ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1-178/2022 от 14.06.2022 Козельского районного суда (Калужская область)

дело № 2 -1-178\2022

УИД40RS0011-01-2021-001313-89

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

г.Козельск 14 июня 2022 года

Козельский районный суд Калужской области, в составе председательствующего судьи Борзова И.А.,

при секретаре судебного заседания Трошиной В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале Козельского районного суда дело по иску Сачко А.Н. к Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Администрации МР «Козельский район» о признании права собственности на недвижимое имущество,

У С Т А Н О В И Л:

Истец Сачко А.Н. обратилась в суд с иском к ответчикам, в котором, с учетом уточненных требований, просит признать право собственности на здание- одноэтажный жилой дом площадью 52,6 кв.метра, 2016 года постройки, расположенный по адресу: , в границах земельного участка с кадастровым номером , площадью 443 кв.метра.

В судебное заседание истец и её представитель не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела в свое отсутствие, на удовлетворении иска настаивают. Из исковых требований истца следует, что Сачко А.Н. является собственником земельного участка с кадастровым номером , площадью 443 кв.метра; категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения садоводства и огородничества, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: . Сачко А.Н. также принадлежит земельный участок с кадастровым номером площадью 1082 кв.метра; категория земель : земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения садоводства и огородничества, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: . В 2016 году на земельном участке с кадастровым номером площадью 443 кв.метров Сачко А.Н. построила одноэтажный жилой дом. 26.02.2020 года истец обратилась в Министерство природных ресурсов и экологии РФ с заявлением о согласовании использования принадлежащих ей земельных участков в границах НП «Угра» и уведомлении о планируемом строительстве и реконструкции объекта ИЖС или садового дома. Письмом Минприроды России от 22.04.2020 года согласовано истец строительство (реконструкция) объекта ИЖС на земельном участке с кадастровым номером . Устно Сачко было разъяснено об отказе в согласовании строительства на земельном участка по причине уже построенного ею жилого дома. Согласно техническому заключению по обследованию строительных конструкций жилого дома, расположенного по адресу: , выполненным КП КО «БТИ», произведенное строительство жилого дома обеспечивает надежность безопасности конструктивных и других характеристик обследуемого объекта, не создает угрозу жизни и здоровью граждан. Просят исковые требования удовлетворить.

Представитель Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации в судебное заседание не явился, о дне и времени судебного заседания был извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без своего участия, в отзыве просит в иске отказать, мотивируя тем, что земельный участок, на котором расположен спорный объект недвижимости, расположен в границах национального парка «Угра», строительство спорного объекта недвижимости осуществлено в 2016 году в отсутствие разрешительной документации, выданной Минприроды России. Вместе с тем, истец Сачко А.Н. в Минприроды России в целях получения разрешения на строительство объекта ИЖС на земельном участка с кадастровым номером , не обращалась.

Представитель ответчика Администрации МР «Козельский район» в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в своё отсутствие, рассмотрение искового заявления оставляет на усмотрение суда.

Представитель третьего лица – ФГБУ «Национальный парк «Угра» в судебное заседание не явился, представил отзыв на исковые требования, согласно которых просит в иске отказать, мотивируя тем, что земельный участок Сачко А.Н. с кадастровым номером , расположенный-», находится в границах особо охраняемой природной территории федерального значения-национальный парк «Угра», в его функциональной зоне хозяйственного назначения. Строительство индивидуального жилого дома на земельном участке Сачко А.Н. не связано с функционированием национального парка «Угра», не соответствует установленному виду разрешенного использования этого земельного участка, поскольку для ведения садоводства на земельном участке нет необходимости в возведении на нем индивидуального жилого дома.

Ознакомившись с материалами дела, суд приходит к выводу о следующем.

Согласно свидетельства о государственной регистрации права от 07.09.2015 года, Сачко А.Н. является собственником земельного участка с кадастровым номером площадью 443 категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения садоводства и огородничества, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: .

Согласно свидетельства о государственной регистрации права от 09.03.2016 года Сачко А.Н. является собственником земельного участка с кадастровым номером площадью 1082 категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения садоводства и огородничества, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира:

Согласно технического заключения №275 от 2021 года, составленного КП КО «БТИ», следует, что в результате визуального обследования жилого дома, расположенного по адресу: , установлено, что произведенное строительство жилого дома обеспечивает надежность и безопасность конструктивных и других характеристик обследуемого объекта, не создает угрозу жизни и здоровью граждан. Оценка соответствия ранее произведенного строительства санитарно-гигиеническим, противопожарным нормам и иным специальным нормам осуществляется соответствующими компетентными органами и профильными службами.

В соответствии с п. 1 ст.222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.

В силу пункта 2 данной нормы лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности.

Ст.222 п.3 ГК РФ установлено, что право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Как разъяснено в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", положения статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации распространяются на самовольную реконструкцию недвижимого имущества, в результате которой возник новый объект.

Сохранение самовольно реконструированного объекта недвижимости и признание на него права собственности возможно лишь в случае, если единственными признаками самовольной постройки у самовольно реконструированного объекта являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, осуществившее самовольную реконструкцию, предпринимало меры, однако уполномоченным органом в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию было неправомерно отказано, при этом сохранение объекта в реконструированном состоянии не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан (пункт 26 данного постановления).

Таким образом, по данному делу юридически значимым обстоятельством применительно к вышеприведенным нормам материального права, с учетом разъяснений содержащихся в пункте 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", пункта 2 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № (2016), пункта 21 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № (2020), является выяснение судом обстоятельства наличия права Сачко А.П. на земельный участок и соответственно права на возведение вновь созданного спорного объекта на земельном участке.

Согласно уведомления Управления Россреестра от 16.11.2021 года Сачко А.П. об отказе государственного кадастра учета и государственной регистрации, следует, что контур объекта учета, сформированный по координатам представленного технического плана, формируется в границах охранной зоны: Охранная зона инженерных коммуникаций (Учетный номер , Зона особо охраняемой природной территории федерального значения национального парка «Угра», Калужская область, Козельский район).

Согласно уведомления Минприроды РФ (Департамент государственной политики и регулирования в сфере развития ООПТ и Байкальской природной территории) от 21.04.2020 года №21.04.20.1, уведомляют о соответствии указанных в уведомлении параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установлением параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участка с кадастровым номером , расположенном по адресу: . Данный земельный участок является смежным с земельным участком с кадастровым номером , расположен в том же садовом товариществе.

Указанный объект недвижимости находится в непосредственной близости с спорным домом, расположенном на земельном участке с кадастровым номером площадью 443 категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения садоводства и огородничества, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: .

Согласно выписки из ЕГРН по состоянию на 05.04.2022 года , на земельный участок с кадастровым номером площадью 443+15, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения; разрешенное использование: для ведения садоводства и огородничества, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: . Особые отметки отсутствуют. Правообладатель Сачко А.Н.. Ограничения прав и обременения объекта недвижимости – отсутствуют, иные ограничения отсутствуют.

Согласно правовой позиции представителя НП «Угра» следует, что земельный участок Сачко А.Н., с кадастровым номером , расположенный- , находится в границах особо охраняемой природной территории федерального значения- национального парка «Угра», в его функциональной зоне хозяйственного назначения. ( том 1, л.д.208)

Суд исходит из того, что строение возведено истцом Сачко А.Н. на земельном участке, принадлежащей ей на праве собственности, с разрешенным видом использования, позволяющим вести строительство жилых строений ввиду нахождения земельного участка в зоне хозяйственного назначения особо охраняемой природной территории национального парка; жилой дом возведен с соблюдением действующих строительных норм и правил, в том числе правил пожарной безопасности и правил эксплуатации зданий, выполненные строительные и монтажные работы соответствуют нормативной документации.

В соответствии с п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В силу п. 1 ч. 6 ст. 30, ч. 1 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются в градостроительном регламенте. Градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.

При этом, в соответствии с ч. 6, ч. 7 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты не устанавливаются для земель особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов). Использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами. Использование земельных участков, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий, определяется законодательством об особо охраняемых природных территориях.

На основании пп. "д" п. 1 ст. 15 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" в целях установления режима национального парка осуществляется зонирование его территории с выделением, в том числе, зоны хозяйственного назначения, в границах которой допускается осуществление деятельности, направленной на обеспечение функционирования федерального государственного бюджетного учреждения, осуществляющего управление национальным парком, и жизнедеятельности граждан, проживающих на территории национального парка.

При этом, в силу пп. "д" п. 2 ст. 15 названного Федерального закона на территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе, строительство магистральных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов, за исключением объектов, размещение которых предусмотрено пунктом 1 настоящей статьи, объектов, связанных с функционированием национальных парков и с обеспечением функционирования расположенных в их границах населенных пунктов.

В зоне хозяйственного назначения допускаются строительство, реконструкция, ремонт и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов, в том числе дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других линейных объектов, связанных с функционированием национального парка и с обеспечением функционирования расположенных в их границах населенных пунктов.

В соответствии с п. 14 ст. 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (в редакции, действующей с 1 сентября 2018 года) основные виды разрешенного использования земельных участков, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий, определяются положением об особо охраняемой природной территории. Положением об особо охраняемой природной территории могут быть также предусмотрены вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков. В случае зонирования особо охраняемой природной территории основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков предусматриваются положением об особо охраняемой природной территории применительно к каждой функциональной зоне особо охраняемой природной территории.

В случаях, если разрешенное использование земельных участков в границах особо охраняемой природной территории допускает строительство на них, в положении об особо охраняемой природной территории устанавливаются предельные (максимальные и (или) минимальные) параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

Пунктом 5.17 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2015 года № 1219, Минприроды наделено функциями по выдаче в установленном порядке разрешения на строительство и реконструкцию объектов капитального строительства, планируемых в границах особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также разрешения на ввод в эксплуатацию указанных объектов, если иное не предусмотрено федеральными законами.

То обстоятельство, что конкретный вид разрешенного использования земельного участка истца, а также предельные параметры разрешенного строительства в настоящее время не определены Минприроды России, само по себе не свидетельствует об отсутствии у истца права на легализацию самовольной постройки.

Судом не установлено обстоятельств, свидетельствующих о том, что жилой дом истца построен с нарушениями градостроительных и строительных норм и правил, а сохранение самовольной постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и создает угрозу жизни и здоровью граждан, при том, что земельный участок истца находится на территории СДТ «Луч» на котором уже находятся дачные и жилые дома граждан, в том числе и второго дома истца Сачко А.Н., а Минприроды России не представлено сведений о причинении строительством жилого дома ущерба объектам растительного и животного мира, о несоответствии строительства целям и задачам национального парка.

Кроме этого, согласно выписки из ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером 40:10:111005:18, площадью 443 кв.метра не установлено каких либо ограничений связанных с использованием земельного участка, в том числе и строительства на данном земельном участке.

При этом согласно Государственного акта, выданного 24 мая 1984 года, земельный участок площадью 6,0 га, был выделен Садоводческому товариществу «Луч» Козельского механического завода, для развития садоводческого товарищества, то есть до образования национального парка «Угра» ( т.2 л.д.4).

Подпунктом 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.

Согласно частям 2 и 3 статьи 23 Федерального закона от 29 июля 2017 года № 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" строительство объектов капитального строительства на садовых земельных участках допускается только в случае, если такие земельные участки включены в предусмотренные правилами землепользования и застройки территориальные зоны, применительно к которым утверждены градостроительные регламенты, предусматривающие возможность такого строительства.

Садовый дом может быть признан жилым домом, жилой дом может быть признан садовым домом в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2018 года № 1653 были внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом", а именно, данное Постановление было дополнено разделом VI "Порядок признания садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом".

В соответствии с подпунктом "д" пункта 61 Положения решение об отказе в признании садового дома жилым домом или жилого дома садовым домом принимается в случае размещения садового дома или жилого дома на земельном участке, виды разрешенного использования которого, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации, не предусматривают такого размещения.

Земельный участок Сачко А.Н. находится в пределах застроенной части садоводческого товарищества, между застроенными участками и примыкает к существующей улице, в связи с чем застройка земельного участка не нарушает сложившуюся планировочную структуру садоводческого товарищества, а размеры возведенного строения не превышают предельных параметров разрешенного строительства.

Доказательств того, что своим существованием спорный объект создает угрозу для жизни и здоровья граждан, повреждения или уничтожения имущества других лиц, также не имеется.

Отсутствие разрешения (уведомления) на строительство хотя и свидетельствуют о самовольном характере строительства, но само по себе, при отсутствии данных, свидетельствующих о том, что именно этим постройка нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, без установления иных негативных последствий, нарушением быть не может. А таких негативных последствий судом не установлено, как не установлено и нарушение прав ответчика.

Исходя из конституционно-правовых принципов справедливости, разумности и соразмерности, исковые требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194 – 198, 199 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Сачко А.Н. удовлетворить.

Признать за Сачко А.Н. право собственности на жилое помещение площадью 52,6 кв.метров, расположенное по адресу: , в границах земельного участка с кадастровым номером , площадью 443 кв.метра.

Настоящее решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Калужский областной суд в течении месяца через Козельский районный суд, с момента составления мотивированного решения.

Мотивированное решение

изготовлено в окончательной форме

21 июня 2022 года

Председательствующий И.А. Борзов