ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1-219/2021 от 05.07.2021 Ульяновского районного суда (Ульяновская область)

Дело № 2-1-219/2021

73RS0024-01-2021-000414-11

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

05 июля 2021 года р.п. Ишеевка Ульяновского района

Ульяновской области

Ульяновский районный суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Трифоновой А.И., при секретаре судебного заседания Калимуллиной Л.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к акционерному обществу «Ульяновскэнерго» о возложении обязанности произвести перерасчет платы за потребленную электроэнергию,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском к акционерному обществу «Ульяновскэнерго» (АО «Ульяновскэнерго») о возложении обязанности произвести перерасчет платы за потребленную электроэнергию.

В обоснование иска указал, что является собственником индивидуального жилого дома, общей площадью 80,5 кв.м., с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***. 26.02.2020 он обратился в ООО «Ульяновскэлектросеть» с заявкой на присоединение по одному источнику электроснабжения энергопринимающих устройств с максимальной мощностью до 15 кВт включительно. Согласно данной заявке просил осуществить технологическое присоединение ВУ-04 кВ жилого дома с электрической плитой и электрическим отоплением. Гарантирующим поставщиком (энергосбытовой организацией), с которой планируется заключение договора электроснабжения, является АО «Ульяновскэнерго». В последующем между ним и АО «Ульяновскэнерго» был заключен публичный договор энергоснабжения №***, открыт лицевой счет № ***.

30.09.2020 в адрес ответчика было направлено заявление о применении тарифа на электроэнергию в размере 2,73 руб./кВт?ч, предусмотренного п. 2 приказа Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области №*** от ***, для населения, проживающего в городских поселениях в домах, оборудованных в установленном порядке электроплитами и (или) электроотопительными установками. Применяемый к нему тарифный план в размере 3,90 руб./кВт?ч считает необоснованным, поскольку газовое оборудование в его доме отсутствует.

Ответом от 05.10.2020 АО «Ульяновскэнерго» уведомило об отсутствии сведений для применения в отношении него тарифа по ставке 2,73 руб./кВт?ч и необходимости предоставления документов, подтверждающих оборудование жилого дома стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками в установленном порядке. С заявлением от 20.01.2021 он повторно представил в АО «Ульяновскэнерго» всю имеющуюся документацию в отношении жилого дома, однако ответом от 18.02.2021 ему указано на необходимость представления проекта дома и технических условий. Данные требования считает незаконными, нарушающими его права, поскольку оборудование его вновь построенного индивидуального жилого дома стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками подтверждено предоставленной в адрес ответчика документацией, а именно: заявкой на технологическое присоединение №3 от 26.02.2020, актом допуска в эксплуатацию прибора учета электрической энергии №2 от 25.03.2020, актом о выполнении технических условий №2 от 25.03.2020, актом об осуществлении технологического присоединения №2 от 25.03.2020, техническим планом здания от 17.06.2020, где в заключении кадастрового инженера имеются сведения об отсутствии в доме газа, электрическом отоплении, горячей воде от электрокотла, электрической плите и духовке. Следовательно, принадлежащий ему жилой дом на стадии проектирования, строительства и сдачи предусматривал использование стационарных электроплит и электроотопительных установок. Доказательств незаконного переоборудования или самовольного переустройства ответчиком не предоставлено.

Указал, что в силу п. 3 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ при индивидуальном жилищном строительстве подготовка проектной документации не требуется. Технологическое присоединение энергопринимающих устройств произведено с соблюдением правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 №861. Следовательно, стационарная электроплита и электроотопительные установки, находящиеся в принадлежащем ему жилом доме, установлены в соответствии с законом. Начисление платы за электроэнергию по тарифу для населения, проживающего в домах, оборудованных газовыми плитами, ставит его в неравное положение с населением, проживающем в домах, оборудованных стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками, что запрещено ст. 14 Конвенции «О защите прав человека и основных свобод». АО «Ульяновскэнерго» не предоставило ему необходимую и достоверную информацию об оказываемой коммунальной услуге, в связи с чем он был лишен возможности проверить обоснованность начисленных сумм.

На основании изложенного, ссылаясь на статьи 12, 15, 151, 539, 540, 1064, 1099, 1101 Гражданского кодекса РФ, п. 71 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 №1178, с учетом уточненных исковых требований, ФИО1 просит возложить на АО «Ульяновскэнерго» обязанность произвести перерасчет с марта 2020 года платы с применением понижающего коэффициента 0.7 к тарифу за потребленную электроэнергию по договору энергоснабжения №<***> (лицевой счет №<***>/3), а также взыскать с ответчика в свою пользу компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб.

В судебном заседании ФИО1 не участвовал, извещен надлежащим образом. Ходатайств об отложении судебного заседания от него не поступало.

Представитель истца ФИО1 – ФИО2 в судебном заседании поддержал исковые требования. В дополнение к ранее изложенным доводам указал, что АО «Ульяновскэнерго» не может сослаться на документ, определяющий «установленный порядок» оборудования жилых домов стационарными электроплитами для пищеприготовления и (или) электроотопительными установками. Применяя завышенный тариф, АО «Ульяновскэнерго» вводит потребителей в заблуждение и получает неосновательное обогащение. Полагает, что порядок оборудования дома стационарными электроплитами для пищеприготовления и (или) электроотопительными установками законом не определен, а ссылка АО «Ульяновскэнерго» на п. 71 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 №1178, незаконна. Не согласен с требованием представить именно технический паспорт, так как согласно разъяснениям, содержащимся на официальных сайтах территориальных органов Росреестра, технический план заменил собой технический паспорт. Какие-либо кардинальные различия между формой технического паспорта и представленным истцом техническим планом здания от 17.06.2020, отсутствуют.

Представитель ответчика АО «Ульяновскэнерго» ФИО3 просила в исковых требованиях ФИО1 отказать в полном объеме. Указала, что с ФИО1 заключен договор энергоснабжения по адресу: <...>. Начисление платы за электроэнергию производится по тарифу, утвержденному приказом Министерства цифровой экономики и конкуренции №06-346 от 17.12.2019 (пункт 1.1). Оснований для применения понижающего коэффициента не имеется, поскольку ФИО1, обращаясь с соответствующим заявлением, не предоставил документов, подтверждающих оборудование жилого дома стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками в установленном порядке. В силу п. 71 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 №1178, в редакции Постановления Правительства РФ от 21.12.2020 № 2184, единственным документом, подтверждающим оборудование дома электроплитами и электроустановками в установленном порядке, является технический паспорт. Порядок оборудования домов электроприборами ранее был предусмотрен Инструкцией о порядке согласования применения электрокотлов и других электронагревательных приборов, утвержденной Минтопэнерго России 24.11.1992. Поскольку ФИО1 обращался в АО «Ульяновскэнерго» с заявлениям о применении понижающего коэффициента до вступления в силу указанных изменений, ему предлагалось представить иные документы, в том числе, проектную документацию на дом. Представленные ФИО1 документы соблюдение установленного порядка оборудования дома электроустановками не подтверждают. Вопреки утверждениям истца технический план не может в данном случае заменить собой технический паспорт, поскольку форма технического плана не предусматривает внесение в него сведений о коммуникациях.

Выслушав представителя истца ФИО2, представителя ответчика ФИО3, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В силу ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Судом установлено, что ФИО1 является собственником индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: ***, площадью 80,5 кв.м., кадастровый номер ***. Право собственности зарегистрировано 05.08.2020 и подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.

Согласно представленному истцом техническому плану объект недвижимости завершен строительством в 2020 году, имеет деревянные наружные стены, кол-во этажей – 1. Согласно заключению кадастрового инженера в доме отсутствует газ, отопление электрическое, горячая вода от электрокотла, плита и духовка электрические.

Из материалов дела следует, что 11.03.2020 на основании заключенного с ФИО1 договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям ООО «Ульяновскэлектросеть» были выданы технические условия для присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств заявителя в целях электроснабжения строящегося жилого дома, расположенного по адресу: Ульяновская область, р.п. Ишеевка, участок 73:19:030901:31. В соответствии с названными техническими условиями максимальная мощность энергопринимающих устройств по каждой точке присоединения составляет 15 кВт. Класс напряжения электрических сетей, к которым осуществляется технологическое присоединение, - 0.4 кВ.

25.03.2020 мероприятия по технологическому присоединению, предусмотренные техническими условиями, выполнены в полном объеме; осуществлено технологическое присоединение энергопринимающих устройств по адресу: Ульяновская область, Ульяновский район, р.п. Ишеевка, участок ***, к сетям 0,4 кВ, с максимальной мощностью 15 кВт, точка присоединения - опора N 7/13, ВЛИ-0,4кВ №1, ТП №1501п/100, что подтверждается актом о выполнении технических условий №2 от 25.03.2020, актом об осуществлении технологического присоединения №2 от 25.03.2020.

Из карточки потребителя следует, что 26.03.2020 с ФИО1 заключен договор энергоснабжения. Расчет платы за электроэнергию производится на основании показаний прибора учета; применяемый коэффициент к тарифу – 1.

Материалами дела установлено, что 30.09.2020 ФИО1 обратился в АО «Ульяновскэнерго» с заявлением, в котором указал, что принадлежащий ему жилой дом не газифицирован, отопление осуществляется за счет электрического котла, приготовление пищи – с помощью электрической плиты и духовки, подогрев воды – посредством электрического водонагревателя. Просил применять при расчете платы за электроэнергию тариф 2,73 руб., произвести соответствующий перерасчет с 26.03.2020. К заявлению приложил копию технического плана, выписки из ЕГРН на земельный участок и жилой дом, постановление о присвоении адреса.

Ответом от 05.10.2020 АО «Ульяновскэнерго», со ссылкой на п. 71 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 №1178, пункты 4.1, 4.1.2 Инструкции о порядке согласования применения электрокотлов и других электронагревательных приборов, утвержденной Минтопэнерго России 24.11.1992, указано на необходимость предоставить документы, подтверждающие оборудование дома стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками в установленном порядке, а именно: проект жилого дома со схемой планировочной организации земельного участка, согласование со службами (газовая, электросеть), техпаспорт БТИ.

20.01.2021 ФИО1 повторно обратился в АО «Ульяновскэнерго» по тому же вопросу, дополнительно приложив копию заявки на технологическое присоединение дома, акта о выполнении технических условий, акта об осуществлении технологического присоединения, акт допуска в эксплуатацию прибора учета электроэнергии.

Ответом от 18.02.201 АО «Ульяновскэнего» заявителю вновь указано на необходимость предоставления подтверждающих документов (проекта дома и технических условий), подтверждающих оборудование дома стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками в установленном порядке.

В соответствии с п. 1 ст. 539 Гражданского кодекса РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике». В силу ст. 21 названного Федерального закона основы ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178 утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Основы ценообразования).

В силу п. 71 Основ ценообразования (в ред. Постановления Правительства РФ от 21.12.2020 N 2184, вступившего в силу 30.12.2020) при утверждении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению, проживающему в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для пищеприготовления и (или) электроотопительными установками, что подтверждается техническим паспортом жилого помещения, по решению органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов применяются понижающие коэффициенты от 0,7 до 1.

В ранее действовавшей редакции приведенного пункта Основ ценообразования указание на необходимость подтверждения оборудования домов в установленном порядке стационарными электроплитами для пищеприготовления и (или) электроотопительными установками именно техническим паспортом жилого помещения отсутствовала.

В любом случае приведенная формулировка свидетельствует о том, что в целях применения понижающего коэффициента должен быть соблюден и подтвержден установленный порядок оборудования домов электроплитами для пищеприготовления и (или) электроотопительными установками.

Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Федеральной антимонопольной службы от 03.05.2018 N ВК/31589/18, со ссылкой на позицию по аналогичным вопросам Минстроя России, при применении тарифов на электрическую энергию необходимо руководствоваться техническим паспортом, содержащим техническую и иную информацию о жилом помещении, связанную с обеспечением соответствия такого помещения установленным требованиям, согласно п. 5 ст. 19 Жилищного кодекса РФ.

При наличии в техническом паспорте здания (строения) сведений об оборудовании жилых помещений электрическими плитами для пищеприготовления, подлежат применению тарифы на электрическую энергию для группы потребителей «население, проживающее в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами, и (или) электроотопительными установками», с учетом применения понижающего коэффициента.

Кроме того, до 31.12.2020 включительно действовала Инструкции о порядке согласования применения электрокотлов и других электронагревательных приборов, утвержденная Минтопэнерго России 24.11.1992 (зарегистрирована в Минюсте РФ 26.01.1993 N 127), согласно которой заказчик на строительство объекта (потребитель) обязан до начала проектирования и монтажа согласовать применение на своих объектах электрокотлов и других электронагревательных приборов. В силу пункта 1.6 данной Инструкции ей должны были руководствоваться все потребители электроэнергии, применяющие электронагревательные приборы независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности.

В силу п. 4.1 Инструкции вопросы применения кухонных электроплит в жилых домах, где не предусмотрено центральное отопление и горячее водоснабжение, должны согласовываться с региональными энергетическими комиссиями, образованными при правительствах республик, входящих в состав Российской Федерации, органах исполнительной власти краев, областей, г. Москвы, г. Санкт - Петербурга.

Согласно общедоступным сведениям правопреемником Региональной энергетической комиссии Ульяновской области являлся Комитет по регулированию цен и тарифов Ульяновской области, ликвидированный в 2004 году (правопреемник согласно данным ЕГРЮЛ – Министерство экономического развития и промышленности Ульяновской области).

Приказом Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области от 17.12.2019 №06-346 предусмотрен одноставочный тариф для населения на период с 01.01.2020 по 30.06.2020 – 3,77 руб./кВт ч, с 01.01.7.2020 по 31.12.2020 – 3,90 руб./кВт ч (п. 1.1 приложения к Приказу); для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электрическими плитами и (или) электроотопительными установками, тарифы составляли, соответственно, 2,64 руб./кВт ч и 2,73 руб./кВт ч, то есть установлены с понижающим коэффициентом 0,7.

Таким образом, правовым основанием для применения в расчетах за электроэнергию тарифа с понижающим коэффициентом 0,7 в Ульяновской области является оборудование жилых помещений стационарными электроплитами и электроотопительными установками в установленном порядке.

Из содержания искового заявления, пояснений представителя истца в судебном заседании следует, что строительство индивидуального жилого дома осуществлялось без проектной документации; за согласованием по вопросу применения кухонной электроплиты в жилом доме, где не предусмотрено центральное отопление и горячее водоснабжение, истец не обращался; технический паспорт на дом не оформлял.

Оценив все изложенные обстоятельства в их совокупности, суд приходит к выводу, что истец не подтвердил соблюдение установленного порядка оборудования жилого дома стационарными электроплитами для пищеприготовления и (или) электроотопительными установками, как при обращении в АО «Ульяновскэнерго» в досудебном порядке, так и в ходе судебного разбирательства.

Доводы о том, что технический план фактически заменил собой технический паспорт, их содержание существенным образом не отличается, суд считает несостоятельными, не влекущими удовлетворение исковых требований.

Технический паспорт в силу п. 5 ст. 19 Жилищного кодекса РФ является документом, содержащим техническую и иную информацию о жилых помещениях, связанную с обеспечением соответствия жилых помещений установленным требованиям. В соответствии с абзацем 3 пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 г. N 1301 «О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации» технический учет жилищного фонда возлагается на специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации - унитарные предприятия, службы, управления, центры, бюро (БТИ).

Согласно ст. 24 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в технический план вносятся сведения о здании, сооружении, помещении, необходимые для государственного кадастрового учета объекта недвижимости. Если законодательством Российской Федерации в отношении объектов недвижимости не предусмотрены подготовка и (или) выдача указанных в частях 8 - 10 настоящей статьи разрешений и проектной документации, соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости (п. 11).

Данная позиция подтверждается и тем, что законодателем в п. 71 Основ ценообразования с 30.12.2020 внесены изменения с указанием на конкретный документ, подтверждающий оборудование жилых помещений стационарными электроплитами и электроотопительными установками в установленном порядке, – технический паспорт.

В этой связи ссылки истца на технический план здания, а также документы, подтверждающие соблюдение порядка технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, отклоняются судом, поскольку по смыслу п. 71 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, недостаточны для подтверждения оборудования жилых помещений стационарными электроплитами и электроотопительными установками в установленном порядке.

При этом истец не лишен возможности подтвердить необходимость изменения тарифа путем применения понижающего коэффициента, предусмотренного пунктом 71 Основ ценообразования, в предусмотренном законом порядке.

Поскольку в ходе судебного разбирательства такие основания не установлены, суд считает необходимым в удовлетворении исковых требований ФИО1 о возложении на АО «Ульяновскэнерго» обязанности произвести перерасчет платы с применением понижающего коэффициента 0.7 к тарифу за потребленную электроэнергию по договору энергоснабжения №<***> отказать.

Требование о компенсации морального вреда мотивировано применением неверного тарифа, необоснованным отказом в его изменении, что своего подтверждения не нашло. В силу изложенного требование о взыскании с ответчика в пользу ФИО1 компенсации морального вреда удовлетворению также не подлежит.

От уплаты государственной пошлины ФИО1 освобожден в силу подп. 4 п. 2 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к акционерному обществу «Ульяновскэнерго» о возложении обязанности произвести перерасчет платы с применением понижающего коэффициента 0.7 к тарифу за потребленную электроэнергию по договору энергоснабжения №<***>, взыскании компенсации морального вреда - отказать.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ульяновский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья А. И. Трифонова