ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1-131/2021 от 12.07.2021 Радищевского районного суда (Ульяновская область)

гражданское дело № 2-1-131/2021

уникальный идентификатор дела

73RS0018-01-2021-000231-05

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

р.п. Радищево Радищевского 12 июля 2021 года

района Ульяновской области

Радищевский районный суд Ульяновской области в составе:

председательствующего судьи Можаевой Е.Н.,

при секретаре Грачевой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление прокурора Радищевского района Ульяновской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному учреждению культуры «Радищевский районный Дом культуры» Радищевского района Ульяновской области, администрации муниципального образования «Радищевский район» Ульяновской области о возложении обязанности установить пандус,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Радищевского района Ульяновской области обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному учреждению культуры «Радищевский районный Дом культуры» Радищевского района Ульяновской области, в котором указаны следующие требования:

- обязать в срок до 01.10.2022 оборудовать пандусом и (или) иным вспомогательным оборудованием и приспособлением лестницы, ведущие ко входу в здание, расположенное по адресу: <адрес>, р.<адрес>, пл.50 лет ВЛКСМ, <адрес>, для обеспечения возможности беспрепятственного доступа инвалидов внутрь помещения.

В обоснование иска указано, что прокуратурой Радищевского района Ульяновской области проведена проверка соблюдения требований законодательства о социальной защите инвалидов в деятельности муниципального учреждения культуры «Радищевский районный дом культур» Радищевского района (далее - МУК «Радищевский РДК»). Согласно ст.2 Федерального закона №181-ФЗ от 24.11.1995 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Социальная поддержка инвалидов - система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения. В соответствии с п.1 ст.15 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» организации независимо от организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.

Технические требования к оборудованию входа (выхода) зданий и сооружений для маломобильных групп населения предусмотрены «СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденных Приказом Минстроя России от 14.11.2016 №798/пр. Согласно пунктам 5.1.14 и 5.1.6 СНиП 35-01-2001 лестницы должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами, поверхность пандуса должна быть нескользкой, выделенной цветом или текстурой, контрастной относительно прилегающей поверхности. Установлено, что на праве оперативного управления МУК «Радищевский РДК» находится нежилое здание (Дом Культуры) по адресу: Ульяновская область, р.п. Радищеве, пл.50 лет ВЛКСМ, д. 17. Вместе с тем, должностными лицами МУК «Радищевский РДК» данные требования законодательства не соблюдаются. Так, пандус в здание МУК «Радищевский РДК», расположенное по вышеуказанному адресу, находится в разрушенном состоянии, тем самым ограничивается доступ маломобильных групп населения к объекту социальной инфраструктуры. Таким образом, в результате бездействия со стороны ответчика и неисполнения возложенных законом обязанностей, выразившихся в непринятии мер к обеспечению беспрепятственного доступа для инвалидов в помещение объекта социальной инфраструктуры (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников), были существенным образом нарушены права и свободы инвалидов, определить круг которых не представляется возможным. По результатам ранее проведенной проверки прокуратурой района в адрес ответчика было внесено представление об устранении нарушений закона и предоставлен разумный срок для устранения выявленных нарушений законодательства о социальной защите инвалидов.

В судебном заседании помощник прокурора Табаков А.А. исковые требования поддержал и просил их удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика Муниципальному учреждению культуры «Радищевский районный Дом культуры» Радищевского района Ульяновской области Пискунов А.П. исковые требования признал, пояснив, что в настоящий момент заключен муниципальный контракт по реконструкции здания МУК «Радищевский РДК», по которому также будут устранены нарушения по установке пандуса.

Представитель ответчика - администрации муниципального образования «Радищевский район» Ульяновской области Осокина Т.А. в судебном заседании сослалась на доводы, изложенные в письменном отзыве на исковое заявление, дополнительно пояснила, что они контролируют все работы, проводимые МУК «Радищевский районный Дом культуры» и являются ненадлежащими ответчиками.

В письменно отзыве на исковое заявление представитель ответчика Осокина т.А. указала, что согласно выписке из Единого государственного реестра прав недвижимости здание Дома культуры, расположенного по адресу: Ульяновская область, Радищевский район, <адрес>, площадью 2003,8 кв.м находится в собственности муниципального образования «Радищевский район» Ульяновской области. Данное здание было передано в оперативное управление МУК «Радищевский РДК» на основании договора №7 о передаче объектов муниципальной собственности в оперативное управление учреждению от 14.09.2011. Согласно пп. 2.2.3 п.2.2 статьи II настоящего договора учреждение обязано обеспечивать текущий, средний и капитальный ремонт основных средств, использовать амортизационные отчисления на восстановление основных фондов.

На основании результатов электронного аукциона между МУК «Радищевский РДК» и ООО «Монтажное строительное управление-7» был заключен муниципальный контракт на выполнение работ по реконструкции здания МУК «Радищевский РДК» по адресу: <адрес>, р.<адрес>, <адрес>. 50 лет ВЛКСМ, <адрес>. Контракт заключен по ДД.ММ.ГГГГ. В рамках данного контракта будет установлен подъемник с боковой части здания со стороны <адрес>, р.<адрес>.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ суд дает оценку тем доводам и доказательствам, которые были представлены сторонами и исследовались в судебном заседании. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Непредставление ответчиком доказательств и возражений в установленный судьей срок не препятствует рассмотрению дела по имеющимся в деле доказательствам (ч.2 ст.150 ГПК РФ).

В судебном заседании установлено, что здание Дома культуры принадлежит на праве собственности муниципальному образованию «Радищевский район» Ульяновской области и находится на праве оперативного управления в МУК «Радищевский районный Дом культуры» Радищевского района Ульяновской области, данные обстоятельства подтверждаются постановлением администрации МО «Радищевский район» от 10.04.2015 № 249, свидетельством о государственной регистрации права от 29.04.2015, выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости, договором № 7 о передаче объектов муниципальной собственности в оперативное управление учреждению от 14.09.2011 (л.д. 50, 51, 61- 70,72-75, 76).

Проведенной прокуратурой Радищевского района Ульяновской области проверкой установлено, что здание МУК «Радищевский районный Дом культуры» пандусом не оборудовано.

Здание Дома культуры, расположенное по адресу: <адрес> передано в оперативное управление МУК «Радищевский РДК» на основании договора о передаче объектов муниципальной собственности в оперативное управление учреждению от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно пп. 2.2.3 п.2.2 статьи II данного договора учреждение обязано обеспечивать текущий, средний и капитальный ремонт основных средств, использовать амортизационные отчисления на восстановление основных фондов.

Местное самоуправление, согласно Конституции Российской Федерации, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (ч. 1 ст. 130). Его органы самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, решают иные вопросы местного значения, а также могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств (ст. 132).

Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1); в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ч. 2).

В силу ст. 9 Конвенции «О правах инвалидов», принятой резолюцией Генеральной Ансамблеи от ДД.ММ.ГГГГ, меры по выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организации независимо от организационно-правовых форм обязаны создавать условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

К объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся: жилые здания государственного и муниципального жилищного фонда; административные здания и сооружения; объекты культуры и культурно-зрелищные сооружения (театры, библиотеки, музеи, места отправления религиозных обрядов и т.д.); объекты и учреждения образования и науки, здравоохранения и социальной защиты населения; объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, кредитные учреждения; гостиницы, отели, иные места временного проживания; физкультурно-оздоровительные, спортивные здания и сооружения, места отдыха, парки, сады, лесопарки, пляжи и находящиеся на их территории объекты и сооружения оздоровительного и рекреационного назначения, аллеи и пешеходные дорожки; объекты промышленного назначения, в производственном процессе которых возможно участие инвалидов; объекты и сооружения транспортного обслуживания населения, связи и информации: железнодорожные вокзалы, автовокзалы, аэровокзалы, аэропорты, другие объекты автомобильного, железнодорожного, водного и воздушного транспорта, обслуживающие население; станции и остановки всех видов городского и пригородного транспорта; здания и сооружения связи и информации; производственные объекты, объекты малого бизнеса и другие места приложения труда; тротуары, переходы улиц, дорог и магистралей; прилегающие к вышеперечисленным зданиям и сооружениям территории и площади.

В силу ст. 2 Градостроительного кодекса РФ законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на ряде принципов, одним из которых является обеспечение инвалидов условиями для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.

Перечисленные в ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» гарантии являются конституционными и направлены на обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод.

При этом исполнение установленной в Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» обязанности по осуществлению мер социальной защиты инвалидов по созданию беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры не поставлено в зависимость от строительства и реконструкции данного объекта.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов — система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Технические требования к оборудованию входа (выхода) зданий и сооружений для людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, предусмотрены действующим с 01.07.2021 «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001», утвержденным Приказом Минстроя России от 30.12.2020 N 904/пр.

Согласно п.п. 5.1.16, 5.1.17 СНиП 35-01-2001, пандусы должны иметь двухстороннее ограждение с поручнями на высоте 0,9 и 0,7 м; верхний и нижний поручни пандуса должны находиться в одной вертикальной плоскости с границами прохожей части пандуса (краем бортика). Ширина марша пандуса (расстояние между поручнями ограждений пандуса) с движением в одном направлении должна быть в пределах от 0,9 до 1,0 м. Поверхность пандуса должна быть нескользкой с учетом требований 5.1.11. В качестве поверхности пандуса допускается использовать металлические решетки. Размеры ячеек должны соответствовать требованиям 5.1.18. При этом конструкция пандуса должна выдерживать нагрузку не менее 250 кг/м2 с прогибом не более 5 мм. При применении для пандусов металлических решеток из просечно-вытяжного листа допускается максимальный размер ячеек в направлении движения - 20 мм. Поверхность пандуса должна быть нескользкой, выделена цветом или текстурой, контрастной относительно прилегающей поверхности. В местах изменения уклонов необходимо устанавливать искусственное освещение не менее 100 лк на уровне поверхности пешеходного пути.

В силу ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно.

Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с п. 1 ст. 296 ГК РФ Учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Поскольку условия для беспрепятственного посещения здания Дома культуры маломобильными группами населения не созданы, деятельность МУК «Радищевский РДК», находящейся в данном здании, предполагает работу с гражданами, данное здание передано на праве оперативного управления в МУК «Радищевский РДК», который в силу договора о передаче объектов муниципальной собственности в оперативное управление учреждению от 14.09.2011 обязано осуществлять в отношении данного здания, в том числе, и капитальный ремонт, суд пришел к выводу о том, что требования прокурора Радищевского района Ульяновской области в отношении ответчика МУК «Радищевский РДК» являются законными и обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Указанный истцом срок выполнения данных требований - до 01.10.2022 суд также признает разумным.

С учетом установленных по делу обстоятельств, суд считает, что иск прокурора Радищевского района Ульяновской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к МУК «Радищевский РДК» подлежит удовлетворению в полном объеме, а в удовлетворении исковых требований к ответчику администрации МО «Радищевский район» надлежит отказать, поскольку последний не является надлежащим ответчиком по настоящему делу.

Суд выносит данное решение на основе состязательности и равноправия сторон, с учетом доказательств, представленных сторонами, добытых и исследованных в судебном заседании.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

исковые требования прокурора Радищевского района Ульяновской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному учреждению культуры «Радищевский районный Дом культуры» Радищевского района Ульяновской области, администрации муниципального образования «Радищевский район» Ульяновской области о возложении обязанности установить пандус, удовлетворить частично.

Обязать Муниципальное учреждение культуры «Радищевский районный Дом культуры» Радищевского района Ульяновской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать пандусом и (или) иным вспомогательным оборудованием и приспособлением лестницы, ведущие ко входу в здание, расположенное по адресу: <адрес>, для обеспечения возможности беспрепятственного доступа инвалидов внутрь помещения.

В удовлетворении исковых требований прокурора Радищевского района Ульяновской области к администрации муниципального образования «Радищевский район» Ульяновской области.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Радищевский районный суд Ульяновской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Е.Н.Можаева