ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1-160/2016 от 28.04.2016 Сухиничского районного суда (Калужская область)

Дело № 2-1- 160/2016

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Сухиничи 28 апреля 2016 года

Сухиничский районный суд Калужской области в составе председательствующего судьи Малаховой А.И., при секретаре судебного заседания Филоненко Л.В., с участием истицы ФИО1, представителя ответчика ФИО2, представителя третьего лица - отдела образования администрации МР «Сухиничский район - ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации МР «Сухиничский район» о включении отдельных периодов работы в стаж муниципальной службы,

УСТАНОВИЛ:

25 марта 2016 годаФИО1 обратилась в суд с иском к администрации МР «Сухиничский район» о включении отдельных периодов работы в стаж муниципальной службы. Исковые требования мотивированы тем, что она работала в отделе образования администрации МР «Сухиничский район» и занимала муниципальную должность - главный специалист. 31 декабря 2015 года трудовая деятельность была прекращена в связи с выходом на пенсию. В соответствии с Законом Калужской области от 3 декабря 2007 года №382-ФЗ «О муниципальной службе в Калужской области» имеет право на ежемесячную социальную выплату к трудовой пенсии. Данным Законом определено, что в стаж муниципальной службы могут засчитываться периоды замещения отдельных должностей руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знания работы в которых необходимы муниципальным служащим для выполнения должностных обязанностей в соответствии с должностными обязанностями муниципального служащего. При определении размера социальной выплаты Комиссия по назначению ежемесячной социальной выплаты засчитала в стаж муниципальной службы периоды работы в отделе образования администрации МР «Сухиничский район» и в Сухиничском райкоме КПСС, однако не включила 5 лет работы в общеобразовательных учреждениях, имевшей место до поступления на муниципальную должность муниципальной службы, хотя именно опыт и знания педагогической деятельности позволили ей качественно выполнять должностные обязанности специалиста отдела образования, поскольку основной ее деятельностью в отделе образования являлось исполнение функции контроля образовательных учреждений. Просит обязать Комиссию по назначению доплаты к трудовым пенсиям лицам, замещавшим муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы муниципального района «Сухиничский район» ( далее по тексту - Комиссия) зачесть в ее - ФИО1 стаж муниципальной службы 5 лет работы до замещения муниципальной должности.

В судебном заседании истица ФИО1 исковые требования уточнила, просила обязать действующую при администрации МР «Сухиничский район» Комиссию включить в стаж муниципальной должности муниципальной службы любые 5 лет работы в должности учителя математики, физики и в должности заместителя директора МКОУ «Средняя школа », имевшей место до поступления на муниципальную службу в период с 1989 года до 1996 года, так как опыт и знание работы в занимаемых в школе должностях были ей необходимы для выполнения должностных обязанностей муниципального служащего - специалиста отдела образования. Не имея опыта и знаний, приобретенных в процессе работы в школе, она, как специалист отдела образования, не смогла бы исполнять функции контроля за образовательными учреждениями. Кроме того, при поступлении 3 января 1996 года на должность инспектора отдела народного образования администрации Сухиничского района ей была назначена к заработной плате надбавка за выслугу лет в размере 20 процентов от основной заработной платы, т.е. на момент принятия ее на работу работодатель включил в стаж муниципальной службы периоды предыдущей деятельности. Дважды отказывая в зачислении в стаж муниципальной службы периодов работы в школе, Комиссия не указала ни одной причины, которые послужили препятствием для включения данной работы в стаж муниципальной службы. Невключение периодов работы в школе в стаж муниципальной службы повлияло на размер социальной выплаты, которая ей была назначена с 1 января 2016 года, как муниципальному служащему.

Представитель ответчика ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что в соответствии с уставом МР «Сухиничский район» и Законом Калужской области от 3 декабря 2007 года №382-ОЗ «О муниципальной службе в Калужской области» в стаж муниципальной службы на основании представителя нанимателя (работодателя) могут засчитываться периоды замещения отдельных должностей руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых необходимы муниципальным служащим для выполнения должностных обязанностей в соответствии с должностными обязанностями муниципального служащего. Рассмотрев ходатайство работодателя - заведующей отделом образования администрации МР «Сухиничский район» о рассмотрении заявления ФИО1 о включении в стаж муниципальной службы ФИО1 периода работы в должности заместителя директора МКОУ «Средняя школа » Комиссия 25 февраля 2016 года отказала в зачете данного периода в стаж муниципальной службы, как и отказала 21 марта 2016 года в удовлетворении заявления ФИО1 о зачете в стаж муниципальной службы периодов работы в МКОУ «Средняя школа » в должностях учителя и заместителя директора школы. Причинами отказов послужило несколько факторов, главным из которых является дефицит бюджета МР «Сухиничский район», поскольку социальная выплата производится за счет данного бюджета. Кроме того, уже сложилась практика определения стажа муниципальной службы, и Комиссия при определении стажа муниципальной службы для увеличения размера социальной выплаты не включает в стаж муниципальной службы периоды, предусмотренные п. 2 ст. 8 Закона Калужской области от 3 декабря 2007 года №382-ОЗ, поскольку это не является ее безусловной обязанностью. В ходе рассмотрения заявления ФИО1 Комиссия также учла, что ФИО1 в период занятия муниципальной должности муниципальной службы одновременно занималась педагогической деятельностью, что позволило ей в 2008 году приобрести право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, т.е. работодатель ей в этом способствовал. В 2006 году и в 2009 году комиссия по установлению стажа муниципальной службы определила стаж муниципальной службы ФИО1, в который не вошли периоды работы в школе, о чем ФИО1 было известно и с чем она согласилась. Также Комиссия посчитала, что представленными на Комиссию 25 февраля 2016 года документами факт работы ФИО1 в качестве заместителя директора МКОУ «Средняя школа » в течение 5 лет не был подтвержден, поскольку в трудовой книжке имелась запись о приеме ее с 15 августа 1989 года на работу учителем и лишь на 0,5 ставки заместителем директора, и этот период длился не 5 лет, а до 1992 года. Утверждения ФИО1 о том, что при поступлении на работу для назначения надбавки к заработной плате работодатель включил в стаж работы периоды работы в школе, не могут служить основанием для включения Комиссией этого периода в стаж муниципальной службы для назначения социальной выплаты к трудовой пенсии.

Представитель третьего лица ФИО3 в судебном заседании просила вынести решение на усмотрение суда. По существу исковых требований ФИО1 пояснила, что и Комиссия и работодатель - отдел образования администрации МР «Сухиничский район» при подсчете стажа муниципальной службы ФИО1 не включали периоды работы в школе. При увольнении ФИО1 с занимаемой должности отдел образования для определения размера единовременного пособия при увольнении исходил из стажа муниципальной службы продолжительностью 22 года без учета периодов работы в школе. В феврале 2016 года к ней, как к работодателю, обратилась ФИО1 с заявлением о включении в стаж муниципальной службы 5 лет работы в МКОУ «Средняя школа » в должностях учителя и заместителя директора школы. Она, в свою очередь, обратилась в Комиссию с ходатайством о рассмотрении заявления ФИО1, но только в части включения в стаж муниципальной службы периода работы в должности заместителя директора, так как, на ее взгляд, опыт и знание именно в этой должности, а не в должности учителя, были необходимы ФИО1 для выполнения должностных обязанностей специалиста отдела образования. Ходатайство было обусловлено желанием оказать ФИО1 содействие в назначении ежемесячной социальной выплаты в более высоком размере, однако в удовлетворении данного ходатайства было отказано. Она - ФИО3, также является членом Комиссии по назначению ежемесячной социальной выплаты и полагает, что отказ Комиссии можно считать справедливым, поскольку ФИО1 поступила на муниципальную должность, оставив педагогическую деятельность, и знала, что стаж муниципальной службы начнет исчисляться со дня поступления на муниципальную должность, при этом ей было известно, что периоды работы в школе в стаж муниципальной службы не включаются.

Выслушав стороны, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 46 Устава МР «Сухиничский район» (л.д.35-54) муниципальные должности муниципальной службы устанавливаются в соответствии с Реестром муниципальных должностей в Калужской области, утвержденным законом Калужской области.

Как следует из копии трудовой книжки (л.д.6-21) ФИО1 с 3 января 1996 по 31 декабря 2015 года работала ведущим специалистом отдела народного образования администрации Сухиничского района, главным специалистом отдела образования администрации МР «Сухиничский район». До поступления на должность ведущего специалиста ФИО1 с 15 августа 1989 года по 31 августа 1992 года работала учителем физики и математики, заместителем директора на 0,5 ставки в восьмилетней школе , с 1 сентября 1992 года по 2 января 1996 года учителем математики в данной школе.

Архивной справкой от 19 февраля 2016 года подтверждается, что в лицевых счетах за 1996 год ФИО1 была начислена надбавка за выслугу лет в размере 20 процентов от основной заработной платы.

В соответствии с Законом Калужской области от 27.12.2006 N 276-ОЗ (ред. от 26.04.2012) "О Реестре муниципальных должностей и муниципальных должностей муниципальной службы и отдельных вопросах регулирования оплаты труда лиц, замещающих муниципальные должности в Калужской области" должности главный специалист и ведущий специалист включены в Реестр муниципальных должностей муниципальной службы в Калужской области.

В силу пункта 1 ст. 8 Закона Калужской области от 03.12.2007 N 382-ОЗ "О муниципальной службе в Калужской области" в стаж муниципальной службы включаются (засчитываются) периоды муниципальной службы и периоды работы на иных должностях согласно приложению N 5 к данному Закону. В данном приложении не предусмотрено включение в стаж муниципальной службы периодов работы в предприятиях, учреждениях и организациях. Однако, в соответствии с п. 2 данной статьи в стаж муниципальной службы на основании решения представителя нанимателя (работодателя) могут засчитываться периоды замещения отдельных должностей руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых необходимы муниципальным служащим для выполнения должностных обязанностей в соответствии с должностными обязанностями муниципального служащего. Периоды работы в указанных должностях в совокупности не должны превышать пять лет.

Положением о порядке назначения, выплаты и перерасчета, индексации, приостановления и возобновления ежемесячной социальной выплаты лицам, замещавшим муниципальные должности, муниципальные должности муниципальной службы МР "Сухиничский район", а также детям умерших лиц, замещавших указанные должности, утвержденным постановлением администрации МР "Сухиничский район" от 23.03.2012 N 431 предусмотрено назначение ежемесячной социальной выплаты (п.1). Расчет данной выплаты осуществляется уполномоченным органом администрации (п.1.2). При исчислении стажа муниципальной службы, дающего право на выплату, учитываются периоды работы, установленные Законом Калужской области от 03.12.2007 N 382-ОЗ "О муниципальной службе в Калужской области" (п.18). Названным постановлением также утвержден состав комиссии по назначению ежемесячной социальной выплаты.

В соответствии с пунктами 5, 11 ст. 48 Устава МР «Сухиничский район»ежемесячная социальная выплата лицам, замещавшим должности муниципальной службы, имеющим стаж муниципальной службы не менее 15 лет, которым назначена пенсия в соответствии с законодательством, достигшим возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин, устанавливается в размере 20 процентов среднемесячного денежного содержания (по замещаемой (замещавшейся) должности муниципальной службы). Размер ежемесячной социальной выплаты увеличивается на 3 процента среднемесячного денежного содержания за каждый полный календарный год стажа муниципальной службы свыше 15 лет, при этом размер ежемесячной социальной выплаты не может превышать 60 процентов среднемесячного денежного содержания лица, замещавшего муниципальную должность муниципальной службы. Финансирование ежемесячной социальной выплаты осуществляется за счет средств местного бюджета.

Как следует из копии протоколов от 12 января 2006 года, от 23 января 2009 года в стаж муниципальной службы ФИО1 для исчисления надбавки за выслугу лет включены период работы в Сухиничском райкоме КПСС и в отделе образования с 3 января 1996 года.

Согласно копии протокола Комиссии от 20 января 2016 года (л.д.73-74), справки о периодах муниципальной службы (л.д.76) ФИО1 с 1 января 2016 года назначена доплата к трудовой пенсии в размере 41 процента от среднемесячного содержания, стаж муниципальной службы определен продолжительностью 22 года - без учета работы в школе.

Протоколами от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.24-28) подтверждается, что Комиссия рассматривала возможность включения в стаж муниципальной службы ФИО1 периодов работы в должностях МКОУ «Средняя школа», однако в ходатайстве заведующего отделом образования администрации МР «Сухиничский район» ФИО3 и в ходатайстве ФИО1 о включении спорных периодов в стаж муниципальной службы было отказано. В протоколе от ДД.ММ.ГГГГ в качестве оснований отказа в удовлетворении ходатайства заведующего отделом образования администрации МР «Сухиничский район» указаны следующие обстоятельства: записи в трудовой книжке , протокол комиссии по установлению стажа муниципальной службы отДД.ММ.ГГГГ, согласованный с ФИО1, архивная справка от ДД.ММ.ГГГГ. Как следует из объяснений представителя ответчика ФИО2, данных ею в судебном заседании, записи в трудовой книжке свидетельствуют о том, что ФИО1 работала в школе учителем, а в должности заместителя директора работала на неполную ставку и непродолжительный период времени, поэтому эти периоды работы не могут включаться в стаж муниципальной службы. Согласно протоколу от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении заявления ФИО1 было отказано со ссылкой на то, что решение о зачете иных периодов работы в стаж муниципальной службы является правом представителя нанимателя и не порождает обязанностей в данном вопросе, при этом было учтено, что в специальный стаж работы для назначения досрочной пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью ФИО1 были включены периоды работы в школе, что исключает возможность повторного включения данного периода в стаж муниципальной службы.

С учетом исследованных доказательств суд находит исковые требования ФИО1 не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии с п. 2 ст. 8 Закона Калужской области от 03.12.2007 N 382-ОЗ "О муниципальной службе в Калужской области" в стаж муниципальной службы на основании решения представителя нанимателя (работодателя) могут засчитываться периоды замещения отдельных должностей руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых необходимы муниципальным служащим для выполнения должностных обязанностей в соответствии с должностными обязанностями муниципального служащего. Исходя из данной нормы период работы ФИО1 в школе, если этот период ей был необходим для выполнения должностных обязанностей в должности муниципального служащего, мог быть включен в стаж муниципальной службы, но не безусловно, а по усмотрению Комиссии. Комиссия дважды обсуждала данный вопрос и не пришла к выводу о возможности включения в стаж муниципальной службы заявленных истицей периодов работы в школе, при этом она учла все обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения ходатайств, в том числе учла состояние бюджета МР «Сухиничский район», социальную обеспеченность ФИО1, получившей досрочную пенсию по старости с учетом периодов работы в школе в период занятия муниципальных должностей, а также получившей социальную выплату к данной пенсии в размере 41 процента от среднемесячного содержания муниципального служащего. Кроме того, представитель работодателя (отдела образования) не поддержал ходатайство ФИО1 о включении в стаж муниципальной службы периодов работы в должности учителя, тем самым не усмотрел, что данный период был необходим ФИО1 для исполнения обязанностей муниципального служащего. Доводы ФИО1 о том, что в 1996 году при приеме на работу работодатель начислил ей надбавку к заработной плате в размере 20 процентов и тем самым включил ей период работы в школе в стаж муниципальной службы суд не принимает во внимание, поскольку определение стажа муниципальной службы для социальной выплаты регулируется специальной нормой - Законом Калужской области от 03.12.2007 N 382-ОЗ "О муниципальной службе в Калужской области ", определяется не работодателем, а Комиссией при администрации МР «Сухиничский район», и не зависит от стажа работы, определенного для иных целей, не связанных с социальной выплатой. Утверждение ФИО1 о том, что Комиссия при отказе в удовлетворении ее ходатайств о включении в стаж муниципальной службы периодов работы в школе не указала причины, по которым ей было отказано в удовлетворении ходатайств, суд также во внимание не принимает, поскольку в протоколах заседаний указаны причины отказа и более подробно мотивированы в ходе судебного разбирательства.

Руководствуясь ст.ст. 194-198, 320-321 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

Исковые требования ФИО1 к администрации МР «Сухиничский район» о зачислении периодов работы в стаж муниципальной службы оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калужский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Сухиничский районный суд районный суд.

Председательствующий А.И. Малахова

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

.