ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1-1409/18 от 18.12.2018 Вольского районного суда (Саратовская область)

№ 2-1-1409/2018

УИД 64RS0010-01-2018-001425-31

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 декабря 2018 года г. Вольск

Вольский районный суд Саратовской области в составе:

председательствующего судьи Козловой С.В.,

при секретаре Арсентьевой Е.С.,

с участием истца Абдулиной Л.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Абдулиной Л. С. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Вольском районе (межрайонное) о признании незаконными бездействий ответчика по рассмотрению заявления истца о назначении страховой пенсии и решения пенсионного органа, включении периодов работы в пенсионный стаж и назначении досрочной страховой пенсии по старости,

установил:

Абдулина Л.С. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Вольском районе (межрайонное) о признании незаконными бездействий ответчика по рассмотрению заявления истца о назначении страховой пенсии и решения пенсионного органа, включении периодов работы в пенсионный стаж и назначении досрочной страховой пенсии по старости, указав, что 17.11.2017 года она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости согласно пп.20 п.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городах.

Согласно решению ГУ - УПФ РФ в Вольском районе Саратовской области (межрайонное) от 22.02.2018 года в назначении пенсии по стрости истцу было отказано в связи с отсутствием требуемой продолжительности страхового стажа на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости – не менее 30 лет, в данном решении указано, что она имеет 27 лет 7 месяцев 20 дней специального стажа. При этом в специальный трудовой стаж не были включены периоды ее работы с 01.08.1988 года по 11.01.1995 года в должности медсестры отделения неврологии войсковой части Республики <адрес>, с 16.01.1995 года по 15.04.1995 года в должности участковой медсестры в <адрес> межрайонном наркологическом диспансере Республики <адрес>, с 15.08.1996 года по ноябрь 2017 года в должности медсестры отделения реанимации ГУЗ СО «<адрес> ЦРБ».

Истица с данным решением не согласилась и обратилась в суд с вышеназванным иском, в котором просит признать незаконным бездействие Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Вольском районе Саратовской области (межрайонное) в связи с нарушением десятидневного срока рассмотрения ее заявления о назначении досрочной трудовой пенсии по старости и уклонении от назначения досрочной трудовой пенсии по старости, признать незаконным решение ГУ – Управление ПФР в Вольском районе от 22.02.2018 года об отказе ей в назначении досрочной пенсии по стрости, обязать ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с 17 ноября 2017 года, включить в ее страховой стаж дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по возрасту в связи с лечебной деятельностью в медицинских учреждениях в городах вышеуказанные периоды работы.

В судебном заседании истица Абдулина Л.С. отказалась от исковых требований о включении в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой (трудовой) пенсии по старости, периодов ее работы с 01.01.1991 года по 11.01.1995 года в должности медсестры отделения неврологии войсковой части Республики <адрес>, с 16.01.1995 года по 15.04.1995 года в должности участковой медсестры в <адрес> межрайонном наркологическом диспансере Республики <адрес>, с 15.08.1996 года по ноябрь 2017 года в должности медсестры отделения реанимации ГУЗ СО «<адрес> ЦРБ» и производство в этой части судом было прекращено, о чем 18.12.2018 года вынесено соответствующее определение. В остальной части заявленные требования истица поддержала и подтвердила вышеизложенные обстоятельства.

Ответчик - Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Вольском районе Саратовской области (межрайонное) явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, от него поступили письменные возражения на предъявленные исковые требования, из которых следует, что согласно трудовой книжки истицы, заполненной 01.08.1988 года, Абдулина Л.С. принята в Войсковую часть № в неврологическое отделение 01.08.1988 года на должность медицинской сестры, 01.02.1990 года переведена старшей медицинской сестрой, 15.04.1992 года войсковая часть переименована в Центральный военный госпиталь Министерства Обороны Республики <адрес>, 11.01.1995 года истица уволена; 16.01.1995 года принята в Сумгаитский межрайонный наркологический диспансер на должность участковой медсестры, 15.04.1995 года уволена. Однако записи об увольнении от 11.01.1995 и 15.04.1995 года заверены печатями, текст которых не прочитывается.

На запрос Управления ПФР поступила копия справки от 20.06.2016 года, выданная Главным клиническим госпиталем Вооруженных сил Министерства Обороны Республики <адрес>, при этом справка содержит угловой штамп и печать, текст которых выполнен на иностранном языке. К копии справки приложен перевод с азербайджанского языка на русский язык, перевод справки засвидетельствован полковником Вооруженных Сил - военным атташе Республики <адрес>, а не нотариусом занимающемся частной практикой, либо нотариусом, работающим в государственной нотариальной конторе, либо консульским учреждением Российской Федерации.

Согласно перевода копии справки от 20.06.2016 года, выданной Главным клинический госпиталем Вооруженных Сил Министерства Обороны Республики <адрес>, Абдулина (Ахмерова) Л. С. работала в должности медицинской сестры в отделении неврологии военного госпиталя № с 01.08.1988 года, 01.02.1990 переведена на должность старшей медсестры в отделении неврологии, 11.01.1995 года уволена. Однако, оригинал данной справки заявителем не представлен, а также документы, подтверждающие обоснованность выдачи справки и факт работы отсутствуют. Документ, подтверждающий уплату страховых взносов в Пенсионный фонд России за период работы с 16.01.1995 года по 15.04.1995 года в должности участковой медсестры в <адрес> межрайонном наркологическом диспансере Республики <адрес> отсутствует.

Выслушав объяснения истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Федеральный закон от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) "О страховых пенсиях" устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии и закрепляет в качестве условий назначения страховой пенсии по старости достижение пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин), наличие страхового стажа не менее 15 лет и наличие величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (в зависимости от года назначения пенсии) (ст. 8).

В силу п. 20 ч. 1 ст. 30 вышеуказанного Федерального закона, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Согласно ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

Аналогичные положения содержались в Федеральном законе от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", действовавшего до 01 января 2015 года.

В соответствии с Соглашением от 8 декабря 1991 г. "О создании Содружества Независимых Государств", ратифицированным Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 г. N 2014-1, СССР прекратил свое существование 12 декабря 1991 г.

Вопросы пенсионного обеспечения граждан государств - участников Содружества Независимых Государств урегулированы Соглашением от 13.03.1992 "О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" (далее - Соглашение от 13.03.1992), в статье 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств-участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13.03.1992 предусмотрено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.

<адрес> Республика не является государством - участником Соглашения от 13.03.1992.

В соответствии с п. 8 распоряжения Правления Пенсионного фонда РФ от 22.06.2004 N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в РФ из государств - республик бывшего СССР" для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - республик бывшего СССР, не заключивших соглашения с РФ (<адрес>, Латвия, Эстония), учитывается страховой (трудовой) стаж, исчисленный с учетом периодов работы в СССР до 01.01.1991, независимо от уплаты страховых взносов (Письмо Минтруда России от 15.01.2003 г. N 88-16). Периоды работы после указанной даты включаются в страховой стаж при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

В силу ч. 4 ст. 30 Закона о страховых пенсиях периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

В пп. "н" п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:

список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";

список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 года по 3.12.2001 года включительно;

список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абз. 4 - 5 п. 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 года по 31.10.1999 года включительно (далее Список N 464);

перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 01 января 1992 года.

В судебном заседании установлено, что 17.11.2017 года Абдулина Л.С. обратилась в ГУ УПФ РФ в Вольском районе Саратовской области с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости.

Решением ГУ - УПФ РФ в Вольском районе Саратовской области (межрайонное) от 22.02.2018 года Абдулиной Л.С. отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа для назначения пенсии.

В стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, ответчиком не включен периоды работы истца с 01.08.1988 года по 11.01.1995 года в должности медсестры отделения неврологии войсковой части Республики <адрес>, с 16.01.1995 года по 15.04.1995 года в должности участковой медсестры в <адрес> межрайонном наркологическом диспансере Республики <адрес>.

Этим же решением в льготный страховой стаж истца зачтено 27 лет 7 месяцев 20 дней.

Истица просит обязать ответчика включить ей в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городах льготный период ее работы с 01.08.1988 года по 01.01.1991 года в должности медсестры отделения неврологии войсковой части Республики <адрес>.

В соответствии со ст. 66 Трудового кодекса РФ трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

В силу п. 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 г. N 1015, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.

Учитывая изложенное, истец в подтверждение требуемого страхового стажа представила ответчику свою трудовую книжку, в которой имеются записи от 01.08.1988 о принятии ее на работу в войсковую часть № в неврологическое отделение на должность медицинской сестры, от 01.02.1990 – о переводе в этом же отделении старшей медицинской сестрой, от 15.04.1992 о переименовании войсковой части в Центральный военный госпиталь Министерства Обороны Республики <адрес>, от 11.01.1995 — об увольнении.

До 01.01.1992 года действовали утвержденные Постановлением Советом Министерств СССР от 17.12.1959 N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства и Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет.

В перечне учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет были указаны медицинские сестры независимо от наименования должности, а также больничные учреждения всех типов и наименований, в том числе госпитали.

Согласно справке от 16.07.2003 года, выданной Центральным военным клиническим госпиталем Министерства Обороны <адрес> Республики, Абдулина Л.С. действительно 01.08.1988 года была принята на должность медицинской сестры в неврологическое отделение войсковой части № (приказ командира войсковой части № от 03.08.1988 года ), 01.02.1990 года была переведена на должность старшей медицинской сестры того же отделения (приказ командира войсковой части № от 06.04.1990 года ). С 15.04.1992 года войсковая часть № была переименована в Центральный военный клинический госпиталь Министерства Обороны <адрес> Республики (приказ командира войсковой части № от 15.04.1992 года ). 11.01.1995 года освобождена от занимаемой должности по собственному желанию (приказ начальника Центрального военного клинического госпиталя от 11.01.1995 года ).

Данная справка выполнена на <адрес> языке, текст справки переведен на русский язык Аллаховым И.В.о, подлинность подписи переводчика засвидетельствована 23.04.2018 года нотариусом нотариального округа: <адрес> и <адрес>Фяевой Н.В. (л.д.13-15). Также данная справка была переведена с <адрес> на русский язык Рухи Ш. Ризван кызы и удостоверена 17.07.2003 года государственным нотариусом 1-ой Бакинской государственной нотариальной конторы Алиевой С.С. (л.д.41-42).

В материалах пенсионного дела имеется аналогичного содержания справка от 20.06.2016 года, достоверность перевода которой подтвердил военный атташе Вооруженных Сил <адрес> Республики полковник Б..

Как пояснила в судебном заседании истица, вышеуказанные справки ответчик не принял, о необходимости заверить перевод данной справки у нотариуса она узнала из текста оспариваемого решения, сотрудники пенсионного фонда такую обязанность ей не разъясняли.

Поскольку ответчик не представил суду доказательств, что истцу вручалась вышеуказанная справка с разъяснениями о необходимости ее перевода с нотариальным заверением до 22.02.2018 года, а совокупность представленных истицей доказательств подтверждают ее стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, суд приходит к выводу, что ответчик незаконно отказал истцу во включении в страховой стаж периода ее работы с 01.08.1988 года по 01.01.1991 года в должности медсестры отделения неврологии войсковой части Республики <адрес>.

Учитывая вышеизложенное, специальный стаж лечебной деятельности Абдулиной Л.С. с учетом периодов, включенных ответчиком в бесспорном порядке (27 лет 7 месяцев 20 дней), и периода включенного судом (2 года 5 месяцев), на момент обращения истца в ГУ УПФ РФ в Вольском районе Саратовской области (17.11.2017 года) составлял 30 лет 20 дней.

Таким образом, суд приходит к выводу об обоснованности требований истца о признании незаконным решения Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Вольском районе Саратовской области от 22.02.2018 года об отказе истице в назначении досрочной страховой (трудовой) пенсии по старости.

Исходя из положений пунктов 1, 2 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем, с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.

Из материалов дела следует, что истец за назначением пенсии обратился к ответчику 17.11.2017 года, поэтому пенсию за выслугу лет ему следует назначить с указанной даты.

В соответствии с частью 3 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.

Согласно части 7 данной нормы заявление о назначении страховой пенсии рассматривается не позднее чем через 10 рабочих дней со дня приема этого заявления органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, которые он вправе представить по собственной инициативе с учетом положений части 8 статьи 21 настоящего Федерального закона, либо со дня представления дополнительно документов в соответствии с частями 3 и 4 настоящей статьи, либо со дня поступления документов, запрошенных органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях.

На основании части 8 указанной нормы в случае проведения проверки документов, необходимых для установления страховой пенсии, непредставления государственными органами, органами местного самоуправления либо подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями в установленный срок документов, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе приостановить срок рассмотрения заявления до завершения проверки представления документов, запрошенных в указанных органах и организациях, но не более чем на три месяца.

20.11.2017 года решением в связи с предоставлением справок уточняющего характера за периоды работы с 01.08.1988 года по 11.01.1995 года и с 16.01.1995 года по 15.04.1995 года в Республики <адрес> срок рассмотрения заявления был приостановлен до 20.02.2018 года.

20.02.2018 года ответчиком было вынесено решение о восстановлении срока рассмотрения заявления об установлении пенсии в связи с истечением срока приостановления.

При таких обстоятельствах суд полагает, что ответчиком срок рассмотрения заявления истца о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости не нарушен и оснований для признания незаконным бездействий ГУ УПФ РФ в Вольском районе Саратовской области (межрайонное) в рассмотрении указанного заявления не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

Признать незаконным решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Вольском районе Саратовской области от 22.02.2018 года об отказе Абдулиной Л. С. в назначении досрочной страховой (трудовой) пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городах.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Вольском районе Саратовской области (межрайонное) включить в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой (трудовой) пенсии по старости период работы Абдулиной Л. С. в должности медицинской сестры войсковой части № неврологического отделения Республики <адрес> с 01.08.1988 года по 01.01.1991 года.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Вольском районе Саратовской области (межрайонное) назначить Абдулиной Л. С. досрочную страховую (трудовую) пенсию по старости с 17.11.2017 года.

В удовлетворении исковых требований Абдулиной Л. С. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Вольском районе Саратовской области (межрайонное) о признании незаконными бездействия ответчика по рассмотрению в десятидневный срок заявления истца о назначении досрочной страховой пенсии отказать.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Вольский районный суд в течении одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья С.В. Козлова