Дело № 2-1-2733/2021
64RS0042-01-2021-004692-28
Решение
Именем Российской Федерации
13 мая 2021 г. г. Энгельс
Энгельсский районный суд Саратовской области в составе:
председательствующего судьи Дроздовой Н.А.,
при секретаре судебного заседания Юнг К.С.,
с участием представителя истца по доверенности ФИО1, представителя ответчика по доверенности ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора г. Энгельса в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и Энгельсского муниципального района Саратовской области к администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области о признании незаконным распоряжения администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области, обязании расторгнуть трудовой договор,
установил:
заместитель прокурора г. Энгельса в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и Энгельсского муниципального района Саратовской области обратился в суд с иском к администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области о признании незаконным распоряжения администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области, обязании расторгнуть трудовой договор.
Требования мотивированы тем, что в соответствии с поручением прокуратуры Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ№ прокуратурой г. Энгельса проведена проверка по обращению депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ ФИО3 В ходе проведенной проверки установлено, что распоряжением администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ№ с ДД.ММ.ГГГГ на должность заместителя главы администрации Энгельсского муниципального района по социальной сфере назначен ФИО4 Согласно информации администрации Энгельсского муниципального района в стаж работы по специальности, направлению подготовки, соответствующей функциям и задачам, возлагаемых по социальной сфере, ФИО4 включены периоды продолжительностью 3 года 1 месяц 12 дней, а именно: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (8 месяцев 25 дней) – заместитель руководителя Регионального комитета – начальник отдела партийного строительства Аппарата Регионального исполнительного комитета; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 год 10 месяцев 11 дней) – федеральный координатор округа отдела региональной и технологической работы Центрального штаба Всероссийской общественной организации «Молодая Гвардия Единой России», заместитель Председателя Координационного Совета отдела руководства Центрального штаба Всероссийской организации «Молодая Гвардия Единой России»; с
ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (6 месяцев 6 дней) – председатель комитета Саратовской областной Думы по социальной политике на профессиональной основе, депутат Саратовской областной Думы на постоянной основе. Истец указывает, что
ДД.ММ.ГГГГ ФГОУВПО «Саратовский государственный аграрный университет имени Н.И. Вавилова» ФИО4 выдан диплом о высшем образовании, и присуждена квалификация инженер, специальность – технология обслуживания и ремонта машин в агропромышленном комплексе. ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с решением диссертационного совета №И.Л. присуждена ученая степень кандидата технических наук. В свою очередь, истец полагает, что при принятии на должность заместителя главы администрации Энгельсского муниципального района по социальной сфере И.Л. не соответствовал квалификационным требованиям, установленным Законом Саратовской области от 02 августа 2017 г. № 157-ЗСО «О некоторых вопросах муниципальной службы в Саратовской области», а также требованиям, установленным решением Собрания депутатов Энгельсского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№, в части наличия не менее двух лет стажа муниципальной службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки.
Истец просит признать незаконным распоряжение администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ№ о приеме на работу И.Л. на должность заместителя главы администрации Энгельсского муниципального района по социальной сфере, обязать администрацию Энгельсского муниципального района Саратовской области расторгнуть трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ с И.Л. на основании п. 11 ч. 1 ст. 77 и ст. 84 ТК РФ.
Представитель истца ФИО1 в судебном заседании изложенное в исковом заявлении поддержал в полном объеме, просил удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признала в полном объеме, изложенное в возражениях на исковое заявление поддержала в полном объеме, просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Третье лицо И.Л. в судебное заседание не явился, о месте и времени проведения судебного заседания извещены надлежащим образом, представил в суд письменное заявление, в котором просит рассмотреть дело в его отсутствие.
Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Согласно ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии со ст. 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
В силу ст. 11 ГК РФ суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных прав.
Исходя из вышеназванных положений закона, сторона по делу самостоятельно определяет характер правоотношений, и если считает, какое-либо ее право нарушено, то определяет способ его защиты в соответствии со ст. 12 ГК РФ, а суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных прав.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Энгельсского муниципального района (работодатель) и И.Л. (работник) заключен трудовой договор, в соответствии с которым И.Л. назначен на должность муниципальной службы заместителя главы администрации Энгельсского муниципального района по социальной сфере с ДД.ММ.ГГГГ
Согласно п. 1.2 трудового договора работа по данному договору является основным местом работы работника.
Из п 2.1 указанного документа следует, что договор заключен на неопределенный срок.
Настоящий трудовой договор является основанием для издания распоряжения работодателя о назначении данного работника на должность муниципальной службы.
Распоряжением администрации Энгельсского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№И.Л. назначен на должность заместителя главы администрации Энгельсского муниципального района по социальной сфере с ДД.ММ.ГГГГ
Статьей 42 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.
Муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета (ст. 10 Федерального закона от 02 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»).
В силу требований ст. 12 Федерального закона от 02 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальный служащий, в том числе, обязан соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, устав муниципального образования и иные муниципальные правовые акты и обеспечивать их исполнение; представлять в установленном порядке предусмотренные законодательством Российской Федерации сведения о себе и членах своей семьи.
Согласно ст. 8 указанного закона должности муниципальной службы подразделяются на следующие группы: 1) высшие должности муниципальной службы; 2) главные должности муниципальной службы; 3) ведущие должности муниципальной службы; 4) старшие должности муниципальной службы; 5) младшие должности муниципальной службы. Соотношение должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации с учетом квалификационных требований к соответствующим должностям муниципальной службы и должностям государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации устанавливается законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 02 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» для замещения должности муниципальной службы требуется соответствие квалификационным требованиям к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или работы по специальности, направлению подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, а также при наличии соответствующего решения представителя нанимателя (работодателя) - к специальности, направлению подготовки.
Квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, необходимым для замещения должностей муниципальной службы, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы. Квалификационные требования к знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются в зависимости от области и вида профессиональной служебной деятельности муниципального служащего его должностной инструкцией. Должностной инструкцией муниципального служащего могут также предусматриваться квалификационные требования к специальности, направлению подготовки.
Статьей 3 Закона Саратовской области от 02 августа 2007 г. № 157-ЗСО «О некоторых вопросах муниципальной службы в Саратовской области», а также решением Собрания депутатов Энгельсского муниципального района Саратовской области от
02 марта 2017 г. № 121/13-05 «Об установлении квалификационных требований к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, необходимым для замещения должностей муниципальной службы в органах местного самоуправления Энгельсского муниципального района» (с учетом решения Собрания депутатов Энгельсского муниципального района Саратовской области от 22 февраля 2018 г. № 363/45-05 «Об изменении квалификационных требований, необходимых для замещения должностей муниципальной службы в органах местного самоуправления Энгельсского муниципального района) предусмотрено, что для замещения должности мунципальной службы заместителя главы администрации Энгельсского муниципального района по социальной сфере установлены следующие квалификационные требования: наличие высшего образования не ниже уровня специалитета, магистратуры, а также наличие не менее двух лет стажа муниципальной службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ ФГОУ ВПО «Саратовский государственный аграрный университет имени Н.И. Вавилова» И.Л. выдан диплом о высшем образовании, и присуждена квалификация инженер, специальность – технология обслуживания и ремонта машин в агропромышленном комплексе.
ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с решением диссертационного совета №И.Л. присуждена ученая степень кандидата технических наук.
В целях соблюдения принципа единства основных квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы и должностей гражданской службы, предусмотренного п. 1 ст. 5 Федерального закона от 02 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», при определении квалификационных требований к стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки необходимо учитывать требования, предъявляемые к стажу гражданской службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, предусмотренные Указом Президента РФ от 16 января 2017 № 16 «О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, который необходим для замещения должностей федеральной государственной гражданской службы».
Согласно п. 5 Указа Президента РФ от 16 января 2017 № 16 «О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, который необходим для замещения должностей федеральной государственной гражданской службы» в случае если должностным регламентом федерального государственного гражданского служащего не предусмотрены квалификационные требования к специальности, направлению подготовки, то при исчислении стажа работы по специальности, направлению подготовки в указанный стаж включаются периоды работы гражданина (федерального государственного гражданского служащего), при выполнении которой получены знания и умения, необходимые для исполнения должностных обязанностей по должности федеральной государственной гражданской службы, после получения им документа о профессиональном образовании того уровня, который соответствует квалификационным требованиям для замещения должности федеральной государственной гражданской службы.
Для исполнения должностных полномочий по должности заместителя главы администрации Энгельсского муниципального района по социальной сфере И.Л. в стаж работы по направлению подготовки включены периоды работы общей продолжительностью 3 года 1 месяц 12 дней: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
(8 месяцев 25 дней) – заместитель руководителя Регионального комитета – начальник отдела партийного строительства Аппарата Регионального исполнительного комитета; с
ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 год 10 месяцев 11 дней) – федеральный координатор округа отдела региональной и технологической работы Центрального штаба Всероссийской общественной организации «Молодая Гвардия Единой России», заместитель Председателя Координационного Совета отдела руководства Центрального штаба Всероссийской организации «Молодая Гвардия Единой России»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (6 месяцев 6 дней) – председатель комитета Саратовской областной Думы по социальной политике на профессиональной основе, депутат Саратовской областной Думы на постоянной основе.
Согласно положений Методических рекомендаций по установлению квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы и организации оценки на соответствие указанным требованиям, подготовленные Минтрудом России, эффективность исполнения муниципальных функций зависит от способностей муниципальных служащих профессионально исполнять свои должностные обязанности, что определяется опытом работы, в том числе опытом руководящей работы, уровнем знаний и умений.
Постановлением администрации Энгельсского муниципального района от
09 октября 2018 г. № 4538 «О распределении обязанностей между Главой Энгельсского муниципального района и заместителями главы администрации Энгельсского муниципального района» определены должностные полномочия, в том числе заместителя главы администрации Энгельсского муниципального района по социальной сфере.
Между тем, указанный документ не предусматривает квалификационные требования к конкретной специальности (направлению подготовки).
Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» г. Москва выдан диплом магистра, согласно которого И.Л. освоил программу магистратуры по направлению подготовки государственное и муниципальное управление, присвоена квалификация магистр.
Таким образом, из вышеизложенного следует, что к кандидату на замещение должности муниципальной службы – заместитель главы администрации Энгельсского муниципального района по социальной сфере предъявляются следующие требования: наличие высшего образования не ниже уровня специалитета, магистратуры, наличие не менее двух лет стажа муниципальной службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки.
Из представленных в материалы дела документов следует, что на момент заключения трудового договора и издания распоряжения администрации Энгельсского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№ кандидат И.Л. вышеуказанным требования соответствовал.
В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ основаниями прекращения трудового договора являются нарушение установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы (статья 84 настоящего Кодекса).
Согласно ст. 84 ТК РФ трудовой договор прекращается вследствие нарушения установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил его заключения (пункт 11 части первой статьи 77 настоящего Кодекса), если нарушение этих правил исключает возможность продолжения работы, в частности в случае отсутствие соответствующего документа об образовании и (или) о квалификации, если выполнение работы требует специальных знаний в соответствии с федеральным законом или иным нормативным правовым актом.
Вместе с тем, истцом не представлено достаточных и допустимых доказательств в подтверждение вышеуказанных обстоятельств.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, в том числе объяснения лиц, участвующих в деле, в соответствии с требованиями ст. ст. 59, 60, 67, 71 ГПК РФ, суд приходит к выводу, что назначение И.Л. на должность муниципальной службы заместителя главы администрации Энгельсского муниципального района по социальной сфере происходило в соответствии с нормами действующего трудового законодательства и законодательства о муниципальной службе.
Таким образом, правовых оснований для признания оспариваемого прокурором распоряжения ответчика и возложения на ответчика обязанности расторгнуть трудовой договор с третьим лицом у суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 4, 12, 56, 67, 194-199 ГПК РФ, суд,
решил:
исковые требования заместителя прокурора г. Энгельса в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и Энгельсского муниципального района Саратовской области к администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области о признании незаконным распоряжения администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области, обязании расторгнуть трудовой договор оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Энгельсский районный суд Саратовской области.
Председательствующий: подпись.
Верно.
Судья Н.А. Дроздова
Секретарь К.С. Юнг