Дело № 2-1-137/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Калужский районный суд Калужской области
в составе председательствующего судьи Желтиковой О.Е.
при секретаре Малкиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Калуге 10 января 2020 года административное дело по административному иску ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12 к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях о признании незаконным бездействия, обязании подготовить и направить проекты договоров купли-продажи земельных участков,
УСТАНОВИЛ:
23 октября 2019 года административные истцы обратились в суд с иском к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях (далее по тексту – МТУ Росимущество в Калужской, Брянской и Смоленской областях), указав в обоснование требований, что являются собственниками объектов недвижимости – жилых помещений, расположенных по адресу: <адрес>. Земельные участки, находящиеся под жилыми помещениями, ранее относились в землям лесного фонда, являлись федеральной собственностью, в связи с чем их выкуп был запрещен. Впоследствии земельным участкам установлена категория «земли населенных пунктов» с видом разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства», в связи с чем административными истцами было принято решение о выкупе земельных участков, на которых расположены принадлежащие им жилые помещения. После перевода земельных участков в категорию «земли населенных пунктов», в муниципальную собственность земельные участки переданы не были, в связи с чем истцы 27 февраля 2018 года коллективно обратились в МТУ Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областях с заявлениями о передаче им в собственность вышеуказанных земельных участков. Однако ответа на их заявление не последовало. В связи с чем административные истцы 10 июня 2019 года вновь обратились в МТУ Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областях с заявлением о разъяснении им причин о не рассмотрении их заявлений. Данные заявления также оставлены без ответа. После обращения административных истцов к депутату Федерального Собрания РФ, ответчикам в их адрес били направлены письма с разъяснение о том, что в связи с присвоением земельным участкам адресов проекты договоров купли-продажи будут направлены им после внесения соответствующих изменений в ЕГРН. Несмотря на то, что сведения об адресах земельных участков были внесены ранее, проекты договоров купли-продажи им до настоящего времени так и не направлены. В августе 2019 года административные истцы вновь обратились к административному ответчику с письменными заявлениями о направлении им проектов договоров купли-продажи земельных участков по цене, определяемой исходя из кадастровой стоимости по состоянию на момент первого обращения – 27 февраля 2018 года. Ответа на указанные заявления административных истцов не последовало. Просят признать незаконным бездействие МТУ Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областях, выразившееся в уклонении от направления в их адрес проектов договоров купли-продажи земельных участков, обязать МТУ Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областях в 30-дневный срок с момента вынесенения решения подготовить и направить в адрес административных истцов проекты договоров купли-продажи в земельных участков по цене в размере 60% от кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на 27 февраля 2018 года.
Административные истцы ФИО8, ФИО4, ФИО12 ФИО2, ФИО1, ФИО3 в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены.
Административные истцы ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО9, ФИО10, ФИО11 в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещались надлежаще.
Представитель административных истцов ФИО4, ФИО8, ФИО7, ФИО12 по доверенности ФИО13 в судебном заседании требования поддержала.
Представитель административного ответчика МТУ Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областях по доверенности ФИО14 в судебном заседании административные исковые требования не признал.
Представитель заинтересованного лица Управления Росреестра по Калужской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен.
Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Согласно ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 5.06.2008 г. №432, установлено, что Росимущество является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом.
Судом установлено, что ФИО1, ФИО2, ФИО3 и ФИО4 являются собственниками в праве общей долевой собственности на часть жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права (л.д.25, 26, 27, 28).
ФИО6, ФИО6, ФИО7 являются собственниками в праве общей долевой собственности на часть жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права (л.д. 39, 40, 41).
ФИО9, ФИО8, ФИО10, ФИО11 являются собственниками в праве общей долевой собственности на часть жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права (л.д. 52, 53, 54, 55).
ФИО12 является собственником части жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (л.д.65).
27 февраля 2018 года административные истцы ФИО1, ФИО2, ФИО3 и ФИО4 обратились в МТУ Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областях с заявлениями об оформлении и передаче им в собственность земельного участка с кадастровым номером № расположенного под принадлежащим им жилым помещением.
27 февраля 2018 года административные истцы ФИО6, ФИО6, ФИО7 обратились в МТУ Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областях с заявлениями об оформлении и передаче им в собственность земельного участка с кадастровым номером №, расположенного под принадлежащим им жилым помещением.
27 февраля 2018 года ФИО9, ФИО8, ФИО10, ФИО11 обратились в МТУ Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областях с заявлениями об оформлении и передаче им в собственность земельного участка с кадастровым номером №, расположенного под принадлежащим им жилым помещением.
27 февраля 2018 года ФИО12 обратился в МТУ Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областях с заявлениями об оформлении и передаче ему в собственность земельного участка с кадастровым номером №, расположенного под принадлежащим ему жилым помещением.
Указанные заявления были приняты МТУ Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областях от административных истцов, что подтверждается штампом о регистрации входящей корреспонденции.
Согласно п. 5 ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЗК РФ) для приобретения права собственности на земельный участок все собственники здания, сооружения или помещений в них, за исключением лиц, которые пользуются земельным участком на условиях сервитута для прокладки, эксплуатации, капитального или текущего ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий, сетей или имеют право на заключение соглашения об установлении сервитута в указанных целях, совместно обращаются в уполномоченный орган.
Согласно п. 5 ст. 39.17 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: 1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; 2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю; 3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Таким образом, обязанность заключить или отказать в заключении с собственником расположенных на земельном участке строений договор купли-продажи этого участка по общему правилу возникает у уполномоченного органа с момента обращения такого собственника с соответствующим заявлением.
Как следует из материалов дела, в установленный законом 30-дневный срок по обращению истцов административным ответчиком действий, указанных в 39.17 ЗК РФ, принято не было.
В первые на заявления административных истцов от 27 февраля 2018 года ответы из МТУ Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областях направлены им 24.12.2018 г., из содержания которых следует, что обращения административных истцов рассмотрено, при этом идентифицировать земельные участки и объекты недвижимости (жилые помещения) невозможно.
В пунктах 5, 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2013 года № 21 «О применении судами общей юрисдикции Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года и Протоколов к ней» указано: как следует из положений Конвенции и Протоколов к ней в толковании Европейского Суда, под ограничением прав и свобод человека (вмешательством в права и свободы человека) понимаются любые решения, действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, а также иных лиц, вследствие принятия или осуществления (неосуществления) которых в отношении лица, заявляющего о предполагаемом нарушении его прав и свобод, созданы препятствия для реализации его прав и свобод.
При этом в силу части 3 статьи 55 Конституции РФ, положений Конвенции и Протоколов к ней любое ограничение прав и свобод человека должно быть основано на федеральном законе; преследовать социально значимую, законную цель (например, обеспечение общественной безопасности, защиту морали, нравственности, прав и законных интересов других лиц); являться необходимым в демократическом обществе (пропорциональным преследуемой социально значимой, законной цели).
Несоблюдение одного из этих критериев ограничения представляет собой нарушение прав и свобод человека, которые подлежат судебной защите в установленном законом порядке.
В силу ст. 12 ч. 1 Федерального закона №59-ФЗ от 02.05.2006 г. «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.
Часть 1 ст. 9 вышеуказанного Закона предусматривает, что обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
В данном случае суд усматривает нарушение административным ответчиком прав истцов, закрепленных ст. 39.17 ЗК РФ, ст.10 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», выразившееся в бездействии административного ответчика по не рассмотрению в установленный законом срок заявлений административных истцов от 27 февраля 2018 года об оформлении в собственность земельных участков в период с 27 февраля 2018 года по 24 декабря 2018 года, в связи с чем бездействие административного ответчика в указанный период подлежит признанию судом незаконным.
Доводы представителя административного ответчика о том, что после 27 февраля 2018 года административным истцам неоднократно устно разъяснялась о необходимости идентифицировать объекты недвижимости и «привязать» данные объекты капитального строительства к земле, материалами дела не подтверждены и опровергаются пояснениями стороны административных истцов, в связи с чем данные доводы суд находит несостоятельными, а также необоснованными в силу п. 5 ст. 39.17 ЗК РФ, положения которого предписывают обязанность уполномоченного органа совершить определенное действие по рассмотрению в срок не более чем тридцать дней со дня поступления соответствующего заявления и по результатам рассмотрения и проверки заявления совершить определенные действия, которые административным ответчиком совершены не были.
Рассматривая требования административных истцов об обязании МТУ Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областях подготовить проекты договоров купли-продажи земельных участков по цене в размере 60% от кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на 27 февраля 2018 года, суд приходит к следующему.
Как следует из пояснений представителя административных истцов, с целью разъяснения содержания ответов от 24 декабря 2018 года административные истцы обратились за разъяснениями к административному ответчику, где им было рекомендовано присвоить жилым помещениям и земельным участкам адреса.
04 июня 2019 года на основании заявления ФИО4 Постановлением Городской Управы г.Калуги №5329-пи жилому помещению с кадастровым номером № присвоен адрес: <адрес>; земельному участку с кадастровым номером № присвоен адрес: <адрес>.
07 июня 2019 года на основании заявления ФИО7 Постановлением Городской Управы г.Калуги №5721-пи жилому помещению с кадастровым номером № присвоен адрес: <адрес>; земельному участку с кадастровым номером № присвоен адрес: <адрес>.
12 апреля 2019 года по заявлению ФИО9, ФИО11, ФИО8, ФИО10 Постановлением Городской Управы г.Калуги №3520-пи жилому помещению с кадастровым номером № присвоен адрес: <адрес>; земельному участку с кадастровым номером № присвоен адрес: <адрес>.
02 апреля 2019 года по заявлению ФИО12 Постановлением Городской Управы г.Калуги №2891-пи жилому помещению с кадастровым номером № присвоен адрес: <адрес>; земельному участку с кадастровым номером № присвоен адрес: <адрес>.
Как следует из пояснений представителя административных истцов, после представления в МТУ Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областях соответствующих постановлений о присвоении адресов жилым помещениям и земельным участкам, позволяющих идентифицировать их, в адрес административных истцов административным ответчиком 23 июля 2019 года были направлены письма с указанием о разночтении в адресе на испрашиваемые земельные участки в данных Росреестра и постановлений Городской Управы г.Калуги, в связи с чем передать административным истцам в собственность земельных участков возможно только после внесения изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРН.
Между тем, согласно сведениям ЕГРН, адреса земельных участков на момент обращения истцов (10 июня 2019 года) были внесены в реестр недвижимости. Данные обстоятельства подтверждаются письменными материалами дела и не оспаривались представителем административного ответчика в ходе судебного разбирательства.
29 августа 2019 года административные истцы вновь обратились в МТУ Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областях с заявлениями о подготовке и направлении в их адрес проектов договоров купли-продажи земельных участков по цене, установленной исходя из кадастровой стоимости испрашиваемых земельных участков по состоянию на момент подачи заявления – 27 февраля 2018 года.
Письмами от 14 октября 2019 года, направленных в адреса административных истцов, МТУ Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областях отказало в заключении договоров купли-продажи земельных участков в связи с тем, что отсутствуют сведения, устанавливающие связь ОКСа и земельных участков в выписках из ЕГРН от 27.09.2019 г. Также в указанных ответах административным истца рекомендовано в обязательном порядке привязать объект капитального строительства к земле – определить его координаты на местности, внеси соответствующие изменения в объекты недвижимости и повторно обратиться с заявлением о заключении договоров купли-продажи земельных участков.
Как предусмотрено п.4 ст.421 Гражданского кодекса Российской Федерации, условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Согласно пп. 2 п. 2 ст. 39.4 Земельного кодекса Российской Федерации при заключении без проведения торгов договора купли-продажи земельного участка, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации или государственная собственность на который не разграничена, цена такого земельного участка определяется в порядке, установленном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами.
Цена названного земельного участка не может превышать его кадастровую стоимость или иной размер цены земельного участка, если он установлен федеральным законом (п. 3 ст. 39.4 ЗК РФ).
Статьей 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что по общему правилу сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Следовательно, цена находящегося в государственной собственности земельного участка, выкупаемого собственником расположенных на таком участке строений, определяется исходя из кадастровой стоимости этого участка на момент обращения собственника расположенных на нем строений в уполномоченный орган с соответствующим заявлением.
В ходе судебного разбирательства сторона административного ответчика обоснованной позиции в обоснование доводов о невозможности подготовить и направить проекты договоров купли-продажи земельных участков в адрес административных истцов по представленным ими документов не привела.
Между тем, как следует из ответа МТУ Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областях в адрес и.о. министра экономического развития Калужской области от 14 июня 2019 года №2979-40/зн повторные обращения граждан о предоставлении в собственность земельных участков в <адрес> на сегодняшний день рассмотрены, подготовлены проекты договоров купли-продажи и после подписания будут незамедлительно направлены в адрес заявителей.
Как следует из пояснений стороны административных истцов, с 14 июня 2019 года (дата ответа) до настоящего времени проекты договоров купли-продажи земельных участков в адрес административных истцов не поступали, напротив 14 октября 2019 года в их адрес поступили ответы, содержащие отказы в заключении данных договоров.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности административного ответчика устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и законных интересов истца.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что требования истцов об обязании административного ответчика подготовить и направить в адрес административных истцов проекты договоров купли-продажи земельных участков, исходя из стоимости земельных участков по состоянию на дату первоначального обращения административных истцов – 27 февраля 2018 года, являются обоснованными и подлежат удовлетворению. Между тем суд полагает, что возложение данной обязанности на административного ответчика подлежит исполнению последним в 30-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу.
Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 26 марта 2015 г. №279 утверждены Правила определения цены земельного участка, находящегося в Федеральной собственности, при заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов.
Согласно п.1 указанные Правила устанавливают порядок определения цены земельного участка, находящегося в федеральной собственности (далее - земельный участок), при заключении договора купли-продажи земельного участка без проведения торгов.
Согласно пп. а п. 3 указанных Правил цена земельного участка определяется в размере 60 процентов его кадастровой стоимости при продаже земельного участка, предоставленного для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, гражданину, являющемуся собственником здания или сооружения, возведенных в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и расположенных на приобретаемом земельном участке
Таким образом, цена земельных участков, подлежащая передачи административным истцам в собственность подлежит установлению в размере, определяемыми настоящими Правилами, то есть в размере 60% от кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на 27 февраля 2018 года.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12 удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях в части несвоевременного рассмотрения заявлений ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12 от 27 февраля 2018 года об оформлении в собственность земельных участков в период с 27 февраля 2018 года по 24 декабря 2018 года.
Обязать Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях устранить допущенные нарушения прав ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12 путем повторного рассмотрения по существу заявлений от 27 февраля 2018 года об оформлении в собственность земельных участков с подготовкой и направлением соответствующих договоров купли-продажи земельных участков с указанием в договорах купли-продажи выкупной цены земельных участков в размере 60%, исходя из цены земельных участков, определенной на момент обращения собственников с соответствующими заявлениями – 27 февраля 2018 года.
Указать Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях на необходимость сообщить об исполнении решения по настоящему административному делу в Калужский районный суд Калужской области и ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12 в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Калужский областной суд через Калужский районный суд Калужской области в течение месяца.
Председательствующий О.Е. Желтикова
Мотивированное решение составлено 24 января 2020 года.