ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1-124/20 от 20.05.2020 Аркадакского районного суда (Саратовская область)

№ 2-1-124/2020

64RS0003-01-2020-000043-21

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 мая 2020 года город Аркадак

Аркадакский районный суд Саратовской области в составе

председательствующего судьи Болобан Н.В.,

при секретаре Мироновой С.В.,

с участием истца ФИО1,

представителей ответчика ФИО2, ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к публичному акционерному обществу «Саратовэнерго» о признании действий незаконными и возложении обязанности произвести перерасчет электрической энергии,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с иском к публичному акционерному обществу «Саратовэнерго» о признании действий по начислению платы за электрическую энергию на общедомовые нужды по площади мест общего пользования с учетом чердака площадью 568,3 кв.м. в многоквартирном <адрес> незаконными, возложении обязанности применять расчет расхода электрической энергии на общедомовые нужды из фактической площади мест общего пользования (лестничной клетки площадью 72,3 кв.м.) и возложении обязанности произвести перерасчет платы за излишне начисленную электрическую энергию на общедомовые нужды за период с ноября 2013 года по 31 декабря 2019 года. В обоснование иска истец указала, что она является сособственником <адрес>. Начисление платы за электрическую энергию на общедомовые нужды осуществляет ответчик, который включает в расчет указанной платы площадь чердака в размере 568,3 кв.м. в многоквартирном <адрес>. Полагая указанные действия незаконными, истец обратилась с соответствующими требованиями в суд.

В судебном заседании истец ФИО1 заявленные исковые требования поддержала в полном объеме.

Представители ответчика - публичного акционерного общества «Саратовэнерго» ФИО2 и ФИО3 в судебном заседании заявленные ФИО1 исковые требования не признали, просили в их удовлетворении отказать в полном объеме, полагая, что законных оснований для их удовлетворения не имеется.

В судебное заседание третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца - ФИО4 и ФИО5, надлежащим образом извещенные о времени и месте его проведения, не явились, просили рассмотреть данное дело в их отсутствие.

Заслушав истца, представителей ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.

Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила № 306), которые определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление), нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме и требования к их формированию.

В силу пункта 11 Правил № 306 нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях. При различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, указанные нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются в соответствии с категориями многоквартирных домов и жилых домов, предусмотренными приложением № 2 к настоящим Правилам.

Объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, определяется в соответствии с пунктами 40, 42 и 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 (далее - Правила № 354), и включает в себя объем коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или нежилом помещении, и объем коммунальных услуг, потребляемых в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно пункту 44 Правил № 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в случаях, установленных пунктом 40 настоящих Правил, в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения № 2 к настоящим Правилам.

При этом распределяемый в соответствии с формулами 11-14 приложения № 2 к настоящим Правилам между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.

При расчете платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды потребителю в нежилом помещении, используются цены (тарифы), установленные для категории потребителей, к которой относится такой потребитель.

Как установлено в судебном заседании, на основании договора на приватизацию жилищного помещения от 24 января 1996 года, договора установления долей от 13 апреля 2010 года и договора дарения 1/4 доли в праве общей долевой собственности на квартиру от 13 апреля 2010 года ФИО1 является собственником 1/2 доли в праве общей долевой собственности на квартиру <адрес> (т. 1 л.д. 12, 13, 113-117, 121-124).

Сособственниками квартиры <адрес> являются ФИО4 и ФИО5 (по 1/4 доли в праве каждый) (т. 1 л.д. 113-117).

Поставку электрической энергии в многоквартирный дом <адрес> осуществляет публичное акционерное общество «Саратовэнерго», которое выставляет истцу счета на оплату электрической энергии, в том числе на общедомовые нужды.

В судебном заседании также установлено и не оспаривалось стороной ответчика, что при расчете платы за электрическую энергию на общедомовые нужды в площадь общего имущества в вышеуказанном многоквартирном доме публичным акционерным обществом «Саратовэнерго» включена площадь чердака, в котором отсутствует какое-либо электропотребляющее оборудование.

ФИО1 с таким подходом не согласна, по ее мнению, в отсутствие какого-либо электропотребляющего оборудования на чердаке вышеназванного многоквартирного дома эта площадь не должна учитываться при расчете платы за предоставленную коммунальную услугу на содержание общего имущества многоквартирного дома.

Пункт 1 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации определяет, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в частности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).

Аналогичная норма содержится в пункте 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491.

В силу пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306 разъяснения по применению указанных Правил дает Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

В письме от 11 апреля 2017 года № 12368-АЧ/04 Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации разъяснило, что при расчете по формуле 34 приложения № 1 к Правилам № 306 нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению, в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме учитывается общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяемая как суммарная площадь помещений, указанных в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе площадь чердаков и подвалов.

При определении приходящегося на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объема электрической энергии, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяется как суммарная площадь помещений, указанных в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе площадь чердаков и подвалов.

Нормативы потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Саратовской области утверждены постановлением комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 17 июня 2016 года № 25/3.

Наличие чердака подтверждается представленным в материалы дела техническим паспортом на многоквартирный дом <адрес> от 27 ноября 2007 года (т. 1 л.д. 167-177) и сторонами не оспаривалось. Отсутствие осветительных приборов, равно как не эксплуатация указанного места общего пользования (чердака) не исключает техническую возможность использования чердака и установления в нем освещения.

Таким образом, оснований для исключения из общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в вышеуказанном многоквартирном доме, площади чердака для целей определения объема электрической энергии на общедомовые нужды в многоквартирном доме, не имеется.

Учитывая положения вышеперечисленных правовых норм, суд приходит к выводу о том, что действия публичного акционерного общества «Саратовэнерго» по включению в общую площадь помещений, входящих в состав общего имущества в вышеназванном многоквартирном доме, площади чердака для целей определения объема электрической энергии на общедомовые нужды в многоквартирном доме, выполнены в соответствии с установленными требованиями и являются законными, в связи с чем оснований для возложения обязанности применять расчет расхода электрической энергии на общедомовые нужды из фактической площади мест общего пользования (лестничной клетки площадью 72,3 кв.м.) и возложения обязанности произвести перерасчет платы за излишне начисленную электрическую энергию на общедомовые нужды за период с ноября 2013 года по 31 декабря 2019 года, не имеется.

При указанных обстоятельствах, оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1 о признании действий незаконными и возложении обязанности произвести перерасчет электрической энергии, суд не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к публичному акционерному обществу «Саратовэнерго» о признании действий незаконными и возложении обязанности произвести перерасчет электрической энергии отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Саратовский областной суд через Аркадакский районный суд Саратовской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Н.В. Болобан

Мотивированное решение составлено 27 мая 2020 года.

Судья Н.В. Болобан