ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1-1369/2021 от 22.12.2021 Красноуфимского городского суда (Свердловская область)

Мотивированное решение 22.12.2021

№ 2-1-1369/2021

66RS0035-01-2021-002215-20

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 декабря 2021 года г. Красноуфимск

Красноуфимский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Байдина С.М., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Семиной Т.А.

с участием:

представителя истца – старшего помощника Красноуфимского межрайонного прокурора Турышевой Е.А.,

представителя ответчика – муниципального отдела управления образованием муниципального образования Красноуфимский округ - ФИО1

представителя ответчика – муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Криулинский детский сад № 3» ФИО2

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Красноуфимского межрайонного прокурора Свердловской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Красноуфимский округ, муниципальному отделу управления образованием муниципального образования Красноуфимский округ, муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Криулинский детский сад № 3» о возложении обязанности совершить действия, направленные на соблюдение требований законодательства по профилактике терроризма в образовательных учреждениях,

УСТАНОВИЛ:

Красноуфимский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением к Администрации МО Красноуфимский округ, муниципальному отделу Управления образованием МО Красноуфимский округ, МБДОУ «Криулинский детский сад № 3», в котором просит:

Обязать администрацию муниципального образования Красноуфимский округ и Муниципальный отдел управления образованием муниципального образования Красноуфимский округ в срок до 01.03.2022 года выделить денежные средства, обеспечивающие финансирование освещение периметра объекта, и установки камер видеонаблюдения, исключив «слепые зоны» в здании филиала МБДОУ «Криулинский детский сад № 3» - Саранинский детский сад, расположенном по адресу: <адрес>А

Обязать муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Криулинский детский сад № 3» в срок до 01.07.2022 года, оборудовать освещение периметра объекта и установить камеры видеонаблюдения, исключив «слепые зоны» в здании филиала МБДОУ «Криулинский детский сад № 3» - Саранинский детский сад, расположенном по адресу: <адрес>А.

В обоснование заявленных требований истец указал, что Красноуфимской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения антитеррористического законодательства в образовательных учреждениях, расположенных на территории МО Красноуфимский округ, в ходе которой установлено, что в здании филиала МБДОУ «Криулинский детский сад № 3» - Саранинский детский сад, расположенном по адресу: <адрес>А, освещение периметра объекта недостаточное, на объекте установлено не достаточное количество камер видеонаблюдения, присутствуют «слепые зоны». Ранее в адрес директора МБДОУ «Криулинский детский сад № 3» и начальника муниципального отдела управления образованием МО Красноуфимский округ, вносились представления об устранении нарушений требований законодательства РФ о антитеррористической защищенности образовательного учреждения, которые были рассмотрены, указанные в представлениях нарушения в полном объеме не устранены из-за отсутствия денежных средств.

В судебном заседании старший помощник Красноуфимского межрайонного прокурора поддержала заявленные требования, обосновав их доводами, изложенными в исковом заявлении.

Представитель ответчика – муниципального отдела управления образованием муниципального образования Красноуфимский округ заявленные требования признал.

Представитель ответчика - МБДОУ «Криулинский детский сад № 3» заявленные исковые требования признала.

Ответчик – Администрация МО Красноуфимский округ явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила. О времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще. Ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли.

Третье лицо – Красноуфимский ОВО – филиал ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Свердловской области» ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие их представителя.

Выслушав стороны, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, суд находит требования истца подлежащими удовлетворению, при этом руководствуется следующим.

В соответствии со статьями 2, 45 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита его прав и свобод - обязанностью государства.

В пункте 3 статьи 3 "Конвенции о правах ребенка" указано, что государства - участники конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.

В силу ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" одними из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности.

В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 2 Федерального закона "О противодействии терроризму" одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.

Согласно п. "д" ст. 11 "Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации", утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.

На основании ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.

В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения.

К компетенции образовательного учреждения относятся, в том числе: материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 года № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий).

Пунктом 1 Требований установлены обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации.

Подпуктом «г» п. 18 Требований установлено, что воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается в том числе посредством обеспечения охраны объектов (территорий) и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны.

Согласно п.п. «м» п. 24 Требований в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляются мероприятия по оснащению объектов (территорий) системой наружного освещения

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

В силу п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Судом установлено, подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами, что в здании филиала МБДОУ «Криулинский детский сад № 3» - Саранинский детский сад, расположенном по адресу: <адрес>А, освещение периметра объекта недостаточное, на объекте установлено недостаточное количество камер видеонаблюдения, присутствуют «слепые зоны».

Осуществление деятельности образовательного учреждения в отсутствие достаточного освещения периметра территории и наличие недостаточного количества камер видеонаблюдения (присутствие «слепых зон») не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, создает опасные условия для неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, нарушает их права и законные интересы.

В силу пункта 8 части 1 статьи 6 Устава муниципального образования Красноуфимский округ, принятого Решением районного Совета муниципального образования «Красноуфимский район» от 24.06.2005 № 133 к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе: участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа.

Пунктом 45 части 1 статьи 31 Устава установлено, что к полномочиям администрации городского округа по решению вопросов местного значения относится, в том числе участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа.

В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 20 Устава структуру органов местного самоуправления городского округа составляют в том числе, муниципальный отдел управления образованием муниципального образования.

Согласно пунктам 1, 2 и подпункту 3 пункта 4 статьи 35 Устава муниципальный отдел управления образованием городского округа является является отраслевым органом местного самоуправления, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения городского округа. Муниципальный отдел обладает правами юридического лица в соответствии гражданским законодательством, с особенностями, предусмотренными для органов местного самоуправления федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, и Уставом муниципального образования Красноуфимский округ. К полномочиям муниципального отдела управления образованием городского округа относится, в том числе, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

В соответствии с пунктами 1.7.4, 3.3.8, 3.6.1, 3.6.2 и 3.6.6 Положения о муниципальном отделе управления образованием муниципального образования Красноуфимский округ, утвержденным Решением Думы МО Красноуфимский округ от 28.02.2013 года № 102 «Об утверждении Положения о муниципальном отделе управления образованием муниципального образования Красноуфимский округ» муниципальный отдел организует обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий; исполняет функции и полномочия учредителя по отношению к подведомственным муниципальным учреждениям образования МО Красноуфимский округ, а именно: обеспечение условий безопасного функционирования образовательных организаций, летних загородных оздоровительных лагерей и лагерей дневного пребывания, в соответствии с требованиями санитарных правил и норм, государственного пожарного, технического надзора, инспекции по охране труда, организация работы по проведению мероприятий, предотвращающих чрезвычайные ситуации (антитеррористические, противодиверсионные, противопожарные и другие), организация обеспечения содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий. Основными направлениями деятельности в области материально-технического обеспечения образовательных организаций является обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

В соответствии с пунктами 4.1 и 4.5 Положения основными источниками финансирования являются средства бюджета МО Красноуфимский округ. Отдел осуществляет бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

В соответствии с Уставом МБДОУ «Криулинский детский сад № 3» учредителем является МО Красноуфимский округ. Отдельные функции и полномочия, в том числе в области финансового обеспечения, осуществляются уполномоченным органом местного самоуправления – муниципальным отделом управления образованием муниципального образования Красноуфимский округ.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Закона № 131 — ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

Согласно части 1 статьи 37 Закона № 131 - ФЗ местная администрация наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Отсутствие в бюджете необходимых денежных средств не могут служить основанием для неисполнения законодательства Российской Федерации в указанной сфере, поскольку отсутствие или недостаточность бюджетного финансирования не освобождает от исполнения возложенных обязанностей и не ставит в зависимость от финансовых возможностей выполнение органами местного самоуправления требований по обеспечению антитеррористической безопасности.

23 августа 2021 года в адрес директора МБДОУ «Криулинский детский сад № 3» и начальника муниципального отдела управления образованием МО Красноуфимский округ, соответственно, вносились представления об устранении нарушений требований законодательства РФ о антитеррористической защищенности образовательного учреждения, которые были рассмотрены, указанные в представлениях нарушения в полном объеме не устранены из-за отсутствия денежных средств.

Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", Федерального закона "О противодействии терроризму", Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", суд приходит к выводу о необходимости обеспечения безопасности обучающихся и работников, находящихся в учреждении путем принятия профилактических мер, направленных на противодействие терроризму, поскольку факт отсутствия достаточного освещения периметра объекта и факт недостаточного количества камер видеонаблюдения (присутствия «слепых зон») в здании филиала МБДОУ «Криулинский детский сад № 3» - Саранинский детский сад, расположенного по адресу: <адрес>А нашел подтверждение в судебном заседании и не отрицался ответчиками, а осуществление деятельности образовательного учреждения в отсутствие надлежащего освещения периметра территории и при недостоточном количестве камер видеонаблюдения (наличия «слепых зон») может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних детей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Красноуфимского межрайонного прокурора Свердловской области действующего в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования Красноуфимский округ и Муниципальный отдел управления образованием муниципального образования Красноуфимский округ в срок до 01.03.2022 года выделить денежные средства обеспечивающие финансирование освещения периметра объекта и установку камер видеонаблюдения (исключающую «слепые зоны») в здании филиала МБДОУ «Криулинский детский сад № 3» - Саранинский детский сад, расположенном по адресу: <адрес>А.

Обязать муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Криулинский детский сад № 3» в срок до 01.07.2022 года, оборудовать освещение периметра объекта и установить камеры видеонаблюдения, исключив «слепые зоны», в здании филиала МБДОУ «Криулинский детский сад № 3» - Саранинский детский сад, расположенном по адресу: <адрес>А.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Красноуфимский районный суд в течение одного месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.

Судья С.М. Байдин