Дело №2-1-16/2022
64RS0046-01-2021-000984-27
РЕШЕНИЕ (заочное)
Именем Российской Федерации
10 января 2022 года. г.Аркадак.
Аркадакский районный суд Саратовской области в составе
председательствующего судьи И.В. Смотрова,
при секретаре судебного заседания Т.А. Кругловой,
с участием представителя истца по доверенности старшего помощника прокурора Аркадакского района Саратовской области Перченко О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Аркадакского района Саратовской области в интересах Саратовской области в лице Министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области к обществу с ограниченной ответственностью «Аркадак» о возмещении материального ущерба, причинённого недрам,
установил:
Прокурор Аркадакского района Саратовской области в интересах Саратовской области в лице министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Аркадак» о возмещении материального ущерба, причинённого недрам, в котором указал, что в период времени с 21 июня 2021 года по 08 июля 2021 года ответчиком с привлечением работников индивидуального предпринимателя Чепрасова А.В. по договору, с использованием экскаватора, без разрешительного документа – лицензии осуществлялось пользование недрами – добыча легкой песчаной глины с карьера, расположенного в черте <адрес> муниципального образования Аркадакского муниципального района Саратовской области, в 190 метрах юго-западнее автомобильной дороги Ртищево - Балашов в кадастровом квартале № (географические координаты в соответствии с публичной кадастровой картой: северная широта - 51,9666 градуса, восточная долгота – 43,5471 градуса) и вывоз легкой песчаной глины грузовым автотранспортом. Объём добытой и вывезенной ответчиком лёгкой песчаной глины составил 2309,97 куб.м. и вред причинённый недрам согласно расчёта составил 442 211 рублей 01 копейка. Истец просит взыскать с ответчика в бюджет Аркадакского муниципального района Саратовской области указанную сумму ущерба.
В судебном заседании старший помощник прокурора Аркадакского района Саратовской области Перченко О.А., действующий по доверенности от имени прокурора Аркадакского района Саратовской области, иск поддержал в полном объёме и просил иск удовлетворить по основаниям изложенным в исковом заявлении.
Министерство природных ресурсов и экологии <адрес> о дате, времени и месте судебного заседания извещено, его представитель в суд не явился, о причинах не явки суд не известил.
Ответчик – общество с ограниченной ответственностью «Аркадак» о дате, времени и месте судебного заседания извещено письмом с уведомлением, полученным согласно отчёта об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 30 декабря 2021 года, его представитель в суд не явился, о причинах не явки суд не известил, об отложении судебного разбирательства не просил.
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объём своих прав и обязанностей в гражданском процессе и реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из принципов судопроизводства.
Суд считает, что ответчик ООО «Аркадак», зная о наличии в суде иска, уклонилось от участия в судопроизводстве, то есть распорядилось своими правами на участие в судопроизводстве по своему усмотрению, не подало своих возражений на иск, извещено о дате, времени и месте судебного заседания, не сообщило об уважительных причинах неявки и не просило рассмотреть дело в отсутствие его представителя, ходатайство об отложении рассмотрения дела не заявило, в связи с чем приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие представителя ответчика, с учётом мнения истца, в порядке заочного производства, установленного главой 22 ГПК РФ.
Представитель третьего лица – администрации Аркадакского муниципального района Саратовской области в суд не явился, о дате, времени и месте судебного заседания данное третье лицо извещено, глава администрации Аркадакского муниципального района Саратовской области в письменном отзыве на иск считает исковые требования прокурора законными и подлежащими удовлетворению, указывает, что легкая песчаная глина является общераспространённым полезным ископаемым, добыча которого может осуществляться только на основании специального разрешения. С ответчиком не заключался договор о пользовании земельным участком, на котором ООО «Аркадак» осуществляло добычу лёгкой песчаной глины. Просит взыскать с ответчика материальный вред, причинённый недрам вследствие их самовольного использования в размере 442 211 рублей 01 копейка, в бюджет Аркадакского муниципального района Саратовской области.
Выслушав представителя истца, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Пунктом 33 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18 октября 2012 года, № 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования" обращено внимание судов на то, что гражданско-правовая (имущественная) ответственность за вред, причиненный окружающей среде, может возникать в результате нарушения договора в сфере природопользования (например, договора аренды лесного участка), а также в результате внедоговорного (деликтного) причинения вреда.
Согласно разъяснений, содержащихся в п.8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2017 г. № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причинённого окружающей среде» по общему правилу в соответствии со статьей 1064 ГК РФ и статьей 77 Закона об охране окружающей среды лицо, причинившее вред окружающей среде, обязано его возместить при наличии вины. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
Согласно преамбулы Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года, №2395-1 «О недрах» (с последующими изменениями и дополнениями) (далее – Закон РФ «О недрах») недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоема и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.
В силу статьи 19 Закона РФ «О недрах» собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков имеют право, по своему усмотрению, в их границах осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Право собственников земельных участком на использование в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые предусмотрено также в пункте 1 части 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с требованиями ст. 1.2 Закона РФ «О недрах» недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 4 Закона РФ «О недрах» установление порядка пользования участками недр местного значения относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования.
Статьёй 18 Закона РФ «О недрах» установлено, что порядок пользования недрами с целью добычи общераспространенных полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Порядок оформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр местного значения устанавливается органами государственной власти субъекта Российской Федерации (ст. 16 Закона РФ «О недрах»).
Основанием возникновения права пользования недрами местного значения является принятое в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации решение органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в том числе, о предоставлении участка недр в пользование по результатам аукциона (п. 6 ст. 10.1 Закона РФ « О недрах»).
Таким образом, установление порядка предоставления и пользования участками недр местного значения, а также порядка оформления государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр местного значения относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
На территории Саратовской области такой порядок предусмотрен Законом Саратовской области от 05 августа 2015 года, №92-ЗСО «О недрах» (далее – Закон).
В соответствии со ст.3 данного Закона регулирование отношений в сфере недропользования на территории Саратовской области осуществляют в соответствии с действующим законодательством Саратовская областная Дума, правительство Саратовской области, уполномоченный исполнительный орган государственной власти Саратовской области, осуществляющий государственное регулирование в сфере отношений недропользования на территории Саратовской области (далее - уполномоченный орган).
К ведению уполномоченного органа в сфере регулирования отношений недропользования относятся, в том числе: распоряжение совместно с федеральными органами государственной власти государственным фондом недр на территории области; подготовка и утверждение перечней участков недр местного значения по согласованию с федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным органом; принятие решений о предоставлении права пользования участками недр местного значения в установленном настоящим Законом порядке; обеспечение функционирования государственной системы лицензирования пользования участками недр местного значения; установление порядка пользования участками недр местного значения; защита прав пользователей недр и интересов граждан, разрешение споров по вопросам пользования недрами.
Основаниями предоставления права пользования участком недр местного
значения являются, в частности решение создаваемой уполномоченным органом аукционной комиссии о предоставлении по результатам аукциона права пользования участком недр местного значения для разведки и добычи полезных ископаемых или для геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии, а в случае если аукцион признан не состоявшимся в связи с наличием только одного лица, заявка которого соответствует требованиям Закона Российской Федерации "О недрах" и условиям объявленного аукциона, или в связи с участием в аукционе только одного участника, о предоставлении права пользования указанным участком недр лицу, заявка которого соответствует требованиям Закона Российской Федерации "О недрах" и условиям объявленного аукциона, или единственному участнику аукциона ( ст.4 Закона).
Оформление лицензии на пользование участком недр местного значения осуществляется уполномоченным органом при предоставлении права пользования участком недр местного значения по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 2 части 1 статьи 4 настоящего Закона, в соответствии с требованиями к содержанию лицензии на пользование недрами, установленными Законом Российской Федерации «О недрах».
Согласно ст.19 Закона оформление лицензии на пользование участком недр местного значения осуществляется уполномоченным органом при предоставлении права пользования участком недр местного значения по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 2 части 1 статьи 4 настоящего Закона, в соответствии с требованиями к содержанию лицензии на пользование недрами, установленными Законом Российской Федерации "О недрах".
Государственная регистрация лицензии на пользование участком недр местного значения осуществляется уполномоченным органом после ее оформления посредством внесения записи о государственной регистрации лицензии в государственный реестр участков недр местного значения, предоставленных в пользование, и лицензий на пользование участками недр местного значения.
Выдача лицензии на пользование участком недр местного значения пользователю недр осуществляется уполномоченным органом после ее государственной регистрации.
Право пользования участком недр местного значения прекращается по основаниям, предусмотренным Законом Российской Федерации "О недрах".
Порядок оформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование недрами, порядок внесения изменений в лицензии на пользование недрами, порядок переоформления лицензий на пользование недрами, порядок прекращения права пользования недрами, в том числе досрочного, приостановления осуществления права пользования недрами и ограничения права пользования недрами в отношении участков недр местного значения устанавливаются уполномоченным органом.
Согласно ст. 1 Закона настоящий Закон определяет полномочия органов государственной власти области в сфере регулирования отношений недропользования, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением права пользования и пользованием на территории Саратовской области участками недр местного значения, к которым относятся, в том числе участки недр, содержащие общераспространенные полезные ископаемые.
Аналогичная норма права предусмотрена ст. 2.3 Закона "О недрах".
В соответствии с распоряжением Министерства природных ресурсов Российской Федерации правительства Саратовской области от 13 декабря 2005 года, №83-р/382-пр «Об утверждении перечня общераспространённых полезных ископаемых Саратовской области», глины (кроме бентонитовых, палыгорскитовых, огнеупорных, кислотоупорных, используемых для фарфорово-фаянсовой, металлургической, лакокрасочной и цементной промышленности, каолина) относится к общераспространенным полезным ископаемым.
Постановлением Правительства Саратовской области от 8 октября 2013 г, № 537-П, «Вопросы Министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области» утверждено Положение о Министерстве природных ресурсов и экологии Саратовской области (далее – Положение), согласно которого Министерство природных ресурсов и экологии Саратовской области (далее - Министерство) является органом исполнительной власти области, наделенным полномочиями и осуществляющим функции в сфере охраны окружающей среды, изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности, реализации отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, переданных в соответствии со статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации, а также полномочий в области лесных отношений в соответствии со статьей 82 Лесного кодекса Российской Федерации (п.1 Положения).
Основными задачами Министерства является, в том числе реализация полномочий в сфере регулирования отношений недропользования на территории Саратовской области (п. 12.5 Положения)
Министерством осуществляется обеспечение функционирования государственной системы лицензирования пользования участками недр местного значения; установление порядка оформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование недрами, порядка внесения изменений в лицензии на пользование недрами, порядка переоформления лицензий на пользование недрами в отношении участков недр местного значения ( в ред. постановления Правительства Саратовской области от 26.11.2021 N 1015-П). Ранее действовавшая редакция Положения предусматривала также осуществление Министерством разработки порядка оформления, переоформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр местного значения (подпункты 10,13 пункта 12.5 Положения).
На основании вышеуказанных норм права ответчику ООО «Аркадак» для пользования недрами – добычи лёгкой песчаной глины необходимо было получить разрешение (лицензию) Министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области.
В судебном заседании на основании письменных доказательств, представленных истцом, и не оспоренных в судебном заседании ответчиком ООО «Аркадак» в порядке ст.56 ГПК РФ, установлено, что добыча лёгкой песчаной глины ответчиком осуществлялось в карьере, расположенного в черте пос. Октябрьский Большежуравского муниципального образования Аркадакского муниципального района Саратовской области, в 190 метрах юго-западнее автомобильной дороги Ртищево - Балашов в кадастровом квартале № (географические координаты в соответствии с публичной кадастровой картой: северная широта - 51,9666 градуса, восточная долгота – 43,5471 градуса), на земельном участке являющимся государственной собственностью Саратовской области, категории земель населённых пунктов, то есть на участке недр местного значения. Данный земельный участок не находится в собственности либо в пользовании, ином законном распоряжении ООО «Аркадак», что ответчиком в суде не опровергнуто, и ответчик не имел специального разрешения на пользование недрами, в частности на добычу лёгкой песчаной глины, относящейся к распространённым полезным ископаемым, что также ответчиком в суде не опровергнуто.
Изложенные обстоятельства подтверждаются схемой расположения земельного участка, сведениями администрации Большежуравского муниципального образования Аркадакского муниципального района Саратовской области, сведениями из Единого государственного реестра недвижимости.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» ( далее – ФЗ «Об охране окружающей среды») объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
В силу положений п. 1 ст. 77 ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
Согласно п. 1 ст. 78 ФЗ «Об охране окружающей среды» компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.
Аналогичная норма предусмотрена ст. 51 Закона РФ «О недрах».
Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 г. № 564 утверждены Правила расчёта размера вреда, причинённого недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2020 года, № 261) (далее – Правила).
Вредом в целях настоящих Правил признается вред, повлекший утрату запасов полезных ископаемых, вызванный в том числе их загрязнением, затоплением, обводнением, пожарами, самовольным пользованием недрами, а также нарушение свойств участка недр, вследствие которого невозможно строить и (или) эксплуатировать подземные сооружения, не связанные с добычей полезных ископаемых, либо вред, причиненный особо охраняемым геологическим объектам, имеющим научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение.
Расчет размера вреда производится Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами с привлечением подведомственных ей федеральных государственных бюджетных учреждений на основании государственного задания, а также иных лиц, привлекаемых на основании Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", за исключением расчета размера вреда в отношении участков недр местного значения.
Расчет размера вреда в отношении участков недр местного значения производится уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации с привлечением подведомственных организаций, а также иных лиц, привлекаемых на основании Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Согласно представленного расчёта вреда, причинённого ответчиком вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах, произведённого Министерством природных ресурсов и экологии Саратовской области от 24 августа 2021 года, размер ущерба, причиненного недрам вследствие их использования ответчиком ООО «Аркадак» без соответствующего разрешения, составил 442 211 рублей 01 копейка.
Расчет ущерба произведен компетентным органом в соответствии с вышеуказанными Правилами расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года, № 564, и ответчиком и ответчиком в порядке ст.56 ГПК РФ в суде не оспорен.
В соответствии с абзацем 2 пункта 6 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что суммы по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов, городских округов, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга по месту причинения вреда окружающей среде по нормативу 100 процентов.
В соответствии со ст. ст. 9, 11 Закона РФ «О недрах», для осуществления отдельных видов деятельности, связанных с пользованием недрами, требуются разрешения (лицензии), пользователи недр должны иметь разрешения (лицензии) на осуществление соответствующих видов деятельности, связанных с пользованием недрами, или привлекать для осуществления этих видов деятельности лиц, имеющих такие разрешения (лицензии). Права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр.
Предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Поскольку ответчик ООО «Аркадак» осуществляло добычу общераспространённого полезного ископаемого - лёгкую песчаную глину без специального разрешения, выдаваемого уполномоченным органом в установленном законом порядке, и без привлечения лица, имеющего такое разрешение (лицензию), оно должно возместить причинённый в результате такой незаконной добычи причинённый материальный ущерб, который подлежит взысканию в бюджет Аркадкского муниципального района Саратовской области.
Факт осуществления незаконной добычи ответчиком ООО «Аркадак» лёгкой песчаной глины подтверждён в суд исследованными письменными доказательствами - актом осмотра земельного участка, на котором расположен карьер в черте пос. Октябрьский Большежуравского муниципального образования Аркадакского муниципального района Саратовской области, в 190 метрах юго-западнее автомобильной дороги Ртищево - Балашов в кадастровом квартале № с фотографиями техники, при помощи которой ответчиком осуществлялся вывоз песчаной глины, актом осмотра территории ООО «Аркадак» от 08 июля 2021 года с фотографиями, копией договора об оказании услуг от 12 мая 2021 года, заключённого между ООО «Аркадак» и индивидуальным предпринимателем Чепрасовым А.В., копией Устава ООО «Аркадак», копией постановления по делу об административном правонарушении от 24 сентября 2021 года начальника Правобережного инспекционного отдела управления государственного экологического надзора министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области, согласно которого ООО «Аркадак» признано виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ч.1 ст.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – пользование недрами без лицензии на пользование недрами и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 800 000 рублей, копией решения заместителя начальника управления государственного экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области от 22 октября 2021 года, которым назначенное ООО «Аркадак» административное наказание за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.3 КОАП РФ, снижено до 400 000 рублей. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объёме.
Поскольку при подаче иска истец был освобождён от уплаты государственной пошлины суд в порядке установленном ч.1 ст.103 ГПК РФ взыскивает с ответчика государственную пошлину в размере 7622 рубля в доход местного бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199, 235,237 ГПК РФ,
решил:
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Аркадак» в бюджет Аркадакского муниципального района Саратовской области материальный ущерб, причинённый недрам, вследствие самовольного использования недр за период с 21 июня 2021 года по 08 июля 2021 года в размере 442 211 рублей 01 копейка.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Аркадак» государственную пошлину в размере 7622 рубля в доход местного бюджета Аркадакского муниципального района Саратовской области.
Ответчик общество с ограниченной ответственностью «Аркадак» вправе подать в Аркадакский районный суд Саратовской области, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения копии этого решения.
Ответчиком обществом с ограниченной ответственностью «Аркадак» заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд через Аркадакский районный суд Саратовской области в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Мотивированное решение составлено 17 января 2022 года.
Председательствующий И.В.Смотров.