Дело № 2-1-198/2021
УИД: 33RS0017-01-2021-000079-59
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
17 марта 2021 года г. Собинка
Собинский городской суд Владимирской области в составе:
председательствующего Кондратьевой И.В.,
при секретаре судебного заседания Демидовой И.А.,
с участием представителя истца ФИО1,
ответчика ФИО2, а также ее представителя адвоката Алешиной О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации МО г. Собинка Собинского района к ФИО2 о расторжении соглашения о предоставлении жилого помещения в новом многоквартирном доме взамен изымаемого в жилом многоквартирном доме, признанном аварийным, расторжении договора о выплате возмещения за дополнительную площадь,
УСТАНОВИЛ:
Администрация МО г. Собинка Собинского района обратилась в суд с иском к ФИО2 о расторжении соглашения о предоставлении жилого помещения в новом многоквартирном доме взамен изымаемого в жилом многоквартирном доме, признанном аварийным, расторжении договора о выплате возмещения за дополнительную площадь. В обоснование иска указали, что ФИО2 является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <...>, общей площадью NN кв.м. Многоквартирный дом, в котором расположена квартира ответчика, признан аварийным и подлежащим сносу, включен в областную адресную программу «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда Владимирской области». Принято решение об изъятии земельного участка под многоквартирным домом для муниципальных нужд. 20.12.2019 года между Администрацией города и ФИО2 заключено соглашение о предоставлении жилого помещения в новом многоквартирном жилом доме взамен изымаемого жилого помещения в многоквартирном жилом доме, признанном аварийным и подлежащим сносу. Согласно п. 5 Соглашения стороны считают обмениваемое имущество равноценным, и обмен производится без доплаты. Согласно отчета об оценке рыночная стоимость выкупа спорного жилого помещения составила 2 194 306 руб. В силу п. 3.4 «Методических рекомендаций по разработке региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года», утвержденных Приказом Минстроя России от 31.01.2019 года № 65/пр, в случае, если размер возмещения за изымаемое жилое помещение ниже стоимости планируемого к предоставлению жилого помещения, гражданам рекомендуется разъяснить возникновение доплаты разницы в стоимости жилых помещений, порядок расчета такой доплаты, разъяснить порядок предоставления жилого помещения на условиях осуществления гражданами доплаты за предоставляемые жилые помещения. 10.02.2020 года между истцом и ответчиком заключен договор о выплате возмещения за дополнительную площадь, согласно которому ответчик обязуется оплатить дополнительные 13,52 кв.м общей площади жилого помещения, а администрация города обязуется предоставить квартиру в новом многоквартирном доме площадью не менее 71,52 кв.м. В соответствии с п. 5 Договора размер возмещения составляет 499 266 руб. 56 коп. 04.12.2020 года ответчику направлено письмо с предложением оплатить разницу между стоимостью квартиры в новом доме, размером возмещения и суммой, определенной договором, в размере 589 058 руб. Письмом от 11.12.2020 года ФИО2 сообщила, что отказывается оплачивать разницу между стоимостью квартиры в новом доме, размером возмещения и суммой, определенной договором. Просят суд расторгнуть соглашение о предоставлении жилого помещения в новом многоквартирном жилом доме взамен изымаемого жилого помещения в многоквартирном жилом доме, признанном аварийным и подлежащим сносу от 20.02.2019 года; расторгнуть договор о выплате возмещения за дополнительную площадь от 10.02.2020 года.
В судебном заседании представитель истца администрации МО г. Собинка Собинского района ФИО1, действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала в полном объеме (л.д.72). Дополнительно суду пояснила, что ответчик имеет в собственности жилое помещение в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу. Между администрацией города и ответчиком было заключено соглашение о предоставлении равнозначного жилого помещения, исходя из площади, составляющей 58 кв.м. Однако, в доме, планируемом к постройке, предполагается наличие квартиры площадью 71 кв.м., поэтому был составлен договор о доплате ответчиком стоимости превышающей площадь принадлежащей ей квартиры, то есть за 13,52 кв.м. Сумма, определенная в договоре к доплате, составила 499 266 руб. 56 коп. из расчета 36928 руб. за 1 кв.м. Авансовый платеж, предусмотренный договором в размере 150 000 рублей ответчицей был внесен 17 марта 2020 года. Ссылаясь на изменения законодательства, а именно письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 17.04.2020 года, и Методические рекомендации по разработке региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда», считает, что ответчик должна оплатить разницу рыночной стоимости изымаемого жилого помещения, и предоставляемого жилого помещения.
Ответчик ФИО2 в суде возражала против заявленных исковых требований.
Представитель ответчика адвокат Алешина О.В., действующая на основании предоставленного удостоверения № 1271 и ордера № NN от 16.02.2021 года, возражала против заявленных исковых требований. Считает, что доводы истца о том, что у ответчика возникла обязанность по оплате разницы между стоимостью квартиры в новом доме и размером возмещения за изымаемую квартиру, признанную аварийной, в размере 589 058 рублей, являются необоснованными. Ссылка представителя истца в обоснование своих доводов по иску на абзац 4 письма Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 17.04.2020 года № 15026-МЕ\06 о том, что предоставление жилого помещения взамен изымаемого, является по сути заменой денежного возмещения натуральной формой с доплатой разницы между стоимостью предоставляемого жилого помещения и размером возмещения той или иной стороной, не относится к спорной ситуации, так как истец не учитывает, что данная фраза является продолжением разъяснений части 8 статьи 32 ЖК РФ, предусматривающей предоставление взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение, которое возможно исключительно при наличии волеизъявления сторон соглашения – собственника изымаемого жилого помещения и органа, осуществляющего изъятие. Таким образом, оценивая весь абзац 4, представитель ответчика приходит к выводу, что он распространяет свое действие на взаимоотношения сторон при предоставлении жилья взамен аварийного, не включенного в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, поскольку при переселении из аварийного жилищного фонда, включенного в такую программу, собственник жилого помещения в таком доме в силу п.3 ст.2, ст.16 Федерального закона от 21.07.2007 года № 158-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп. При этом, собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав. Следовательно, к спорным правоотношениям данный абзац Письма не применим. Также полагает, что данное Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 17.04.2010 года не носит нормативного характера и является разъяснением по конкретному запросу, актуальному на дату его издания. Кроме того, полагает что необоснованным является ссылка представителя истца и на п.3.4 Методических рекомендаций по разработке региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года, поскольку указанные методические рекомендации разработаны в целях методического обеспечения подготовки субъектами Российской Федерации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда и не содержат норм о правах и обязанностях граждан, переселяемых из аварийного фонда. После внесения изменений в методические рекомендации Приказом Минстроя России от 18.02.2020 года № 74\пр, никаких изменений в областную адресную программу, утвержденную постановлением администрации Владимирской области от 28.03.2019 года № 235, не вносилось. В соответствии с Приложением 2 к областной адресной программе «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда Владимирской области», утвержденной постановлением администрации Владимирской области от 28.03.2019 года № 235, дом, расположенный по адресу: <...> включен в перечень многоквартирных домов, признанных аварийными до 1 января 2017 года. Источниками финансирования программы являются средства государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, средства областного бюджета и средства местного бюджета. Планируемый размер возмещения стоимости в населенных пунктах области одного квадратного метра изымаемого жилого помещения, выплачиваемой в соответствии со ст. 32 ЖК РФ, в рамках программы приравнивается к планируемой стоимости приобретения (строительства) жилых помещений в населенных пунктах области, предоставляемых гражданам в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений. В графе 18 приложения № 4 к указанной программе, в части возмещения стоимости жилых помещений за счет средств собственников указано 0,00 руб. Таким образом, ни федеральным законодательством, ни адресной программой Владимирской области, не установлена доплата гражданами, переселяемыми из жилых помещений в аварийном многоквартирном доме, разницы между стоимостью изымаемого жилого помещения и вновь предоставляемого. Следовательно, после подписания между истцом и ответчиком спорных соглашения от 20.02.2019 года и договора от 10.02.2020 года, существенного изменения обстоятельств не произошло. У истца отсутствуют основания, предусмотренные ст.451 ГК РФ, для расторжения спорных соглашения и договора. В досудебной переписке между истцом и ответчиком, ответчик ФИО2 указала, что избрала способ реализации своих жилищных прав путем предоставления другого жилого помещения взамен изымаемого. Она отказалась от подписания прилагаемых проектов соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд, поскольку они предусматривают изъятие жилого помещения путем его выкупа. То есть указанные проекты не соответствовали избранному ФИО2 способу реализации ее жилищных прав путем предоставления другого жилого помещения взамен изымаемого. Ответчик просила направить в ее адрес для подписания проекты соглашений об изъятии недвижимости для муниципальных нужд путем предоставления другого жилого помещения взамен изымаемого, но указанные проекты соглашения ей не были представлены. Следовательно, от их подписания она не отказывалась. Считает, что истцом, в нарушение положений п.2 ст.452 ГК РФ требование о расторжении спорных соглашения и договора заявлено до получения отказа ответчика на предложение изменить или расторгнуть договор (л.д.71).
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения иска.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (ст. 1).
В п. 3 ст. 2 этого закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со ст. 32, 86, чч. 2 и 3 ст. 88 ЖК РФ.
Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г., в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.
Гражданам, выселяемым из жилых помещений в аварийном многоквартирном доме, принадлежащих им на праве собственности, предоставляется право выбора в соответствии со статьей 32 ЖК РФ получить возмещение за изымаемые у них жилые помещения или по соглашению с собственником ему предоставляется другое жилое помещение.
При этом именно собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Судом установлено, что ответчик ФИО2 является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <...> площадью NN кв.м с кадастровым номером NN и 71\100 доли в праве собственности на квартиру <...> общей площадью NN кв.м. с кадастровым номером NN (л.д.21, 44-45).
В соответствии с постановлением главы муниципального образования г.Собинки Собинского района Владимирской области от 11.07.2014 года № 292 многоквартирный дом по адресу: <...> признан аварийным и подлежащим сносу (л.д. 19). Указанный дом был включен в областную адресную программу «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда Владимирской области», утвержденную постановлением администрации Владимирской области от 28.03.2019 года № 235.
Постановлением администрации муниципального образования г.Собинка Собинского района № 630 от 13.10.2020 года земельный участок, расположенный по адресу: <...>, с кадастровым номером 33:24:010105:78, площадью 1378 кв.м и жилые помещения, расположенные в жилом доме по указанному адресу, признанном аварийным и подлежащим сносу, были изъяты для нужд муниципального образования г.Собинка Собинского района, в том числе помещения, принадлежащие ФИО2 (л.д.20-21).
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством относятся к вопросам местного значения городского поселения.
Согласно пункту 4 статьи 30 Устава муниципального образования город Собинка, утвержденного решением Собинского городского Совета народных депутатов от 24 августа 2005 года № 77/11, к полномочиям администрации муниципального образования относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования, в установленном порядке.
Таким образом, полномочия по решению вопросов переселения граждан из аварийного жилья на территории г. Собинки осуществляет администрация муниципального образования город Собинка.
20 февраля 2019 года между муниципальным образованием г.Собинка Собинского района Владимирской области и ФИО2 было заключено соглашение о предоставлении жилого помещения в новом многоквартирном жилом доме взамен изымаемого жилого помещения в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу. По условиям данного соглашения ФИО2 взяла на себя обязательство передать в собственность администрации МО г.Собинка комнаты в квартире общей площадью NN кв.м. (NN) кв.м по адресу: <...>. Администрация МО г.Собинка взяла на себя обязательство передать в собственность ФИО2 квартиру, общей площадью равнозначной площади комнаты, указанной в п.2 данного соглашения, расположенной в новом многоквартирном доме в г.Собинка Владимирской области, принадлежащую администрации. Стороны считают обмениваемое имущество равноценным, и обмен производится ими без доплаты. В п.7 Соглашения отражено, что в случае, если одна из сторон уклонится от исполнения обязательств, предусмотренных настоящим соглашением, то уклонившаяся сторона должна будет возместить добросовестной стороне понесенные убытки (л.д.58).
10 февраля 2020 года между муниципальным образованием г.Собинка в лице главы города Карповой Е.Г. и ФИО2 был заключен договор, в соответствии с условиями которого ФИО2 выплачивает администрации возмещение за дополнительную площадь, в связи с предоставлением жилого помещения большей площади, чем жилое помещение по адресу: <...>, общей площадью NN кв.м., подлежащее изъятию в связи с признанием многоквартирного дома по адресу: <...> аварийным и подлежащим сносу. Администрация обязуется предоставить собственнику взамен изымаемого жилого помещения, жилое помещение в новом многоквартирном доме, общей площадью не менее NN кв.м с количеством комнат 3. Собственник, то есть ФИО2 возмещает администрации стоимость дополнительных NN кв.м общей площади жилого помещения. Общая площадь жилого помещения определяется в соответствии с ч.5 ст.15 Жилищного кодекса Российской Федерации. Размер возмещения составляет 499 266 руб. 56 коп. исходя из стоимости 1 кв.м. 36 928 рублей. ФИО2 взяла на себя обязательство по выплате возмещения в следующие сроки: 150 000 рублей – авансовый платеж не позднее 1 мая 2020 года, а окончательный расчет в размере 349266 руб. 56 коп. - не позднее двух месяцев с даты регистрации перехода права собственности за счет средств материнского (семейного) капитала (л.д.59).
Согласно отчета об оценке № 308-11\20 от 01.12.2020 года, составленного оценщиком ФИО3, рыночная стоимость выкупа жилого помещения, расположенного по адресу: <...>, общей площадью NN кв.м, в том числе рыночная стоимость части земельного участка с кадастровым номером NN площадью NN кв.м., составила 2 194 306 рублей (л.д.22-57).
Письмом администрации МО г.Собинка Собинского района от 4 декабря 2020 года, полученным ответчиком ФИО2 07.12.2020 года, ей было предложено подписать проект соглашения об изъятии жилых помещений площадью NN кв.м (на поэтажном плане к.NN) по адресу: <...>, принадлежащих ей, для муниципальных нужд с выплатой ей возмещения в размере 1 161 376 руб. 59 коп. и проект соглашения об изъятии жилых помещений площадью NN кв.м (на поэтажном плане кNN) с выплатой ей возмещения в размере 391 389 руб. 26 коп. В качестве обоснования изменения условий о предоставлении жилого помещения в новом многоквартирном жилом доме взамен изымаемого жилого помещения в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, с выплатой возмещения за дополнительную площадь, указано, что в соответствии с условиями договора от 17.03.2020 года ответчик оплатила аванс в размере 150 000 рублей. Однако, согласно разъяснениям Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (письмо от 17.04.2020 года № 15026-МЕ06), предоставление жилого помещения взамен изымаемого, по сути, является заменой денежного возмещения натуральной формой с доплатой разницы между стоимостью предоставляемого жилого помещения и размером возмещения той или иной стороной. При этом, стоимость квартиры в новом доме (начальная (максимальная) цена контракта), общей площадью NN кв.м. составляет 2641090 руб. 56 коп., из расчета стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения 36928 рублей в соответствии с постановлением администрации Владимирской области от 28.03.2019 года № 235 «Об утверждении областной адресной программы «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда Владимирской области». Указали, что для возможности объявления администрацией города электронного аукциона в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» на приобретение в муниципальную собственность у застройщика квартиры в новом доме, общей площадью не менее NN кв.м. для последующей передачи ее ответчику в собственность по договору мены, ФИО2 необходимо заключить с администрацией города соответствующее соглашение и оплатить разницу между стоимостью квартиры в новом доме, размером возмещения и суммой определенной договором в размере 589038 руб. 15 коп. В случае снижения стоимости квартиры в новом доме по результатам электронного аукциона, администрация города обязуется произвести перерасчет разницы стоимости квартиры в новом доме и изымаемого жилого помещения и вернуть собственнику излишне оплаченную сумму. Предложили ответчику не позднее 15 декабря 2020 года определиться со способом реализации жилищных прав, как собственника жилых помещений, подлежащих изъятию, в связи с признанием многоквартирного дома, в котором они расположены аварийным и подлежащим сносу, и письменно сообщить в администрацию города о принятом решении. Указали, что в противном случае, администрация оставляет за собой право расторгнуть соглашение от 20.02.2019 года и договор с возвратом суммы уплаченной в виде аванса по договору (л.д.60-63).
В ответе на данное сообщение, в письме, направленном ФИО2 главе администрации г.Собинка 11.12.2020 года, указано, что она избрала уже способ реализации своих жилищных прав путем предоставления другого жилого помещения взамен изымаемого, что было закреплено в соглашении о предоставлении равнозначного по площади жилого помещения в новом многоквартирном доме взамен изымаемого, заключенном между ней и администрацией города 20.02.2019 года. Между теми же сторонами 10.02.2020 года заключен договор о выплате возмещения за дополнительную площадь, по условиям которого она оплатила аванс в размере 150 000 рублей. Все условия договора и соглашения ею исполняются, а следовательно отсутствуют основания для их расторжения в одностороннем порядке. Ответчик отказалась от подписания направленных в ее адрес проектов соглашения, поскольку они предусматривают изъятие принадлежащего ей жилого помещения путем выкупа, то есть не соответствуют избранному ранее ею способу реализации ее жилищных прав путем предоставления другого жилого помещения взамен изымаемого. Просила направить в ее адрес проекты соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд путем предоставления другого жилого помещения взамен изымаемого (л.д.64).
Также ФИО2 в адрес главы администрации МО г.Собинка 18.01.2021 года было направлено письмо, в котором она указала, что не согласна с доводами администрации о том, что между ними не было достигнуто соглашение по изъятию принадлежащего ей жилого помещения. Ответчик, как собственник жилого помещения в жилом доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, включенного в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, избрала способ реализации ее жилищных прав путем предоставления другого жилого помещения взамен изымаемого. В связи с чем, отказалась от подписания направленных в ее адрес проектов соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд, поскольку они предусматривали изъятие принадлежащего ответчику жилого помещения путем выкупа. Следовательно, направленные в ее адрес проекты не соответствуют избранному ответчиком способу реализации жилищных прав путем предоставления другого жилого помещения взамен изымаемого. Ответчик просила администрацию направить в ее адрес для подписания проекты соглашений об изъятии недвижимости для муниципальных нужд путем предоставления другого жилого помещения взамен изымаемого, однако проекты в ее адрес направлены не были. Указала, что готова подписать соглашение об изъятии недвижимости для муниципальных нужд, но только с условием предоставления другого жилого помещения взамен изымаемого, а не путем выкупа. Повторно просила направить в ее адрес для подписания проекты соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд путем предоставления другого жилого помещения взамен изымаемого.
Как следует из Приложения № 2 к областной адресной программе «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда Владимирской области», утвержденной Постановлением администрации Владимирской области от 28 марта 2019 года № 235, дом, расположенный по адресу: <...> включен в Перечень многоквартирных домов, признанных аварийными до 1 января 2017 года, под № 309 с планируемой датой окончания расселения до 31 декабря 2025 года.
При этом разделом 6 «Объем финансирования программы» подпрограммы «Обеспечение проживающих в аварийном жилищном фонде граждан жилыми помещениями» и разделом 7 «Ресурсное обеспечение подпрограммы» подпрограммы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда Владимирской области» областной адресной программой «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда Владимирской области» предусмотрено, что источниками финансирования программы являются средства областного бюджета, средства местного бюджета и средства Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.
Таким образом, ни федеральным законодательством, ни адресной программой Владимирской области не установлена доплата гражданами, переселяемыми из жилых помещений в аварийном многоквартирном доме, разницы между стоимостью изымаемого жилого помещения и вновь предоставляемого.
Как следует из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, отраженной в пункте 12 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 25 декабря 2019 года, нельзя требовать от жителей аварийного дома доплату, если предоставляемое жилье дороже изымаемого.
Требования администрации МО г.Собинка, изложенные в письме от 04.12.2020 года, о выплате ответчице возмещения в размере 1 161 376 руб. 59 коп. и 391 389 руб. 26 коп. за изымаемое жилое помещение, являются незаконными, поскольку она выбрала способ реализации своих жилищных прав в виде предоставления ей иного жилого помещения взамен изымаемого аварийного жилья. Также необоснованными являются предложения истца по делу заключить ответчику с администрацией города соглашения, предусматривающего оплату разницы между стоимостью квартиры в новом доме, размером возмещения и суммой, определенной договором, в размере 589058 руб. 15 коп., поскольку нельзя требовать от жителей аварийного дома доплаты, если предоставляемое жилье дороже изымаемого.
Истец просит суд расторгнуть соглашение о предоставлении жилого помещения в новом многоквартирном жилом доме взамен изымаемого жилого помещения в многоквартирном жилом доме, признанном аварийным и подлежащим сносу от 20.02.2019 года и расторгнуть договор о выплате возмещения за дополнительную площадь от 10.02.2020 года в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, то есть на основании статьи 451 ГК РФ.
В соответствии с положениями статьи 451 ГК РФ существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
В качестве существенных изменений обстоятельств истец ссылается на абзац 4 Письма Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 17.04.2020 года № 15026-МЕ\06 и пункт 3.4 «Методических рекомендаций по разработке региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года», утвержденных Приказом Минстроя России от 31.01.2019 года № 65\пр.
Истец полагает, что в соответствии с указанными актами у ответчика возникла обязанность по оплате разницы между стоимостью квартиры в новом доме и размером возмещения за изымаемую квартиру, признанную аварийной, в размере 589 058 рублей.
Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 17.04.2020 года № 15026-МЕ\06 составлено с целью разъяснения обращений по вопросам применения положений частей 8.1, 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда.
В соответствии с абзацем 4 указанного письма исходя из части 8 статьи 32 ЖК РФ, предоставление взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение возможно исключительно при наличии волеизъявления сторон соглашения - собственника изымаемого жилого помещения и органа, осуществляющего изъятие. Таким образом, предоставление жилого помещения взамен изымаемого, является по сути заменой денежного возмещения натуральной формой с доплатой разницы между стоимостью предоставляемого жилого помещения и размером возмещения той или иной стороной.
Следовательно, указанное разъяснение применения жилищного законодательства, относится к случаям предоставления жилья взамен аварийного, не включенного в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, поскольку как было указано ранее Федеральным законом «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», собственник жилого помещения, включенного в адресную программу имеет право, по его выбору, на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.
Таким образом, разъяснения указанного Письма, на которые ссылается истец по делу, не относятся к спорным правоотношениям сторон.
В соответствии с п.3.4 Методических рекомендаций по разработке региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 01 января 2017 года, утвержденных Приказом Минстроя России от 31 января 2019 года N 65/пр, в случае, если размер возмещения за изымаемое жилое помещение ниже стоимости планируемого к предоставлению жилого помещения, гражданам рекомендуется разъяснить возникновение доплаты разницы в стоимости жилых помещений, порядок расчета такой доплаты, разъяснить порядок предоставления жилого помещения на условиях осуществления гражданами доплаты за предоставляемые жилые помещения.
Указанные рекомендации носят общий рекомендательный характер, адресованы исключительно субъектам РФ и органам местного самоуправления и не содержат правовых норм, затрагивающих права и обязанности граждан.
Кроме того, как Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства, так и Методические рекомендации по разработке региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 01 января 2017 года, утвержденные Приказом Минстроя России от 31 января 2019 года N 65/пр, не относятся к актам нормативного характера, а являются лишь разъяснением по применению норм права.
После подписания истцом и ответчиком спорных соглашения от 20.02.2019 года и договора от 10.02.2020 года существенного изменения обстоятельств не произошло. Никаких изменений в нормативные акты, которыми бы на ответчика, как собственника аварийного жилья, возлагалась обязанность по выплате разницы между стоимостью квартиры в новом доме и размером возмещения за изымаемое аварийное жилье, не вносилось. Ни федеральным, ни региональным законодательством такая доплата не предусмотрена. Условия спорных договора и соглашения ответчиком соблюдаются. Учитывая изложенное, суд не находит оснований для расторжения спорных договора и соглашения.
В соответствии с п.2 ст.452 ГК РФ, требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.
Ответчик полагает, что истцом, в нарушение положений п.2 ст.452 ГК РФ требование о расторжении спорных соглашения и договора заявлено в суд до получения ее отказа на предложение изменить или расторгнуть договор.
Ответчик ФИО2 ответила на обращение администрации МО г.Собинка в ее адрес (от 04.12.2020 года № 01-35-3115) с предложением оплатить разницу между стоимостью квартиры в новом доме, размером возмещения и суммой определенной договором, в размере 589 058 рублей, что судом расценивается как доказательства, подтверждающие принятие администрацией мер по урегулированию спора с ответчиком, предусмотренных пунктом 2 статьи 452.
Исходя из изложенного, представленных по делу доказательств, а также положений законодательства, подлежащих применению к спорным правоотношениям, учитывая отсутствие правовых оснований для расторжения договора и соглашения, а также отсутствие предусмотренных законом оснований для возложения на собственника изымаемого жилого помещения обязанности доплаты разницы между стоимостью изымаемого и вновь предоставляемого жилого помещения, суд не находит оснований для удовлетворения иска.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 -199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования администрации МО г. Собинка Собинского района к ФИО2 о расторжении соглашения о предоставлении жилого помещения в новом многоквартирном доме взамен изымаемого в жилом многоквартирном доме, признанном аварийным, расторжении договора о выплате возмещения за дополнительную площадь оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Собинский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья: /подпись/ И.В. Кондратьева