гражданское дело № 2-1-204/2021 уникальный идентификатор дела 73RS0018-01-2021-000480-34 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации р.п. Радищево Радищевского 20 декабря 2021 года района Ульяновской области Радищевский районный суд Ульяновской области в составе: председательствующего судьи Можаевой Е.Н., при секретаре Грачевой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Радищевского района Ульяновской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Радищевский район» Ульяновской области, муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Радищевская средняя школа № 1 имени Героя Советского Союза Д.П.Полынкина» об обязании профинансировать и обеспечить вывесками, выполненными рельефно-точеным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, на основных путях следования второго и третьего этажах тактильно-контрастными указателями, направляющих и предупреждающих о возможных опасностях здание МБОУ «Радищевская СШ №1», У С Т А Н О В И Л: Прокурор Радищевского района Ульяновской области, действующий в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в Радищевский районный суд Ульяновской области с уточненным иском к администрации муниципального образования «Радищевский район» Ульяновской области, МБОУ «Радищевская средняя школа №1 имени Героя Советского Союза Д.П. Полынкина», в котором указаны следующие требования: - обязать администрацию муниципального образования «Радищевский район» Ульяновской области в срок до 01.04.2022 предусмотреть и обеспечить финансирование мероприятий по обеспечению здания МБОУ «Радищевская средняя школа №1 имени Героя Советского Союза Д.П. Полынкина», расположенное по адресу: <адрес> вывеской с планом здания, выполненной рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне; на основных путях следования второго и третьего этажах тактильно- контрастными указателями, направляющих и предупреждающих о возможных опасностях; - обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Радищевская средняя школа №1 имени Героя Советского Союза Д.П. Полынкина» в срок до 01.09.2021 обеспечить здание МБОУ «Радищевская средняя школа №1 имени Героя Советского Союза Д.П. Полынкина», расположенное по адресу: Ульяновская область, <адрес>, вывеской с названием организации и графиком работы, планом здания, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне; на основных путях следования второго и третьего этажах тактильно - контрастными указателями, направляющих и предупреждающих о возможных опасностях. В обоснование иска указал, что прокуратурой Радищевского района Ульяновской области проведена проверка соблюдения МБОУ «Радищевская средняя школа №1 имени Героя Советского Союза Д.П. Полынкина» (далее - МБОУ «Радищевская СШ №1»), расположенного по адресу: <адрес>, законодательства о защите прав инвалидов. Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации закреплено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В силу ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации отнесено, в том числе, материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами. Статьей 15 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности, дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля. Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2015 №1309 утвержден Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи. В силу п.3 Порядка руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается возможность беспрепятственного входа в объект и выхода из него, возможность самостоятельного передвижения по территории объекта. В соответствии с пп. «а» п.4 Порядка руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам условий доступности услуг, в том числе наличие при входе в объект вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне. Пунктом 5 ч.1 ст.9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено, что обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий относятся к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования. На основании п.11 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья. Согласно п.3 ч.1 ст. 17 Закона №131-Ф3 в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов осуществляют финансовое обеспечение муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд. В соответствии с Уставом МБОУ «Радищевская СШ №1» его учредителем является МО «Радищевский район» Ульяновской области, функции и полномочия которого осуществляет администрация МО «Радищевский район» Ульяновской области в лице отдела образования и дошкольного воспитания администрации МО «Радищевский район» Ульяновской области. Установлено, что при входе в здание МБОУ «Радищевская средняя школа №1», расположенного по адресу: <адрес>, отсутствует вывеска с названием организации и графиком работы, плана здания, выполненные рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне; на основных путях следования второго и третьего этажах здания отсутствуют тактильно-контрастные указатели направляющих и предупреждающих о возможных опасностях. Невыполнение МБОУ «Радищевская средняя школа №1» требований законодательства о защите прав инвалидов нарушает права неопределенного круга лиц, в том числе посетителей, лиц желающих получит образование на достойную жизнь и свободное развитие. В судебном заседании помощник прокурора Радищевского района Ульяновской области Табаков А.А. исковые требования уточнил, просил обязать администрацию МО «Радищевский район» Ульяновской области в срок до 01.04.2022 предусмотреть и обеспечить финансирование мероприятий по обеспечению здания МБОУ «Радищевская СШ №1», расположенное по адресу: <адрес>: вывеской с планом здания, выполненной рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне; на основных путях следования второго и третьего этажах тактильно - контрастными указателями, направляющих и предупреждающих о возможных опасностях. Обязать МБОУ «Радищевская СШ №1» в срок до 01.09.2022 обеспечить здание МБОУ «Радищевская СШ №1», расположенное по адресу: №, вывеской с названием организации и графиком работы, планом здания, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне; на основных путях следования второго и третьего этажах тактильно - контрастными указателями, направляющих и предупреждающих о возможных опасностях. Представители ответчика - администрации МО «Радищевский район» Ульяновской области Ульяновской области в судебное заседание не явились, вместе с тем, о дне, времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в письменном заявлении просили суд рассмотреть дело в их отсутствие. В отзыве на исковое заявление представитель администрации МО «Радищевский район» указала, что ознакомившись с исковым заявлением, администрация не признает заявленные требования. В соответствии со ст. 9.2. Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов), органов публичной власти федеральной территории или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с государственным (муниципальным) заданием. Бюджетное учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки. Образовательная организация «Радищевская СШ №1» является бюджетным учреждением. Финансирование образовательных учреждений района осуществляется через отдел образования и дошкольного воспитания администрации. Отдел образования и дошкольного воспитания является главным распорядителем бюджетных средств, которые поступают в отдел образования и дошкольного воспитания из отдела финансов администрации муниципального образования «Радищевский район» Ульяновской области. Отдел образования и дошкольного воспитания распределяет полученные средства по получателям бюджетных средств (школы, детские сады), согласно их заявок по статьям в пределах сметных назначений. Каждое учреждение получает средства на осуществление своей деятельности общей суммой. Согласно ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации. В связи с этим каждое образовательное учреждение самостоятельно распределяет полученные средства на достижение целей и задач, предусмотренных уставом образовательного учреждения. Администрация, как учредитель МБОУ «Радищевская СШ №1», несет только субсидиарную ответственность по обязательствам бюджетного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества бюджетного учреждения, на которое может быть обращено взыскание. Считает, что требование прокурора к администрации не подлежит удовлетворению. Представители ответчика МБОУ «Радищевская СШ №1» в судебное заседание не явились, вместе с тем, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в письменном заявлении просили рассмотреть дело в их отсутствие. В отзыве на исковое заявление представитель МБОУ «Радищевская СШ №1» Блинкова Е.А. указала, что образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. На основании Федерального закона от 05.12.2017 № 392-ФЗ Министерством образования и дошкольного воспитания Ульяновской области была проведена независимая оценка качества условий осуществления образовательной деятельности в разрезе организаций, а именно в отношении МБОУ «Радищевская СШ №1», проведенной в 2020 году. Недостатки, выявленные в ходе независимой оценки качества, условий оказания услуг организацией и сроком реализации мероприятий в 2021 году, утверждены в плане на 2021 год. В соответствии с вышеизложенным, был заключён договор № 12 от 13.07.2021 на изготовление вывески с названием организации и графиком работы, выполненным рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, по которому «Исполнитель» после оплаты обязуется не позднее 5-ти дней завершить работу и доставить «Заказчику». На данный момент, обязанности со стороны МБОУ «Радищевская СШ №1» по договору выполнены в полном объёме. Со стороны ООО «Оптполиграф» был выслан макет для утверждения изготовления вывески и дальнейшей работы по договору. Здание школы действительно не имеет плана здания, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, а также на основных путях следования второго и третьего этажа тактильно-контрастными указателями направляющих и предупреждающих о возможных опасностях. МБОУ «Радищевская СШ №1» осуществляет свою деятельность на основании Устава учреждения, согласно которому имущество учреждения является муниципальной собственностью муниципального образования «Радищевский район» Ульяновской области и может быть использовано только для осуществления целей предмета деятельности учреждения. Согласно пункту 1.5 Устава МБОУ «Радищевская СШ №1» учредителем учреждения является администрация МО «Радищевский район» Ульяновской области. В соответствии с п.3 ч.1 ст.17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений. По мере поступления денежных средств из бюджета администрации МО «Радищевский район» Ульяновской области, обязуются приобрести план здания, выполненный рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, а также на основных путях следования второго и третьего этажа тактильно-контрастными указателями направляющих и предупреждающих о возможных опасностях. Требование прокурора подлежит частичному удовлетворению по указанным выше основаниям. Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора отдела образования и дошкольного воспитания администрации МО «Радищевский район» Сафарова Л.К. в судебном заседании с уточненными исковыми требованиями согласилась частично, показала, что финансирование МБОУ «Радищевская СШ №1» осуществляется администрацией муниципального образования «Радищевский район». В случае выделения денежных средств администрацией МО «Радищевский район», МБОУ «Радищевская СШ №1» будут выполнены требования прокурора Радищевский район. Также, представителем третьего лица Сафаровой Л.К. представлен письменный отзыв на исковое заявление, который в целом отражает позицию, изложенную в письменном отзыве на исковое заявление представителя ответчика МБОУ «Радищевская СШ №1» Блинковой Е.А. Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства просвещения и воспитания Ульяновской области, Министерства финансов Ульяновской области в судебное заседание не явились, вместе с тем, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В письменном отзыве представитель третьего лица Министерства просвещения и воспитания Ульяновской области, указала, что в соответствии с п.4 ст. 22 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» муниципальной образовательной организацией является образовательная организация, созданная муниципальным образованием (муниципальным районом, муниципальным округом или городским округом). В соответствии с Уставом МБОУ «Радищевская СШ № 1» его учредителем является муниципальное образование «Радищевский район» Ульяновской области, функции и полномочия которого осуществляет администрация муниципального образования «Радищевский район» Ульяновской области. В соответствии с Законом № 273-ФЗ распределены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по финансовому обеспечению государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного образования в муниципальных образовательных организациях путем предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации (п. 3, ч. 1, статьи 8 Закона № 273-ФЗ). Согласно п.5 ч.1 ст.9 Закона № 273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий. В соответствии с п.3 ч.1 ст. 17 Закона № 131- ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений. Таким образом, финансирование исполнения мероприятий, указанных в исковом заявлении должно осуществляться за счёт средств бюджета муниципального образования «Радищевский район» Ульяновской области. Считают в удовлетворении исковых требований необходимо отказать в полном объеме. Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся указанных выше лиц. Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу. В соответствии со ст.56 ГПК РФ суд дает оценку тем доводам и доказательствам, которые были представлены сторонами и исследовались в судебном заседании. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Непредставление ответчиком доказательств и возражений в установленный судьей срок не препятствует рассмотрению дела по имеющимся в деле доказательствам (ч.2 ст.150 ГПК РФ). В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В статье 7 Конституции Российской Федерации закреплено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются гарантии социальной защиты. Также, в ст.ст. 18, 19, 27, 45 Конституции Российской Федерации закреплены конституционные права граждан являющихся инвалидами и маломобильных групп населения также закреплены. В силу ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации отнесено, в том числе, материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами. Статьей 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам, в том числе, надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности, дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно- точечным шрифтом Брайля. Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2015 № 1309 утвержден Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи (далее – Порядок). В соответствии с п.п. «а» п. 4 Порядка руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам условий доступности услуг, в том числе наличие при входе в объект вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, а также обеспечивается возможность беспрепятственного входа в объект и выхода из него, возможность самостоятельного передвижения по территории объекта (п. 3 Порядка). В соответствии п.5 ч.1 ст.9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций обустройство прилегающих к ним территорий относятся к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования. В соответствии с пунктом 11 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе, организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья. Согласно п.3 ч.1 ст.17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов осуществляют финансовое обеспечение муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд. В соответствии с ч.6 ст.9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации. В ходе судебного заседания установлено, что согласно п. 1.1 МБОУ «Радищевская СШ №1» установлено, что учреждение является муниципальным общеобразовательным учреждением. В соответствии с пунктом 1.5 Устава МБОУ «Радищевская СШ №1», учредителем является муниципальное образование «Радищевский район» от имени которого функции и полномочия учредителя осуществляет муниципальное учреждение администрации МО «Радищевский район» в лице отдела образования и дошкольного воспитания администрации МО «Радищевский район». В силу пункта 5.1 Устава МБОУ «Радищевская СШ №1» собственником имущества учреждения является муниципальное образование «Радищевский район» и закреплено за ним на праве оперативного управления. Как следует из материалов дела, прокуратурой Радищевского района проведена проверка соблюдения МБОУ «Радищевская средняя школа №1 имени Героя Советского Союза Д.П. Полынкина» законодательства о защите прав инвалидов, по результатам которой в деятельности учреждения выявлены нарушения, а именно: при входе в здание МБОУ «Радищевская средняя школа №1 имени Героя Советского Союза Д.П. Полынкина» отсутствует вывеска с названием организации и графиком работы, план здания, выполненные рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне; при входе на объект и на путях движения отсутствует информационная тактильная мнемосхема, отображающая информацию о помещениях в здании; на основных путях следования отсутствуют тактильно- контрастные указатели направляющие и предупреждающие о возможных опасностях. Невыполнение МБОУ «Радищевская СШ №1» требований законодательства о защите прав инвалидов нарушает права неопределенного круга лиц, в том числе посетителей, лиц желающих получить образование на достойную жизнь и свободное развитие. Доводы представителя ответчика администрации МО «Радищевский район», указанные в отзыве на исковое заявление, по вышеизложенным обстоятельствам суд считает не состоятельными. В ходе судебного разбирательства доказательств устранения недостатков ответчиками суду не представлено. В связи с изложенным, суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению уточненные исковые требования прокурора Радищевского района Ульяновской области в полном объеме. В соответствие со ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Учитывая обстоятельства спорных правоотношений, суд считает указанные в уточненном исковом заявление прокурора сроки исполнения решения суда: для администрации МО «Радищевский район» Ульяновской области - до 01.04.2022, для МБОУ «Радищевская средняя школа №1 имени Героя Советского Союза Д.П. Полынкина» - до 01.09.2022, разумными и не нарушающими баланса прав и законных интересов сторон данного спора. Суд выносит данное решение на основе состязательности и равноправия сторон, с учетом доказательств, представленных сторонами, добытых и исследованных в судебном заседании. Руководствуясь ст.ст.12,56,57,98,194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: исковые требования прокурора Радищевского района Ульяновской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Радищевский район» Ульяновской области, муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Радищевская средняя школа № 1 имени Героя Советского Союза Д.П.Полынкина» об обязании профинансировать и обеспечить вывесками, выполненными рельефно-точеным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, на основных путях следования второго и третьего этажах тактильно-контрастными указателями, направляющих и предупреждающих о возможных опасностях в здание МБОУ «Радищевская СШ №1», удовлетворить. Возложить на администрацию муниципального образования «Радищевский район» Ульяновской области обязанность в срок до 01.04.2022 обеспечить финансирование мероприятий по обеспечению здания муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Радищевская средняя школа № 1 имени Героя Советского Союза Д.П.Полынкина», расположенного по адресу: <адрес> вывеской с планом здания, выполненными рельефно-точеным шрифтом Брайля и на контрастном фоне; на основных путях следования второго и третьего этажах тактильно- контрастными указателями, направляющих и предупреждающих о возможных опасностях. Возложить на муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Радищевская средняя школа № 1 имени Героя Советского Союза Д.П.Полынкина» обязанность в срок до 01.09.2022 обеспечить здание муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Радищевская средняя школа № 1 имени Героя Советского Союза Д.П.Полынкина», расположенного по адресу: <адрес> вывеской с названием организации и графиком работы, планом здания, выполненными рельефно-точеным шрифтом Брайля и на контрастном фоне; на основных путях следования второго и третьего этажах тактильно- контрастными указателями, направляющих и предупреждающих о возможных опасностях. Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Радищевский районный суд Ульяновской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме. Судья Е.Н.Можаева |