Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 декабря 2021 года г. Белый
Нелидовский межрайонный суд Тверской области в составе:
председательствующего судьи Ивановой Е. С.,
при секретаре судебного заседания Богачёвой В.П.,
с участием помощника прокурора Бельского района Тверской области Роика А. А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Бельского района Тверской области в защиту интересов Российской Федерации, прав и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию городского поселения город – Белый «Прогресс» о признании незаконным бездействия и о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд,
установил:
Прокурор Бельского района Тверской области в защиту интересов Российской Федерации, прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к муниципальному унитарному предприятию городского поселения город – Белый «Прогресс» о признании бездействия, заключающегося в не регистрации в единой информационной системе на официальном сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ru, незаконным и возложении обязанности в срок до 30.01.2022 зарегистрироваться в единой информационной системе на сайте в сет Интернет www.zakupki.gov.ru.
В обоснование исковых требований прокурор указал, что в ходе прокурорской проверки выявлено, что муниципальное унитарное предприятие городского поселения город – Белый «Прогресс», в нарушение положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в единой информационной системе на официальном сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ru по состоянию на 27.10.2021 не зарегистрировано. Выявленные нарушения негативно отражаются на обеспечении экономической рентабельности муниципального унитарного предприятия городского поселения город – Белый «Прогресс» и создают условия для совершения его должностными лицами различного рода злоупотреблений. Непринятие мер в данной ситуации препятствуют реализации положений ст. 7 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, в соответствии с которой контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
В судебном заседании помощник прокурора Бельского района Тверской области Роик А.А. поддержал исковые требования в полном объёме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика муниципального унитарного предприятия городского поселения город – Белый «Прогресс», извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, о причинах не явки не сообщил, об отложении судебного заседания не просил.
Выслушав стороны, исследовав представленные в материалы гражданского дела доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ч.1 ст. 1 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ) Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся: планирования закупок товаров, работ, услуг; определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); заключения предусмотренных настоящим Федеральным законом контрактов; особенностей исполнения контрактов; мониторинга закупок товаров, работ, услуг; аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг; контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - контроль в сфере закупок).
На основании п.7,9 ч.1 ст. 3 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ заказчик - государственный или муниципальный заказчик либо в соответствии с частями 1 и 2.1 статьи 15 настоящего Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ бюджетное учреждение, государственное, муниципальное унитарные предприятия, осуществляющие закупки, а единая информационная система в сфере закупок (далее - единая информационная система) - совокупность информации, указанной в части 3 статьи 4 указанного Федерального закона и содержащейся в базах данных, информационных технологий и технических средств, обеспечивающих формирование, обработку, хранение такой информации, а также ее предоставление с использованием официального сайта единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - официальный сайт)
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок. Открытость и прозрачность информации обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе. Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Статьей 15 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ определены особенности закупок, осуществляемых муниципальными унитарными предприятиями, в соответствии с которой Государственные, муниципальные унитарные предприятия осуществляют закупки в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, за исключением:
1) закупок федеральных государственных унитарных предприятий, имеющих существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан Российской Федерации, обороноспособности и безопасности государства, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации по согласованию с Администрацией Президента Российской Федерации, осуществляемых без использования субсидий, предоставленных из федерального бюджета на осуществление на территории Российской Федерации капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации и (или) на приобретение на территории Российской Федерации объектов недвижимого имущества в государственную собственность Российской Федерации;
2) закупок, осуществляемых в соответствии с правовым актом, предусмотренным частью 3 статьи 2 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", принятым государственным, муниципальным унитарными предприятиями и размещенным до начала года в единой информационной системе:
а) за счет средств, полученных в качестве дара, в том числе пожертвования, по завещанию, грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;
б) в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного предприятия, за исключением случаев исполнения предприятием контракта, заключенного в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона;
в) без привлечения средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг, в том числе: муниципальными унитарными предприятиями при наличии правового акта, утвержденного в соответствии с частью 3 статьи 2 указанного Федерального закона и размещенного до начала года в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с частью 1 статьи 4 указанного Федерального закона, при осуществлении закупок (п.5 ч.2 ст. 1 Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ).
Кроме того, муниципальные унитарные предприятия в соответствии с п. 3 ч. 40 ст. 112 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ обязаны до 31.12.2016 года зарегистрироваться в единой информационной системе.
Согласно ч.1 ст. 2 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы муниципальные предприятия. Имущество муниципального унитарного предприятия принадлежит на праве собственности муниципальному образованию. Унитарное предприятие может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Таким образом, муниципальное унитарное предприятие городского поселения город – Белый «Прогресс», является коммерческой организацией, наделенной правом самостоятельно совершать гражданско-правовые сделки, осуществлять закупки товаров, работ, услуг для нужд предприятия.
В судебном заседании установлено и не оспаривается стороной ответчика, что в ходе проведенной прокуратурой Бельского района проверки было выявлено бездействие ответчика, а именно по состоянию на 27.10.2021 муниципальное унитарное предприятие городского поселения город – Белый «Прогресс», в нарушение п. 3 ч. 40 ст. 112 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, в единой информационной системе на официальном сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ru не зарегистрировано.
Учитывая, что муниципальное унитарное предприятие городского поселения город – Белый «Прогресс» не зарегистрировано в единой информационной системе на официальном сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ru до настоящего времени, суд приходит к выводу о бездействии ответчика, которое не соответствует нормативно-правовым актам и нарушает права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц. Непринятие ответчиком мер к регистрации в единой информационной системе на официальном сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ru в данной ситуации препятствуют реализации положений ст. 6 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, в соответствии с которой контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
По изложенным в решении основаниям исковые требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В силу положений ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Срок, предложенный прокурором, отвечает требованиям закона.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Бельского района Тверской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию городского поселения город – Белый «Прогресс» о признании незаконным бездействия и о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, удовлетворить в полном объеме.
Признать незаконным бездействие муниципального унитарному предприятию городского поселения город – Белый «Прогресс», заключающееся в не регистрации в единой информационной системе на официальном сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ru.
Обязать муниципальное унитарное предприятие городского поселения город – Белый «Прогресс» в срок до 30.01.2022 зарегистрироваться в единой информационной системе на сайте в сет Интернет www.zakupki.gov.ru.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Нелидовский межрайонный суд Тверской области (ПСП в г. Белый Бельского района Тверской области) в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Председательствующий Е. С. Иванова
Решение в окончательной форме принято 23.12.2021 г.
1версия для печатиДело № 2-1-157/2021 ~ М-1-158/2021 (Решения)