульсионными составами поверхностей стен, окрашивание водоэмульсионными составами поверхностей потолков);

-ремонт дверей (демонтаж дверных коробок, установка блоков в наружных и внутренних дверных проемах, скобяные изделия для блоков входных дверей в помещение);

-ремонт печи (большой ремонт печей);

-ремонт веранды (сплошное выравнивание штукатурки стен цементно-известковым раствором при толщине намета до 10 см., окрашивание водоэмульсионными составами поверхностей стен, смена дощатых полов с добавлением новых досок до 50%).

Факт ненадлежащего состояния квартиры и необходимость проведения работ, указанных в локальной смете, в судебном заседании представителями ответчиков не оспариваются.

Доводы представителя ответчика администрации МО «Инзенский район» о том, что запрос прокуратурой был сделан за пределами сроков проверки, не свидетельствует об отсутствии оснований для отказа в удовлетворении исковых требований, а также о надлежащем состоянии квартиры. При этом суд учитывает, что запрос сделан в день вынесения решения о проведении проверки (17.02.2022), что не нарушает прав проверяемого лица.

Согласно предоставленным сведениям на 21.02.2022 на учете по муниципальному образованию Оськинское сельское поселение, в состав которого входит село Панциревка, в качестве нуждающихся в жилых помещениях состоят 6 граждан.

Доводы ответчиков о том, что четыре гражданина отказались от предоставления спорного жилого помещения, в связи с чем исковые требования надлежит оставить без удовлетворения, суд находит несостоятельными, поскольку согласно заявлениям А.А.И. от 26.07.2021, М.О.М. от 30.06.2021, З.А.И. причиной отказа от предоставляемого им жилого помещения по адресу: <...>, является именно ненадлежащее состояние квартиры (неблагоустроенная).

В силу ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.

В силу частей 3 и 4 статьи 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором. Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно Приказу Госкомархитектуры от 23.11.1988 года №312 «Об утверждении ведомственных строительных норм Госкомархитектуры «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения» (приложение 3), продолжительность эксплуатации до капитального ремонта (замены): дощатых полов составляет 30 лет, штукатурки - 40 лет, окраска эмульсионными составами – 5 лет, дверных заполнений внутриквартирных – 50 лет, оклейка стен обоями – 5 лет, отопительных печей дровяных – 30 лет, дощатых полов – 30 лет.

С учетом приведенных норм, а также с учетом установленных повреждений квартиры, принимая во внимание, что квартира 1963 года ввода в эксплуатацию, в спорном жилом помещении требуется ремонт, а именно:

-ремонт полов (смена дощатых полов с добавлением новых досок до 50%);

-отделочные работы (сплошное выравнивание штукатурки стен цементно-известковым раствором при толщине намета до 10 см., окрашивание водоэмульсионными составами поверхностей стен, окрашивание водоэмульсионными составами поверхностей потолков);

-ремонт дверей (демонтаж дверных коробок, установка блоков в наружных и внутренних дверных проемах, скобяные изделия для блоков входных дверей в помещение);

-ремонт печи (большой ремонт печей);

-ремонт веранды (сплошное выравнивание штукатурки стен цементно-известковым раствором при толщине намета до 10 см., окрашивание водоэмульсионными составами поверхностей стен, смена дощатых полов с добавлением новых досок до 50%).

Отсутствие со стороны администрации МО «Инзенский район» мер по организации надлежащего содержания муниципального жилья, нарушает жилищные права граждан, поскольку не позволяет предоставить данное жилое помещение малоимущим гражданам, которые состоят на учете и в дальнейшем могут быть приняты на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Таким образом, исковые требования подлежат удовлетворению.

При этом суд приходит к выводу, что надлежащим ответчиком, на которого подлежит возложению обязанность по производству ремонта, будет являться администрация МО «Инзенский район», как собственник спорного жилого помещения.

КУМИЗО МО «Инзенский район» и администрация МО Оськинское сельское поселение Инзенского района подлежат освобождению от гражданско-правовой ответственности.

Индивидуализировать граждан, чьи жилищные права и законные интересы нарушены в силу объективных причин (прибытие, убытие, рождение, смерть) не представляется возможным, в связи с чем суд считает, что прокурор имел право обратиться с настоящим иском в порядке ст.45 ГПК РФ.

В силу ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Принимая во внимание позицию прокурора, суд полагает возможным предоставить ответчику срок для исполнения решения суда до 01.10.2022.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 56, 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования Инзенского межрайонного прокурора Ульяновской области к администрации муниципального образования «Инзенский район» удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «Инзенский район» в срок до 01.10.2022 произвести ремонт квартиры, расположенной по адресу: <...>, а именно:

-ремонт полов (смена дощатых полов с добавлением новых досок до 50%);

-отделочные работы (сплошное выравнивание штукатурки стен цементно-известковым раствором при толщине намета до 10 см., окрашивание водоэмульсионными составами поверхностей стен, окрашивание водоэмульсионными составами поверхностей потолков);

-ремонт дверей (демонтаж дверных коробок, установка блоков в наружных и внутренних дверных проемах, скобяные изделия для блоков входных дверей в помещение);

-ремонт печи (большой ремонт печей);

-ремонт веранды (сплошное выравнивание штукатурки стен цементно-известковым раствором при толщине намета до 10 см., окрашивание водоэмульсионными составами поверхностей стен, смена дощатых полов с добавлением новых досок до 50%).

Муниципальное учреждение Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям МО «Инзенский район», муниципальное учреждение администрация МО Оськинское сельское поселение Инзенского района от гражданско-правовой ответственности освободить.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Инзенский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья:

Решение в окончательной

форме изготовлено 29.03.2022