57RS0019-01-2021-000102-60 № 2-1-159/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 мая 2021 года пгт. Нарышкино
Урицкий районный суд Орловской области в составе:
председательствующего судьи Разумной И.М.,
с участием истца ФИО1,
представителя ответчика КУ ОО «Областной центр социальной защиты населения» ФИО2, действующей на основании доверенности от 17.03.2021 №,
представителя ответчика БУ ОО «Комплексный центр социального обслуживания населения Урицкого района» - ФИО3, действующей на основании доверенности от 11.05.202 №,
при секретаре судебного заседания Меркуловой В.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к администрации Урицкого района Орловской области, Департаменту социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области, бюджетному учреждению Орловской области «Комплексный центр социального обслуживания населения Урицкого района», казенному учреждению Орловской области «Областной центр социальной защиты населения» о признании права на назначение государственной социальной помощи,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации Урицкого района Орловской области, Департаменту социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области, бюджетному учреждению Орловской области «Комплексный центр социального обслуживания населения Урицкого района» о признании права на назначение государственной социальной помощи.
В обоснование заявленных требований указано, что 07.10.2020 в результате пожара сгорел жилой дом по адресу: <адрес>, в котором истец была зарегистрирована и проживала со своим сыном ФИО4 При обращении в БУ ОО «Комплексный центр социального обслуживания населения Урицкого района» по вопросу оказания помощи, истцу было отказано по причине отсутствия правоустанавливающих документов на жилой дом. Ссылаясь на указанные обстоятельства, учитывая, что истец является инвалидом второй группы, просила суд признать за ней право на назначение государственной социальной помощи; обязать Департамент социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области выплатить ей государственную социальную помощь в установленном законом порядке.
Определением Урицкого районного суда Орловской области от 01.03.2021 в качестве соответчика по делу привлечено казенное учреждение Орловской области «Областной центр социальной защиты населения».
В ходе судебного разбирательства истец ФИО1 уточнила исковые требования, по доводам, изложенным в первоначальном иске просила суд, признать за ней право на назначение государственной социальной помощи; обязать Департамент социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области выплатить ФИО1 государственную социальную помощь в установленном законом порядке; обязать администрацию Урицкого района Орловской области предоставить в Департамент социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области сведения об учете ФИО1 в качестве гражданина, нуждающегося в государственной социальной помощи; обязать Департамент социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области включить ФИО1 в сводный реестр граждан, имеющих право на назначение государственной социальной помощи.
В судебное заседание истец ФИО1 уточненные исковые требования поддержала в полном объеме ко всем заявленным ответчикам.
Представитель ответчика - Бюджетного учреждения Орловской области «Комплексный центр социального обслуживания населения Урицкого района» ФИО3, действующая по доверенности, в судебном заседании уточненные исковые требования не признала, пояснила, что комиссией по оказанию государственной социальной помощи малоимущим гражданам Урицкого района Орловской области правомерно принято решение об отказе в предоставлении истцу государственной услуги по социальной поддержке малоимущих граждан, поскольку право на получение государственной социальной помощи имеют граждане, у которых среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Орловской области. В связи с тем, что среднедушевой доход истца составляет 15 357,57 руб., что превышает установленную величину прожиточного минимума в расчете на душу населения, оказание государственной социальной помощи не предоставляется возможным. Кроме того, указала, что ФИО1 не представила документы, подтверждающие право собственности на сгоревший жилой дом, отсутствие которых лишает истца права на получение государственной социальной помощи в виде денежных выплат как гражданину, понесшему материальный ущерб в связи с чрезвычайным обстоятельством (пожаром).
Представитель ответчика КУ ОО «Областной центр социальной защиты населения» ФИО2, действующая по доверенности, в судебном заседании заявленный иск не признала, пояснив, что истец при обращении в БУ ОО «Комплексный центр социального обслуживания населения Урицкого района» не представила документов, подтверждающих, что сгоревший жилой дом являлся ее собственностью, поэтому в удовлетворении заявления ей было отказано.
Представитель ответчика Департамента социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области ФИО5, действующая на основании доверенности от 11.09.2020 №, в судебное заседание не явилась, о дате, месте и времени слушания дела извещена надлежащим образом, представила суду возражения на уточненное исковое заявление истца, в котором в иске просила отказать, полагала отказ БУ ОО «Комплексный центр социального обслуживания Урицкого района» в назначении государственной социальной помощи ФИО1 обоснованным и законным, представила ходатайство об исключении Департамента из числа ответчиков.
Ответчик – администрация Урицкого района Орловской области, извещенная о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание представителя не направила, об отложении судебного заседания, а равно о рассмотрении дела в отсутствие представителя не ходатайствовала.
В силу ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя администрации Урицкого района Орловской области.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, в соответствии с целями, установленными настоящим Федеральным законом, а также разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий.
Согласно ст. 7 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные настоящим Федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Порядок определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина устанавливается субъектом Российской Федерации с учетом величин прожиточных минимумов, установленных для соответствующих социально-демографических групп населения.
Из ст. 3 Закона Орловской области от 25 декабря 2013 года N 1582-03 «Об отдельных отношениях в сфере оказания государственной социальной помощи в Орловской области» усматривается, что к полномочиям Правительства Орловской области в сфере оказания государственной социальной помощи относятся:
1) утверждение порядка определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина, условий, порядка назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта;
2) установление размеров государственной социальной помощи;
3) утверждение формы социального контракта;
4) утверждение порядка проведения органом исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, осуществляющим функции по выработке региональной политики, нормативного правового регулирования, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере социальной защиты населения (далее - органы специальной компетенции) мониторинга оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта;
5) утверждение государственных программ Орловской области в сфере оказания гражданам, проживающим на территории Орловской области, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий;
6) осуществление иных полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Орловской области.
В соответствии с п. 1.1. Положения об условиях, размерах, порядке назначения и выплаты государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам в Орловской области, утвержденного Постановлением Правительства Орловской области от 14.02.2014 N 48 (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) (далее по тексту - Положение) оно определяет условия, размеры, порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи за счет средств областного бюджета на указанные цели малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, указанным в Федеральном законе «О государственной социальной помощи» (далее - малоимущие граждане), проживающим (пребывающим) на территории Орловской области, которые по не зависящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного постановлением Правительства Орловской области в расчете на душу населения Орловской области, на дату подачи заявления.
Величина прожиточного минимума в Орловской области устанавливается в порядке, определенном Законом Орловской области от 6 мая 2011 года N 1201-03 «О порядке установления величины прожиточного минимума в Орловской области».
Согласно п. 3.1. Положения государственная социальная помощь назначается по представленному в электронной либо письменной форме в учреждения по месту жительства (месту пребывания) на территории Орловской области либо через многофункциональный центр заявлению (по форме согласно приложению 1 к настоящему Положению) гражданина от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи либо заявлению опекуна, попечителя или другого законного представителя гражданина на имя руководителя органа исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области в сфере оказания государственной социальной помощи (далее - орган специальной компетенции).
В заявлении гражданином (далее - заявитель) указываются сведения о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) на праве собственности имуществе, а также сведения о получении государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг в соответствии с главой 2 Федерального закона «О государственной социальной помощи».
Из п. 3.2. Положения усматривается, что к заявлению прилагаются следующие документы:
1) копия документа, удостоверяющего личность (паспорта либо иного выдаваемого в установленном порядке документа, удостоверяющего личность гражданина);
2) копия свидетельства о рождении ребенка (детей) в возрасте до 14 лет;
3) документы, подтверждающие доходы заявителя и членов его семьи;
4) копия трудовой книжки неработающего заявителя (члена семьи) с записью, подтверждающей факт отсутствия трудовых отношений на дату подачи им заявления;
5) справка кредитного учреждения о наличии у заявителя открытого расчетного счета.
Пункт 3.4. Положения указывает, что малоимущие граждане, понесшие материальный ущерб в связи с чрезвычайными обстоятельствами (пожар, стихийное бедствие), связанный с повреждением либо утратой (разрушением) жилого помещения, дополнительно к документам, указанным в пунктах 3.1 и 3.2 настоящего Положения, представляют следующие документы:
1) сведения о принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности;
2) справку Главного управления МЧС России по Орловской области о произошедшем пожаре (стихийном бедствии);
3) копию документа, подтверждающего страхование жилого помещения и (или) имущества (при наличии).
Согласно п. 5.3. Положения малоимущим гражданам, понесшим материальный ущерб в связи с чрезвычайными обстоятельствами (пожар, стихийное бедствие), связанный с утратой (разрушением) жилого помещения, государственная социальная помощь предоставляется в двадцатикратном размере величины прожиточного минимума, установленного постановлением Правительства Орловской области в расчете на душу населения в Орловской области, на дату подачи заявления.
Судом установлено, что истец ФИО1 имеет инвалидность второй группы с детства, зарегистрирована и проживала совместно со своим сыном ФИО4 в доме своей бабушки ФИО6 по адресу: <адрес>, что подтверждается записями, сделанными в похозяйственной книге №1 за 1997-2001 гг., справками, выданными администрацией Городищенского сельского поселения (л.д. 15-16, 21, 27, 67).
Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости земельный участок общей площадью 2500 кв.м, с кадастровым номером 57:06:1180101:7, расположенный по адресу: <адрес>, находится в собственности ФИО1, сведения об объекте недвижимости - жилом доме по тому же адресу в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют (л.д. 37-41, 43).
07.08.1998 ФИО6 умерла (л.д. 9).
После ее смерти открылось наследство в виде жилого дома с надворными постройками в п.Сеножатное, Урицкого района, Орловской области (л.д. 13).
Данное жилое помещение перешло в пользование истца, она фактически его приняла. После смерти бабушки истец в установленный срок не обратилась в нотариальную контору.
07.10.2020 в результате пожара жилой дом по адресу: <адрес>, был уничтожен. Согласно справке от 08.10.2019 межрайонного отделения надзорной деятельности по Сосковскому, Урицкому и Шаблыкинскому районам Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Орловской области в результате пожара блок хозяйственных построек уничтожен огнем полностью по всей площади, также по всей площади уничтожен жилой дом с обрушением кровли (л.д. 22).
ФИО1 обратилась в КУ Орловской области «Комплексный центр социального обслуживания населения Урицкого района» с заявлением о предоставлении ей государственной услуги – государственной социальной помощи малоимущим гражданам.
11.12.2020 решением комиссии по оказанию государственной социальной помощи малоимущим гражданам Урицкого района Орловской области истцу было отказано в предоставлении вышеуказанной государственной услуги по причине предоставления не полного пакета документов.
В уведомлении об отказе в назначении государственной социальной помощи от 11.12.2020 исх. № указано, что право на получение государственной помощи имеют граждане, чей среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Орловской области и при предоставлении полного пакета документов. Ввиду того, что на момент обращения правоустанавливающих документов, подтверждающих право собственности на сгоревший дом у истца не имеется, то оказание государственной социальной помощи в связи с пожаром не представляется возможным (л.д. 26).
29.04.2021 БУ ОО «Центр социального обслуживания населения Урицкого района» направлено в адрес ФИО1 уведомление об отказе в предоставлении государственной услуги в связи с превышением дохода заявителя величины прожиточного минимума, указав, что согласно постановления Правительства Орловской области № от 28.01.2021 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Орловской области за 2 квартал 2021 года» величина прожиточного минимума в расчете на душу населения составляет 10 722 руб., среднедушевой доход истца составляет 15 357, 57 руб., что превышает установленную величину прожиточного минимума в расчете на душу населения, в связи с чем, оказание государственной социальной помощи – выдача справки устанавливающей статус малообеспеченной семьи не представляется возможным.
По сообщению и.о. главы администрации Урицкого района Орловской области от 11.05.2021 ФИО1 в администрацию района не обращалась с заявлением о признании ее малоимущей в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в рамках оказания муниципальной услуги «Признание граждан малоимущими в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма».
Постановлением Правительства Орловской области от 28 января 2021 г. N 36 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Орловской области на 2021 год» установлена величина прожиточного минимума в Орловской области на 2021 год на душу населения в размере 10 722 рубля.
Несмотря на то, что ФИО1 на момент пожара была зарегистрирована в жилом помещении, что свидетельствует о принятии ею наследства, открывшегося после смерти ее бабушки ФИО6 по завещанию, суд не может сделать вывод о неправомерности вынесенного ответчиком решения, поскольку из содержания вышеуказанных норм, следует, что право истца на государственную социальную помощь возникает при одновременном соблюдении двух условий: наличие правоустанавливающих документов на сгоревшее жилое помещение, а также наличие статуса малоимущей.
С учетом вышеизложенного, учитывая, что истица на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, малоимущей в установленном законом порядке не признана, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении иска ФИО1 к администрации Урицкого района Орловской области, Департаменту социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области, бюджетному учреждению Орловской области «Комплексный центр социального обслуживания населения Урицкого района», казенному учреждению Орловской области «Областной центр социальной защиты населения» о признании права на назначение государственной социальной помощи отказать.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Урицкий районный суд Орловской области в течение месяца со дня изготовления судом мотивированного текста решения.
Мотивированный текст решения будет изготовлен 18 мая 2021 года.
Судья И.М. Разумная