ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1-151/19 от 02.07.2019 Сухиничского районного суда (Калужская область)

40RS0020-01-2019-000212-70

Дело №2-1-151/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Сухиничи 02 июля 2019 год

Сухиничский районный суд Калужской области в составе председательствующего судьи Малаховой А.И., при секретаре судебного заседания Кондаковой Л.Е., с участием старшего помощника прокурора Сухиничского района Симакова А.В., представителя ответчика ФИО1, представителя третьего лица - ООО «Сухиничский рынок» ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Сухиничского района Калужской области к администрации МР «Сухиничский район» о возложении обязанности обеспечения противопожарного режима,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора Сухиничского района Калужской области обратился в суд с иском к администрации МР «Сухиничский район» о возложении обязанности обеспечения противопожарного режима. Исковые требования мотивированы тем, что в соответствии с Постановлением администрации МР «Сухиничский район» от 02 ноября 2015 года №1121 «Об организации «ярмарки выходного дня», «ярмарки постоянно действующей» (в редакции от 16 августа 2017 года №825), администрацией МР «Сухиничский район» на территории города Сухиничи организована «ярмарка постоянно действующая» по адресу: Калужская область, г.Сухиничи, вдоль ул. ФИО5 ( между ул. Ленинградской и ул. Ленина). Проведенной прокуратурой проверкой исполнения федерального законодательства в области пожарной безопасности при организации указанной ярмарки были выявлены нарушения пожарной безопасности, а именно: противопожарное пространство между противоположно стоящими зданиями по ул. ФИО5, где организована ярмарка, используется для складирования и размещения сгораемых материалов (товары повседневного спроса), торгового оборудования (торговые лотки, тентовые палатки и навесы), а также транспортных средств грузового и легкового типа, предназначенных для транспортировки указанного имущества. Полагает, что несоблюдение требований пожарной безопасности препятствуют безопасному пребыванию неопределенного круга лиц в указанном месте и создают существенную угрозу причинения вреда их жизни и здоровью. Просит суд обязать администрацию МР «Сухиничский район» обеспечить противопожарный режим между зданиями по ул. ФИО5 (между ул. Ленинградской и ул. Ленина») путем запрета временного размещения объектов торговли и иного торгового оборудования, а также смены места организации и проведения ярмарки выходного дня.

В судебном заседании прокурор Симаков А.В. исковые требования уточнил, просил суд обязать администрацию МР «Сухиничский район» обеспечить противопожарный режим между зданиями по ул. ФИО5 (между ул. Ленинградской и ул. Ленина») в г. Сухиничи Калужской области путем запрета временного размещения объектов торговли и иного торгового оборудования.. В обоснование уточненных исковых требований сослался на обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, дополнив, что при организации ярмарки администрация МР «Сухиничский район» не учла положения, содержащиеся в приложении №1 к Постановлению Правительства Калужской области от 30 августа 2011 года №470 «Порядок организации ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них на территории Калужской области», предусматривающих возможность осуществления на ярмарке торговли с применением транспортных средств развозной торговли. Поскольку местом проведения постоянно действующей ярмарки определено место между противоположно стоящими зданиями и строениями, то в данном случае использовать противопожарное расстояние между данными объектами для стоянки транспорта запрещено в силу прямого указания об этом в п. 74 Правил противопожарного режима, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года №390. По указанной причине организатором ярмарки - администрацией МР «Сухиничский район» место проведения ярмарки определено без учета данной нормы. Кроме того, в нарушение Положения о работе ярмарки, утвержденной постановлением администрации МР «Сухиничский район» от 2 ноября 2015 года №1121, схема расположения торговых мест на ярмарке не согласована с соответствующей службой пожарной безопасности, действующей на территории Сухиничского района. Установка в месте проведения ярмарки торговых лотков, тентовых палаток и других подобных сооружений на расстоянии менее 15 метров от других зданий и сооружений противоречит абзацу 2 п. 74 указанных выше Правил. Данные нарушения препятствуют безопасному пребыванию неопределенного круга лиц в указанном месте и создают существенную угрозу причинению вреда их жизни и здоровью. По фактам нарушения правил пожарной безопасности в прокуратуру района обращались владельцы строений, вблизи которых расположены торговые места на ярмарке. Не согласился с выводами эксперта ООО «Бюро Независимых Экспертиз» о неприменении к размещению ярмарки требования абз.2 п. 74 Правил противопожарного режима, сославшись на противоречие данного вывода разъяснениям, содержащимся в Определении Верховного суда РФ от 12.04.2019 года №309-ЭС19-3619, а также с выводом эксперта о том, что при выполнении ряда комплексных противопожарных мероприятий территория, используемая для функционирования ярмарки, будет соответствовать действующим требованиям и нормам пожарной безопасности, поскольку имеющиеся нарушения противопожарных норм не позволят разработать и утвердить инструкцию о мерах пожарной безопасности, соответствующую требованиям Правилам противопожарного режима. Полагает, что вывод эксперта относительно понятия складирования не основан на норме права и поэтому неубедителен.

Представитель ответчика ФИО1 в судебном заседании исковые требования прокурора Сухиничского района не признала, сославшись на выводы эксперта ООО «Бюро Независимых Экспертиз» ФИО3, согласно которому при выполнении комплекса противопожарных мероприятий территория, используемая для функционирования ярмарки будет соответствовать действующим требованиям и нормам пожарной безопасности.

Представитель третьего лица - Администрации ГП «Город Сухиничи» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела был уведомлен своевременно и надлежащим образом, с ходатайством об отложении рассмотрения дела не обращался, свою позицию по заявленным требованиям не высказал.

Представитель третьего лица - ООО «Сухиничский рынок» ФИО2 в судебном заседании возражал в удовлетворении исковых требований прокурора. По существу исковых требований пояснил, что на земельном участке, находящимся в аренде у ООО «Сухиничский рынок» по ул. ФИО5 в г. Сухиничи располагался мини-рынок. В 2015 году в связи с планируемым строительством здания рынка в районе ул. Ленинградская и ул. ФИО5 в г. Сухиничи Калужской области, функционирование мини-рынка было прекращено. Для предоставления возможности юридическим и физическим лицам продолжать торговую деятельность, рядом с мини-рынком между ул. Ленинградской и ул. Ленина вдоль ул. ФИО5 администрацией МР «Сухиничский район» была организована ярмарка постоянно действующая. ООО «Сухиничский рынок» было наделено статусом управляющей ярмаркой компанией и было обязано, в том числе, разработать и утвердить по согласованию с органами, уполномоченными на осуществление контроля за обеспечением пожарной безопасности, схему расположения торговых мест, однако разработанная ООО «Сухиничский рынок» схема расположения торговых мест не была согласована с данными контролирующими органами. Не отрицает, что в месте расположения ярмарки осуществлялась торговля с транспортных средств, однако в настоящее время установлен запрет на торговлю с машин. Сборно-разборные торговые палатки, лотки на территории ярмарки размещаются на расстоянии около 4 метров от зданий и объектов с четной и нечетной стороны ул. ФИО5, однако, полагает, что это не является нарушением противопожарных норм, так как сборно-разборные торговые палатки не являются временными строениями. Также считает, что товары повседневного спроса, размещаемые на ярмарке с целью продажи, нельзя отнести к складированию, и, как следствие, вывод прокурора о складировании на ярмарке материалов, оборудования и тары не соответствует действительности.

Допрошенный в качестве свидетеля начальник МОНД и ПР Сухиничского и Мещовского районов МЧС России по Калужской области ФИО4 в судебном заседании показал, что он совместно с прокуратурой Сухиничского района 6 марта 2019 года участвовал в обследовании места размещения ярмарки постоянно действующей по ул. ФИО5 в г. Сухиничи Калужской области. В процессе обследования было установлено, что противопожарное расстояние между зданиями по ул. ФИО5 используется в качестве ярмарки, где осуществляется торговля, в том числе с транспортных средств. В процессе функционирования ярмарки складируются товары повседневного спроса и упаковки, торговое оборудование, что запрещено п.74 Правил противопожарного режима и влечет за собой возможность возникновения и развития пожара, а также воздействие на людей и имущество опасных факторов пожара. Будучи обеспокоенным по поводу противопожарной ситуации собственник строения по ул. ФИО5 обращался к нему за разъяснением правомерности размещения ярмарки вблизи принадлежащего ему торгового здания, а также обращался в прокуратуру Сухиничского района по вопросу нарушений Правил противопожарного режима в деятельности ярмарки. Схема расположения торговых мест на ярмарке с ним не согласовывалась. В случае данной необходимости схема им- начальником противопожарной службы не была бы согласована в связи с нарушением п.74 Правил противопожарного режима. Торговые места на ярмарке расположены на расстоянии около 4 метров от зданий и торговых объектов по четной и нечетной стороне. Визуально по четной стороне объекты соответствуют 2 степени огнестойкости, а по нечетной стороне 5 степени огнестойкости, т.е. могут легко воспламениться. Не согласился с выводами эксперта о соответствии ярмарки действующим требованиям и нормам пожарной безопасности при выполнении комплекса противопожарных мероприятий, поскольку при утверждении инструкции о мерах пожарной безопасности следует руководствоваться Правилами противопожарного режима, что невозможно в месте расположения ярмарки.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:

В соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" ярмарки организуются органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (далее - организатор ярмарки). Организация ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, на территориях которых такие ярмарки организуются.

В соответствии с п. 1.1, п.2.2, п.2.4, п.2.6, п.2.7 Порядка организации ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них на территории Калужской области", утвержденного Постановлением Правительства Калужской области от 30.08.2011 N 470 "Об организации ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них на территории Калужской области" ярмарка - самостоятельное мероприятие розничной торговли, доступное для всех участников ярмарки, организуемое в установленном месте и на определенный срок вне пределов розничных рынков. Место для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарке - палатка, лоток, стол, а также место для транспортного средства развозной торговли, используемые для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг). Ярмарки, организуемые органами местного самоуправления Калужской области, организуются в соответствии с решениями органа местного самоуправления Калужской области, на территории которого организуется ярмарка. Земельный участок, на котором планируется организация ярмарки, должен иметь твердое покрытие, быть приспособленным для осуществления торговли с применением транспортных средств развозной торговли.Организатор ярмарки разрабатывает и утверждает схему размещения мест для продажи товаров. Расположение мест для продажи товаров на ярмарке должно обеспечивать свободное продвижение по ярмарке, в том числе в проходах между торговыми рядами. Места для продажи товаров на ярмарках предоставляются в соответствии со схемой размещения мест для продажи товаров.

Как следует из копии постановления администрации МР «Сухиничский район» от 2 ноября 2015 года №1121 (л.д.10-11), копии постановления администрации МР «Сухиничский район» от 16 августа 2017 года №825 (л.д.14-15) администрацией МР «Сухиничский район» организована на территории города Сухиничи «ярмарка постоянно действующая» вдоль улицы ФИО5 (между ул. Ленинградской и ул. Ленина). ООО «Сухиничский рынок» наделено статусом управляющей ярмаркой компанией. Постановлением от 16 августа 2017 года №825 о размещения ярмарки вдоль ул. ФИО5 предусмотрено, что оно вступает в силу после его официального обнародования. Между тем, ответчиком доказательств обнародования данного постановления суду не представлено.

Исходя из Положения о работе ярмарки, утвержденной постановлением администрации МР «Сухиничский район» от 2 ноября 2015 года №1121 (л.д.12-13) территория ярмарки предназначена для торговли с автомашин, а также с применением передвижных средств развозной, разносной и лоточной торговли. Организация работы и содержание ярмарки осуществляется управляющей ярмаркой компанией, на которую возложена обязанность разработать и утвердить в установленном порядке схему размещения торговых мест, которая подлежит согласованию с органами, уполномоченными на осуществление контроля за обеспечением пожарной безопасности, за охраной общественного порядка.

В силу п. 74 Правил противопожарного режима, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года №390 «О противопожарном режиме» запрещается использовать противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями и строениями для складирования материалов, оборудования и тары, для стоянки транспорта и строительства (установки) зданий и сооружений, для разведения костров и сжигания отходов и тары. Данный пункт Постановлением Правительства РФ от 20.09.2016 N 947 дополнен абзацем вторым - временные строения должны располагаться на расстоянии не менее 15 метров от других зданий и сооружений или у противопожарных стен (вступил в силу с 26 сентября 2017 года).

Как следует из информации начальника МОНД и ПР Сухиничского и Мещовского районов с приложением фотоснимков (л.д.6), рапорта старшего помощника прокурора (л.д.5) расстояние между противоположно стоящими зданиями по ул. ФИО5 (между ул. Ленинградской и ул. Ленина) составляет 15.4 м. Данное пространство используется для организации ярмарки, где размещаются и складируются сгораемые материалы (товары повседневного спроса), торговое оборудование (торговые лотки, тентовые палатки и навесы), а также размещаются транспортные средства грузового и легкового типа, предназначенные для транспортировки указанного имущества.

Как следует из технического заключения эксперта ООО «Бюро Независимых Экспертиз» от 6 июня 2019 года, проведенного по заказу ответчика (л.д.34-50), в месте расположения ярмарки по четной стороне ул. ФИО5 находятся здания, относящиеся к объектам защиты 2 степени огнестойкости, которые оборудованы системами противопожарной защиты. По нечетной стороне размещаются торговые павильоны (палатки) некапитального характера, также оборудованными системами противопожарной защиты. Сама ярмарка представляет размещение в ряд торговых палаток, которые состоят из сборно-разборного металлического каркаса с натянутым тканевым тентом и прилавка из складного столика. Ярмарка размещается на расстоянии 2,96 метра от зданий по четной стороне и на расстоянии 3,85 метра от объектов с нечетной стороны ул. ФИО5. Ширина улицы ФИО5 в месте размещения ярмарки составляет 15,08 метра. Эксперт указывает, что складирование-это комплекс действий, создающих процесс хранения, выделенный из других процессов, реализуемых предприятием. Время работы ярмарки определено с 8 часов до 15 часов ежедневно. После окончания ярмарки территория освобождается, соответственно, нахождение реализуемого товара на прилавках нельзя отнести к складированию. Ни один правовой акт не раскрывает терминов «строение» и «временное строение», в связи с чем, по мнению эксперта, применение требования п.74 Правил противопожарного режима (временные строения должны располагаться на расстоянии не менее 15 метров от других зданий и сооружений или у противопожарных стен) к размещению ярмарки неправомерно. При выполнении комплекса противопожарных мероприятий (- разработать и утвердить инструкцию о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII Правил противопожарного режима, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 года №390 «О противопожарном режиме»;- назначить лицо, ответственное за пожарную безопасность, - знакомить участников ярмарки с утвержденными инструкциями о мерах пожарной безопасности, - разработать схему оповещения людей при возникновении пожара в соответствии со статьями 6,63 и 68 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; - по окончании работы производить регулярную уборку мусора с закрепленной территории; - при организации автостоянок (временных автостоянок) для парковки личного автотранспорта, места стоянок обеспечить пожарными щитами) территория, используемая для функционирования ярмарки, будет соответствовать действующим требованиям и нормам пожарной безопасности.

С учетом установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств суд приходит к выводу, что исковые требования заместителя прокурора заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению, поскольку в процессе рассмотрения исковых требований было бесспорно установлено, что размещение спорной ярмарки противоречит исследованным в ходе судебного разбирательства нормативным актам, в том числе в области пожарной безопасности. Так, размещаемые на ярмарке временные строения (сборно-разборные торговые лотки, тентовые палатки, навесы и т.д.) располагаются на расстоянии менее 15 метров от других зданий и сооружений, не имеющих противопожарных стен, что запрещено п.74 Правил противопожарного режима. Вывод эксперта ООО «Бюро Независимых Экспертиз» о том, что абзац 2 п. 74 данных правил не может применяться к ярмарке, суд находит не соответствующим действительности, поскольку противоречит разъяснениям, содержащимся в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 12 апреля 2019 года №309-ЭС19-3619, исходя из которых следует, что понятие «временные строения» по своему смыслу соотносятся с понятием «некапитальные строения, сооружения», приведенным в п.10.2 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ, согласно которому некапитальные строения, сооружения - это строения, сооружения, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений (в том числе киосков, навесов и других подобных строений, сооружений). Также, исходя из Порядка организации ярмарок, утвержденного Постановлением Правительства Калужской области от 30 августа 2011 года, ярмарка предусматривает торговлю с транспортных средств (что и имеет место в рассматриваемом случае), однако отведенное под ярмарку место является противопожарным разрывом между противоположно стоящими строениями и не может использоваться для стоянки транспорта. Вывод эксперта о возможности существования ярмарки в установленном месте при условии выполнения комплекса противопожарных мероприятий также является несостоятельным, так как выполнить основной пункт данного комплекса мероприятий - разработать и утвердить инструкцию о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII Правил противопожарного режима, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 года №390 «О противопожарном режиме» будет невозможно в связи с наличием указанных выше фактически неустранимых нарушений Правил противопожарного режима. Данный вывод суда основан, в том числе, на показаниях свидетеля ФИО4 Кроме того, вывод эксперта ООО «Бюро Независимых Экспертиз» не содержит характеристики торговых объектов, расположенных по нечетной стороне в месте расположения ярмарки, исходя из показаний свидетеля ФИО4, данные объекты относятся к объектам защиты 5 степени огнестойкости, т.е. элементы конструкций изготовлены из горючих материалов. Относительно заключения эксперта по вопросу складирования товаров, суд полагает, что применительно к Правилам противопожарного режима нахождение большого количества товара и тары в процессе ярмарочной деятельности можно отнести к складированию, в связи с чем требования, предъявляемые к администрации МР «Сухиничский район», как к организатору ярмарки, в данной части также являются законными и обоснованными.

Руководствуясь ст.ст. 194-198, 320-321 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования заместителя прокурора Сухиничского района Калужской области к администрации МР «Сухиничский район» о возложении обязанности обеспечения противопожарного режима удовлетворить.

Обязать администрацию МР «Сухиничский район» обеспечить противопожарный режим между зданиями по ул. ФИО5 ( между ул. Ленинградской и ул. Ленина) в г. Сухиничи Калужской путем запрета временного размещения объектов торговли и иного торгового оборудования в указанном месте.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Калужского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Сухиничский районный суд

Председательствующий А.И. Малахова

Решение в окончательной форме изготовлено 5 июля 2019 года