Дело № 2-1-2247/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Калужский районный суд Калужской области в составе
председательствующего судьи Ермиковой Т.В.,
при ведении протокола помощником судьи Шведовой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Калуге 13 апреля 2021 года гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству труда и социальной защиты Калужской области о возложении обязанности по выдаче государственного жилищного сертификата,
УСТАНОВИЛ:
21 января 2021 года ФИО1 обратился в суд с иском к Министерству труда и социальной защиты Калужской области и, уточнив в ходе рассмотрения дела исковые требования, просил обязать ответчика выдать ему в 2021 году государственный жилищный сертификат в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» Государственной программы Российской Федерации «Обеспечение жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». В обоснование заявленных требований истец указал, что на основании решения Калужского районного суда Калужской области от 07 августа 2020 года постановлением Городской Управы города Калуги от ДД.ММ.ГГГГ№-пи он восстановлен на учете граждан, нуждающихся в жилом помещении в целях их дальнейшего участия в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы", в целях предоставления субсидии для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. После восстановления на учете истец обратился к ответчику с заявлением о выдаче государственного жилищного сертификата. Однако ответчик в выдаче государственного жилищного сертификата отказал в связи с тем, что заявление подано после ДД.ММ.ГГГГ, что делает невозможным выдачу сертификата в 2021 года. Истец полагает данный отказ незаконным.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Городская Управа города Калуги, Управление жилищно-коммунального хозяйства города Калуги.
Истец и его представитель ФИО2 в судебном заседании уточненные исковые требования поддержали.
Представитель ответчика Министерства труда и социальной защиты Калужской области ФИО3 в судебном заседании не возражала против удовлетворения иска.
Представители третьих лиц Городской Управы города Калуги, Управления жилищно-коммунального хозяйства города Калуги в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались судом надлежащим образом.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, материалы гражданского дела № 2-1-4436/2020, приходит к следующему.
Согласно статье 1 Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера, и приравненных к ним местностей» (в редакции на момент возникновения -спорных правоотношений) право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели.
Как следует из материалов дела, ФИО1 относится к категории граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющих право на получение субсидии на приобретение жилья, удостоверяемой государственных жилищным сертификатом.
В настоящее время формой государственной финансовой поддержки обеспечения жильем граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним. местностей, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов осуществляется в рамках ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 30.12.2017 № 1710.
Распоряжением Городской Управы г. Калуги №-пи от ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления ФИО4 (супруги истца) ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, признаны нуждающимися в жилом помещении в целях дальнейшего участия в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, а также ФИО1 и ФИО4 поставлены на учет граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья.
Постановлением Городской Управы г. Калуги №-пи от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 снята с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из района Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, при этом указанным постановлением за ФИО1 сохранено право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего севера и приравненных к ним местностей.
В 2019 году ФИО1 обращался в орган местного самоуправления с заявлением о выделении ГЖС на соответствующий планируемый год.
Постановлением Городской Управы г. Калуги №-пи от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 снят с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в связи с утратой им оснований, дающих право на получение социальной выплаты на приобретение жилья, ввиду обеспеченности общей площадью более 14,0 кв.м.
С момента постановки на учет и до снятия с учета правом на получение социальных выплат на приобретение жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей истец не воспользовался.
На момент снятия ФИО1 с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей истец был включен в сводный список граждан-получателей сертификатов в 2020 году под номером 1.
Решением Калужского районного суда Калужской области от 07 августа 2020 года по иску ФИО1 к Городской Управе г. Калуги, Управлению жилищно-коммунального хозяйства г.Калуги о признании незаконным снятия с учета нуждающихся в жилом помещении, восстановлении в списках лиц, нуждающихся жилом помещении, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей постановлено: «Исковые требования ФИО1 удовлетворить. Признать ФИО1, подлежащими восстановлению на учете граждан, нуждающихся в жилом помещении в целях их дальнейшего участия в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы", в целях предоставления субсидии для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда от 08 декабря 2020 года абзац второй резолютивной части решения от 07 августа 2020 года изложен в следующей редакции: «Признать незаконным постановление Городской Управы города Калуги №-пи от ДД.ММ.ГГГГ «О снятии ФИО1 с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, имеющих право на получение социальной выплаты на приобретение жилья» и признать ФИО1 подлежащим восстановлению на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в целях предоставления субсидии для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с даты первоначальной постановки на жилищный учет в указанных целях».
Постановлением Городской Управы города Калуги от ДД.ММ.ГГГГ№-пи ФИО1 восстановлен на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в целях предоставления субсидии для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
ФИО1 в декабре 2020 года обратился в Министерство труда и социальной защиты Калужской области по вопросу выдачи государственного жилищного сертификата в 2021 году.Письмом № от ДД.ММ.ГГГГ ответчик сообщил, что жилищная субсидия на приобретение или строительство жилого помещения может быть предоставлена ему в порядке очередности в рамках установленных Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов при соблюдении прав и законных интересов других граждан в случае включения в сводный список граждан-участников ведомственной целевой программы, подтвердивших свое участие в указанной программе в 2022 году.
Действительно, согласно пункту 24 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153, в целях организации работы по выдаче сертификатов в планируемом году формируются списки граждан, подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году.
Для включения в такой список гражданин - участник ведомственной целевой программы в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации), осуществляющий учет граждан, или в администрацию г. Байконура, в которых находится его учетное дело, заявление об участии в ведомственной целевой программе в планируемом году (в произвольной форме).
Орган местного самоуправления (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации), осуществляющий учет граждан, и администрация г. Байконура до 1 августа года, предшествующего планируемому году, формируют списки граждан, подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году, по форме, установленной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (для граждан - участников ведомственной целевой программы, указанных в подпунктах "е" - "и" пункта 5 настоящих Правил), органом местного самоуправления закрытого административно-территориального образования (для граждан - участников ведомственной целевой программы, указанных в подпункте "к" пункта 5 настоящих Правил) или администрацией г. Байконура (для граждан - участников ведомственной целевой программы, указанных в подпункте "л" пункта 5 настоящих Правил), отдельно по каждой из категорий граждан, указанных в подпунктах "е" - "л" настоящих Правил, и представляют их в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (за исключением списков граждан, указанных в подпунктах "к" и "л" пункта 5 настоящих Правил).
Списки граждан, подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году, формируются: в отношении граждан - участников ведомственной целевой программы, указанных в подпункте "з" пункта 5 настоящих Правил, - в соответствии с очередностью, установленной статьей 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
Согласно пункту 25 Правил в целях подготовки проекта распределения по субъектам Российской Федерации средств федерального бюджета для предоставления социальных выплат гражданам, указанным в подпункте "з" пункта 5 настоящих Правил, на планируемый год органы местного самоуправления на основании заявлений граждан указанной категории о подтверждении участия в ведомственной целевой программе в планируемом году в сроки, которые определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, представляют в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения об указанных гражданах.
Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сведений, представленных органами местного самоуправления в соответствии с абзацем первым настоящего пункта, до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формируют и представляют ответственному исполнителю государственной программы сведения о гражданах, указанных в подпункте "з" пункта 5 настоящих Правил, подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году, по форме, установленной ответственным исполнителем государственной программы.
Поскольку ФИО1 после исключения из сводного списка обратился с заявлением об участии в ведомственной целевой программе в 2021 году в декабре 2020 года, то есть не в срок, установленный пунктом 24 Правил, ответчик отказал в выдаче жилищного сертификата в 2021 году.
Вместе с тем, на момент исключения из сводного списка граждан-получателей сертификатов в 2020 году ФИО5 значился в данном списке под номером 1. Решением суда от 07 августа 2020 года было установлено, что решение органа местного самоуправления о снятии ФИО1 с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, не соответствовало закону. Истец восстановлен на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в целях предоставления субсидии для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, с даты первоначальной постановки на жилищный учет в указанных целях.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, суд приходит к выводу, что заявленные ФИО5 исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 удовлетворить.
Обязать Министерство труда и социальной защиты Калужской области выдать ФИО1 в 2021 году государственный жилищный сертификат в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» Государственной программы Российской Федерации «Обеспечение жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калужский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Калужский районный суд Калужской области.
Председательствующий Т.В.Ермикова
Решение в окончательной форме изготовлено 18 апреля 2021 года.