Дело № 2-1-17/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Тигильский районный суд Камчатского края (постоянное судебное присутствие в поселке городского типа Палана) в составе:
председательствующего судьи Беловой Ю.Н.,
при секретаре Наяновой Е.А.,
с участием:
истца ФИО5,
представителя истца ФИО5 – ФИО6,
представителей ответчика – Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Корякском округе Камчатского края (межрайонное) – ФИО7, ФИО8,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО5 к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Корякском округе Камчатского края (межрайонное) о признании решения незаконным, возложении обязанности включить периоды в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, возложении обязанности назначить страховую пенсию по старости в связи с особыми условиями труда,
УСТАНОВИЛ:
ФИО5 обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Корякском округе Камчатского края (межрайонное) Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Корякском округе Камчатского края (межрайонное) о признании права на назначение досрочной пенсии по старости.
В обоснование заявленных требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ обратился к ответчику с заявлением о назначении пенсии досрочно. Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Корякском округе Камчатского края (межрайонное) № от ДД.ММ.ГГГГ в досрочном назначении трудовой пенсии по старости истцу было отказано, в стаж не включены периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности машиниста котлов Карагинского МОПКХ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности машиниста котлов Оссорского ПТВК, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности машиниста котельной МУП «Оссорское МОПКХ», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности машиниста котельной ГУП «Оссорское ЖКХ».
Основанием для отказа в назначении трудовой пенсии по старости послужило отсутствие справки, уточняющий особый характер работы на соответствующих видах работ машинист (кочегар) котельной на угле, в том числе занятый на удаление золы.
Полагает отказ пенсионного органа незаконным, поскольку он в указанные периоды фактически исполнял обязанности машиниста (кочегара) котельной на угле.
На основании изложенного, просил суд признать решение Государственного учреждения- Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Корякском округе Камчатского края (межрайонное) № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным; обязать включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периоды работы:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности машиниста котлов Карагинского МОПКХ,
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности машиниста котлов Оссорского ПТВК,
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности машиниста котельной МУП «Оссорское МОПКХ»,
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности машиниста котельной ГУП «Оссорское ЖКХ».
Обязать назначить страховую пенсию по старости в связи с особыми условиями труда с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истец ФИО5 требования поддержал в полном объеме по изложенным в иске основаниям.
В судебном заседании представитель истца ФИО5 – ФИО6, допущенный судом к участию в деле по устному ходатайству истца, заявленные требования поддержал в полном объеме по изложенным в иске основаниям. Пояснил суду, что представить справки, уточняющие особый характер работы не представляется возможным, поскольку предприятия ликвидированы.
В судебном заседании представители ответчика – Управления Пенсионного фонда РФ в Корякском округе Камчатского края (межрайонное) – ФИО7, ФИО8, действующие на основании доверенностей, исковые требования не признали в полном объеме. Суду поясняли, что наименование должности, занимаемой истцом в спорные периоды, не соответствуют списку производств, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда. Кроме того, работодателями МУП «Оссорское МОПКХ» и ГУП «Оссорское ЖКХ» не представлены сведения индивидуального (персонифицированного) учета, сведений в части "код льготной работы".
Выслушав объяснения истца, его представителя, представителей ответчика, допросив свидетелей ФИО2, ФИО1, ФИО3, ФИО4, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.19 Конституции РФ каждому гражданину гарантировано равенство прав и свобод без каких-либо дискриминаций.
Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам о свободам человека и гражданина и закреплено ст.39 Конституции РФ. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Согласно ч.20 ст.21 Федерального закона от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее по тексту – Федеральный закон № 400-ФЗ) решения об установлении или отказе в установлении страховой пенсии могут быть обжалованы в вышестоящий пенсионный орган (по отношению к органу, вынесшему соответствующее решение) и (или) в суд.
В соответствии ч.1 ст.8 Федерального закона № 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона № 400-ФЗ мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
В соответствии с ч.2 ст.33 Федерального закона № 400-ФЗ лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1-10 и 16-18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона № 400-ФЗ, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов согласно законодательству, действовавшему в период выполнения такой работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (ч.3 ст.30 Федерального закона № 400-ФЗ). Такие периоды могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч.4 ст.30 Федерального закона № 400-ФЗ).
Аналогичные требования к специальному стажу и страховому стажу для указанных лиц содержались и в подп.2 п.1 ст.27 Федерального закона Российской Федерации от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", не применяемого с 01 января 2015 года, в ст.9 Закона СССР от 14 июля 1956 года "О государственных пенсиях" и в ст.12 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в РСФСР".
Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31 марта 2011 года № 258н утвержден Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее по тексту – Порядок), согласно которому подтверждению подлежат периоды следующих работ: работы с тяжелыми условиями труда.
Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются:
до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами;
после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (п. 3 Порядка).
В случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (п. 4 Порядка).
В соответствии с п.12 Приказа Минтруда России от 28 ноября 2014 года N 958н "Об утверждении перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению", для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30-32 Федерального закона "О страховых пенсиях" в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 6 и 7 настоящего перечня, необходимы документы:
а) подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (п.1 ст.30, п.1 ст.1, пп.7 п.1 ст.32, ст.33 Федерального закона № 400-ФЗ).
При этом законодатель не установил, что стаж на соответствующих видах работ должен быть подтвержден конкретными документами определенной формы. Следовательно, в подтверждение указанного стажа и вида работы могут быть приняты любые документы, содержащие сведения о занятости работника на работах, дающих право на льготное пенсионное обеспечение.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч.1 ст.30 Федерального закона № 400-ФЗ, Правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с подп."б" п.1 постановления Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 года N 537 при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10.
Списком № 2, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 № 10 предусмотрена профессия "машинисты (кочегары) котельной (на угле и сланце), в том числе занятые на удалении золы (позиция 23200000-13786 раздела XXXIII "Общие профессии").
Положениями п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 N 516, предусмотрен зачет в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периодов работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Таким образом, условием досрочного назначения пенсии кочегарам является их работа в котельных, использующих уголь и сланец в течение полного рабочего дня.
В соответствии с Положением о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР, утвержденным Приказом Минсоцобеспечения РСФСР от 04 октября 1991 N 190, основным документом, подтверждающим стаж работы, являлась трудовая книжка.
Согласно п.38 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02 октября 2014 года № 1015, при утрате документов о работе и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника периоды работы устанавливаются на основании показаний 2 и более свидетелей, знающих этого работника по совместной работе у одного работодателя, и располагающих документами о своей работе за время, в отношении которого они подтверждают работу гражданина.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истец ФИО5 обратился к ответчику с заявлением о назначении ему страховой пенсии по старости (л.д.13-15).
Решением № от ДД.ММ.ГГГГ истцу ФИО5 отказано в назначении страховой пенсии в соответствии с пп.2 ч.1 ст.30 Федерального закона N 400-ФЗ по причине отсутствия требуемого льготного стажа. В решении указано, что на дату подачи заявления о назначении досрочной пенсии по старости страховой стаж работы заявителя с учетом постановления Конституционного Суда РФ от 29 апреля 2004 года № 2-П составил 31 год 05 месяцев 29 дней, стаж работы, дающий право на назначение досрочной пенсии составил 8 лет 2 месяца 16 дней, что составляет менее необходимого (л.д.11-12).
Пенсионным фондом не были засчитаны в льготный стаж истца следующие периоды работы:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности машиниста котлов Карагинского МОПКХ,
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности машиниста котлов Оссорского ПТВК,
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности машиниста котельной МУП «Оссорское МОПКХ»,
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности машиниста котельной ГУП «Оссорское ЖКХ».
Отказ мотивирован тем, что истцом не представлены документы, подтверждающие периоды работы, дающие право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
В судебном заседании на основании записей из трудовой книжки истца, а также исходя из буквального толкования внесенных в нее записей, следует, что истец ФИО5 с ДД.ММ.ГГГГ переведен в Карагинское МОПКХ на должность машинист котлов 3 разряда, ДД.ММ.ГГГГ уволен с занимаемой должности в порядке перевода в Оссорское ПТВК (л.д.16), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал в должности машиниста котлов 3 разряда Оссорского ПТВК, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал в должности машиниста котельной 3 разряда МУП «Оссорское МОПКХ», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал в должности машиниста котельной 2 разряда ГУП «Оссорское ЖКХ» (л.д.16 оборот).
Согласно архивной справке Администрации Карагинского муниципального района (сектор по работе с архивами) в документах архивного фонда № «Карагинское» МОПКХ Камчатской области, фонда № ОАО «Коряктеплоэнерго» имеются сведения о работе ФИО5 в Карагинском МОПКХ, так, с ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 переведен машинистом котлов 3 разряда на участок № 2; уволен в порядке перевода в Оссорский ЖКХ с ДД.ММ.ГГГГ машинист котлов 3 разряда; с июля 1998 года истец ФИО5 машинист котельной 3 разряда уволен по собственному желанию; с ДД.ММ.ГГГГ истец ФИО5 принят в МУП «Оссорское ЖКХ» машинистом котельной 3 разряда на время отопительного сезона на участок № т/сетей, с ДД.ММ.ГГГГ машинист котельной ФИО5 уволен по собственному желанию (л.д.22).
Как следует из документальной проверки факта льготной работы ФИО5 приказов, карточек по форме Т-2 по ГУП «Оссорское ЖКХ» на хранение в архивный отдел Администрации Карагинского муниципального района не поступали. На государственном хранении в секторе по работе с архивами администрации Карагинского муниципального района штатные расписания, производственные приказы, должностные инструкции, табеля, техническая документация по основным средствам (котельных) отсутствует.
Согласно архивной справке администрации Карагинского муниципального района в документах архивного фонда ликвидированного предприятия «Карагинское МОПКХ», МУП «Оссорское ПТВК», в лицевых счетах имеются сведения о работе ФИО5 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Из акта документальной проверки факта льготной работы ФИО5 усматривается, что с ДД.ММ.ГГГГ машинист котлов ФИО5 направлен на заготовку сена на о. Карагинский, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 предоставлены неоплачиваемые отгулы в количестве 20 дней за отопительный сезон 1994 – 1995 гг., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ предоставлены неоплачиваемые отгулы за отопительный период 1995-1996 г., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истцу предоставлены 60 дней неоплачиваемых отгулов за отопительный сезон 1995-1996 гг., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истцу ФИО5 машинисту котлов 3 разряда предоставлены неоплачиваемые отгулы за отопительный период 1995-1996 гг. в количестве 7 дней; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ машинисту котельной МУП «Оссорское МОП КХ» предоставить отпуск без сохранения по семейным обстоятельствам.
Согласно ст.55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.
Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом (ст.56 ГПК РФ).
Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле (ст.57 ГПК РФ).
Как следует из п.15 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и после такой регистрации.
Периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей. При этом характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (п.3 ст.13 Федерального закона N 173-ФЗ).
Как разъяснено в п.16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (п.1 ст.27 Федерального закона N 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом, исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
Судом установлено, что все котельные в п. Оссора работали на твердом топливе (угле), характер работы истца, принятого на должность машиниста котлов в котельную, работавшей на угле, соответствует характеру работы машиниста (кочегара) котельной (на угле).
Указанные обстоятельства подтверждаются сообщением и.о. генерального директора АО «Оссора», согласно которому вид используемого топлива на котельных «Южная», «Районная» в пос. Оссора – уголь каменный (л.д.31), приказом № а/к от ДД.ММ.ГГГГ по Оссорскому ПТВК, из которого усматривается, что при работе котлов на котельных использовался уголь; актом документальной проверки факта льготной работы ФИО5 (пункт 4), из которого усматривается, что приказом №/к от 22 февраля 2001 года утверждено замещение должностей на ДД.ММ.ГГГГ на основании штатного расписания, утвержденного главой администрации Карагинского района, Устава предприятия. Отделение теплоснабжение:.. участок № «котельные с ручной загрузкой» … ФИО5 – машинист котельной 3 разряда.
Опровергающих доказательств того, что котельные, в которых работал истец, в спорные периоды отапливались углем, представителями ответчика не представлено, не добыто таких доказательств и в ходе рассмотрения гражданского дела.
На основании постановления главы <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ Карагинское МОПКХ реорганизовано в Оссорское ПТВК, Оссорское ЖКХ (л.д.23, 29).
На основании постановления главы <адрес>№ от 18 октября 1999 года Оссорское ПТВК, МП «Оссорское ЖКХ», МУП «Оссорское СМУ» реорганизовано путем слияния в МУП Карагинского районва «Оссорское МОПКХ» (л.д.27-28).
На основании распоряжения главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за № в связи с реорганизацией жилищно-коммунального хозяйства МУП Карагинского района «Оссорское многоотраслевое предприятие коммунального хозяйства» ликвидировано (л.д.26).
В судебном заседании с достоверностью установлено, что и не отрицалось представителями ответчика в судебном заседании, что в настоящий момент истец ФИО5 лишен возможности представить справки, уточняющие особый характер работы или условия труда за оспариваемые периоды, которые подтверждали бы льготный характер труда работника, занятого выполнением работ, предусмотренных Списком, не менее 80% рабочего времени и условия его работы по профессии в связи с ликвидацией предприятия. В связи с чем, суд приходит к выводу, что данный факт не должен служить основанием для лишения истца права на досрочное назначение пенсии.
По ходатайству истца в судебном заседании были допрошены свидетели.
Так, в судебном заседании свидетель ФИО4 суду пояснил, что в ноябре 1991 года устроился на работу в котельную «Южная» МОПКХ кочегаром, машинистом на лопате. С истцом стояли в смене, работали 12 часов через 12 часов. Вместе с истцом таскали уголь, чистили трубки на котлах, топили вручную котлы водогрейные с помощью твердого угля, следили за температурой на котлах, чистили котлы 2 раза за смену от шлака.
Допрошенный в суде свидетель ФИО2 показал, что с ноября 1994 года работал в Оссорском ПТВК в должности машиниста котельной, 12 часов через 12. Истец работал также в должности машиниста котельной, работали с ним в разные смены, на разных котельных, но свидетель присутствовал на котельной, где работал истец. Все котельные в поселке работали на твердом топливе с ручной загрузкой.
Допрошенный в суде свидетель ФИО9 показал, что с 1991 года по 2003 год работал в должности машиниста котлов третьего разряда на котельной с ручным трудом, сначала работал на котельной «Северная» в п. Оссора, потом на котельной «Баня». Истец работал на котельной «Южная», вместе с ним в смену не стоял, но заходил на котельную «Южная», где в смене стоял истец. На всех котельных в п. Оссора был аналогичный труд. Загружали уголь в тележки лопатой, два раза за смену очищали котлы от золы, выгребали горячую золу с помощью тяпки, работали по 12 часов через 12. Все котельные в поселке работали на твердом топливе с ручной загрузкой.
Допрошенный в суде свидетель ФИО3 суду пояснила, что с ДД.ММ.ГГГГ она работала в должности инженера по охране труда Карагинского МОПКХ, проводила аттестацию рабочих мест. В должностные обязанности машиниста кочегара котельной входили топка котлов с помощью угля, поддерживание температурного режима, чистка котлов вручную, заполнение котлов топливом, наблюдение за оборудованием, работа посменно 12 часов через 12. Ежегодно проводила аттестацию рабочих мест машинистов кочегаров котлов котельной, вела журнал по технике безопасности.
У суда нет оснований не доверять показаниям данных свидетелей, поскольку они соответствуют требованиям допустимости, достоверности, относимости и достаточности. Получены в установленном законом порядке, свидетели допрошены в соответствии с требованиями ГПК РФ, их показания последовательны, согласуются с другими доказательствами по делу. Наличие заинтересованности свидетелей в исходе настоящего гражданского дела судом не установлено.
Наименование должности машинист котлов, действительно не предусмотрено вышеуказанным Списком N 2 от ДД.ММ.ГГГГ.
Однако профессия "машинист (кочегар) котельной" предусмотрена в "Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94", утвержденном постановлением Госстандарта РФ от ДД.ММ.ГГГГ. N 367.
Согласно должностным обязанностям машиниста (кочегара) котельной, предусмотренным Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих (Выпуск 1. Профессии рабочих, общие для всех отраслей народного хозяйства (утв. Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 31 января 1985 года N 31/3-30)) в характеристику работ по профессии "машинист (кочегар) котельной" входит: обслуживание водогрейных и паровых котлов, работающих на твердом топливе; обеспечение бесперебойной работы оборудования котельной; удаление механизированным способом шлака и золы из топок и бункеров паровых и водогрейных котлов; погрузка золы и шлака при помощи механизмов в вагонетки или вагоны с транспортировкой их в установленное место и другие работы.
Как уже было отмечено судом выше, в связи с ликвидацией предприятий представить справки, уточняющие характер труда, в настоящее время у истца возможности не имеется, что, по мнению суда, не должно повлечь для него неблагоприятных последствий в сфере пенсионного обеспечения, то есть служить основанием для лишения истца права на досрочное назначение пенсии, в связи с чем, суд принимает в качестве доказательств, подтверждающих период работы, дающие право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, наряду с иными доказательствами в совокупности, в том числе и пояснения допрошенных свидетелей.
Доказательств того, что выполняемая истцом профессиональная работа в спорные периоды составляла менее 80% рабочего времени, в материалах дела не содержится. Исключение из специального трудового стажа спорных периодов работы по причине отсутствия первичных документов, подтверждающих занятость истца в должностях, дающих право на назначение досрочной трудовой пенсии, полный рабочий день, то есть не менее 80% рабочего времени, не может является основанием для не включения данных периодов в специальный стаж. Кроме того, трудовая книжка истца ФИО5 не содержит сведений о том, что в вышеуказанные периоды работы истец имел неполную занятость.
Доводы представителей ответчика о том, что наименование профессии истца не соответствует наименованию профессии, предусмотренной Списками, не может быть основанием для отказа в иске, поскольку истец не несет ответственности за недобросовестное выполнение должностными лицами обязанностей по оформлению соответствующих документов о трудовой деятельности работника, а также за отсутствие документов, не сохранившихся в процессе ликвидации предприятий.
Суд приходит к выводу об отсутствии вины ФИО5 в том, что работодателями при внесении записей в его трудовую книжку допущена произвольная трактовка профессии истца.
Оснований для исключения из специального трудового стажа истца возможных периодов работы в межотопительный период, не имеется в связи с тем, что в материалах дела отсутствуют сведения о межотопительных периодах, а также доказательства того, что в межотопительный сезон котельная не осуществляла свои производственные (отопительные) функции.
Оценив представленные доказательства в их совокупности, в том числе трудовую книжку истца, показания допрошенных свидетелей, оцененные судом в совокупности с другими имеющимися в материалах дела доказательствами, в соответствии с требованиями ст.67 ГПК РФ суд приходит к выводу, что характер работы истца в спорные периоды, дающей право на досрочное назначение пенсии, подтвержден совокупностью доказательств и является основанием для включения периодов в специальный стаж работы истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии.
Непредставление работодателем сведений индивидуального (персонифицированного) учета, в том числе индивидуальных сведений в части "код льготной работы", по мнению суда, не должны влиять на пенсионные права работника.
Суд полагает, что на застрахованное лицо по обязательному пенсионному страхованию не может возлагаться риск последствий ненадлежащего исполнения страхователями своих обязательств по предоставлению сведений о застрахованных лицах, в том числе об их страховом стаже, связанном с особыми условиями труда.
Вместе с тем, суд приходит к выводу, что из периода работы с 24 августа 1993 года по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (периоды, приходящиеся на отпуск без сохранения заработной платы и отпуск без содержания) не подлежат включению в подсчет специального стажа, поскольку при нахождении в данных отпусках работник не исполняют трудовые обязанности по льготной работе, тогда как согласно пункту 5 разъяснения Минтруда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 5 право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени.
Включению в специальный стаж работы истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии подлежат периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности машиниста котлов Карагинского МОПКХ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности машиниста котлов Оссорского ПТВК, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с 05 по ДД.ММ.ГГГГ в должности машиниста котельной МУП «Оссорское МОПКХ», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности машиниста котельной ГУП «Оссорское ЖКХ».
Приказом Министра труда России от 17 ноября 2014 г. N 884н ред. от 28 января 2019 года утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки из размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Правила N 884н).
Согласно п.22 Правил № 884н территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приеме заявления об установлении пенсии, в частности, дает оценку содержащимся в документах сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учета, а также правильности оформления документов; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в них сведений, а также их соответствие сведениям, содержащимся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица; запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе; приостанавливает срок рассмотрения заявления об установлении пенсии в случае проведения проверки документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации для установления пенсии, непредставления государственными органами, органами местного самоуправления либо подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями в установленный срок документов, необходимых для установления пенсии; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения (распоряжения) об установлении пенсии (отказе в ее установлении) на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Пунктом 23 Правил N 884н определено, что решения и распоряжения об установлении или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Порядок проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, регламентирован разделом VI Правил N 884н.
Проверка представленных заявителем документов (сведений), необходимых для установления пенсии, в том числе обоснованность их выдачи, может осуществляться, в частности, путем направления запросов территориальным органом Пенсионного фонда России в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения (пункт 65 Правил N 884н).
Анализ приведенных правовых норм свидетельствует о том, что в случае возникновения у территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации сомнений при оценке предоставленных документов, он должен принять все исчерпывающие меры для их устранения.
Вместе с тем суд приходит к выводу, что решение об отказе в назначении пенсии ФИО5 носит формальный характер, принято без установления объективных причин, препятствующих истцу в реализации права на досрочное назначение страховой пенсии.
На основании изложенного, требование истца о признании решения от ДД.ММ.ГГГГ№ незаконным подлежит удовлетворению, периоды работы истца ФИО5 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности машиниста котлов Карагинского МОПКХ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности машиниста котлов Оссорского ПТВК, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с 05 по ДД.ММ.ГГГГ в должности машиниста котельной МУП «Оссорское МОПКХ», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности машиниста котельной ГУП «Оссорское ЖКХ» подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости; с ДД.ММ.ГГГГ (с момента обращения истца ФИО5 к ответчику с заявлением о назначении пенсии) возложить на ответчика обязанность назначить страховую пенсию по старости в связи с особыми условиями труда.
Исковые требования ФИО5 в оставшейся части оставить без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО5, - удовлетворить частично.
Признать решение Государственного учреждения- Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Корякском округе Камчатского края (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ№ незаконным.
Обязать Государственное учреждение – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Корякском округе Камчатского края (межрайонное) включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периоды работы:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности машиниста котлов Карагинского МОПКХ,
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности машиниста котлов Оссорского ПТВК,
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с 05 по ДД.ММ.ГГГГ в должности машиниста котельной МУП «Оссорское МОПКХ»,
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности машиниста котельной ГУП «Оссорское ЖКХ».
Обязать Государственное учреждение – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Корякском округе Камчатского края (межрайонное) назначить страховую пенсию по старости в связи с особыми условиями труда с 21 мая 2020 года.
Исковые требования ФИО5, - оставить без удовлетворения в оставшейся части.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Тигильский районный суд Камчатского края в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Ю.Н. Белова
Копия верна:
Судья Ю.Н. Белова
Мотивированное решение изготовлено – 13 апреля 2020 года