Дело № 2-1- 272/2020 Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации Ульяновская область, р.п. Карсун 31 июля 2020 г. Карсунский районный суд Ульяновской области в составе: председательствующего судьи Жучковой Ю.П., при секретарях Чекуряевой И.С., Пресняковой Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Агафонова Александра Алексеевича к Абубекирову Рашиду Кямилевичу, Муниципальному казенному учреждению «Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям Муниципального образования «Карсунский район» Ульяновской области, Администрации Муниципального образования «Карсунский район» о признании недействительными результатов торгов и договора, заключенного с лицом, выигравшим торги, УСТАНОВИЛ: Агафонов А.А. обратился в суд с иском к Абубекирову Р.К., Муниципальному казенному учреждению «Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям Муниципального образования «Карсунский район» Ульяновской области, Администрации Муниципального образования «Карсунский район» о признании недействительными результатов торгов и договора, заключенного с лицом, выигравшим торги. В обоснование иска указал, что КУМИЗО МО «Карсунский район» Ульяновской области на официальном сайте РФ torgi.gov.ru разместил информационное сообщение № 260320/0584931/02 от 26.03.2020 (открытый аукцион), лот №1 о продаже земельного участка площадью 1327 кв.м. из состава земель населенных пунктов с кадастровым номером 73:05:052404:330, расположенного по адресу: <адрес> Указанный лот №1 находится по ссылке в сети Интернет. В данном сообщении на сайте torgi.gov.ru приведен порядок участия в аукционе. Электронный способ участия в аукционе аукционной документацией не предусмотрен. В извещении по данному лоту указано, что заявки принимаются с 27.03.2020 по 23.04.2020 по адресу: Ульяновская область, р.п. Карсун, пл.30-летия Победы, д.6 в рабочие дни с 8 час. до 12 час., и с 13 час. до 17 час. (время местное). Начало аукциона 27.04.2020 в 10 час.00 мин. по указанному выше адресу. Регистрация аукциона будет проводится 27.04.2020 по обозначенному адресу с 09 час.30 мин. до 09 час.55 мин. Имея намерение принять участие в данных торгах он подготовил соответствующую заявку и другие документы, однако перед их направлением решил выяснить порядок проведения аукциона, так как знал, что в Карсунском районе были установлены карантинные меры. В этой связи, 20.04.2020 в 12 час.06 мин. на официальную электронную почту со своего электронного адреса он написал письмо руководителю КУМИ ЗО МО «Карсунский район» с просьбой дать разъяснение о порядке проведения аукциона и о переносе торгов. Кроме того, написал письмо аналогичного содержания 22.04.2020. 30.04.2020 он написал официально письмо Главе администрации муниципального образования «Карсунский район» на электронную почту и посредством почтовой корреспонденции за разъяснениями. Однако его обращение в установленном законом порядке на сайте torgi.gov.ru не разместили. Кроме того, на протяжении недели, с 20.04.2020 по 24.04.2020 он пытался дозвониться до КУМИЗО, однако, дозвониться не смог, на телефонные звонки никто не отвечал. Никаких ответов до 26.05.2020 он не получил, причем 24.04.2020 организатор торгов- КУМИЗО уже реализовал указанный лот. Так, из размещенного на официальном сайте РФ torgi.gov.ru КУМИЗО МО «Карсунский район» Протокола аукционной комиссии по проведению торгов по продаже земельных участков в собственность или права на заключение договоров аренды земельных участков в собственность или права на заключение договоров аренды земельных участков на территории МО «Карсунский район» (о рассмотрении заявок на участие в аукционе) от 24.04.2019 № 02/2020 следует, что допущен к участию в аукционе и признан участником аукциона на право заключения договора купли-продажи земельного участка Абубекиров Р.К. Согласно п.2 этого решения аукцион признан несостоявшимся на основании п.14 ст.39.12 ЗК РФ в связи с тем, что подана одна заявка. Из п.3 протокола следует, что в соответствии с п.14 ст.39.12 ЗК РФ в течение 10 дней со дня рассмотрения заявки направить заявителю, подавшему единственную заявку договор купли-продажи земельного участка. Считает, что КУМИЗО МО «Карсунский район» действовало незаконно, устранило конкуренцию, более того реализовало Лот №1 по минимальной, т.е. по начальной цене конкретному покупателю. С ответом КУМИЗО МО «Карсунский район» он также не согласен, поскольку был направлен после проведения аукциона. Кроме того, законных оснований для проведения аукциона также не имелось, поскольку он не хотел подвергать свою жизнь опасности из-за введенного на территории р.п. Карсун карантина. Обращение от 20.04.2020 о возврате задатка ответчиком КУМИЗО МО «Карсунский район» было удовлетворено, а в части разъяснений о переносе сроков торгов было проигнорировано. Считает, что такой подход к торгам не соотноситься с целями реализации муниципального имущества-получение максимальной выгоды путем привлечения наибольшего количества участников. Обращает внимание, что победитель торгов Абубекиров Р.К. проживает в Карсунском районе Ульяновской области, где и проводился аукцион. Является главой МО «Сосновское сельское поселении», депутатом, соответственно участники сделки являются аффилированными и взаимозависимыми лицами. Считает, что протокол № 02/2020 от 24.04.2019 (о результатах аукциона) не соответствует фактическим обстоятельствам дела, в связи с чем, является незаконным. Полагает, что МКУ КУМИЗО МО «Карсунский район» Ульяновской области не имело правовых оснований проводить аукцион, поскольку в целях предупреждения распространения новой короновирусной инфекции, во исполнение Указа Президента приостановлена работа и личный прием граждан. Такое же требование содержится в Указе Губернатора Ульяновской области №49 от 10.04.2020. Более того, Губернатор Ульяновской области подписал Указ о введении карантина на территориях рабочих поселков Карсун и Языково. Администрацию Карсунского района обязали ввести пропускную систему на границе обозначенных поселений, для тех, кто въезжает кроме лиц, которые осуществляют деятельность по служебной необходимости. Отметил, что достоверно зная, что истец намеревался участвовать в аукционе по информационному извещению № 260320/0584931/02 от 26.03.2020 организатор торгов фактически устранил его от участия в них. При этом в ходе телефонных переговоров с ФИО11 организатор торгов ушел от разъяснений о порядке проведения аукциона в период карантина. Торги проведены с нарушением требований законодательства, регулирующего проведение публичных торгов, рассматриваемые нарушения являются существенными, повлиявшими на результаты торгов и возможность реализации имущества по наибольшей цене, несмотря на то, что организатору аукциона было достоверно известно о имевшихся конкретно претендентах, желающих принять участие в данном аукционе, КУМИЗО МО «Карсунский район» не приняло меры к привлечению заинтересованных лиц, напротив всячески игнорировало их стремление принять участие в торгах. Кроме того, в нарушение ст.39.12. ЗК РФ КУМИЗО МО «Карсунский район» адрес победителя торгов не указало в протоколе, размещенном на официальном сайте РФ www torgi.gov.ru. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги и применение последствий, предусмотренных ч.2 ст.167 ГК РФ. На основании изложенного, просит признать недействительными результаты публичных торгов по информационному извещению № 260320/0584931/02 от 26.03.2020 (открытый аукцион), лот №1 о продаже земельного участка площадью 1327 кв.м. из состава земель населенных пунктов с кадастровым номером 73:05:052404:330, расположенного по адресу: <адрес> Применить последствия недействительности сделки в виде двусторонней реституции. В судебном заседании истец Агафонов А.А. исковые требования поддержал по доводам, изложенным в иске, просил удовлетворить. Дополнительно суду пояснил, что он намеревался участвовать в аукционе, однако из-за карантина, введенного на территории р.п. Карсун он не мог приехать и участвовать в аукционе, в связи с чем, лот № был отдан без торгов по минимальной цене. Представитель истца Агафонова А.А.- ФИО7 в судебном заседании исковые требования поддержал по доводам, изложенным в иске, просил удовлетворить. Ответчик Абубекиров Р.К. в судебном заседании исковые требования не признал, просил в их удовлетворении отказать. Пояснил суду, что нарушений в проведении торгов нет. Истец мог, в случае необходимости приехать в р.п. Карсун, была пропускная система. Он сам дежурил на пропускной системе. Узнал о продаже земельного участка из сообщения, размещенного на официальном сайте. Собрал необходимые документы, заплатил задаток и отнес документы в КУМИЗО, ФИО8 Представитель ответчика МКУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям МО «Карсунский район» Ульяновской области ФИО8 исковые требования не признала, пояснила суду, что на официальном сайте torgi.gov.ru было размещено информационное сообщение, лот №1 о продаже земельного участка, расположенного в с.Сосновка Карсунского района Ульяновской области. Была также размещена информация о том, что желающие поучаствовать в аукционе вправе подать заявку с 27.03.2020 по 23.04.2020. О том, что будет введен карантин, на момент размещения информации они не знали. На участие в аукционе истец должен был подать заявку, однако этого не произошло. Заявку можно было направить по почте, она работала, а также по электронной почте. Администрация МО «Карсунский район», МКУ «КУМИЗО» тоже работали, в случае необходимости выдавали пропуска. Отмечает, что истец звонил и интересовался по поводу переноса аукциона, на что ему было устно сказано, что аукцион переноситься не будет. Письменный ответ на его сообщение о переносе аукциона дан не был, поскольку посчитали, что все разъяснили по телефону. Звонили 23.04.2020, когда аукцион невозможно было перенести и отменить, а аукцион могли отменить до 23.04.2020. Кроме того, в администрации имелись условия для проведения аукциона, чтобы обезопасить людей. Аукцион не состоялся, поскольку была подана всего одна заявка, поэтому был заключен договор с ФИО13. Считает, что нарушений при проведении торгов не имеется. Отметила также, что истец знает всю процедуру проведения торгов, поскольку неоднократно принимал в них участие, в том числе и в период объявленного на территории р.п.Карсуна карантина. Представитель ответчика Администрации МО «Карсунский район» ФИО9 в судебном заседании исковые требования не признал, просил отказать в удовлетворении исковых требований. Пояснил суду, что в период карантина Администрация МО «Карсунский район», МКУ «КУМИЗО» работали, пропуска были. Отмечал, что сам выдавал пропуска. Заявки от истца на участие в торгах подано не было. При желании можно заявку было подать почтой. Представитель ответчика Администрации МО «Карсунский район» ФИО10 в судебном заседании исковые требования не признал, просил отказать в их удовлетворении. Третье лицо ФИО11 в судебном заседании поддержал исковые требования, просил удовлетворить. Суду пояснил, что не могли дозвониться до КУМИЗО. Из-за карантина ситуация не была понятна, в частности, состоятся ли торги. Отметил, что тоже хотел быть участником торгов. Выслушав участников процесса и исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии с требованиями ст. ст. 12, 56 и 57 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона в судебном разбирательстве должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Доказательства представляются сторонами. В силу ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. По правилам ст. 195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании. В соответствии с положениями пунктов 1 статей 39.3 и 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации ( далее -ЗК РФ), договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2 данных статей. Согласно части 1 статьи 39.11 ЗК РФ решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц. Согласно пункту 19 статьи 39.11 ЗК РФ извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации (далее - официальный сайт), не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона. Указанное извещение должно быть доступно для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы. В соответствии с подпунктом 4 пункта 21 статьи 39.11 ЗК РФ извещение о проведении аукциона должно содержать в том числе, сведения о правах на земельный участок и об ограничениях этих прав. Согласно подпункту "а" пункта 1 постановления Правительства РФ от 10.09.2012 N 909 "Об определении официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" в качестве официального сайта для размещения информации о проведении аукционов на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности определен адрес сайта www.torgi.gov.ru. В соответствии с положениями п. 18 ст. 39.11 ЗК РФ организатор аукциона устанавливает время, место и порядок проведения аукциона, сроки подачи заявок на участие в аукционе, порядок внесения и возврата задатка, величину повышения начальной цены предмета аукциона ("Шаг аукциона"). "Шаг аукциона" устанавливается в пределах трех процентов начальной цены предмета аукциона. Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 39.12 Земельного кодекса для участия в аукционе заявители представляют в установленный в извещении о проведении аукциона срок, в том числе документы, подтверждающие внесение задатка. Пунктом 3 статьи 39.12 Земельного кодекса установлено, что организатор аукциона не вправе требовать представление иных документов, за исключением документов, указанных в пункту 1 настоящей статьи. Заявитель не допускается к участию в аукционе в случае непоступления задатка на дату рассмотрения заявок на участие в аукционе (подпункт 2 пункта 8 статьи 39.12 Земельного кодекса). Организация и порядок проведения торгов, а также заключения договора на торгах установлены ст. 447 и 448 ГК РФ. Согласно абзацу 1 пункта 4 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) участники торгов вносят задаток в размере, сроки и порядке, которые указаны в извещении о проведении торгов. Если торги не состоялись, задаток подлежит возврату. Согласно ст. 449.1 указанного кодекса под публичными торгами понимаются торги, проводимые в целях исполнения решения суда или исполнительных документов в порядке исполнительного производства, а также в иных случаях, установленных законом. Правила, предусмотренные ст. 448 и 449 названного кодекса, применяются к публичным торгам, если иное не установлено данным кодексом и процессуальным законодательством (п. 1). Извещение о проведении публичных торгов опубликовывается в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 448 настоящего Кодекса, а также размещается на сайте органа, осуществляющего исполнительное производство, либо в случае, если организатором публичных торгов выступает орган государственной власти или орган местного самоуправления, на сайте соответствующего органа ( п.4). В силу положений ст. 449 названного кодекса торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в случае, если кто-либо необоснованно был отстранен от участия в торгах; на торгах неосновательно была не принята высшая предложенная цена; продажа была произведена ранее указанного в извещении срока; были допущены иные существенные нарушения порядка проведения торгов, повлекшие неправильное определение цены продажи; были допущены иные нарушения правил, установленных законом (п. 1). Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги, и применение последствий, предусмотренных ст. 167 названного кодекса (п. 2). Как разъяснено в п. 71 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 г. N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", приведенный в п. 1 ст. 449 ГК РФ перечень оснований для признания публичных торгов недействительными не является исчерпывающим. Такими основаниями могут быть, в частности, публикация информации о проведении публичных торгов в ненадлежащем периодическом издании (с учетом объема тиража, территории распространения, доступности издания); нарушение сроков публикации и полноты информации о времени, месте и форме публичных торгов, их предмете, о существующих обременениях продаваемого имущества и порядке проведения публичных торгов, в том числе об оформлении участия в них, определении лица, выигравшего публичные торги, а также сведений о начальной цене (п. 2 ст. 448 ГК РФ); необоснованное недопущение к участию в публичных торгах; продолжение публичных торгов, несмотря на поступившее от судебного пристава-исполнителя сообщение о прекращении обращения взыскания на имущество. Нарушения, допущенные организатором публичных торгов, признаются существенными, если с учетом конкретных обстоятельств дела судом будет установлено, что они повлияли на результаты публичных торгов (в частности, на формирование стоимости реализованного имущества и на определение победителя торгов) и привели к ущемлению прав и законных интересов истца. Как следует из материалов дела, согласно постановлению Администрации МО «Карсунский район» Ульяновской области №50 от 20.02.2020 муниципальному казенному учреждению «Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям МО «Карсунский район» Ульяновской области было постановлено провести аукцион по продаже земельного участка, расположенного по адресу: РФ, Ульяновская <адрес>, кадастровый номер 73:05:052404:330, площадью 1327 кв.м, категория земель земли населенных пунктов, разрешенное использование- производственные и промышленные предприятия: предприятия, отдельные здания и сооружения с производством меньшего класса вредности относительно основного производства; с установлением начальной цены предмета аукциона на основании отчета об оценке рыночной стоимости в размере 39000 руб.; суммы задатка для участия в аукционе в размере 39000 руб. и величины повышения платы (шаг аукциона) в размере 1170 руб. 26.03.2020 на официальном сайте сайте torgi.gov.ru, было размещено извещение о проведении торгов № 260320/0584931/02 с указанием контактной информации организатора торгов, условий проведения торгов, требований к содержанию и форме заявок, порядка проведения аукциона, даты и времени проведения аукциона, места проведения аукциона. В данном извещении указано, что заявки принимаются с 27.03.2020 по 23.04.2020 по адресу: Ульяновская область, р.п. Карсун, пл.30-летия Победы 6, каб.42. Данное извещение было также опубликовано и в газете «Карсунский вестник» от 27.03.2020. 21.04.2020 поступила заявка на участие в торгах от Абубекирова Р.К., жителя с.Сосновка Карсунского района Ульяновской области. Иных заявок на участие в торгах не поступило. Согласно протоколу аукционной (конкурсной) комиссии по проведению торгов по продаже земельных участков в собственность или права на заключение договоров аренды земельных участков на территории муниципального образования «Карсунский район» (о рассмотрении заявок на участие в аукционе) № 02/2020 к участию в аукционе был допущен и признан участником аукциона на право заключения договора купли-продажи земельного участка Абубекиров Рашид Кямилевич. В соответствии с пунктом 14 статьи 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации аукцион был признан несостоявшимся в связи с тем, что подана одна заявка. Договор купли-продажи земельного участка был направлен заявителю, подавшему единственную заявку. Анализируя представленные в дело документы, суд приходит к выводу, что каких-либо нарушений правил проведения торгов, которые могли бы служить основанием для признания недействительными торгов и заключенного по их результатам договора купли-продажи, не установлено. Довод истца о том, что победитель торгов Абубекиров Р.К. проживает в Карсунском районе Ульяновской области, где и проводился аукцион, не является основанием для признания торгов недействительными. Довод истца о том, что МКУ КУМИЗО МО «Карсунский район» Ульяновской области не имело права проводить аукцион, поскольку во исполнение Указа Президента РФ №239 от 02.04.2020, Указа Губернатора Ульяновской области №49 от 10.04.2020 приостановлена работа и личный прием граждан также не является основанием для признания торгов недействительными. Так, Указом Президента Российской Федерации от 25.03.2020 № 206 были установлены нерабочие дни с 30.03.2020 по 3.04.2020. Пунктом 4 указанного Указа органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления необходимо было определить в зависимости от санитарно-эпидемиологической обстановки на соответствующей территории Российской Федерации численность государственных и муниципальных служащих, обеспечивающих с 30 марта по 3 апреля 2020 г. функционирование этих органов. Как пояснили в судебном заседании представители Администрации МО «Карсунский район» Ульяновской области ФИО9 и МКУ КУМИЗО МО «Карсунский район» Ульяновской области ФИО8, указанные учреждения работали. Нерабочие дни, объявленные таковыми Указами Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 г. N 206 и от 2 апреля 2020 г. N 239, относятся к числу мер, установленных в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, направленных на предотвращение распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), и не могут считаться нерабочими днями в смысле, придаваемом этому понятию ГК РФ, под которым понимаются выходные и нерабочие праздничные дни, предусмотренные статьями 111, 112 Трудового кодекса Российской Федерации. Иное означало бы приостановление исполнения всех без исключения гражданских обязательств в течение длительного периода и существенное ограничение гражданского оборота в целом, что не соответствует целям названных Указов Президента Российской Федерации. Кроме того, установление нерабочих дней в данном случае являлось не всеобщим, а зависело от различных условий (таких как направление деятельности хозяйствующего субъекта, его местоположение и введенные в конкретном субъекте Российской Федерации ограничительные меры в связи с объявлением режима повышенной готовности) ( Обзор ВС от 21.04.2020 №1,вопр.5). Тот факт, что на территории р.п. Карсун и р.п. Языково Ульяновской области были введены ограничительные мероприятия (карантин), введенные Указом Губернатора Ульяновской области от 17.04.2020 №60, в период с 00 час.00 мин. 18.04.2020, не свидетельствует о том, что торги были проведены с нарушением требований законодательства. Как пояснила представитель ответчика ФИО8, в администрации были созданы безопасные условия для проведения аукциона. Более того, судом принимается во внимание тот факт, что истцом не была подана заявка на участие в торгах в период с 27.03.2020 по 23.04.2020, которая в том числе могла быть подана посредством почтовой и электронной связи. Довод истца о том, что организатор торгов фактически устранил его от участия в них, зная, что он намеревался принять в них участие, судом во внимание не принимается. Сообщение на адрес электронной почты МКУ КУМИЗО МО «Карсунский район» от Агафонова А.А. направленного 20.04.2020 с вопросом о переносе аукциона на более позднюю дату не свидетельствует о том, что истец намеревался принять участие в торгах. Иные доводы судом во внимание не принимаются. Существенных нарушений, которые бы повлияли на результаты торгов, не установлено. На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования удовлетворению не подлежат. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК Российской Федерации, Р Е Ш И Л: Исковые требования Агафонова Александра Алексеевича к Абубекирову Рашиду Кямилевичу, муниципальному казенному учреждению «Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям Муниципального образования «Карсунский район» Ульяновской области, Администрации Муниципального образования «Карсунский район» о признании недействительными результатов торгов и договора, заключенного с лицом, выигравшим торги, оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Карсунский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Судья Ю.П. Жучкова Решение суда в окончательной форме изготовлено 7.08. 2020 года. |