ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1-1/2021 от 02.03.2021 Осташковского городского суда (Тверская область)

Дело № 2-1-1/2021 Решение в окончательной форме

принято 02 марта 2021 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п. Пено Тверской области 24 февраля 2021 года

Осташковский межрайонный суд Тверской области в составе председательствующего судьи Филипповой Н.Н.,

при секретаре Рейверт Т.А.,

с участием истца, ответчика ФИО1 и ее представителя ФИО2,

ответчика, истца ФИО3 и ее представителя ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО5 к ФИО6, ФИО3, Администрации Пеновского муниципального округа Тверской области, ФИО7 ю, ФИО8, ФИО9, ФИО10 об устранении препятствий в пользовании земельным участком и об установлении границ земельного участка, и встречному исковому заявлению ФИО6 и ФИО3 к ФИО5, ФИО7 ю, ФИО8, ФИО9, ФИО10 и Администрации Пеновского муниципального округа Тверской области об установлении границ земельного участка и исключении из государственного кадастра недвижимости сведений об описании места расположения границ участка и координатах характерных поворотных точек,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 с учетом увеличения в порядке ст. 39 ГПК РФ исковых требований обратилась в суд с исковым заявлением к ФИО6 и ФИО3 об устранении препятствий в пользовании земельным участком и об установлении границ земельного участка.

Свои требования мотивировала тем, что она является собственницей земельного участка площадью 1308,47 кв.м., кадастровый по адресу: <адрес>; на протяжении длительного времени у нее с ФИО14 сложились конфликтные отношения, поскольку они захватили часть принадлежащего ей земельного участка, изменив границы земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес>, в связи с чем она обращалась в различные организации; 22.06.2018 орган муниципального земельного контроля по соблюдению обязательных требований земельного законодательства Администрации Пеновского района была проведена внеплановая проверка, в ходе которой было установлено, что в действиях ответчиков выявлены нарушения ст. 25, 26, 39.1 Земельного кодекса РФ в связи с самовольным занятием и использованием части земли, находящейся в собственности другого лица; 06.06.2019 проверкой было установлено нарушение земельного законодательства в результате установки ответчиками забора за пределами земельного участка с кадастровым номером площадью 43,74 кв.м.; 29.06.2019 специалистами ООО «Землеустроитель» произведена установка межевых знаков на границе земельного участка с кадастровым номером ; она не может установить забор по границе с земельным участком ответчиков, поскольку на этой границе находится имущество Ц-вых, в связи с чем просит устранить препятствия в пользовании её земельным участком и обязать ответчиков ФИО3 и ФИО6 в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу убрать с земельного участка складированный пакет пиломатериалов (доски), лодку «Казанку», металлическую конструкцию, металлическую сетку, автомобильные покрышки и металлические бочки в количестве 8 штук, и установить границы земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес>, по координатам, содержащимся в ЕГРН - номер характерной точки 1 координаты <данные изъяты>, номер характерной точки 2 координаты <данные изъяты>.

Определением Осташковского межрайонного суда Тверской области от 21.11.2019 к участию в настоящем гражданском деле привлечены соответчики Администрация Пеновского района Тверской области, ФИО7, ФИО8, ФИО9 и ФИО10, в качестве 3-го лица, не заявляющего самостоятельных требований – ФГБУ «ФКП «Росреестра».

При рассмотрении дела ответчики ФИО3 и ФИО6 предъявили встречные исковые требования к ФИО1, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10 и Администрации Пеновского района Тверской области об установлении фактических границ земельного участка и исключении из государственного кадастра недвижимости сведений об описании места расположения границ участка и координатах характерных поворотных точек.

Встречные исковые требования мотивированы тем, что ФИО3 и ФИО6 являются собственниками земельного участка площадью 1171 кв.м. кадастровый по адресу: <адрес>; участок огорожен со всех сторон, кроме межи по участку с кадастровым номером , принадлежащем ФИО1, с которой постоянно возникают споры по границе между участками; в ходе землеустроительной экспертизы было установлено, что фактические границы участков не соответствуют их границам в ЕГРН, так как межевание спорных земельных участков в соответствии с требованиями действующего законодательства не производилось; при этом в экспертизе отражены фактические границы земельных участков в системе координат МСК-69, в связи с чем просят установить границы земельного участка, принадлежащего ФИО6 и ФИО3 согласно каталога координат поворотных точек и длины линий фактических границ земельного участка по следующим координатам:

Обозначение характерных точек границы

Координаты, м.

Х

Y

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Обозначение части границы

Горизонтальное положение (8), м

От т.

До т.

и исключить из государственного кадастра недвижимости сведения об описании места расположения границ участка и координатах характерных поворотных точек земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес>, принадлежащего ФИО1

Определением Осташковского межрайонного суда Тверской области от 29.01.2021 ответчик Администрация Пеновского района Тверской области заменен на Администрацию Пеновского муниципального округа Тверской области.

В судебном заседании истец, по встречному иску ответчик ФИО1 и ее представитель ФИО2 заявленные исковые требования по первоначальному иску поддержали, просили иск удовлетворить, встречные исковые требования не признали, мотивируя тем, что истцами по встречному иску избран ненадлежащий способ защиты своего права, они не просят исправить реестровую ошибку в описании границ своего участка с кадастровым номером , при том, что земельный участок поставлен на кадастровый учет 12.04.2005 и сведения о границах внесены в ЕГРН, в заключении землеустроительной экспертизы эксперт категоричного вывода о наличии реестровой ошибки в общей границе земельных участков и не сделала, и не указала, в чем она заключается, экспертиза проведена путем сравнения фактической площади земельных участков с указанной в правоустанавливающих документах, однако имеется другая схема земельного участка с кадастровым номером , из которой следует, что конфигурация данного земельного участка с 2001 года изменилась, в результате чего изменилась и площадь земельного участка в сторону уменьшения, в связи с чем имеются основания считать, что истцы по встречному иску сами уменьшили фактическую площадь земельного участка и пытаются образовавшуюся разницу компенсировать частично за счет земельного участка ФИО1

Ответчик, по встречному иску истец ФИО3 и ее представитель ФИО4 в судебном заседании встречные исковые требования поддержали полностью, просили их удовлетворить, исковые требования ФИО1 не признали, мотивируя тем, что фактическая граница между смежными земельными участками Скворцовой и Ц-вых образовалась очень давно, на ней ранее был поставлен забор, данная граница устраивала и ФИО11, и Ц-вых, поэтому необходимо оставить фактическую границу между земельными участками, так как межевание спорных земельных участков в соответствии с требованиями действующего законодательства не производилось.

Ответчик, по встречному исковому требованию истец ФИО6 в судебное заседание не явилась, о времени и месте его проведения извещена надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не сообщила и не просила не рассматривать дело в её отсутствие, в связи с чем дело на основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ рассмотрено в её отсутствие.

Ответчики ФИО7, ФИО8, ФИО9 и ФИО10, а также представитель ответчика Администрации Пеновского муниципального округа Тверской области в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не сообщили и не просили не рассматривать дело в их отсутствие, возражений на иск не представили, в связи с чем дело на основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ рассмотрено в их отсутствие.

Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области и ФГБУ «ФКП «Росреестра» - в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом.

Выслушав стороны, исследовав письменные доказательства, суд считает исковые требования ФИО12 подлежащими удовлетворению частично, а встречные исковые требования ФИО14 не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

При рассмотрении дела установлено, что ФИО1 является собственником земельного участка площадью 1308,47 кв.м., кадастровый по адресу: <адрес>, категория: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, площадь земельного участка 1308 кв.м., дата присвоения кадастрового номера ДД.ММ.ГГГГ, (т. 1 л.д. 16-19, 20).

Спорный земельный участок с кадастровым номером расположен по адресу: <адрес>, категория: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, площадь земельного участка 1171 кв.м., дата присвоения кадастрового номера 12.04.2005, сведения о зарегистрированных правах: общая долевая собственность ФИО3 <данные изъяты> и ФИО6 <данные изъяты> (т. 1 л.д. 36-56).

Вышеуказанные обстоятельства также подтверждены кадастровыми делами объектов недвижимости - земельных участков с кадастровыми номерами и (т.1 л.д. 35, 36-56, 57-70).

Смежными с указанными объектами недвижимости земельными участками являются земельные участки с кадастровыми номерами (ФИО7), (ФИО8), (ФИО10), 2 (ФИО9).

По границе смежных земельных участков с кадастровыми номерами (собственник ФИО1) и (собственники Ц-вы) какого-либо ограждения не имеется.

Земельные участки с кадастровыми номерами (собственник ФИО1) и 69:25:0070125:18 (собственники Ц-вы) поставлены на кадастровый учет с определением границ. Землеустроительных работ по уточнению границ земельных участков сторонами с момента регистрации права собственности не производилось.

06.06.2019 на основании обращения ФИО1 проводилась проверка соблюдения земельного законодательства ФИО14, по результатам которой установлены нарушения земельного законодательства, выразившееся в самовольном занятии части земельного участка в кадастровом квартале площадью 43,74 кв.м., которое произошло в результате установки части забора с северной стороны земельного участка с кадастровым номером за границами отвода земельного участка (т. 1 л.д. 89).

27.06.2019 специалистами ООО «Землеустроитель» на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес>, принадлежащем ФИО1, произведена установка межевых знаков (т. 1 л.д. 24, 89).

27.06.2019 специалистами ООО «Землеустроитель» на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес>, принадлежащем ФИО14 также произведена установка межевых знаков (т. 1 л.д. 89, 99).

Согласно ст. 11, 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права и восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 7 ст. 1 Федерального закона N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества является внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.

Согласно ст. 14 настоящего Закона основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки.

В соответствии со ст. 11.1 ЗК РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

В соответствии со ст. 60 ЗК РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях: признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок; самовольного занятия земельного участка; в иных предусмотренных федеральными законами случаях.

Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем: восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на адрес кадастровый номер, присваиваемый органом регистрации прав.

Каждая запись о праве на объект недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, об ограничении права или обременении объекта недвижимости идентифицируется неизменяемым, не повторяющимся во времени и на адрес номером регистрации.

Согласно п. 2 ст. 8 настоящего Федерального закона к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.

В соответствии с п. 1 ст. 14 ФЗ N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Согласно ст. 43 Федеральному закону N 218 "О Государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (далее уточнение границ земельного участка).

Если при государственном кадастровом учете в связи с уточнением местоположения части границ земельного участка, которая одновременно является общей (смежной) частью границ других земельных участков, и (или) изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о смежных с ним земельных участках, орган регистрации прав одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о местоположении границ (частей границ) и площади указанных смежных земельных участков. При этом представление дополнительных заявлений о государственном кадастровом учете изменений в сведениях, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, в отношении указанных смежных земельных участков не требуется. В указанном случае местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.

В соответствии с п. 3 ст. 61 Федерального закона N 218 "О Государственной регистрации недвижимости", воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.

В силу п. 4 ст. 61 Федерального закона N 218 "О Государственной регистрации недвижимости", в случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда. В суд с заявлением об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав.

В соответствии с п. 6 ст. 61 Федерального закона N 218 "О Государственной регистрации недвижимости", орган регистрации прав при обнаружении реестровой ошибки в описании местоположения границ земельных участков принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки. Орган регистрации прав не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки. Порядок и способы направления органом регистрации прав данного решения в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования. Суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа регистрации прав, вправе принять решение об исправлении реестровой ошибки в описании местоположения границ земельных участков.

В силу ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Согласно ст. 301 ГК РФ, собственник вправе истребовать имущество из чужого незаконного владения, ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Согласно ч. 1 ст. 25 Земельного Кодекса РФ, права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

В соответствии с ч. 1 ст. 26 Земельного Кодекса РФ, права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

В соответствии с п. 10 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

На основании ч.4 ст.6 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» для ведения государственного кадастра недвижимости используются установленные в отношении кадастровых округов местные системы координат с определенными для них параметрами перехода к единой государственной системе координат, а в установленных органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений случаях используется единая государственная система координат.

В силу ч.4 ст.6 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» для ведения Единого государственного реестра недвижимости используются установленные в отношении кадастровых округов местные системы координат с определенными для них параметрами перехода к единой государственной системе координат, а в установленных органом нормативно-правового регулирования случаях используется единая государственная система координат.

Согласно ч.1 ст.39 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.

Аналогичная норма сохранена и в ч.1 ст.39 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (в редакции от 03.07.2016 года), вступившим в силу с 01.01.2017 года.

Как следует из ч.5 ст.40 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», ч.5 ст.40 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (в редакции от 03.07.2016 года), вступившим в силу с 01.01.2017 года, споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п.2 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, об установлении границ земельного участка.

В силу п.9 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Для разрешения настоящего спора судом назначена и проведена землеустроительная экспертиза, проведение которой поручено ООО «ГеоЛайф» эксперту Е.М.

Как следует из заключения землеустроительной экспертизы от 11.03.2020 (т. 2 л.д. 45-84), при визуальном обследовании спорных земельных участков с кадастровыми номерами и установлено, что их общая смежная граница на местности не закреплена (отсутствуют объекты искусственного или естественного происхождения, позволяющие определить на местности местоположение границы с достаточной точностью). Между участками натянута нить, обозначающая местоположение границы между этими участками согласно сведениям ЕГРН. Со стороны земельного участка (Ц-вы) по спорной границе с северной (фасадной) части участка расположены хозяйственные постройки. Со стороны земельного участка (ФИО1) по спорной границе в его южной (задней) части расположен колодец. В районе хозяйственных построек ФИО14 складирован строительный материал и металлические бочки. Местоположение фактической границы между спорными земельными участками определено условно по причине того, что объекты искусственного или естественного происхождения, позволяющие точно определить местоположение данной границы, на местности отсутствуют.

По результатам измерений и расчетов фактические площади участков составили: земельного участка – 1116 кв.м., что на 55 кв.м. меньше его площади по сведениям ЕГРН (значительное уменьшение площади участка (на 48 кв.м.) возникло по причине того, что его северо-западная часть, входящая в состав участка по сведениям ЕГРН, не огорожена и потому в ходе экспертизы не была включена в состав его фактических границ; земельного участка – 1318 кв.м., что на 10 кв.м. больше его площади по сведениям ЕГРН.

Фактические границы спорных земельных участков не соответствуют их границам, содержащимся в сведениях ЕГРН, что обусловлено ошибочностью сведений ЕГРН – местоположение кадастровых границ участков определено с точностью ниже допустимой, так как межевание спорных участков не проводилось и сведения о местоположении границ внесены на основании результатов инвентаризации земель населенного пункта Пено.

Кроме того, по делу тем же экспертом проведена дополнительная судебная землеустроительная экспертиза (т. 2 л.д. 191-209), по результатам проведения которой экспертом установлено, что складированный пакет пиломатериалов (доски) преимущественно расположен в границах земельного участка , и незначительной своей частью (северо-западной) на земельном участке ; лодка «Казанка» находится как в границах земельного участка , так и в границах участка 19 практически в равном соотношении; металлическая сетка также расположена в границах обоих спорных участков: бухта металлической сетки полностью находится в границах участка ; разбухтованная (размотанная) часть в основном расположена в границах участка и частично в границах участка ; часть сетки, прикрепленная к металлическим столбам в качестве ограждения, расположена в границах земельных участков и .

Оснований ставить под сомнение данные заключения, у суда не имеется. Из заключений эксперта следует, что при их проведении были исследованы материалы настоящего гражданского дела, организован выезд на спорные земельные участки, были созданы пункты съемочного обоснования при использовании геодезических приборов, имеющих необходимые свидетельства об их поверках. Экспертизы проведены экспертом-землеустроителем Е.М., квалификация которого подтверждена документами, соответствующими установленным требованиям законодательства для производства судебной экспертизы, предупрежденного об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ.

При этом суд учитывает, что при проведении экспертизы экспертом не установлен факт наличия какой-либо реестровой (кадастровой ошибки) либо факт наложения (пересечения) кадастровых границ земельных участков с кадастровыми номерами (собственник ФИО1) и 18 (собственники ФИО14).

Согласно ст. 2 ГПК РФ задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений. Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду.

Установление судом границ земельного участка позволяет провести его окончательную индивидуализацию и поставить его на соответствующий государственный учет, создает определенность в отношениях по использованию заинтересованными лицами смежных земельных участков.

В соответствии со ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

В силу ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Оценив в совокупности представленные доказательства, заключения землеустроительных экспертиз, разрешая первоначальные требования истца ФИО1 об устранении препятствий в пользовании принадлежащим ей земельным участком и об установлении его границ, суд считает, что совокупность представленных сторонами доказательств позволяет прийти к выводу о том, что предметы имущества Ц-вых: складированный пакет пиломатериалов (доски), лодка «Казанка», металлическая конструкция, металлическая сетка, автомобильные покрышки и металлические бочки в количестве 8 штук, действительно частично находятся на земельном участке с кадастровым номером , принадлежащем ФИО1, что препятствует последней в осуществлении всех прав собственника в отношении принадлежащего ему имущества, в связи с чем указанные исковые требования подлежат удовлетворению.

Разрешая первоначальные исковые требования ФИО1 об установлении границы земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес>, по координатам, содержащимся в ЕГРН - номер характерной точки 1 координаты <данные изъяты>, номер характерной точки 2 координаты Х <данные изъяты>, суд учитывает, что площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость. При рассмотрении настоящего дела достоверно установлено, что земельный участок с кадастровым номером в системе координат МСК-69 имеет 5 характерных точек границы, и установить границы данного земельного участка по 2-точкам с указанными истцом ФИО1 координатами невозможно, в связи с чем в удовлетворении исковых требований ФИО1 об установлении границы земельного участка необходимо отказать.

При разрешении встречных исковых требований ФИО13 к ФИО1, а также к ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10 и Администрации Пеновского муниципального округа Тверской области об установлении фактических границ земельного участка и исключении из государственного кадастра недвижимости сведений об описании места расположения границ участка и координатах характерных поворотных точек земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес>, принадлежащего ФИО1, суд учитывает, что при рассмотрении дела вопрос о признании местоположения смежной границы земельных участков ФИО1 и ФИО13 технической или реестровой ошибкой сторонами не ставился, предметом рассмотрения настоящего спора не являлся, фактов наложения (пересечения) смежной между земельными участками ФИО1 и ФИО13 при рассмотрении дела не установлено.

Учитывая вышеизложенное, а также то, что сведения о границах земельных участков истца и ответчиков внесены в Единый государственный реестр недвижимости, суд считает, что предложенный стороной встречных истцов ФИО13 вариант установления границ спорного земельного участка не в полной мере учитывает права и законные интересы как сторон, так и иных смежных землепользователей, может повлечь изменение сведений о границах смежных земельных участков, и оснований для внесения изменений в Единый государственный реестр недвижимости о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес>, при рассмотрении настоящего дела не установлено, в связи с чем в удовлетворении встречных исковых требований необходимо отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО5 удовлетворить частично.

Устранить препятствия в пользовании земельным участком с кадастровым номером по адресу: <адрес>, обязав ФИО3 и ФИО6 в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу убрать с земельного участка складированный пакет пиломатериалов (доски), лодку «Казанку», металлическую конструкцию, металлическую сетку, автомобильные покрышки и металлические бочки в количестве 8 штук.

В удовлетворении исковых требований об установлении границы земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес>, по координатам, содержащимся в ЕГРН - номер характерной точки 1 координаты <данные изъяты>, номер характерной точки 2 координаты <данные изъяты>ФИО5 отказать.

В удовлетворении встречных исковых требований ФИО6 и ФИО3 к ФИО5, ФИО7 ю, ФИО8, ФИО9, ФИО10 и Администрации Пеновского муниципального округа <адрес> об установлении фактических границ земельного участка и исключении из государственного кадастра недвижимости сведений об описании места расположения границ участка и координатах характерных поворотных точек земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес>, принадлежащего ФИО1, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд с подачей жалобы через Осташковский межрайонный суд Тверской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме – 02 марта 2021 года.

Судья Н.Н. Филиппова

Дело № 2-1-1/2021 Решение в окончательной форме

принято 02 марта 2021 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п. Пено Тверской области 24 февраля 2021 года

Осташковский межрайонный суд Тверской области в составе председательствующего судьи Филипповой Н.Н.,

при секретаре Рейверт Т.А.,

с участием истца, ответчика ФИО1 и ее представителя ФИО2,

ответчика, истца ФИО3 и ее представителя ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО5 к ФИО6, ФИО3, Администрации Пеновского муниципального округа Тверской области, ФИО7 ю, ФИО8, ФИО9, ФИО10 об устранении препятствий в пользовании земельным участком и об установлении границ земельного участка, и встречному исковому заявлению ФИО6 и ФИО3 к ФИО5, ФИО7 ю, ФИО8, ФИО9, ФИО10 и Администрации Пеновского муниципального округа Тверской области об установлении границ земельного участка и исключении из государственного кадастра недвижимости сведений об описании места расположения границ участка и координатах характерных поворотных точек,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 с учетом увеличения в порядке ст. 39 ГПК РФ исковых требований обратилась в суд с исковым заявлением к ФИО6 и ФИО3 об устранении препятствий в пользовании земельным участком и об установлении границ земельного участка.

Свои требования мотивировала тем, что она является собственницей земельного участка площадью 1308,47 кв.м., кадастровый по адресу: <адрес>; на протяжении длительного времени у нее с ФИО14 сложились конфликтные отношения, поскольку они захватили часть принадлежащего ей земельного участка, изменив границы земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес>, в связи с чем она обращалась в различные организации; 22.06.2018 орган муниципального земельного контроля по соблюдению обязательных требований земельного законодательства Администрации Пеновского района была проведена внеплановая проверка, в ходе которой было установлено, что в действиях ответчиков выявлены нарушения ст. 25, 26, 39.1 Земельного кодекса РФ в связи с самовольным занятием и использованием части земли, находящейся в собственности другого лица; 06.06.2019 проверкой было установлено нарушение земельного законодательства в результате установки ответчиками забора за пределами земельного участка с кадастровым номером площадью 43,74 кв.м.; 29.06.2019 специалистами ООО «Землеустроитель» произведена установка межевых знаков на границе земельного участка с кадастровым номером ; она не может установить забор по границе с земельным участком ответчиков, поскольку на этой границе находится имущество Ц-вых, в связи с чем просит устранить препятствия в пользовании её земельным участком и обязать ответчиков ФИО3 и ФИО6 в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу убрать с земельного участка складированный пакет пиломатериалов (доски), лодку «Казанку», металлическую конструкцию, металлическую сетку, автомобильные покрышки и металлические бочки в количестве 8 штук, и установить границы земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес>, по координатам, содержащимся в ЕГРН - номер характерной точки 1 координаты <данные изъяты>, номер характерной точки 2 координаты <данные изъяты>.

Определением Осташковского межрайонного суда Тверской области от 21.11.2019 к участию в настоящем гражданском деле привлечены соответчики Администрация Пеновского района Тверской области, ФИО7, ФИО8, ФИО9 и ФИО10, в качестве 3-го лица, не заявляющего самостоятельных требований – ФГБУ «ФКП «Росреестра».

При рассмотрении дела ответчики ФИО3 и ФИО6 предъявили встречные исковые требования к ФИО1, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10 и Администрации Пеновского района Тверской области об установлении фактических границ земельного участка и исключении из государственного кадастра недвижимости сведений об описании места расположения границ участка и координатах характерных поворотных точек.

Встречные исковые требования мотивированы тем, что ФИО3 и ФИО6 являются собственниками земельного участка площадью 1171 кв.м. кадастровый по адресу: <адрес>; участок огорожен со всех сторон, кроме межи по участку с кадастровым номером , принадлежащем ФИО1, с которой постоянно возникают споры по границе между участками; в ходе землеустроительной экспертизы было установлено, что фактические границы участков не соответствуют их границам в ЕГРН, так как межевание спорных земельных участков в соответствии с требованиями действующего законодательства не производилось; при этом в экспертизе отражены фактические границы земельных участков в системе координат МСК-69, в связи с чем просят установить границы земельного участка, принадлежащего ФИО6 и ФИО3 согласно каталога координат поворотных точек и длины линий фактических границ земельного участка по следующим координатам:

Обозначение характерных точек границы

Координаты, м.

Х

Y

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Обозначение части границы

Горизонтальное положение (8), м

От т.

До т.

и исключить из государственного кадастра недвижимости сведения об описании места расположения границ участка и координатах характерных поворотных точек земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес>, принадлежащего ФИО1

Определением Осташковского межрайонного суда Тверской области от 29.01.2021 ответчик Администрация Пеновского района Тверской области заменен на Администрацию Пеновского муниципального округа Тверской области.

В судебном заседании истец, по встречному иску ответчик ФИО1 и ее представитель ФИО2 заявленные исковые требования по первоначальному иску поддержали, просили иск удовлетворить, встречные исковые требования не признали, мотивируя тем, что истцами по встречному иску избран ненадлежащий способ защиты своего права, они не просят исправить реестровую ошибку в описании границ своего участка с кадастровым номером , при том, что земельный участок поставлен на кадастровый учет 12.04.2005 и сведения о границах внесены в ЕГРН, в заключении землеустроительной экспертизы эксперт категоричного вывода о наличии реестровой ошибки в общей границе земельных участков и не сделала, и не указала, в чем она заключается, экспертиза проведена путем сравнения фактической площади земельных участков с указанной в правоустанавливающих документах, однако имеется другая схема земельного участка с кадастровым номером , из которой следует, что конфигурация данного земельного участка с 2001 года изменилась, в результате чего изменилась и площадь земельного участка в сторону уменьшения, в связи с чем имеются основания считать, что истцы по встречному иску сами уменьшили фактическую площадь земельного участка и пытаются образовавшуюся разницу компенсировать частично за счет земельного участка ФИО1

Ответчик, по встречному иску истец ФИО3 и ее представитель ФИО4 в судебном заседании встречные исковые требования поддержали полностью, просили их удовлетворить, исковые требования ФИО1 не признали, мотивируя тем, что фактическая граница между смежными земельными участками Скворцовой и Ц-вых образовалась очень давно, на ней ранее был поставлен забор, данная граница устраивала и ФИО11, и Ц-вых, поэтому необходимо оставить фактическую границу между земельными участками, так как межевание спорных земельных участков в соответствии с требованиями действующего законодательства не производилось.

Ответчик, по встречному исковому требованию истец ФИО6 в судебное заседание не явилась, о времени и месте его проведения извещена надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не сообщила и не просила не рассматривать дело в её отсутствие, в связи с чем дело на основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ рассмотрено в её отсутствие.

Ответчики ФИО7, ФИО8, ФИО9 и ФИО10, а также представитель ответчика Администрации Пеновского муниципального округа Тверской области в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не сообщили и не просили не рассматривать дело в их отсутствие, возражений на иск не представили, в связи с чем дело на основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ рассмотрено в их отсутствие.

Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области и ФГБУ «ФКП «Росреестра» - в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом.

Выслушав стороны, исследовав письменные доказательства, суд считает исковые требования ФИО12 подлежащими удовлетворению частично, а встречные исковые требования ФИО14 не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

При рассмотрении дела установлено, что ФИО1 является собственником земельного участка площадью 1308,47 кв.м., кадастровый по адресу: <адрес>, категория: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, площадь земельного участка 1308 кв.м., дата присвоения кадастрового номера ДД.ММ.ГГГГ, (т. 1 л.д. 16-19, 20).

Спорный земельный участок с кадастровым номером расположен по адресу: <адрес>, категория: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, площадь земельного участка 1171 кв.м., дата присвоения кадастрового номера 12.04.2005, сведения о зарегистрированных правах: общая долевая собственность ФИО3 <данные изъяты> и ФИО6 <данные изъяты> (т. 1 л.д. 36-56).

Вышеуказанные обстоятельства также подтверждены кадастровыми делами объектов недвижимости - земельных участков с кадастровыми номерами и (т.1 л.д. 35, 36-56, 57-70).

Смежными с указанными объектами недвижимости земельными участками являются земельные участки с кадастровыми номерами (ФИО7), (ФИО8), (ФИО10), 2 (ФИО9).

По границе смежных земельных участков с кадастровыми номерами (собственник ФИО1) и (собственники Ц-вы) какого-либо ограждения не имеется.

Земельные участки с кадастровыми номерами (собственник ФИО1) и 69:25:0070125:18 (собственники Ц-вы) поставлены на кадастровый учет с определением границ. Землеустроительных работ по уточнению границ земельных участков сторонами с момента регистрации права собственности не производилось.

06.06.2019 на основании обращения ФИО1 проводилась проверка соблюдения земельного законодательства ФИО14, по результатам которой установлены нарушения земельного законодательства, выразившееся в самовольном занятии части земельного участка в кадастровом квартале площадью 43,74 кв.м., которое произошло в результате установки части забора с северной стороны земельного участка с кадастровым номером за границами отвода земельного участка (т. 1 л.д. 89).

27.06.2019 специалистами ООО «Землеустроитель» на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес>, принадлежащем ФИО1, произведена установка межевых знаков (т. 1 л.д. 24, 89).

27.06.2019 специалистами ООО «Землеустроитель» на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес>, принадлежащем ФИО14 также произведена установка межевых знаков (т. 1 л.д. 89, 99).

Согласно ст. 11, 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права и восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 7 ст. 1 Федерального закона N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества является внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.

Согласно ст. 14 настоящего Закона основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки.

В соответствии со ст. 11.1 ЗК РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

В соответствии со ст. 60 ЗК РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях: признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок; самовольного занятия земельного участка; в иных предусмотренных федеральными законами случаях.

Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем: восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на адрес кадастровый номер, присваиваемый органом регистрации прав.

Каждая запись о праве на объект недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, об ограничении права или обременении объекта недвижимости идентифицируется неизменяемым, не повторяющимся во времени и на адрес номером регистрации.

Согласно п. 2 ст. 8 настоящего Федерального закона к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.

В соответствии с п. 1 ст. 14 ФЗ N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Согласно ст. 43 Федеральному закону N 218 "О Государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (далее уточнение границ земельного участка).

Если при государственном кадастровом учете в связи с уточнением местоположения части границ земельного участка, которая одновременно является общей (смежной) частью границ других земельных участков, и (или) изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о смежных с ним земельных участках, орган регистрации прав одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о местоположении границ (частей границ) и площади указанных смежных земельных участков. При этом представление дополнительных заявлений о государственном кадастровом учете изменений в сведениях, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, в отношении указанных смежных земельных участков не требуется. В указанном случае местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.

В соответствии с п. 3 ст. 61 Федерального закона N 218 "О Государственной регистрации недвижимости", воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.

В силу п. 4 ст. 61 Федерального закона N 218 "О Государственной регистрации недвижимости", в случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда. В суд с заявлением об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав.

В соответствии с п. 6 ст. 61 Федерального закона N 218 "О Государственной регистрации недвижимости", орган регистрации прав при обнаружении реестровой ошибки в описании местоположения границ земельных участков принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки. Орган регистрации прав не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки. Порядок и способы направления органом регистрации прав данного решения в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования. Суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа регистрации прав, вправе принять решение об исправлении реестровой ошибки в описании местоположения границ земельных участков.

В силу ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Согласно ст. 301 ГК РФ, собственник вправе истребовать имущество из чужого незаконного владения, ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Согласно ч. 1 ст. 25 Земельного Кодекса РФ, права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

В соответствии с ч. 1 ст. 26 Земельного Кодекса РФ, права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

В соответствии с п. 10 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

На основании ч.4 ст.6 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» для ведения государственного кадастра недвижимости используются установленные в отношении кадастровых округов местные системы координат с определенными для них параметрами перехода к единой государственной системе координат, а в установленных органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений случаях используется единая государственная система координат.

В силу ч.4 ст.6 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» для ведения Единого государственного реестра недвижимости используются установленные в отношении кадастровых округов местные системы координат с определенными для них параметрами перехода к единой государственной системе координат, а в установленных органом нормативно-правового регулирования случаях используется единая государственная система координат.

Согласно ч.1 ст.39 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.

Аналогичная норма сохранена и в ч.1 ст.39 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (в редакции от 03.07.2016 года), вступившим в силу с 01.01.2017 года.

Как следует из ч.5 ст.40 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», ч.5 ст.40 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (в редакции от 03.07.2016 года), вступившим в силу с 01.01.2017 года, споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п.2 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, об установлении границ земельного участка.

В силу п.9 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Для разрешения настоящего спора судом назначена и проведена землеустроительная экспертиза, проведение которой поручено ООО «ГеоЛайф» эксперту Е.М.

Как следует из заключения землеустроительной экспертизы от 11.03.2020 (т. 2 л.д. 45-84), при визуальном обследовании спорных земельных участков с кадастровыми номерами и установлено, что их общая смежная граница на местности не закреплена (отсутствуют объекты искусственного или естественного происхождения, позволяющие определить на местности местоположение границы с достаточной точностью). Между участками натянута нить, обозначающая местоположение границы между этими участками согласно сведениям ЕГРН. Со стороны земельного участка (Ц-вы) по спорной границе с северной (фасадной) части участка расположены хозяйственные постройки. Со стороны земельного участка (ФИО1) по спорной границе в его южной (задней) части расположен колодец. В районе хозяйственных построек ФИО14 складирован строительный материал и металлические бочки. Местоположение фактической границы между спорными земельными участками определено условно по причине того, что объекты искусственного или естественного происхождения, позволяющие точно определить местоположение данной границы, на местности отсутствуют.

По результатам измерений и расчетов фактические площади участков составили: земельного участка – 1116 кв.м., что на 55 кв.м. меньше его площади по сведениям ЕГРН (значительное уменьшение площади участка (на 48 кв.м.) возникло по причине того, что его северо-западная часть, входящая в состав участка по сведениям ЕГРН, не огорожена и потому в ходе экспертизы не была включена в состав его фактических границ; земельного участка – 1318 кв.м., что на 10 кв.м. больше его площади по сведениям ЕГРН.

Фактические границы спорных земельных участков не соответствуют их границам, содержащимся в сведениях ЕГРН, что обусловлено ошибочностью сведений ЕГРН – местоположение кадастровых границ участков определено с точностью ниже допустимой, так как межевание спорных участков не проводилось и сведения о местоположении границ внесены на основании результатов инвентаризации земель населенного пункта Пено.

Кроме того, по делу тем же экспертом проведена дополнительная судебная землеустроительная экспертиза (т. 2 л.д. 191-209), по результатам проведения которой экспертом установлено, что складированный пакет пиломатериалов (доски) преимущественно расположен в границах земельного участка , и незначительной своей частью (северо-западной) на земельном участке ; лодка «Казанка» находится как в границах земельного участка , так и в границах участка 19 практически в равном соотношении; металлическая сетка также расположена в границах обоих спорных участков: бухта металлической сетки полностью находится в границах участка ; разбухтованная (размотанная) часть в основном расположена в границах участка и частично в границах участка ; часть сетки, прикрепленная к металлическим столбам в качестве ограждения, расположена в границах земельных участков и .

Оснований ставить под сомнение данные заключения, у суда не имеется. Из заключений эксперта следует, что при их проведении были исследованы материалы настоящего гражданского дела, организован выезд на спорные земельные участки, были созданы пункты съемочного обоснования при использовании геодезических приборов, имеющих необходимые свидетельства об их поверках. Экспертизы проведены экспертом-землеустроителем Е.М., квалификация которого подтверждена документами, соответствующими установленным требованиям законодательства для производства судебной экспертизы, предупрежденного об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ.

При этом суд учитывает, что при проведении экспертизы экспертом не установлен факт наличия какой-либо реестровой (кадастровой ошибки) либо факт наложения (пересечения) кадастровых границ земельных участков с кадастровыми номерами (собственник ФИО1) и 18 (собственники ФИО14).

Согласно ст. 2 ГПК РФ задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений. Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду.

Установление судом границ земельного участка позволяет провести его окончательную индивидуализацию и поставить его на соответствующий государственный учет, создает определенность в отношениях по использованию заинтересованными лицами смежных земельных участков.

В соответствии со ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

В силу ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Оценив в совокупности представленные доказательства, заключения землеустроительных экспертиз, разрешая первоначальные требования истца ФИО1 об устранении препятствий в пользовании принадлежащим ей земельным участком и об установлении его границ, суд считает, что совокупность представленных сторонами доказательств позволяет прийти к выводу о том, что предметы имущества Ц-вых: складированный пакет пиломатериалов (доски), лодка «Казанка», металлическая конструкция, металлическая сетка, автомобильные покрышки и металлические бочки в количестве 8 штук, действительно частично находятся на земельном участке с кадастровым номером , принадлежащем ФИО1, что препятствует последней в осуществлении всех прав собственника в отношении принадлежащего ему имущества, в связи с чем указанные исковые требования подлежат удовлетворению.

Разрешая первоначальные исковые требования ФИО1 об установлении границы земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес>, по координатам, содержащимся в ЕГРН - номер характерной точки 1 координаты <данные изъяты>, номер характерной точки 2 координаты Х <данные изъяты>, суд учитывает, что площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость. При рассмотрении настоящего дела достоверно установлено, что земельный участок с кадастровым номером в системе координат МСК-69 имеет 5 характерных точек границы, и установить границы данного земельного участка по 2-точкам с указанными истцом ФИО1 координатами невозможно, в связи с чем в удовлетворении исковых требований ФИО1 об установлении границы земельного участка необходимо отказать.

При разрешении встречных исковых требований ФИО13 к ФИО1, а также к ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10 и Администрации Пеновского муниципального округа Тверской области об установлении фактических границ земельного участка и исключении из государственного кадастра недвижимости сведений об описании места расположения границ участка и координатах характерных поворотных точек земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес>, принадлежащего ФИО1, суд учитывает, что при рассмотрении дела вопрос о признании местоположения смежной границы земельных участков ФИО1 и ФИО13 технической или реестровой ошибкой сторонами не ставился, предметом рассмотрения настоящего спора не являлся, фактов наложения (пересечения) смежной между земельными участками ФИО1 и ФИО13 при рассмотрении дела не установлено.

Учитывая вышеизложенное, а также то, что сведения о границах земельных участков истца и ответчиков внесены в Единый государственный реестр недвижимости, суд считает, что предложенный стороной встречных истцов ФИО13 вариант установления границ спорного земельного участка не в полной мере учитывает права и законные интересы как сторон, так и иных смежных землепользователей, может повлечь изменение сведений о границах смежных земельных участков, и оснований для внесения изменений в Единый государственный реестр недвижимости о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес>, при рассмотрении настоящего дела не установлено, в связи с чем в удовлетворении встречных исковых требований необходимо отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО5 удовлетворить частично.

Устранить препятствия в пользовании земельным участком с кадастровым номером по адресу: <адрес>, обязав ФИО3 и ФИО6 в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу убрать с земельного участка складированный пакет пиломатериалов (доски), лодку «Казанку», металлическую конструкцию, металлическую сетку, автомобильные покрышки и металлические бочки в количестве 8 штук.

В удовлетворении исковых требований об установлении границы земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес>, по координатам, содержащимся в ЕГРН - номер характерной точки 1 координаты <данные изъяты>, номер характерной точки 2 координаты <данные изъяты>ФИО5 отказать.

В удовлетворении встречных исковых требований ФИО6 и ФИО3 к ФИО5, ФИО7 ю, ФИО8, ФИО9, ФИО10 и Администрации Пеновского муниципального округа <адрес> об установлении фактических границ земельного участка и исключении из государственного кадастра недвижимости сведений об описании места расположения границ участка и координатах характерных поворотных точек земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес>, принадлежащего ФИО1, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд с подачей жалобы через Осташковский межрайонный суд Тверской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме – 02 марта 2021 года.

Судья Н.Н. Филиппова

1версия для печатиДело № 2-1-1/2021 (2-1-5/2020; 2-1-43/2019;) ~ М-1-22/2019 (Решения)