ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1-184/2022 от 23.03.2022 Ульяновского районного суда (Ульяновская область)

Дело № 2-1-184/2022

УИД: 73RS0024-01-2022-000233-85

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

23 марта 2022 года р.п. Ишеевка

Ульяновский районный суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Трифоновой А.И., при секретаре Шебонкиной Л.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ульяновского района Ульяновской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному дошкольному общеобразовательному учреждению «Ишеевский детский сад «Ромашка» о возложении обязанности провести специальную оценку условий труда рабочих мест,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ульяновского района Ульяновской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному дошкольному общеобразовательному учреждению «Ишеевский детский сад «Ромашка» (МДОУ «Ишеевский детский сад «Ромашка») об обязании обеспечить проведение специальной оценки условий труда рабочих мест.

В обоснование иска указано, что в соответствии со ст. ст. 21, 22, 212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечивать безопасность работников и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, а также обеспечивать проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда. Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также реализацией работодателем обязанности по обеспечению безопасности работников процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, урегулированы Федеральным законом от 28.12.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Согласно ст. 8 указанного Федерального закона обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя. Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией (организациями), соответствующими требованиям ст. 19 Федерального закона от 28.12.2013 №426-ФЗ и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора, по методике, утвержденной соответствующим федеральным органом исполнительной власти, не реже чем один раз в пять лет, если иной срок не установлен Федеральным законом. Оценка условий труда является одним из инструментов в системе охраны труда для создания безопасных условий труда для работников, следовательно, неисполнение работодателем обязанности по проведению оценки условий труда приводит к угрозе причинения вреда жизни и здоровью работников. Кроме того, указывает, что круг лиц, имеющих право занимать штатную единицу и осуществлять трудовую деятельность на конкретном рабочем месте, определить невозможно.

По результатам проверки исполнения законодательства об охране труда, проведенной прокуратурой Ульяновского района, выявлено, что в МДОУ «Ишеевский детский сад «Ромашка» специальная оценка условий труда рабочих мест не проведена, чем нарушены права неопределенного круга лиц на безопасные условия труда, гарантированные Конституцией Российской Федерации и Трудовым кодексом РФ.

На основании изложенного прокурор Ульяновского района Ульяновской области просит обязать МДОУ «Ишеевский детский сад «Ромашка», расположенное по адресу: <...>, обеспечить проведение специальной оценки условий труда всех имеющихся рабочих мест, занятых работниками учреждения, в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании помощник прокурора Ульяновского района Ульяновской области Хованская Ю.В. исковые требования и доводы, изложенные в иске, поддержала.

От представителя ответчика – и.о. заведующего МДОУ «Ишеевский детский сад «Ромашка» ФИО1 поступил отзыв на исковое заявление, в котором указано, что учреждение не производило подходящую по срокам специальную оценку условий труда в связи с отсутствием финансирования на указанные цели. Исковые требования прокурора Ульяновского района Ульяновской области ответчик признает в полном объеме, обязуется в течение 12 месяцев заключить гражданско-правовой договор со специализированной экспертной организацией и провести специальную оценку условий труда.

В отзыве на исковое заявление представитель третьего лица МУ «Управление образования МО «Ульяновский район» Ульяновской области ФИО2 оставила решение на усмотрение суда.

Третье лицо МУ «Администрация МО «Ульяновский район» Ульяновской области, а также Государственная инспекция труда Ульяновской области, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, явку представителей в суд не обеспечили, об отложении судебного заседания не ходатайствовали.

Выслушав помощника прокурора Хованскую Ю.В., настаивающую на удовлетворении иска, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу статьи 209 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ) охрана труда представляет собой систему сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности и включает в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда является обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников (ст. 210 ТК РФ).

Право работника на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором; на полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте, включая реализацию прав, предоставленных законодательством о специальной оценке условий труда, закреплены в ст. 21 ТК РФ. Названным правам корреспондируют обязанности работодателя обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда; исполнять иные обязанности, предусмотренные трудовым законодательством, в том числе законодательством о специальной оценке условий труда, и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами (ст. 22 ТК РФ).

В соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда, в том числе внеплановой специальной оценки условий труда, в случаях, установленных частью 1 статьи 17 настоящего Федерального закона.

Согласно ст. 3 указанного Федерального закона под специальной оценкой условий труда понимается единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.

Из статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 №426-ФЗ следует, что обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.

Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям статьи 19 настоящего Федерального закона и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора.

Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.

Как следует из материалов дела, прокуратурой Ульяновского района Ульяновской области в ходе проведения проверки соблюдения требований законодательства в сфере охраны труда установлено, что МДОУ «Ишеевский детский сад «Ромашка» в необходимые сроки специальная оценка условий труда рабочих мест не проведена.

Данное обстоятельство подтверждается информацией, представленной МУ «Управление образование МО «Ульяновский район» Ульяновской области, скриншотом страницы официального сайта Федеральной службы по труду и занятости (Роструд), и ответчиком не оспаривается.

Из Устава МДОУ «Ишеевский детский сад «Ромашка» следует, что учреждение в качестве основного вида деятельности осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии (пункт 1.1.). Учредителем МДОУ «Ишеевский детский сад «Ромашка» и собственником его имущества является МО «Ульяновский район» Ульяновской области, функции и полномочия которого осуществляет МУ «Администрация МО «Ульяновский район» Ульяновской области. Финансирование учреждения осуществляется через главного распорядителя средств бюджета муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области – МУ «Управление образования МО «Ульяновский район» Ульяновской области (пункт 1.2).

В силу подпунктов 4, 5 пункта 2.7 Устава к компетенции учреждения в установленной сфере деятельности относится установление штатного расписания, прием на работу работников, заключение с ними и расторжение трудовых договоров, распределение должностных обязанностей, создание условий. Утверждение коллективного договора, локальных нормативных актов, Положения о компенсационных выплатах, стимулирующих выплатах, персональных надбавках, утверждение решений по улучшению условий труда отнесены пунктом 6.6 Устава МДОУ «Ундоровский детский сад «Солнышко» к компетенции коллективного органа управления Учреждением – Общего собрания работников Учреждения.

Оценив изложенные выше фактические обстоятельства дела, руководствуясь приведенными нормами действующего трудового законодательства, суд приходит к выводу, что МДОУ «Ишеевский детский сад «Ромашка», являясь работодателем, обязано провести специальную оценку условий труда на занятых работниками рабочих местах.

Суд соглашается с доводами истца о том, что непроведение специальной оценки условий труда может привести к нарушению прав работников и иных лиц на получение достоверной информации об условиях и охране труда на рабочих местах, существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, в связи с чем считает необходимым исковые требования удовлетворить, возложить на МДОУ «Ишеевский детский сад «Ромашка» обязанность обеспечить проведение специальной оценки условий труда имеющихся рабочих мест, занятых работниками учреждения, в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу.

Срок выполнения требований об обеспечении проведения специальной оценки условий труда суд находит разумным и исполнимым.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора Ульяновского района Ульяновской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному дошкольному общеобразовательному учреждению «Ишеевский детский сад «Ромашка» о возложении обязанности провести специальную оценку условий труда рабочих мест удовлетворить.

Возложить на муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение «Ишеевский детский сад «Ромашка» обязанность обеспечить проведение специальной оценки условий труда имеющихся рабочих мест, занятых работниками учреждения, в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ульяновский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Трифонова А.И.

Срок изготовления решения суда в окончательной форме – 23 марта 2022 года.