ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1-241/2021 от 24.05.2021 Сухиничского районного суда (Калужская область)

Дело № 2-1-241/2021

40RS0020-01-2021-000374-04

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Поселок Бабынино 24 мая 2021 года

Сухиничский районный суд Калужской области под председательством судьи Серых О.В., с участием истца Юрьевой И.П., представителя ответчика, Управления Пенсионного Фонда РФ в Сухиничском районе Калужской области (межрайонное), Комиссаровой И.В., при секретаре Евтеевой И.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Юрьевой Ирины Петровны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Сухиничском районе Калужской области (межрайонное) о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

21.04.2021 Юрьева И.П. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного Фонда РФ в Сухиничском районе Калужской области (межрайонное) (далее УПФР) о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, мотивировав требования тем, что 25.01.2021 она обратилась в УПФР с заявлением о назначении ей досрочной, льготной пенсии, по старости, в соответствии со ст. 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее - Закона № 1244-1). 01.02.2021 решением , ей отказано в назначении пенсии. Свое решение УПРФ мотивировало тем, что в Российской Федерации она не может реализовать свое право на получение льгот по ст.34 Закона № 1244-1, так как в период с 22.08.1984 по 01.07.1988 она проживала на территории Республики Беларусь, и международных договоров в области социального законодательства, регулирующего вопросы социальной поддержки граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, Российская Федерация не заключала, то реализовать право на пенсионное обеспечение в Российской Федерации указанные граждане могут в рамках действующего в России правового регулирования, установленного Законом № 1244-1, связи с чем оснований для установления ей страховой пенсии по старости не имеется. Согласно представленным документам, она проживала и обучалась в «Белорусском торгово-экономическом университете потребительской кооперации» в <адрес> Республики Беларусь, на территории бывшего СССР, в зонах радиоактивного загрязнения, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС ( зона проживания с льготным социальным статусом), дающим право на назначение пенсии с уменьшением возраста до 3-х лет, в соответствии со ст.34 Закона № 1244-1. Просит признать решение УПФР от 01.02.2021 незаконным и обязать УПФР назначить ей пенсию по старости со снижением возраста, установленного ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» в порядке, предусмотренном ст.34 Закона № 1244-1, с даты подачи заявления о назначении пенсии, с 25.01.2021.

Истец Юрьева И.П. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по обстоятельствам в нем изложенным.

Представитель ответчика, Комиссарова И.В., в судебном заседании просила отказать в удовлетворении исковых требований.

Выслушав лиц, участвующих в рассмотрении дела, исследовав материалы гражданского дела, материалы пенсионного дела Юрьевой И.П., суд пришел к следующему.

В силу п.8 ч.1 ст.13 Закона № 1244-1 граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, относятся к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона.

Согласно ст.34 Закона № 1244-1 гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», по состоянию на 31 декабря 2018 года, на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

Как установлено в судебном заседании 25.01.2021 Юрьева И.П. обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии.

Решением ответчика от 01.02.2021 в назначении досрочной страховой пенсии Юрьевой И.П. отказано в связи с отсутствием подтвержденного статуса постоянного проживания в зоне радиоактивного загрязнения для назначении пенсии по старости в соответствии с Законом Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1. При этом в решении указано, что законодательством Российской Федерации не предусмотрена возможность предоставления права на льготное пенсионное обеспечение гражданам, проживавшим в Республике Беларусь на территории, соответствующей по уровню загрязнения зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, на основании документов, выданных уполномоченными органами Республики Беларусь и подтверждающих право на льготы в соответствии с законодательством этого государства.

В судебном заседании установлено, что с 22.08.1984 по 01.07.1988 Юрьева И.П. являлась студенткой Гомельского кооперативного института Центросоюза очной (дневной) формы обучения, расположенного в <адрес> Белорусской ССР, была зарегистрирована в общежитии института в 1985/1986, 1986/1987, 1987/1988 учебных годах, что подтверждается дипломом истца, справкой Учреждения образования «Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации», и не оспаривается ответчиком.

Согласно перечням населенных пунктов и объектов, находящихся в зонах радиоактивного загрязнения, утвержденным постановлениями Совета Министров Республики Беларусь от 1 июня 1992 года № 328, от 19 февраля 1996 года № 116, вышеуказанный населенный пункт относился к зоне проживания с периодическим радиационным контролем, где плотность загрязнения почв цезием-137 составляет от 1 до 5 Ки/кв.км, либо стронцием-90 - от 0,15 до 0,5 Ки/кв.км, либо плутонием-238, 239, 249 - от 0,01 до 0,02 Ки/кв.км, где среднегодовая эффективная доза облучения населения не должна превышать 1 мЗв в год, что в силу норм ст.11 Закона № 1244-1 соответствует зоне с льготно-экономическим статусом.

Суд считает, что то обстоятельство, что истец, проживая на момент техногенной катастрофы на территории, в то время единого государства, СССР, и после распада союзного государства может подтвердить факт проживания в зоне радиационного заражения только документами, выданным иностранным государством - Республикой Беларусь, не может ограничить ее конституционное право на получение гарантий, как лицо пострадавшее вследствие аварии на Чернобыльской АЭС.

В силу п.3 решения Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 21.06.1996 № 6 «О совместных действиях по минимизации и преодолению последствий Чернобыльской катастрофы» выданные в установленном порядке гражданам Республики Беларусь и Российской Федерации документы удостоверяющие проживание на загрязненной в результате Чернобыльской катастрофы территории, принимаются, соответственно, в Российской Федерации и Республике Беларусь без легализации. На лиц, прибывших с документами из Белоруссии в Российскую Федерацию на постоянное проживание и наоборот, распространяются льготы и компенсации, предусмотренные законодательством соответствующего государства для этих категорий граждан.

В силу ст.49 Закона № 1244-1, гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, и участникам ликвидации ее последствий, переселившимся с территории Украины, Республики Беларусь и других государств на территорию Российской Федерации для постоянного проживания, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом.

По смыслу закона, при решении вопроса о назначении пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию гражданам, проживающим на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие Чернобыльской катастрофы, факт проживания на этой территории не может не учитываться.

Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.10.2003 № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ», в пункте 3, указано о том, что при рассмотрении судом гражданских, уголовных или административных дел непосредственно применяется такой международный договор Российской Федерации, который вступил в силу и стал обязательным для Российской Федерации и положения которого не требуют издание внутригосударственных актов для их применения и способны порождать права и обязанности для субъектов национального права (часть 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, части 1 и 3 статьи 5 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации», часть 2 статьи 7 ГК РФ).

Статьями 3, 4, 11, 21 договора от 24.01.2006 между Российской Федерацией и Республикой Беларусь «О сотрудничестве в области социального обеспечения», ратифицированного Федеральным законом от 07.12.2006 № 227-ФЗ, предусмотрено, что лица Договора для одной Договаривающейся Стороны, проживающие на территории другой Договаривающейся стороны, приравниваются в правах и обязанностях к гражданам этой другой Договаривающейся Стороны по отношениям регулируемым законодательством Договаривающихся Сторон о государственном социальном обеспечении, в том числе в том, что относится к трудовым пенсиям по возрасту (по старости). Необходимые для государственного социального обеспечения, обязательного социального страхования и обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний документы, выданные на территории любой из Договаривающихся Сторон, принимаются без легализации.

Таким образом, представленные истцом сведения, подтверждающие проживание в зоне с льготным социально-экономическим статусом в период с 26.04.1986 по 01.07.1988 являются допустимыми доказательствами, подтверждающим наличие условий для назначения пенсии в соответствии со ст. 34 Закона № 1244-1. Суммарная продолжительность проживания истца на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом позволяет снизить ее пенсионный возраст на 1 год.

На основании изложенного исковые требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Юрьевой Ирины Петровны удовлетворить.

Решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Сухиничском районе Калужской области (межрайонное) от 01.02.2021 об отказе в установлении Юрьевой Ирине Петровне пенсии отменить.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Сухиничском районе Калужской области (межрайонное) назначить Юрьевой Ирине Петровне досрочную страховую пенсию по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию в соответствии со ст.34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 « О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с даты обращения за назначением пенсии, с 25.01.2021.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Калужского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, с подачей жалобы через Сухиничский районный суд Калужской области.

Председательствующий: О.В.Серых