ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1-189/2022 от 23.05.2022 Энгельсского районного суда (Саратовская область)

Дело №2-1-189/2022

64RS0042-01-2021-012575-47

Решение

именем Российской Федерации

23 мая 2022 года город Энгельс

Энгельсский районный суд Саратовской области в составе:

председательствующего судьи Пириевой Е.В.,

при секретаре Вачаевой А.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску общества с ограниченной ответственностью «Техпромстрой» к администрации Энгельсского муниципального района, Комитету по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района, Аверкину Ю. А., Федулову Е. А., Тереховой А. О., Фейгиной О. С. о признании недействительными результатов межевания земельного участка, снятии с кадастрового учета, восстановлении сведений о границах земельного участка, признании права аренды отсутствующим, признании недействительным договора аренды, признании недействительными договоров замены стороны в обязательстве, по иску Аверкина Ю. А., Федулова Е. А. к обществу с ограниченной ответственностью «Техпромстрой» об устранении препятствий в пользовании земельным участком, демонтаже строений,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Техпромстрой» обратилось в суд с иском к администрации Энгельсского муниципального района, Комитету по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района, Аверкину Ю.А., Федулову Е.А., Тереховой А.О., Фейгиной О.С. о признании недействительными результатов межевания земельного участка, снятии с кадастрового учета, восстановлении сведения о границах земельного участка, признании права аренды отсутствующим, признании недействительным договора аренды, признании недействительными договоров замены стороны в обязательстве.

ООО «Техпромстрой» требования мотивировало тем, что оно на основании договора /Р аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ является арендатором лесного участка площадью 3,5 га по адресу: <адрес>, Энгельсское лесничество (Энгельсское участковое лесничество), квартал 18, выдел 1. Право аренды зарегистрировано в установленном законом порядке. Земельный участок с кадастровым номером , общей площадью 33078 кв.м имеет вид разрешенного использования «для осуществления рекреационной деятельности», категория земель : «земли лесного фонда».

Министерство природных ресурсов и экологии Саратовской области письмом от 19 декабря 2019 года № 13755 уведомило общество о том, что в Управлении Росреестра по Саратовской области было заседание межведомственной рабочей группы по вопросам государственной регистрации права собственности Российской Федерации на лесные участки и осуществлении государственного кадастрового учета таких лесных участков. Принято решение об устранении реестровой ошибки, указанной в части 4 статьи 60.2 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», заключающейся в том, что границы земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> принадлежащего на праве аренды Фейгиной О.С., уточненной площадью 2197 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: «предприятия общественного питания» пересекаются с границей лесного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>

В сведения ЕГРП внесены изменения в части описания местоположения границ и площади лесного участка с кадастровым номером в целях приведения их в соответствии с описанием местоположения границ вышеуказанных земельных участков, содержащихся в сведениях ЕГРН.

В соответствии с частью 17 статьи 60.2 Закона Управление уведомило о соответствующих изменениях в ЕГРН, в результате которых величина площади лесного участка с кадастровым номером уменьшилась на 1922 кв.м и составила 33078 кв.м.

Сведения о земельном участке с кадастровым номером внесены в ЕГРН 09 сентября 2015 года на основании заявления представителя Энгельсского муниципального района о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости с приложением межевого плана, подготовленного кадастровым инженером Зузановой М.А. Межевой план подготовлен в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, расположенного по адресу: <адрес> и выполнен на основании утвержденной схемы расположения земельного участка.

Истец в исковом заявлении указал, что администрация Энгельсского района неправомерно приняла решение о формировании земельного участка с кадастровым номером . Данный земельный участок сформирован не из земель населенного пункта, а из земель лесного фонда, так как полностью располагается на лесном участке в границах лесного фонда. 27 декабря 2004 года за Российской Федерацией зарегистрировано право собственности на участок лесного фонда с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, из которого образовался путем раздела с сохранением исходного земельного участка в измененных границах земельный участок с кадастровым номером . Лесные участки из земель лесного фонда, в силу прямого указания закона, находятся исключительно в федеральной собственности и соответственно органы местного самоуправления не обладают полномочия по распоряжению такими участками.

Истец просил признать недействительными результаты межевания земельного участка с кадастровым номером 64:50:040202:51, снять участок с кадастрового учета, восстановить сведения о границах земельного участка с кадастровым номером , признать отсутствующим право аренды Аверкина Ю.А., Федулова Е.А., признать недействительным договор аренды от 16 октября 2015 года, признать недействительными договоры замены стороны в обязательстве от 12 декабря 2016 года и 25 августа 2020 года.

В судебном заседании представитель ООО «Техпромстрой», действующий на основании доверенности от 11 февраля 2020 года, Кузнецов А.С. исковые требования поддержал, указал доводы, аналогичные тем, которые содержатся в исковом заявлении.

Ответчики Аверкин Ю.А, Федулов Е.А. обратились в суд с иском к ООО «Техпромстрой» об устранении препятствий в пользовании земельным участком. Требования мотивировали тем, что на основании договора замены стороны в обязательстве от 25 августа 2020 года арендуют земельный участок из земель населенных пунктов площадью 2197 кв.м с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес> аренды до 13 октября 2025 года. Арендаторам стало известно, что на арендуемом земельном участке расположены объекты недвижимости, которые не принадлежат ни бывшим, ни настоящим арендаторам. Истцы указали, что в связи с наличием на участке строений, они лишены возможности использовать свой участок по целевому назначению. ООО «Техпромстрой» приложен технический отчет кадастрового инженера, содержащий выписку из ЕГРН от 09 августа 2018 года, где на л. 3 Раздела 1 в графе «Особые отметки» указано, что граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства. Из межевого плана от 20.09.2013 г. невозможно установить относится ли он к участку , поскольку в разделе обозначения земельного участка указан иной . Данные обстоятельства указывают на то, что границы земельного участка с кадастровым номером до настоящего времени не сформированы. Кроме того, в публичной карте на сайте Росреестра указано, что «земельный участок без координат границ». Площадь земельного участка с кадастровым номером составляет 2197 кв.м, в то время как уменьшенная площадь земельного участка с кадастровым номером составляет 1922 кв.м, исходя из чего разница составляет 275 кв.м. Признание недействительным результатов межевания в отношении 275 кв.м не подлежит удовлетворению, поскольку права ООО «Техпромстрой» на данную площадь не затрагиваются. Аверкин Ю.А. просил применить срок исковой давности к требованиям о признании результатов межевания недействительными. Истцы Аверкин Ю.А., Федулов Е.А. просили обязать ООО «Техпромстрой» произвести демонтаж шести деревянных объектов недвижимости с навесами, деревянных хозяйственных построек, кирпичного объекта недвижимости, беседки из металлических конструкций, газопровода низкого давления, металлического ограждения.

Ответчики Аверкин Ю.А., Федулов Е.А. в судебное заседание не явились, извещались о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом. Суд счел возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Представитель ответчика Аверкина Ю.А., действующая на основании доверенности от 25 мая 2021 года, Шипилова А.В. просила удовлетворить исковые требования Аверкина Ю.А. и отказать в удовлетворении исковых требований ООО «Техпромстрой».

Представитель администрации Энгельсского муниципального района, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, Чунгурова Д.Р., представила отзыв, в котором просила отказать в удовлетворении исковых требований ООО «Техпромстрой».

Представитель Территориального управления Федерального агенства по управлению государственным имуществом в Саратовской области, действующая на основании доверенности от 10 января 2022 года, Дяденко О.А. просила удовлетворить исковые требований ООО «Техпромстрой».

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещались о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом. Суд счел возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд находит иск ООО «Техпромстрой», подлежащим частичному удовлетворению. В иске Аверкину Ю.А., Федулову Е.А. следует отказать.

Судом установлено, что 27 июля 2005 года между ФГУ Энгельсский лесхоз Агенства лесного хозяйства по Саратовской области и ООО «Техпромстрой» на основании протокола №11 лесного конкурса от 29 декабря 2004 года был заключен договор № 38 аренды лесного фонда.

Согласно указанному договору ООО «Техпромстрой» приобрело на праве аренды участок лесного фонда площадью 3,5 га, расположенный в квартале 18, выдел1, Энгельсского лесничества.

25 марта 2008 года Министерством лесного, охотничьего и рыбного хозяйства Саратовской области было издано Распоряжение № 37 о переоформлении договора аренды участка лесного фонда от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно заключенному на основании Распоряжения № 47 от 25 марта 2008 года между Министерством лесного, охотничьего и рыбного хозяйства Саратовской области и ООО «Техпромстрой» договору аренды лесного участка № 40/Р от 21 апреля 2008 года, ООО «Техпромстрой» приобрело на праве аренды лесной участок, находящийся в государственной собственности, площадью 3,5 га (35000 кв.м), расположенный по адресу: <адрес> (л.д. 27-36, том 2).

В договор № 40/р от 21 апреля 2008 года дополнительными соглашениями от 01 ноября 2013 года и от 12 сентября 2014 года были внесены изменения, которые не касались характеристик земельного участка с кадастровым номером

Согласно выписке из государственного лесного реестра на 08 августа 2018 года лесной участок с кадастровым номером 11866 имел следующие характеристики: собственность – Российская Федерация, категория земель- земли лесного фонда, адрес: <адрес>, наименование лесопользователя – ООО «Техпромстрой», договор № 40/Р от 21 апреля 2008 года.

Согласно Уведомлению № 02-02-14/13755 от 19 декабря 2019 года в сведения ЕГРН внесены изменения в части описания местоположения границ и площади лесного участка в целях устранения реестровой ошибки, выразившейся в наложении границ указанного участка на границы земельного участка с кадастровым номером . По результатам исправления данной реестровой ошибки площадь лесного участка с кадастровым номером уменьшилась на 1922 кв.м и составила 33078 кв.м (3,3 га).

Земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес> имеет следующие характеристики: площадь – 2197 кв.м, внесен в государственный кадастр недвижимости - 09 сентября 2015 года, вид разрешенного использования - предприятия общественного питания, сведения о лесах, водных объектах и об иных природных объектах, расположенных в пределах земельного участка – данные отсутствуют.

Сведения о вышеуказанном земельном участке внесены в ЕГРН 09 сентября 2015 года на основании заявления Хомутовой Е.В. – представителя Энгельсского муниципального района с приложением межевого плана ООО «Прайм», подготовленного кадастровым инженером Зузановой М.А.

Документальная граница земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес><адрес> – сформирована без учета границ лесного участка с нарушением законодательства.

16 октября 2015 года между Комитетом по управлению имуществом администрации Энгельсского муниципального района (в настоящее время право на заключение договоров принадлежит Комитету по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района) и Тереховой А.А. заключен договор аренды земельного участка .

По условиям договора арендодатель на основании постановления администрации Энгельсского муниципального района от 14 октября 2015 года № 5135 предоставил, а арендатор принял в аренду земельный участок из земель населенных пунктов площадью 2197 кв.м с кадастровым номером расположенный по адресу: <адрес> в границах, указанных в кадастровой карте (плане) земельного участка, прилдагаемой в настоящему договору.

Срок аренды земельного участка установлен с 14 октября 2015 года по 13 октября 2025 года (л.д. 159-166, том 2)

12 декабря 2016 года между Тереховой А.О. и Фейгиной О.С. заключен договор замены стороны в обязательстве. В соответствии с договором Терехова А.О. уступила, а Фейгина О.С. приняла на себя права и обязанности по договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 150-151, том 2).

20 августа 2020 года между Фейгиной О.С. и Аверкиным Ю.А., Федуловым Е.А. заключен договор замены стороны в обязательстве (л.д. 17-18,том3).

Согласно п. 1,2 статьи 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:

1) земли сельскохозяйственного назначения;

2) земли населенных пунктов;

3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

4) земли особо охраняемых территорий и объектов;

5) земли лесного фонда;

6) земли водного фонда;

7) земли запаса.

Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель и земельных участков определяется в соответствии с федеральными законами исходя из их принадлежности к той или иной категории земель и разрешенного использования.

На основании статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.

Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.

Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

В соответствии с ч. 1 статьи 101 Земельного кодекса РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли, состав которых устанавливается лесным законодательством.

Порядок использования и охраны земель лесного фонда устанавливается настоящим Кодексом и лесным законодательством.

В соответствии со статьей 7 Лесного кодекса РФ лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.

Пунктом 1 статьи 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Из приведенных правовых норм следует, что лесные участки из земель лесного фонда, в силу прямого указания закона, находятся исключительно в федеральной собственности и соответственного органы местного самоуправления не обладают полномочиями по распоряжению такими участками.

В соответствии с 1,2,5,7, 10 статьи 38 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.

В межевом плане указываются сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка или земельных участков, сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете части или частей земельного участка, новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений земельного участка или земельных участков.

В графической части межевого плана воспроизводятся сведения кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке, а также указываются местоположение границ образуемых земельного участка или земельных участков, либо границ части или частей земельного участка, либо уточняемых границ земельных участков, доступ к образуемым или измененным земельным участкам (проход или проезд от земельных участков общего пользования), в том числе путем установления сервитута.

Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов. Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

Образуемые земельные участки должны соответствовать требованиям гражданского законодательства, земельного законодательства, лесного законодательства, водного законодательства, градостроительного законодательства и иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям к земельным участкам. Если в соответствии с федеральным законом образование земельных участков должно осуществляться с учетом проекта межевания территории, проекта межевания земельного участка или земельных участков или иного предусмотренного федеральным законом документа, местоположение границ данных земельных участков определяется с учетом такого документа.

Пунктом 6 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ установлено, образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

На основании определения суда от 28 декабря 2021 года по данному делу была назначена судебная экспертиза.

На основании заключения ООО «Бюро-С-Экспертиз» № 640.01/2022 от 31 марта 2022 года при производстве натурного исследования было установлено, что по юго-западной границе исследуемого земельного участка вынесенные в натуру и закреплённые на местности ограждающие конструкции заборов (ограждения) – отсутствуют.

По вышеуказанной причине однозначно определить фактическое местоположение (проложение) юго-западной границы, а также фактическую площадь земельного участка с кадастровым номером – не представляется возможным.

По результатам производства экспертного исследования по поставленному вопросу, с учетом сведений о местоположении земель лесного фонда (в том числе: выдела 1 квартала 18 Энгельсского лесничества) и сведений Единого государственного реестра недвижимости, было установлено, что земельный участок с кадастровым номером был образован из земельного участка с кадастровым номером

По результатам сопоставления сведений о местоположении (проложении) восточной и юго-восточной фактических границ земельного участка с кадастровым номером , - со сведениями о местоположении (проложении) документальных (согласно «Межевому плану» от 13.09.2013 года) и кадастровых (согласно сведениям ЕГРН) границ земельного участка с кадастровым номером: , было установлено следующее:

- местоположение фактической восточной границы земельного участка с кадастровым номером - соответствует местоположению документальной и кадастровой восточной границы данного земельного участка;

- местоположение фактической юго-восточной границы земельного участка с кадастровым номером - соответствует местоположению документальной юго-восточной границы данного земельного участка;

- местоположение фактической юго-восточной границы земельного участка с кадастровым номером - не соответствует местоположению кадастровой юго-восточной границы данного земельного участка, а именно: имеется заступ на кадастровые границы земельного участка с кадастровым номером (см. приложение - 4 на «Схема расположения объектов судебной экспертизы...» к настоящему Заключению эксперта: лист 1 - синий цвет).

Документальным экспертным исследованием ранее было установлено, что кадастровые границы земельного участка с кадастровым номером: - до исправления реестровой ошибки (наложения на кадастровые границы земельного участка с кадастровым номером ) в 2019 году - соответствовали документальным (согласно «Межевому плану» от 13.09.2013 года) границам указанного земельного участка.

На основании вышеизложенного, учитывая соответствие местоположения фактической юго-восточной границы земельного участка с кадастровым номером местоположению его документальной юго-восточной границы, эксперты приходят к выводу о том, что вышеуказанный заступ образовался в результате внесения в сведения ЕГРН изменений в части описания местоположения границ и площади лесного участка с кадастровым номером: в целях устранения реестровой ошибки, выразившейся в наложении границ данного земельного участка -на границы земельного участка с кадастровым номером , (см. Уведомление №02-02-14/13755 от 19.12.2019 года).

По результатам сопоставления сведений о местоположении документальных границ земельного участка с кадастровым номером , - со сведениями о местоположении территориальных зон согласно «Карте градостроительного зонирования территории муниципального образования город Энгельс Саратовской области», было установлено, что документальные границы исследуемого земельного участка расположены в пределах двух территориальных зонах:

Р-6/10 «Зона рекреационного строительства»;

П-3/05 «Производственно-коммунальная зона 3-го типа».

По результатам сопоставления сведений Единого государственного реестра недвижимости о местоположении территориальных зон г. Энгельс Саратовской области, - со сведениями о местоположении земель лесного фонда согласно «Плану лесонасаждений Энгельсского лесничества Энгельсского лесхоза Саратовской области», - было установлено, что имеется наложение границ территориальной зоны П-3/05: «Производственно-коммунальная зона 3-го типа» - на земли лесного фонда, (в том числе: <адрес>).

Таким образом, эксперты приходят к выводу о том, что при утверждении органом местного самоуправления (Энгельсский городской совет депутатов муниципального образования город Энгельс Саратовской области) «Правил землепользования и застройки» не были учтены сведения о местоположении земель лесного фонда, вследствие чего были изменены границы земель лесного фонда, которые согласно Земельному кодексу Российской Федерации относятся к федеральной собственности, - что является нарушением земельного законодательства Российской Федерации.

На основании вышеизложенного эксперты приходят к выводу о том, что при установлении границ территориальной зоны: П-3/05 «Производственно-коммунальная зона 3-го типа» была допущена ошибка в части включения в указанную территориальную зону -земель лесного фонда.

Устранение вышеуказанной ошибки возможно посредством внесения изменений в «Правила землепользования и застройки муниципального образования город Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области», а именно: производством кадастровых работ по уточнению местоположения границ территориальной зоны: П-3/05 «Производственно-коммунальная зона 3-го типа», с учетом сведений о местоположении границ земель лесного фонда.

По причине отсутствия на момент натурного экспертного осмотра от 28.01.2022 года вынесенных в натуру и закреплённых на местности ограждающих конструкций заборов (ограждений), различных строений, сооружений, объектов недвижимости, межевых знаков, расположенных по всему периметру исследуемого земельного участка, - определить месторасположение фактических границ земельного участка с кадастровым номером , - не представляется возможным.

По результатам сопоставления сведений о местоположении (проложении) документальных (кадастровых) границ земельного участка с кадастровым номером , -со сведениями о местоположении кадастровых и документальных границ земельного участка с кадастровым номером было установлено, что имеется наложение документальных (кадастровых) границ земельного участка с кадастровым номером - на документальные и фактические границы земельного участка с кадастровым номером Площадь установленного наложения - 1930 кв.м.

Геодезические данные, отражающие область наложения документальных (кадастровых) границ земельного участка с кадастровым номером на документальные границы земельного участка с кадастровым номером , - детально представлены в табличной форме и графически отображены на «Схеме расположения объектов экспертизы...» в приложении 4 (синий контур).

По итогам документального экспертного исследования было установлено, что наложение документальных (кадастровых) границ земельного участка с кадастровым номером - на документальные границы земельного участка с кадастровым номером произошло по причине наличия реестровой ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости относительно границ земельного участка с кадастровым номером , возникшей вследствие неверного установления границ территориальной зоны: П-3/05 «Производственно-коммунальная зона 3-го типа», и последовавшего за ним распоряжения органом местного самоуправления землями, находящимися в федеральной собственности.

По результатам произведенного экспертного исследования, учитывая наличие наложения документальных (кадастровых) границ земельного участка с кадастровым номером на документальные (согласно «Межевому плану» от 13.09.2013 года) границы земельного участка с кадастровым номером - эксперты приходят к выводу о том, что на момент образования земельного участка с кадастровым номером (2015 год) кадастровым инженером в рамках проведения кадастровых работ не были учтены сведения о местоположении как кадастровых, так и документальных границ смежного земельного участка с кадастровым номером

Исходя из смыслового содержания понятия «реестровой ошибки в Едином государственном реестре недвижимости», предусмотренного Федеральным законом от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», эксперты приходят к выводу о том, что при определении границ земельного участка с кадастровым номером постановке его на государственный кадастровый учет была допущена реестровая ошибка.

По итогам произведённого исследования эксперты приходят к выводу о том, что способом устранения выявленного наложения документальных (кадастровых) границ земельного участка с кадастровым номером: - на документальные и фактические границы земельного участка с кадастровым номером: является исключение из Единого государственного реестра недвижимости сведений о координатах [X;Y] характерных точек проложения границ земельного участка с кадастровым номером .

По причине отсутствия в распоряжении экспертов иных сведений, кроме представленных на «Схеме расположения земельного участка по адресу: <адрес>», позволяющих определить местоположение документальных границ земельного участка с кадастровым номером — однозначно определить уточненные координаты [X;Y] характерных точек границ исследуемого земельного участка - не представляется возможным.

По итогам анализа результатов натурного экспертного осмотра на местности от 28.01.2022 года, - со сведениями о местоположении земельного участка, составляющего область наложения земельных участков с кадастровыми номерами и , было установлено, что в пределах указанной области наложения расположены следующие объекты:

объект - гостевой домик , общей площадью по наружному обмеру 45 кв.м.;

объект - гостевой домик , общей площадью по наружному обмеру 56 кв.м.;

объект - гостевой домик , общей площадью по наружному обмеру 71 кв.м.;

объект - гостевой домик (частично), общей площадью по наружному обмеру 76 кв.м. (площадь части в области пересечения - 53 кв.м.);

объект - металлический забор (частично из сетки-рабица, частично

металлические прутья), протяженностью в области наложения - 124,45 п.м.;

объект - трубопровод газоснабжения из стальных водогазопроводных неоцинкованных труб, протяженностью в области наложения - 128 п.м..

Устранение нарушения действующего законодательства, выраженного в расположении объектов недвижимости, принадлежащих ООО «Техпромстрой», на земельном участке с кадастровым номером , принадлежащем на праве аренды ответчикам, - возможно путем исключения из Единого государственного реестра недвижимости сведений о координатах [X;Y] характерных точек проложения границ земельного участка с кадастровым номером

Следовательно, снос (демонтаж) исследуемых строений, сооружений, принадлежащих ООО «Техпромстрой», - не является единственным способом устранения выявленного нарушения (в части установленного расположения строений и сооружений истца на земельном участке, принадлежащем ответчикам).

У суда не имеется оснований не доверять выводам экспертов.

Экспертное заключение оценено судом в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ, наряду с другими представленными по делу доказательствами. Оснований не доверять экспертному исследованию и ставить под сомнение выводы эксперта у суда оснований не имеется, поскольку заключение экспертизы содержит подробное описание, выполнено путем осмотра объектов исследования, выводы являются ясными, понятными, аргументированными. Доказательств иного суду истцом не представлено.

Суд считает необходимым признать недействительными результаты межевания земельного участка с кадастровым номером , площадью 2197 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: предприятия общественного питания, подготовленный ООО «Прайм», поскольку установлено, что при определении местоположения границ территориальной зоны: П-3/05 «Производственно-коммунальная зона 3-го типа» была допущена ошибка в части включения в указанную территориальную зону части земель лесного фонда (<адрес>), в том числе: части земельного (лесного) участка с кадастровым номером Вследствие включения в территориальную зону П-3/05 - части земель лесного фонда была допущена реестровая ошибка, которая в свою очередь привела к наложению кадастровых границ земельного участка с кадастровым номером - на документальные и фактические границы земельного участка с кадастровым номером .

В удовлетворении исковых требований о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером следует отказать, поскольку исправление реестровой ошибки возможно путем исключения из Единого государственного реестра недвижимости сведений о координатах [X;Y] характерных точек проложения границ земельного участка с кадастровым номером ,

Суд считает необходимым отказать в удовлетворении исковых требований о признании отсутствующим права аренды, признании недействительным договора аренды, признании недействительными договоров замены стороны в обязательстве, поскольку сабо по себе пересечение границ земельных участков, не влечет прекращение права пользования у соседнего землепользователя, при наличии иных способов восстановления нарушенного права.

В данном случае нарушенное право возможно восстановить путем признания результатов межевания недействительным и исключения из Единого государственного реестра недвижимости сведений о координатах [X;Y] характерных точек проложения границ земельного участка с кадастровым номером

Требования ООО «Техпромстрой» о восстановлении сведений о границах земельного участка с кадастровым номером , не могут быть удовлетворены, поскольку в настоящий момент земельный участок находится в границах различных территориальных зон и однозначно определить уточненные координаты [X;Y] характерных точек границ исследуемого земельного участка - не представляется возможным.

Доводы ответчиков о пропуске истцом ООО «Техпрострой» сроков исковой давности, суд не принимает во внимание. При определении границ земельного участка с кадастровым номером , координаты с соседними землепользователями не согласовывались, о нарушении своих прав ООО «Техпромстрой» узнал накануне подачи искового заявления в суд.

В удовлетворении исковых требований Аверкина Ю.А., Федулова Е.А. к обществу с ограниченной ответственностью «Техпромстрой» об устранении препятствий в пользовании земельным участком, освобождении земельного участка, демонтаже объектов, установлении астрента, следует отказать. Данные требования являются необоснованными, объекты находятся на земельном участке, принадлежащем ООО «Техпромстрой».

Согласно абз. 2 части 2 статьи 85 ГПК РФ эксперт или судебно-экспертное учреждение не вправе отказаться от проведения порученной им экспертизы в установленный судом срок, мотивируя это отказом стороны произвести оплату экспертизы до ее проведения. В случае отказа стороны от предварительной оплаты экспертизы эксперт или судебно-экспертное учреждение обязаны провести назначенную судом экспертизу и вместе с заявлением о возмещении понесенных расходов направить заключение эксперта в суд с документами, подтверждающими расходы на проведение экспертизы, для решения судом вопроса о возмещении этих расходов соответствующей стороной с учетом положений части первой статьи 96 и статьи 98 настоящего Кодекса.

Судом установлено, что стоимость судебной экспертизы составила 132500 руб. Данные расходы не возмещены экспертному учреждению.

Учитывая, что истцам Аверкину Ю.А., Федулову Е.А. отказано в удовлетворении исковых требований, то поэтому суд считает необходимым взыскать с них расходы по проведению экспертизы в равных долях по 66250 руб.

Руководствуясь статьями 12, 56, 98, 198 ГПК РФ

решил:

признать недействительными результаты межевания земельного участка с кадастровым номером , площадью 2197 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: предприятия общественного питания, подготовленный ООО «Прайм».

Исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о координатах [X;Y] характерных точек проложения границ земельного участка с кадастровым номером ,

В удовлетворении остальной части исковых требований ООО «Техпрострой» о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка кадастровым номером восстановлении сведений о границах, признании отсутствующим право аренды, признании недействительным договора аренды, признании недействительными договоров замены стороны в обязательстве – отказать.

Отказать Аверкину Ю. А., Федулову Е. А. в удовлетворении исковых требований к обществу с ограниченной ответственностью «Техпромстрой» об устранении препятствий в пользовании земельным участком, освобождении земельного участка, демонтаже объектов, установлении астрента.

Взыскать с Аверкина Ю. А. в пользу общества с ограниченной ответственностью «Бюро С-Экспертиз» расходы по проведению экспертизы 66250 руб.

Взыскать с Федулова Е. А. в пользу общества с ограниченной ответственностью «Бюро С-Экспертиз» расходы по проведению экспертизы 66250 руб.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Саратовский областной суд путем подачи жалобы через Энгельсский районный суд.

Председательствующий: