ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1-1527/2023 от 28.12.2023 Красноуфимского городского суда (Свердловская область)

Мотивированное решение изготовлено 28.12.2023

№ 2-1-1527/2023

66RS0035-01-2023-001776-11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 декабря 2023 года г. Красноуфимск

Красноуфимский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Хомутинниковой Е.Ю., при секретаре Медведевой М.Д., с участием: представителя истца – помощника Красноуфимского межрайонного прокурора Свердловской области Расторгуевой Л.А., представителя ответчика – Администрации Ачитского ГО – Ивакина А.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ачитского района в интересах неопределенного круга лиц к МКОУ АГО «<адрес> СОШ», Администрации Ачитского городского округа о возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ачитского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением к МКОУ АГО «<адрес> СОШ», Администрации Ачитского городского округа о возложении обязанности, в котором просит:

1. Обязать Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Ачитского городского округа «<адрес> средняя общеобразовательная школа» провести обследование технического состояния здания, расположенного по адресу: <адрес>, для оценки возможности его дальнейшей безаварийной эксплуатации или необходимости его восстановления и усиления конструкций в соответствии с ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния» в срок до <дата>.

2. Обязать Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Ачитского городского округа «<адрес> средняя общеобразовательная школа» в здании МКОУ АГО «<адрес> СОШ», расположенном по адресу: <адрес>, в срок до <дата> в соответствии с требованиями законодательства:

- оборудовать мебелью (столами и скамейками) обеденный зал, не имеющей дефектов и повреждений покрытия,

- осуществить ремонт полов в рекреациях, кабинете технологии, учебных кабинетах 1, 2, 3, 4 классов, кабинете биологии, спортивном зале, обеденном зале, библиотеке, книгохранилище, кабинете № 11 (музыка), мастерской для мальчиков, кабинетах № 21, № 27, музее,

- осуществить ремонт потолков и стен стены, потолок в коридоре 1 этажа, рекреациях, кабинете технологии, туалетах, кабинете 1 класса, кабинете информатики, спортивном зале, книгохранилище,

- осуществить ремонт всех дверных полотен при входе в учебные помещения,

- обозначить соответствующей маркировкой кнопку вызова персонала, расположенной возле входной двери в здание;

- обеспечить беспрепятственный доступ для маломобильных групп населения (инвалидов) в помещения учреждения путем оборудования входной группы пандусом, поручнями и подъездом к входной группе.

- осуществить ремонт кровельного покрытия крыши здания, обеспечивающий гидроизоляцию и отвод воды с поверхности крыши,

- осуществить ремонт наружной отделки стен здания,

- осуществить ремонт фундамента здания,

- осуществить ремонт отмостки здания,

- осуществить ремонт крыльца здания.

3. Обязать администрацию Ачитского городского округа, при недостаточности у МКОУ АГО «<адрес> СОШ» денежных средств, профинансировать мероприятия по устранению выявленных нарушений.

В обоснование заявленных требований истец указал, что Прокуратурой Ачитского района <дата> проведена проверка исполнения законодательства об образовании, об охране жизни и здоровья несовершеннолетних в деятельности Муниципального казённого общеобразовательного учреждения Ачитского городского округа «<адрес> средняя общеобразовательная школа», расположенного по адресу: <адрес>, с привлечением специалиста территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в г. Красноуфимск, Красноуфимском, Ачитском, Артинском районах.

В ходе проверки в деятельности образовательного учреждения выявлены следующие нарушения:

п. 2.4.6.3 СП 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи:

- обеденный зал оборудован мебелью (столами и скамейками), имеющей дефекты и повреждения покрытия, что не позволяет проводить качественную обработку с применением моющих и дезинфицирующих средств.

п. 2.5.2. СП 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи:

- полы в рекреациях, кабинете технологии, учебных кабинетах 1, 2, 3, 4 классов, кабинете биологии, спортивном зале, обеденном зале, библиотеке, книгохранилище, кабинете № 11 (музыка), мастерской для мальчиков, кабинетах № 21, № 27, музее имеют дефекты и повреждения в виде трещин, щелей, механических повреждений, что не позволяет проводить качественную влажную уборку с применением моющих и дезинфицирующих средств.

п. 2.5.3. СП 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи:

- потолки и стены в образовательном учреждении имеют дефекты и повреждения, а именно: стены, потолок в коридоре 1 этажа, рекреациях, кабинете технологии, туалетах, кабинете 1 класса, кабинете информатики, спортивном зале, книгохранилище с трещинами, с отпавшей штукатуркой, неровностями, что затрудняет проведение влажной обработки с применением моющих и дезинфицирующих средств.

п. 2.11.2. СП 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи:

- дверное полотно при входе в учебные помещения образовательной организации имеет дефекты и повреждения в виде трещин, отпавшей краски, неровностей, что не позволяет проводить ежедневную влажную уборку с применением моющих средств.

Прокуратурой района в ходе проверки также установлено нахождение здания образовательного учреждения в аварийном состоянии, а также выявлены следующие дефекты здания:

- наружная отделка стен здания имеет множественные отслоения, выпучивания, растрескивания, неровности и отсутствие штукатурного слоя,

- фундамент здания имеет разрушения, выпадения камня, раскрашивания по всему периметру здания,

- отмостка здания имеет признаки разрушения по всему периметру, крыльцо имеет выбоины, трещины, разломы и гниение деревянного настила.

В соответствии с п. 6.1.1. «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001» (далее - СП 59.13330.2020) наружные вызывные устройства или средства связи с персоналом при входах в общественные здания следует применять, с учетом принятой организации обслуживания посетителей, по заданию на проектирование.

Установлено, что при входе в здание образовательного учреждения имеется кнопка вызова персонала, однако она не обозначена соответствующей маркировкой и расположена возле входной двери, тогда как имеется лестничный марш к входной группе на котором отсутствует постоянный пандус.

Указанное влечет нарушения требований действующего законодательства по доступности образовательно организации для лиц с ограниченными возможностями здоровья в том числе несовершеннолетних, нарушения требований пожарной безопасности могут повлечь причинение вреда жизни и здоровью граждан, в том числе несовершеннолетних.

В судебном заседании помощник Красноуфимского межрайонного прокурора поддержала заявленные требования, обосновав их доводами, изложенными в исковом заявлении.

Представитель ответчика – Администрации Ачитского ГО в судебном заседании, просил отказать в удовлетворении заявленных требований в части установления срока до <дата>, установить срок до <дата>.

Представитель ответчика – МКОУ АГО «<адрес> СОШ» в судебное заседание не явился, извеещн надлежащим образом и в срок.

Представитель третьего лица –Управления образованием администрации Ачитского ГО в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом и в срок.

Выслушав стороны, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, суд находит требования истца подлежащими удовлетворению частично, при этом руководствуется следующим.

В соответствии со статьями 2 и 45 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита его прав и свобод - обязанностью государства.

В пункте 3 статьи 3 «Конвенции о правах ребенка» указано, что государства - участники конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.

Статьей 28 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения.

К компетенции образовательного учреждения относятся, в том числе: материально - техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями.

В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Федерального закона Российской Федерации от 30 марта 1999 года № 52 - ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» в образовательных организациях независимо от организационно - правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 утвержден СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее - СП 2.4.3648-20).

В соответствии со статьями 2 и 45 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита его прав и свобод - обязанностью государства.

В пункте 3 статьи 3 «Конвенции о правах ребенка» указано, что государства - участники конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.

Статьей 28 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения.

К компетенции образовательного учреждения относятся, в том числе: материально - техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями.

В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Федерального закона Российской Федерации от 30 марта 1999 года № 52 - ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» в образовательных организациях независимо от организационно - правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648 - 20 «Санитарно - эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» утверждены Санитарно - эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи (СП 2.4.3648 - 20).

СП 2.4.3648 - 20 направлены на охрану здоровья детей и молодежи, предотвращение инфекционных, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и устанавливают санитарно - эпидемиологические требования к обеспечению безопасных условий образовательной деятельности, оказания услуг по воспитанию и обучению, уходу и присмотру за детьми, являются обязательными для исполнения при осуществлении деятельности.

Пунктом 2.5.3. СП 2.4.3648 - 20 установлено, что стены и потолки помещений не должны иметь дефектов и повреждений, следов протеканий и признаков поражений грибком, должны иметь отделку, допускающую влажную обработку с применением моющих и дезинфицирующих средств. В помещениях с повышенной влажностью воздуха потолки должны быть влагостойкими.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона Российской Федерации от 06 октября 2003 года № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

В силу пункта 5 части 1 статьи 9 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

В соответствии с подп. 8 п. 1 ст. 6 Раздела 2 Устава Ачитского городского округа, принятого Решением районного Совета муниципального образования Ачитский район от 10.06.2005 № 79 (далее - Устав), к вопросам местного значения городского округа относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа.

Согласно подп. 13 п. 1 ст. 6 Раздела 2 Устава Ачитского городского округа к вопросам местного значения городского округа относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти Свердловской области), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.

В соответствии с п. 4 ст. 57 Устава Ачитского городского округа органы местного самоуправления, осуществляющие функции и полномочия учредителя, определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждают их уставы, назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивают отчеты об их деятельности на плановых совещаниях не реже одного раза в полугодие.

Согласно п. п. 1.8, 1.9 Устава образовательного учреждения учредителем образовательного учреждения является муниципальное образование Ачитский городской округ. Права собственника имущества осуществляет администрация Ачитского городского округа в лице Управления образования администрации Ачитского городского округа. Права учредителя осуществляет администрация Ачитского городского округа.

В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона Российской Федерации от 06 октября 2003 года № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона Российской Федерации от 06 октября 2003 года № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Отсутствие в бюджете необходимых денежных средств не могут служить основанием для неисполнения законодательства Российской Федерации в указанной сфере, поскольку отсутствие или недостаточность бюджетного финансирования не освобождает от исполнения возложенных обязанностей и не ставит в зависимость от финансовых возможностей выполнение органами местного самоуправления требований по соблюдению санитарно - эпидемиологического законодательства.

Данное исковое заявление предъявляется прокурор Ачитского района Свердловской области в порядке части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах неопределенного круга лиц, так как прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан и неопределенного круга лиц, если основанием для подачи данного искового заявления являются результаты проверки о защите нарушенных прав, свобод и законных интересов в сфере защиты детства. В данном случае затрагиваются права неопределенного круга несовершеннолетних на охрану жизни и здоровья.

Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями Федерального закона Российской Федерации «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения», суд приходит к выводу о необходимости обеспечения создания условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников, поскольку факт нарушений в здании МКОУ АГО «<адрес> СОШ», расположенном по адресу: <адрес> нашел подтверждение в судебном заседании и не отрицался ответчиком, а осуществление деятельности образовательного учреждения в данных условиях может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних детей.

Суд находит возможным освободит от ответственности ответчика Администрацию Ачитского ГО, в связи с тем, что в силу положений ст. 38.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип подведомственности расходов бюджетов означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся. Главные распорядители (распорядители) бюджетных средств не вправе распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств распорядителям и получателям бюджетных средств, не включенным в перечень подведомственных им распорядителей и получателей бюджетных средств в соответствии со статьей 158 настоящего Кодекса. Распорядитель и получатель бюджетных средств могут быть включены в перечень подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств только одного главного распорядителя бюджетных средств. Подведомственность получателя бюджетных средств главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств возникает в силу закона, нормативного правового акта Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации.

Образовательные организации Ачитского ГО не являются подведомственными относительно Администрации Ачитского ГО. Иного суду не доказано.

Разрешая вопрос о сроке исполнения настоящего решения, принимая во внимание, объем работы, которую необходимо провести, суд находит возможным установить срок для выделения денежных средств до <дата>.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Ачитского района Свердловской области действующего в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить частично.

Обязать Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Ачитского городского округа «<адрес> средняя общеобразовательная школа» ИНН 6637002945 провести обследование технического состояния здания, расположенного по адресу: <адрес>, для оценки возможности его дальнейшей безаварийной эксплуатации или необходимости его восстановления и усиления конструкций в соответствии с ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния» в срок до <дата>.

Обязать Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Ачитского городского округа «<адрес> средняя общеобразовательная школа» в здании МКОУ АГО «<адрес> СОШ», расположенном по адресу: <адрес>, в срок до <дата> в соответствии с требованиями законодательства:

- оборудовать мебелью (столами и скамейками) обеденный зал, не имеющей дефектов и повреждений покрытия,

- осуществить ремонт полов в рекреациях, кабинете технологии, учебных кабинетах 1, 2, 3, 4 классов, кабинете биологии, спортивном зале, обеденном зале, библиотеке, книгохранилище, кабинете № 11 (музыка), мастерской для мальчиков, кабинетах № 21, № 27, музее,

- осуществить ремонт потолков и стен стены, потолок в коридоре 1 этажа, рекреациях, кабинете технологии, туалетах, кабинете 1 класса, кабинете информатики, спортивном зале, книгохранилище,

- осуществить ремонт всех дверных полотен при входе в учебные помещения,

- обозначить соответствующей маркировкой кнопку вызова персонала, расположенной возле входной двери в здание;

- обеспечить беспрепятственный доступ для маломобильных групп населения (инвалидов) в помещения учреждения путем оборудования входной группы пандусом, поручнями и подъездом к входной группе.

- осуществить ремонт кровельного покрытия крыши здания, обеспечивающий гидроизоляцию и отвод воды с поверхности крыши,

- осуществить ремонт наружной отделки стен здания,

- осуществить ремонт фундамента здания,

- осуществить ремонт отмостки здания,

- осуществить ремонт крыльца здания.

В удовлетворении исковых требований к Администрации Ачитский городской округ отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Красноуфимский районный суд в течение одного месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.

Судья -

Е.Ю. Хомутинникова