ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1-1609/2022УИД от 31.03.2022 Энгельсского районного суда (Саратовская область)

Дело № 2-1-1609/2022 УИД: 64RS0042-01-2022-001010-32

Решение

именем Российской Федерации

31 марта 2022 года г. Энгельс

Энгельсский районный суд Саратовской области в составе:

председательствующего судьи Ребневой Е.Б.,

при секретаре судебного заседания Рашевском Р.С.,

с участием истца ФИО1, представителя ответчика ФИО3

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к акционерному обществу «Почта России» Управлению федеральной почтовой связи <адрес> о возложении ответственности за нарушение сроков доставки почтового отправления, о взыскании компенсации морального вреда,

установил:

истец обращается в суд с указанными выше исковыми требованиями к ответчику, мотивируя их тем, что ДД.ММ.ГГГГ истец направил в адрес службы судебных приставов исполнительный лист по средствам оказания услуг почтовой связи. Службой получен исполнительный лист, однако в возбуждении исполнительного производства отказано и по средствам услуг почтовой связи исполнительный лист возвращен обратно. Истец исполнительный лист не получил, поскольку каких-либо извещений, уведомлений в его адрес от отделения Почта России по его месту жительства не поступало. Истцу стало известно, что исполнительный лист направлен обратно, и он обратился в декабре 2020 года в почтовое отделение и попросил выяснить, где находится адресованное ему письмо с вложением исполнительного листа. Истец неоднократно обращался в отделение за выдачей ему письма, и ему сообщалось, что письмо находится на временном хранении в кладовой нерозданных писем. Истец считает права свои на своевременное получение почтовой корреспонденции нарушенными. Невручение ему письма с исполнительным листом о взыскании присужденных в его пользу денежных средств причинили нравственные страдания, для выяснения причин невручения письма истец потратил свое время, нес расходы, в связи с чем считает необходимым взыскать в его пользу компенсацию морального вреда. Истец с учетом уточнений исковых требований и частичного отказа от требований просил нарушение сроков доставки почтового отправления на имя истца, возложить на сотрудников отделения почты России, взыскать компенсацию морального вреда.

Истец в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить.

Представитель АО «Почта России» УФПС <адрес>ФИО4 исковые требования истца не признал, просил в удовлетворении требований отказать по имеющимся в деле возражениям.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований, Почтовое отделение <адрес> 413116, в судебное заседание не явилось, сведения о надлежащем извещении имеются.

Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ определил рассмотреть дело в отсутствии не явившегося представителя третьего лица.

Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Исходя из представленных в материалы дела документов, пояснений истца, установлено, что ФИО1 в службу судебных приставов ДД.ММ.ГГГГ по средствам почтовой связи направил исполнительный лист, выданный ему на основании решения от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании в его пользу с ООО «Ситилинк» денежных средств.

Согласно ответу на обращение ФИО1 служба судебных приставов сообщила, что по полученному от ФИО1 исполнительному листу в возбуждении исполнительного производства отказано, лист возвращен обратно в адрес ФИО1ДД.ММ.ГГГГ за номером ШПИ 41311851013727.

Согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 41311851013727 почтовая корреспонденция направлена из РОСП ФИО1ДД.ММ.ГГГГ, прибыла в место вручения ДД.ММ.ГГГГ и возвращена из-за истечения срока хранения ДД.ММ.ГГГГ.

Из ответа УФПС <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на заявление ФИО1 видно, что почтовое отправление, направленное в его адрес РОСП ДД.ММ.ГГГГ, имело статус заказного письма 1 класса и имело место быть попытка вручения ДД.ММ.ГГГГ, однако вручить письмо не представилось возможным из-за отсутствия адресата.

Указанные в ответе АО «Почта России» от ДД.ММ.ГГГГ обстоятельства не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела, кроме того, опровергаются отчетом об отслеживании почтового отправления, где не имеется отметки о попытке вручения ДД.ММ.ГГГГ, указано, что возврат отправления осуществлен из-за истечения срока хранения, а не из-за отсутствия адресата, как было установлено работником почтового отделения при попытке вручения корреспонденции 1 класса.

Согласно ст. ст. 3, 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 176-ФЗ "О почтовой связи" почтовая связь в Российской Федерации осуществляется государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями почтовой связи, а также иными операторами почтовой связи, которые осуществляют деятельность по оказанию услуг почтовой связи на основании лицензий, получаемых в соответствии с Федеральным законом "О связи", почтовая связь предназначается для оказания услуг почтовой связи гражданам, а также другим лицам и органам. В соответствии с положениями ст. 19 указанного закона права пользователей услуг почтовой связи регулируются ФЗ "О почтовой связи", ФЗ "О связи", Законом РФ "О защите прав потребителей", гражданским законодательством Российской Федерации, Правилами оказания услуг почтовой связи", утвержденными приказом Минкомсвязи России от ДД.ММ.ГГГГ N 234 (далее - Правила).

Согласно абзацу 10 статьи 2 Федерального закона "О почтовой связи" пользователями услуг почтовой связи являются граждане, органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и юридические лица, пользующиеся услугами почтовой связи.

Услугами почтовой связи являются действия или деятельность по приему, обработке, перевозке, доставке (вручению) почтовых отправлений, а также по осуществлению почтовых переводов денежных средств (абзац 6 статьи 2 Федерального закона "О почтовой связи").

В соответствии со ст. 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 176-ФЗ "О почтовой связи", за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по оказанию услуг почтовой связи либо исполнение их ненадлежащим образом операторы почтовой связи несут ответственность перед пользователями услуг почтовой связи. Ответственность операторов почтовой связи наступает за утрату, порчу (повреждение), недостачу вложений, недоставку или нарушение контрольных сроков пересылки почтовых отправлений, осуществления почтовых переводов денежных средств, иные нарушения установленных требований по оказанию услуг почтовой связи.

Услугами почтовой связи являются действия или деятельность по приему, обработке, перевозке, доставке (вручению) почтовых отправлений, а также по осуществлению почтовых переводов денежных средств (абзац 6 статьи 2 Федерального закона "О почтовой связи").

Потребителем, согласно абзацу третьему преамбулы Закона о защите прав потребителей признается гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Так ФИО1, выступающий принимающей стороной услуги по отправлению почтовой корреспонденции от РОСП стал приобретателем почтовой услуги по доставке ему, как адресату, юридически значимой корреспонденции.

Подпунктом "а" пункта 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" разъяснено, что правами, предоставленными потребителю Законом о защите прав потребителей и изданными в соответствии с ним иными правовыми актами, а также правами стороны в обязательстве в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации пользуется не только гражданин, который имеет намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий товары (работы, услуги), но и гражданин, который использует приобретенные (заказанные) вследствие таких отношений товары (работы, услуги) на законном основании (наследник, а также лицо, которому вещь была отчуждена впоследствии, и т.п.).

С учетом положений статьи 39 Закона о защите прав потребителей к отношениям, возникающим из договоров об оказании отдельных видов услуг с участием гражданина, последствия нарушения условий которых не подпадают под действие главы III Закона, должны применяться общие положения Закона о защите прав потребителей, в частности о праве граждан на предоставление информации (статьи 8 - 12), об ответственности за нарушение прав потребителей (статья 13), о возмещении вреда (статья 14), о компенсации морального вреда (статья 15), об альтернативной подсудности (пункт 2 статьи 17), а также об освобождении от уплаты государственной пошлины (пункт 3 статьи 17) в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 2 указанного выше Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации).

Из приведенных правовых норм и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что получатель корреспонденции является пользователем услуг почтовой связи на законном основании, которому оператор почтовой связи обязан предоставить информацию о праве на получение почтовой корреспонденции и в случае ее не предоставления несет предусмотренную Законом о защите прав потребителей ответственность за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по доставке (вручению) почтовых отправлений.

Согласно Правилам оказания услуг почтовой связи (в ред. Приказов Минкомсвязи России от ДД.ММ.ГГГГ N 61, от ДД.ММ.ГГГГ N 619, от ДД.ММ.ГГГГ N 106).

Согласно пункта 3 Правил оказываются услуги по приему, обработке, перевозке и доставке (вручению) почтовых отправлений, пересылаемых в сроки, в порядке и с логотипом, определенными актами Всемирного почтового союза, которые осуществляются оператором почтовой связи, уполномоченным в установленном порядке на оказание этих услуг

Пунктом 10 Правил по совокупности признаков, определяющих порядок и условия приема, обработки, перевозки и доставки (вручения), почтовые отправления подразделяются на следующие категории:

а) простые (в том числе пересылаемые в форме электронного документа) - принимаемые от отправителя без выдачи ему квитанции и доставляемые (вручаемые) адресату (его уполномоченному представителю) без подтверждения факта получения, а в случае простых почтовых отправлений, пересылаемых в форме электронного документа, принимаемые и доставляемые в соответствии с порядком, установленным главой VI настоящих Правил;

б) регистрируемые (заказные, в том числе пересылаемые в форме электронного документа, обыкновенные, с объявленной ценностью (почтовое отправление, принимаемое с оценкой стоимости вложения, определяемой отправителем) - принимаемые от отправителя с выдачей ему квитанции и вручаемые адресату (его уполномоченному представителю) с подтверждением факта вручения, а в случае заказных почтовых отправлений, пересылаемых в форме электронного документа, принимаемые и доставляемые в соответствии с порядком, установленным главой VI настоящих Правил.

(в ред. Приказа Минкомсвязи России от ДД.ММ.ГГГГ N 61)

Согласно пункту 12. Правил операторы почтовой связи при оказании услуг почтовой связи (кроме универсальных услуг почтовой связи) вправе устанавливать другие виды и категории внутренних почтовых отправлений для пересылки по своей сети почтовой связи.

Пункт 21. Правил предусматривает, что почтовый адрес включает описание места нахождения пользователя услугами почтовой связи с обязательным указанием почтового индекса и (или) обозначение с помощью символов адреса пользователя услугами почтовой связи в информационной системе организации федеральной почтовой связи.

Почтовый адрес пользователя услугами почтовой связи в информационной системе организации федеральной почтовой связи присваивается пользователю автоматически при подтверждении им согласия на получение заказных почтовых отправлений, пересылаемых в форме электронного документа в соответствии с пунктом 57 настоящих Правил.

Порядок оплаты услуг почтовой связи по доставке (вручению) простых и заказных почтовых отправлений, пересылаемых в форме электронного документа, определяется договором между оператором почтовой связи и пользователем услугами почтовой связи.

В силу пункта 32 Правил почтовые отправления (почтовые переводы) доставляются (выплачиваются) в соответствии с указанными на них адресами или выдаются (выплачиваются) в объектах почтовой связи, а также иными способами, определенными оператором почтовой связи.

Порядок доставки почтовых отправлений (выплаты почтовых переводов) в адрес юридического лица определяется договором между ним и оператором почтовой связи.

Факт вручения регистрируемых почтовых отправлений (выплаты почтовых переводов) подтверждается подписью адресата (его уполномоченного представителя) или иным определенным оператором почтовой связи способом, обеспечивающим достоверное подтверждение факта вручения почтового отправления (выплаты почтового перевода).

Пунктом 34 Правил предусмотрено, что письменная корреспонденция и почтовые переводы при невозможности их вручения (выплаты) адресатам (их уполномоченным представителям) хранятся в объектах почтовой связи места назначения в течение 30 дней, иные почтовые отправления - в течение 15 дней, если более длительный срок хранения не предусмотрен договором об оказании услуг почтовой связи. Почтовые отправления разряда "судебное" и разряда "административное" при невозможности их вручения адресатам (их уполномоченным представителям) хранятся в объектах почтовой связи места назначения в течение 7 дней.

Срок хранения почтовых отправлений (почтовых переводов) исчисляется со следующего рабочего дня после поступления почтового отправления (почтового перевода) в объект почтовой связи места назначения.

Срок хранения почтовых отправлений и почтовых переводов может быть продлен в соответствии с договором об оказании услуг почтовой связи. Адресатом (его уполномоченным представителем) может быть продлен срок хранения почтовых отправлений (за исключением почтовых отправлений разряда "судебное" и разряда "административное") и почтовых переводов в случае, если такая возможность предусмотрена в соответствии с договором об оказании услуг почтовой связи.

По истечении установленного срока хранения не полученная адресатами (их уполномоченными представителями) простая письменная корреспонденция передается в число невостребованных почтовых отправлений. Не полученные адресатами (их уполномоченными представителями) регистрируемые почтовые отправления и почтовые переводы возвращаются отправителям за их счет по обратному адресу, если иное не предусмотрено договором между оператором почтовой связи и пользователем. По истечении установленного срока хранения или при отказе отправителя от получения и оплаты пересылки возвращенного почтового отправления или почтового перевода они передаются на временное хранение в число невостребованных.

В силу пункта 35 названных Правил почтовое отправление или почтовый перевод возвращается по обратному адресу: а) по заявлению отправителя; б) при отказе адресата (его уполномоченного представителя) от его получения; в) при отсутствии адресата по указанному адресу; г) при невозможности прочтения адреса адресата; д) при обстоятельствах, исключающих возможность выполнения оператором почтовой связи обязательств по договору об оказании услуг почтовой связи, в том числе отсутствия указанного на отправлении адреса адресата.

Согласно пункту 37 Правил вынутые из почтовых ящиков простые почтовые отправления без адресов или с неполными, неясными, сокращенными адресами, почтовые отправления с отсутствующими (поврежденными) адресами, не позволяющими направить их по назначению или возвратить отправителям, передаются на временное хранение в число нерозданных.

По факту вскрытия, изъятия или уничтожения без вскрытия нерозданного почтового отправления комиссией составляется акт.

Если при вскрытии нерозданного почтового отправления удалось установить адреса пользователей услугами почтовой связи, то оно вместе с одним экземпляром акта упаковывается и досылается адресату или возвращается отправителю.

В случае неустановления адресов пользователей услугами почтовой связи почтовые отправления передаются в число невостребованных.

Временное хранение невостребованных почтовых отправлений и невостребованных почтовых переводов осуществляется в течение 6 месяцев (пункт 39).

В силу пункта 46 Правил операторы почтовой связи обязаны обеспечивать качество услуг почтовой связи в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность в области почтовой связи, и условиями договора.

В соответствии с требованиями пункта 63 Правил претензии, связанные с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств по оказанию услуг почтовой связи, вправе предъявлять отправитель, адресат (далее - заявитель) или уполномоченный представитель заявителя.

Претензия может предъявляться в объект почтовой связи по месту приема почтового отправления или в объект почтовой связи по месту назначения почтового отправления. Претензия к организации федеральной почтовой связи может также предъявляться с использованием информационной системы организации федеральной почтовой связи в соответствии с главой VI настоящих Правил. Предъявление претензии к организации федеральной почтовой связи с использованием информационной системы организации федеральной почтовой связи в соответствии с главой VI настоящих Правил осуществляется непосредственно заявителем.

Претензии, связанные с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств по оказанию услуг почтовой связи, рассматриваются оператором почтовой связи в порядке и сроки, установленные законодательством Российской Федерации (пункт 66).

Исходя из требований данных Правил, сведений имеющихся в материалах дела по доставке почтовой корреспонденции по ШПИ 41311851013727, имеет место быть нарушение Правил оказания услуг почтовой связи, а именно отметки в отчете об отслеживании о попытки вручения корреспонденции не имеется, следовательно, работник почтового отделения не выходил по адресу получателя и не пытался вручить юридически значимую корреспонденцию 1 класса (как указано в ответе ФССП <адрес>). Кроме того, нарушены сроки хранения, которые составляют течение 30 дней и исчисляются со следующего дня после поступления корреспонденции в место вручения. Поскольку письмо для ФИО1 поступило в место вручения ДД.ММ.ГГГГ, сроки хранения следует исчислять с ДД.ММ.ГГГГ, течение 30 дней истекло ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, возвращено письмо могло быть только ДД.ММ.ГГГГ.

Учитывая, что факт нарушения прав потребителя услуг почтовой связи нашел свое подтверждение, у ответчика за нарушение срока доставки почтовой корреспонденции, возникла ответственность, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения требований истца о признании нарушенным срока доставки почтового отправления, поскольку неполучение ФИО1, как адресатом значимой для него почтовой корреспонденции, привело к несвоевременному исполнению принятого в его пользу решения о восстановлении имущественного права.

Выводы суда основаны на исследовании доказательств, их оценке в соответствии с правилами, установленными в статье 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в совокупности с нормами материального права, регулирующим возникшие отношения.

На основании статьи 15 Закона о защите прав потребителей, моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.

Руководствуясь ст. 15, Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2300-1 "О защите прав потребителей", суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований истца о взыскании компенсации морального вреда в сумме 2000 руб., с учетом характера причиненных истцу нравственных страданий, исходя из принципа разумности и справедливости, учитывая факт нарушения прав истца как потребителя - пользователя услуг почтовой связи, степень вины ответчика и индивидуальные особенности потерпевшего.

Доводы стороны ответчика не опровергают выше установленные обстоятельства, в этой связи суд признает их несостоятельными.

Руководствуясь ст.ст. 167, 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

признать нарушенным срок доставки почтового отправления;

взыскать с Акционерного общества «Почта России» в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере 2000 руб. 00 коп.

В остальной части требований ФИО1 отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Саратовский областной суд путем подачи жалобы через Энгельсский районный суд.

Мотивированный текст решения составлен ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Е.Б. Ребнева