№ 2-1-142/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 февраля 2019 года г.Красноуфимск
Красноуфимский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Хомутинниковой Е.Ю., с участием истца ФИО1, представителя ответчика АО «Расчетный центр Урала» ФИО2, действующего на основании доверенности, представителя ответчика МУП ГО Красноуфимск «Жилищно – коммунальное управление» ФИО3 при секретаре Мальцевой Т.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к АО «Расчетный центр Урала», МУП ГО Красноуфимск «Жилищно – коммунальное управление» о признании договора №1-109/2014 АГ от <дата>, заключенный между УК МУП ГО Красноуфимск «ЖКУ» и АО «Расчетным центром Урала» не действительным и противозаконным., обязать УК МУП ГО Красноуфимск «ЖКУ» расторгнуть договорные отношения с АО «Расчетным центром Урала», обязать МУП ЖКУ города Красноуфимска исключить из платежных документов банковские реквизиты посредника - АО РКЦ Урал., обязать УК МУП ГО Красноуфимск «ЖКУ» произвести перерасчет денежных средств взятых незаконно на содержание УК в размере 35 % с <дата> по настоящее время до окончания суда всем потребителям,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском к АО «Расчетный центр Урала», МУП ГО Красноуфимск «Жилищно – коммунальное управление» о признании договора №1-109/2014 АГ от <дата>, заключенный между УК МУП ГО Красноуфимск «ЖКУ» и АО «Расчетным центром Урала» не действительным и противозаконным., обязать УК МУП ГО Красноуфимск «ЖКУ» расторгнуть договорные отношения с АО «Расчетным центром Урала», обязать МУП ЖКУ города Красноуфимска исключить из платежных документов банковские реквизиты посредника - АО РКЦ Урал., обязать УК МУП ГО Красноуфимск «ЖКУ» произвести перерасчет денежных средств взятых незаконно на содержание УК в размере 35 % с <дата> по настоящее время до окончания суда всем потребителям., указав, что поводом для обращения в суд послужило заключение договора №1-109/2014 АГ от <дата> управляющей компании Муниципального унитарного предприятия городского округа Красноуфимск «Жилищно-коммунального управления» с АО «Расчетным центром Урала». Подписав этот договор, предоставленный «РЦ Урала» МУП «ЖКУ» отдала все свои функции и полномочия, вплоть до начисления квитанций МКД на оплату жилищно-коммунальных услуг, а также свою юридическую работу. Хотя в УК содержат целый штат специалистов, в том числе, юридическую службу, состоящую из 4 человек.
Согласно Закона №103-Ф3 от 03 июня 2009 г. «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», они не должны заниматься начислением и расчетами квитанций. Они должны заниматься приемом денег через кассовые аппараты от населения и вести расчеты с поставщиками ресурсов.
С подписанием этого договора у них образовались две управляющие компании, которые содержит население, из-за этого тариф на содержание УК с 01.01.2018 г. поднялся на 35% (в 2017 году тариф был 3 руб. 25 коп., а в 2018 году стал 4 руб. 39 коп. с 1 м жилой площади).
Увеличение тарифа произошло на 1 руб. 14 коп. (4 руб. 39 коп. - 3 руб. 25 коп. = 1 руб. 14 коп.). Девяносто шесть копеек с 1 кв. м жилой площади и плату за содержание АО расчетно-кассовый центр Урал, а 14 коп. за производство анализов по качеству питьевой воды.
АО РКЦ Урала не является стороной договора.
Истец, как собственник квартиры, согласно действующему законодательству, должен оплачивать коммунальные услуги только той организации, которая ему их предоставляет - УК ЖКУ города Красноуфимска.
С АО РКЦ Урала у истца нет договора, да и коммунальные услуги она не представляет, а плату за коммунальные услуги взимает. Это противозаконно.
Согласно ст. 161 п. 9 ЖК РФ многоквартирный дом может управляться только одной УК согласно п. 19 Постановления Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 г., получатель коммунальных услуг, должен вносить плату на расчетный счет той организации, которая предоставляет коммунальные услуги. Так оно и было до заключения агентского договора с АО РКЦ Урала. После заключения договора с РКЦ Урала собранные средства за коммунальные услуги оно зачисляет на свой расчетный счет.
Согласно п. 1 ст. 1005 Гражданского кодекса РФ агент получает агентское вознаграждение за счет принципиала - УК, т.е. за счет УК МУП ЖКУ. Однако, заключив агентский договор с УК МУП ЖКУ, АО РКУ Урала собирает по 96 копеек с 1 м жилой площади с жильцов МКД, что противоречит пункту 1 ст. 1005 ГК РФ.
С квартиросъемщиков города Красноуфимск в 2018 году АО РКЦ Урала собирает и соберет незаконно до конца года (496 000 кв.м х 0,96 руб. х 12 месяцев = 5 713 920 руб. в год).
На 2019 год АО РКЦ по договору планирует собирать с населения еще большую сумму.
Просит признать договор №1-109/2014АГ от <дата>, заключенный между УК МУП ГО Красноуфимск «ЖКУ» и АО «Расчетным центром Урала» не действительным и противозаконным., обязать УК МУП ГО Красноуфимск «ЖКУ» расторгнуть договорные отношения с АО «Расчетным центром Урала», так как их функции и полномочия не соответствуют действующим законодательствам., обязать МУП ЖКУ города Красноуфимска исключить из платежных документов банковские реквизиты посредника - АО РКЦ Урал., обязать УК произвести перерасчет денежных средств взятых незаконно на содержание УК в размере 35 % с <дата> по настоящее время до окончания суда всем потребителям.
В судебном заседании истец ФИО1 заявленные исковые требования поддержал в полном объёме.
Представитель ответчика УК МУП ГО Красноуфимск «ЖКУ» ФИО3, действующий на основании доверенности, с требованиями истца не согласился, просил отказать в полном объёме.
Представитель ответчика АО «Расчетный центр Урала» ФИО2 действующий на основании доверенности, с требованиями истца не согласился, просил отказать в полном объёме.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, прихожу к следующему.
Судом установлено и не оспаривается истцом, собственниками помещений в многоквартирном <адрес> в <адрес> в качестве управляющей компании в <дата> году было избрано МУП «ЖКУ».
В силу ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она является исполнителем всех услуг и работ, предоставляемых потребителю, что следует из Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов от 06.05.2011 N 354.
Ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальной услуги в случаях при непосредственном управлении многоквартирным домом, когда в многоквартирном доме не выбран способ управления и в жилых домах (домовладениях) на основании договоров с потребителями (п. 17 Правил N 354).
В соответствии с ч. 15 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (вступила в силу с 01.01.2010) предусмотрена возможность осуществления расчетов с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственниками жилых помещений и взимания платы за жилое помещение и коммунальные услуги не только самим наймодателем жилого помещения, управляющей организацией, товариществом собственников жилья, жилищным или иным специализированным кооперативом, а в указанных в ст. 164 Жилищного кодекса Российской Федерации случаях - подрядчиком или ресурсоснабжающей организацией либо представителями указанных лиц, но и платежным агентом или осуществляющим деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности банковским платежным агентом.
В рамках действующего законодательства <дата> МУП ГО Красноуфимск «ЖКУ» заключило агентский договор №1-109/2014АГ с АО «Расчетный центр Урала».
Внесение платы исполнителю либо действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту является надлежащим исполнением обязанности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (части 3 - 6.1, 7, 7.1, 8 - 10 статьи 155 ЖК РФ, пункт 1 статьи 408 ГК РФ), согласно Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности".
Новые участники расчетов за жилые помещения и коммунальные услуги действуют на основании норм специального Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" и законодательства о банковской деятельности (Федеральных законов от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" и от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе").
Согласно Федеральному закону о деятельности по приему платежей физических лиц платежным агентом является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц, в частности, за жилое помещение и коммунальные услуги на основании договоров об осуществлении деятельности по приему платежей от физических лиц, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.
Положение пункта 63 Правил N 354, определяющее возможность внесения потребителем платы за коммунальные услуги исполнителю либо действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту, основано на норме части 15 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 15 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации платежный агент осуществляется только взимание платы за жилое помещение и коммунальные услуги, осуществляет деятельность по приему платежей физических лиц.
Кроме того, нормы части 4 статьи 37 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" и части 15 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, находясь в неразрывной системной связи со статьями 156 и 157 данного Кодекса, а также статьей 312 ГК Российской Федерации и положениями Федерального закона от 3 июня 2009 года N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами", регулируют отношения по надлежащему исполнению обязательств по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги и не могут расцениваться как нарушающие конституционные права заявителя в указанном им аспекте.
В судебном заседании истцом не представлено доказательств нарушения его прав в связи с заключением агентского договора между УК МУП ГО Красноуфимск «ЖКУ» и АО «Расчетным центром Урала»., в связи с чем, в удовлетворении исковых требований следует отказать.
С учетом того, что исковые требования, такие как признание договора №1-109/2014 АГ от <дата>, заключенного между УК МУП ГО Красноуфимск «ЖКУ» и АО «Расчетным центром Урала» не действительным и противозаконным, а так же требования в виде обязании УК МУП ГО Красноуфимск «ЖКУ» расторгнуть договорные отношения с АО «Расчетным центром Урала», так как их функции и полномочия не соответствуют действующим законодательствам, законом о защите прав потребителей не регулируются, при подаче иска истец ФИО1 должен был на основании ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации уплатить госпошлину по требованию неимущественного характера в сумме 300 рублей за каждое требование.
Судом в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано в полном объёме.
Госпошлина подлежит взысканию с истца ФИО1 в доход местного бюджета по требованиям неимущественного характера в сумме 600 руб.
Доказательств освобождения от уплаты госпошлины истцом в судебное заседание не представлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 268 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Требования ФИО1 оставить без удовлетворения.
Взыскать с ФИО1 расходы по оплате государственной пошлины в размере 600 рублей.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Красноуфимский районный суд в течение одного месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.
Судья: Хомутинникова Е.Ю.