ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1-151/2023 от 24.01.2024 Нелидовского городского суда (Тверская область)

Дело № 2-1-3/2024 год

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Нелидовский межрайонный суд Тверской области в составе председательствующего федерального судьи А. А. Мохова

при секретаре Богачёвой В. П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Белом Тверской области 24 января 2024 года гражданское дело по иску Глухова Ивана Николаевича к Администрации Бельского муниципального округа Тверской области, Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям Администрации Бельского муниципального округа Тверской области о взыскании неосновательного обогащения,

УСТАНОВИЛ:

Глухов И. Н. обратился в суд с иском к Администрации Бельского муниципального округа Тверской области о взыскании неосновательного обогащения в размере 137266,42 рублей, а также процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 23 сентября 2022 года по 6 марта 2023 года в размере 4653,90 рублей.

Свое требование мотивировал тем, что 7 декабря 2021 года постановлениями Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тверской и Ярославской области ПСТ-06-20/1650, ПСТ-06-20/1651, ПСТ-06-20/1652, ПСТ-06-20/1653, ПСТ-06-20/1654 истец признан виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч.2 ст.8.7 КоАП РФ, и ему за каждое административное правонарушение назначено административное наказание в виде штрафа в размере 20000 рублей. Решением Московского районного суда г. Твери от 26 июля 2022 года указанные постановления изменены с назначением наказания в виде административного штрафа в общей сумме 10000 рублей. Однако СО по ВАШ по г. Твери и Калининскому районам не были своевременно прекращены исполнительные производства, в связи с чем, с него взысканы денежные средства в большем размере, чем установлено решением суда от 26 июля 2022 года. Взысканная сумма, превышающая административный штраф, составила 137266,42 руб.

Согласно сведениям СО по ВАШ по г. Твери и Калининскому районам и Управления Россельхознадзора Тверской области, указанные денежные средства были перечислены в бюджет Бельского муниципального округа Тверской области. Несмотря на обращения истца о возврате излишне взысканных денежных средств деньги ему до настоящего времени не перечислены, чем нарушены его законные права и интересы.

Считает, что 137266,42 руб., неправомерно перечисленные в бюджет Бельского муниципального округа Тверской области, являются неосновательным обогащением ответчика и подлежат возврату.

Кроме того, полагает, что ответчик был обязан возвратить истцу излишне взысканные денежные средства, поэтому сумма процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 23 сентября 2022 года по 6 марта 2023 года составляет 4653,90 рублей.

Определением Нелидовского межрайонного суда Тверской области от 8 ноября 2023 года по данному гражданскому делу в качестве соответчика привлечен Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям Администрации Бельского муниципального округа Тверской области.

Истец Глухов И. Н. в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения уведомлен надлежащим образом, о чем имеется почтовое уведомление, письменно ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия.

Представитель ответчика – Администрации Бельского муниципального округа Тверской области в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, о чем имеется расписка. В представленных суду письменных возражениях (т.1 л.д.113-115) исковые требования не признал по мотиву того, что неосновательного обогащения со стороны Администрации не имелось, поскольку излишне взысканные денежные средства в размере 34756,30 рублей возвращены Глухову И. Н. 20 и 21 сентября 2023 года, о чем Председателем Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям был вынесен соответствующий приказ. Возврат данных денежных средств Глухову И. Н. подтверждается также платежными поручениями.

Представитель соответчика – Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям Администрации Бельского муниципального округа Тверской области в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, о чем имеется расписка. При этом в предыдущем судебном заседании председатель Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям Администрации Бельского муниципального округа Тверской области Свистунова Т. А. исковые требования не признала по аналогичным основаниям.

Представители третьих лиц - Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тверской и Ярославской области и СО по ВАШ по г. Твери и Калининскому районам в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения уведомлены надлежащим образом, о чем имеются почтовые уведомления, возражений на иск не представили.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Возврат излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, в том числе штрафов за совершение административного правонарушения, осуществляется не в судебном порядке путем предъявления иска о возмещении убытков, а в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса РФ и пунктом 27 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации (утвержден приказом Министерства финансов Российской Федерации от 18 декабря 2013 года № 125н).

Такое толкование закона дано в постановлении Конституционного Суда РФ от 15 июля 2020 года № 36-П «По делу о проверке конституционности статей 15, 16, части первой статьи 151, статей 1069 и 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, частей 1, 2 и 3 статьи 24.7, статей 28.1 и 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также статьи 13 Федерального закона «О полиции» в связи с жалобами граждан Р.А. Логинова и Р.Н. Шарафутдинова».

Согласно п.2 ст.160.1 Бюджетного кодекса РФ администратор доходов бюджета обладает следующими бюджетными полномочиями: осуществляет начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним; принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

Согласно статье 6 Бюджетного кодекса РФ администратор доходов бюджета - орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, казенное учреждение, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.

В соответствии с п.1 ст.401 Бюджетного кодекса РФ излишне уплаченный (взысканный) платеж в бюджет подлежит возврату по заявлению плательщика платежей в бюджет или подразделения судебных приставов территориального органа Федеральной службы судебных приставов (центрального аппарата Федеральной службы судебных приставов), на исполнении в котором находилось исполнительное производство о взыскании платежей в бюджет, в течение 30 календарных дней со дня регистрации такого заявления администратором доходов бюджета, осуществляющим бюджетные полномочия по принятию решения о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, если иное не предусмотрено законодательными актами Российской Федерации.

Возврат излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет осуществляется в соответствии с общими требованиями, установленными Минфином России (пункт 3 данной статьи).

Приказом Минфина России от 27.09.2021 года № 137н утверждены Общие требования к возврату излишне уплаченных (взысканных) платежей (далее - Общие требования).

Как следует из Общих требований, излишне уплаченный (взысканный) платеж подлежит возврату по письменному заявлению или заявлению, представленному в форме электронного документа, плательщика, его представителя в течение 30 календарных дней, следующих за днем регистрации заявления на возврат администратором доходов бюджета или получателем денежных средств, не являющимся администратором доходов бюджета, оказывающим государственные и муниципальные услуги, услуги, указанные в ч.3 ст.1 и ч.1 ст.9 Федерального закона № 210-ФЗ (пункт 3).

Заявление на возврат излишне уплаченного в ходе проведения исполнительных действий платежа представляется администратору доходов бюджета (получателю денежных средств) Заявителем, чья обязанность по уплате платежа исполнялась, представителем Заявителя.

В случае отмены или изменения судебного акта, акта органа или должностного лица, на основании которого был выдан исполнительный документ, отмены или признания недействительным исполнительного документа Заявление на возврат представляется администратору доходов бюджета (получателю денежных средств) Заявителем, чья обязанность по уплате платежа исполнялась, представителем Заявителя с приложением копии судебного акта, акта органа или должностного лица, на основании которого был выдан исполнительный документ, исполнительного документа, которые были отменены, изменены или признаны недействительными (пункт 5).

Возврат излишне уплаченного (взысканного) платежа осуществляется на счет Заявителя, открытый в территориальном органе Федерального казначейства и указанный в Заявлении на возврат, или банковский счет Заявителя, представителя Заявителя (в случае наличия права представителя Заявителя получать денежные средства за Заявителя), открытый в кредитной организации и указанный в Заявлении на возврат (пункт 6).

Заявление на возврат для физических лиц должно содержать следующие сведения: фамилия, имя, отчество (при наличии) Заявителя, представителя Заявителя (в случае подачи Заявления на возврат представителем Заявителя); идентификационный номер налогоплательщика (при наличии); страховой номер индивидуального лицевого счета (при наличии); реквизиты документа, удостоверяющего личность Заявителя, представителя Заявителя (наименование документа, серия, номер, дата выдачи, наименование органа, выдавшего документ); реквизиты документа, подтверждающего право представителя Заявителя действовать от имени Заявителя (в случае подачи Заявления на возврат представителем Заявителя); уникальный идентификатор начисления (при наличии); уникальный идентификатор платежа (при наличии); наименование платежа, денежные средства в уплату которого подлежат возврату; сумма возврата цифрами и прописью (в валюте Российской Федерации); причина возврата платежа; реквизиты банковского счета, открытого в кредитной организации в валюте Российской Федерации; адрес электронной почты, в случае отсутствия электронной почты - почтовый адрес; номер контактного телефона (при наличии) (пункт 7).

Заявление на возврат представляется заявителем с приложением документов, указанных в пункте 8 Общих требований.

Администратор доходов бюджета (получатель денежных средств) в течение 10 рабочих дней, следующих за днем регистрации им Заявления на возврат, осуществляет проверку: соответствия Заявления на возврат требованиям пунктов 7 и 8 Общих требований; факта зачисления платежа; наличия права на возврат денежных средств; соответствия требованиям ограничения возврата денежных средств, установленным законодательством Российской Федерации (при наличии) (пункт 9).

В случае отсутствия в Заявлении на возврат сведений, предусмотренных пунктом 7 Общих требований, и (или) отсутствия документов, указанных в пункте 8 Общих требований, администратор доходов бюджета (получатель денежных средств) уведомляет Заявителя, представителя Заявителя о невозможности рассмотрения Заявления на возврат с мотивированным объяснением причин невозможности его рассмотрения в течение срока, установленного пунктом 9 Общих требований, путем направления Заявителю, представителю Заявителя соответствующего уведомления одним из перечисленных способов с учетом технических возможностей администратора доходов бюджета (получателя денежных средств) (пункт 10).

В случае положительного результата проведения предусмотренной пунктом 9 Общих требований проверки:

1) администратор доходов бюджета: в течение срока, установленного пунктом 9 Общих требований, принимает решение о возврате излишне уплаченного (взысканного) платежа; в течение 5 рабочих дней, следующих за днем принятия решения о возврате излишне уплаченного (взысканного) платежа, представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата денежных средств Заявителю, представителю Заявителя (в случае наличия права представителя Заявителя получать денежные средства за Заявителя) в соответствии с порядком учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утверждаемым Министерством финансов Российской Федерации;

2) получатель денежных средств: в течение срока, установленного пунктом 9 Общих требований, принимает решение о возврате излишне уплаченного (взысканного) платежа; в течение 5 рабочих дней, следующих за днем принятия решения о возврате излишне уплаченного (взысканного) платежа, обеспечивает возврат денежных средств Заявителю, представителю Заявителя (в случае наличия права представителя Заявителя получать денежные средства за Заявителя) (пункт 11).

В случае отрицательного результата проведения предусмотренной пунктом 9 Общих требований проверки администратор доходов бюджета (получатель денежных средств): в течение срока, установленного пунктом 9 Общих требований, принимает решение об отказе в осуществлении возврата излишне уплаченного (взысканного) платежа; в течение 5 рабочих дней, следующих за днем принятия решения об отказе в осуществлении возврата излишне уплаченного (взысканного) платежа, уведомляет Заявителя, представителя Заявителя о принятом решении об отказе в осуществлении такого возврата путем направления Заявителю соответствующего уведомления одним из перечисленных способов с учетом технических возможностей администратора доходов бюджета (получателя денежных средств) (пункт 12).

Таким образом, законодательством установлен специальный порядок возврата денежных средств, излишне уплаченных (взысканных) в качестве административных штрафов, в связи с чем данные суммы по своей правовой природе в качестве самостоятельного вида неосновательного обогащения, рассматриваться не могут.

Возврат излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, в том числе штрафов за совершение административного правонарушения, осуществляется, не в судебном порядке путем предъявления иска о возмещении убытков (взыскании неосновательного обогащения), а в заявительном порядке, путем предъявления заявления о возврате штрафа, с приложением всех необходимых и установленных органом федерального казначейства документов, необходимых для осуществления начала процедуры возврата денежных средств.

Судом установлено и из материалов дела следует, что постановлениями Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тверской и Ярославской области ПСТ-06-20/1650, ПСТ-06-20/1651, ПСТ-06-20/1652, ПСТ-06-20/1653, ПСТ-06-20/1654 истец признан виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч.2 ст.8.7 КоАП РФ, и ему за каждое административное правонарушение назначено административное наказание в виде штрафа в размере 20000 рублей (т.1 л.д.75-84).

Решением Московского районного суда г. Твери от 26 июля 2022 года указанные постановления изменены с назначением наказания в виде административного штрафа в общем размере 10000 рублей (т.1 л.д.159-163).

27 апреля 2022 года постановлениями судебного пристава-исполнителя СО по ВАШ по г. Твери и Калининскому району УФССП России по Тверской области Безух Е. А. возбуждены исполнительные производства № 80340/22/69046-ИП, № 80341/22/69046-ИП, № 80342/22/69046-ИП, № 80343/22/69046-ИП, № 80344/22/69046-ИП в отношении Глухова И. Н. на основании исполнительных документов - постановлений по делу об административном правонарушении № ПСТ-06-20/1654 от 7 декабря 2021 года, № ПСТ-06-20/1653 от 7 декабря 2021 года, № ПСТ-06-20/1652 от 7 декабря 2021 года, № ПСТ-06-20/1650 от 7 декабря 2021 года, № ПСТ-06-20/1651 от 7 декабря 2021 года. Предметом исполнения является штраф иного органа в размере 20000 рублей в пользу взыскателя: УФК по Тверской области (Комитет по управлению имуществом и земельными отношениями Администрации Бельского района) (т.1 л.д.166-217).

Администратором дохода (получателем денежных средств) – административных штрафов, перечисленных в бюджет Администрации Бельского района Тверской области (в соответствии с положениями Закона Тверской области от 7 апреля 2022 года № 8-ЗО - Администрации Бельского муниципального округа Тверской области) по исполнительным производствам, возбужденным в отношении Глухова И. Н., является Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям Администрации Бельского муниципального округа Тверской области.

При этом из положения о Комитете по управлению имуществом и земельным отношениям Администрации Бельского муниципального округа Тверской области следует, что Комитет является структурным подразделением органа местного самоуправления - Администрации, уполномоченным осуществлять управление и распоряжение в пределах своей компетенции имуществом, находящимся в муниципальной собственности Бельского муниципального округа и земельными участками, в том числе, государственная собственность на которые не разграничена, за исключением земельных участков лесного фонда и земель, занятых водными объектами (т.1 л.д.228-233).

8, 25 июля 2022 года, 9, 10, 25 августа 2022 года, 9, 15, 21 сентября 2022 года со счета истца списаны денежные средства в общем размере 75906,65 руб. по вышеуказанным исполнительным производствам в счет исполнения соответствующих постановлений (т.1 л.д.166-217).

Как следует из представленного зам. начальника отделения – зам. ст. судебного пристава СО по ВАШ по г. Твери и Калининскому району УФССП России по Тверской области Горловой Ю. Н. сообщения и копии поручений о перечислении на счет, платежных поручений, всего с должника Глухова И. Н. взыскано денежных средств в размере 75906,65 рублей по исполнительным производствам № 80340/22/69046-ИП, № 80341/22/69046-ИП, № 80342/22/69046-ИП, № 80343/22/69046-ИП, № 80344/22/69046-ИП, из которых 44765,96 рублей перечислены администратору дохода, а 31140,69 рублей – возвращены должнику (т.2 л.д.74-113).

Перечисление денежных средств в размере 44765,96 рублей СО по ВАШ по г. Твери и Калининскому району УФССП России по Тверской области взыскателю - Комитету по управлению имуществом и земельными отношениями Администрации Бельского района) по исполнительным производствам, возбужденным на основании вышеуказанных постановлений подтверждается Актом реестровой сверки Комитета по управлению имуществом и земельными отношениями Администрации Бельского муниципального округа с СО по ВАШ по г. Твери и Калининскому району УФССП России по Тверской области по результатам инвентаризации задолженности по исполнительным документам по состоянию на 1 ноября 2023 года (т.2 л.д.41).

31 августа 2022 года Глухов И. Н. обратился к Руководителю Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тверской и Ярославской области с заявлением о возврате излишне взысканных денежных средств по исполнительным производствам № 80340/22/69046-ИП, № 80341/22/69046-ИП, № 80342/22/69046-ИП, № 80343/22/69046-ИП в размере 30000 рублей (т.1 л.д.61-62), которое Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тверской и Ярославской области направлено Главе Бельского района для рассмотрения и принятия решения, о чем сообщено заявителю (т.1 л.д.63).

20 сентября 2022 года Глухов И. Н. обратился к Главе Бельского района Тверской области с аналогичным заявлением о возврате излишне взысканных денежных средств по указанным исполнительным производствам в размере 30000 рублей (т.1 л.д.65).

Как следует из приказа Комитета по управлению имуществом и земельными отношениями Администрации Бельского района № 3 от 15 сентября 2022 года и платежных поручений № 207189 от 20 сентября 2023 года, №№ 209959, 209960, 209961, 209962, 209963, 209964 от 21 сентября 2022 года взыскателем произведен возврат излишне взысканных денежных средств в общем размере 34756,30 рублей на счет заявителя Глухова И. Н.

Между тем, надлежащим образом оформленное заявление на возврат излишне перечисленных денежных средств в сумме 107266,42 рублей до настоящего времени администратору дохода (получателю денежных средств) не поступало.

Доказательств обратного стороной истца в материалы дела не представлено.

При изложенных обстоятельствах заявленные требования Глухова И. Н. не могут быть судом удовлетворены.

Кроме того, поскольку судом не установлено факта неправомерного удержания ответчиком денежных средств, отсутствуют основания для взыскания с ответчиков в пользу истца процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 23 сентября 2022 года по 6 марта 2023 года в размере 4653,90 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований Глухова Ивана Николаевича к Администрации Бельского муниципального округа Тверской области, Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям Администрации Бельского муниципального округа Тверской области о взыскании неосновательного обогащения отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд с подачей жалобы через Нелидовский межрайонный суд Тверской области (ПСП в г. Белый Бельского района Тверской области) в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме – 26 января 2024 года.

Федеральный судья А. А. Мохов