Дело № 2-1-2736/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Калужский районный суд Калужской области в составе
председательствующего судьи Рогозиной Е.В.
при секретаре Гузевой Ю.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Калуге 31 мая 2018 года гражданское дело по иску Калужского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Министерству сельского хозяйства Калужской области, обществу с ограниченной ответственностью «Песоченское» об обязании внести изменения в охотхозяйственное соглашение и обратиться с заявлением о поставке границ охотничьего угодья на кадастровый учет, признании недействительными приложений к долгосрочной лицензии и договору,
УСТАНОВИЛ:
обратившись 26 февраля 2018 года в суд с иском в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Министерству сельского хозяйства Калужской области, ООО «Песоченское» и уточнив заявленные требования, Калужский межрайонный природоохранный прокурор просил:
– обязать Министерство сельского хозяйства Калужской области и ООО «Песоченское» внести изменения в пункт 2.2.2 раздела 2 охотхозяйственного соглашения № 11 от 10 ноября 2011 года (в редакции от 25 сентября 2017 года), указав площадь, местоположение и кадастровые номера (при наличии) предоставленных обществу земельных участков;
– признать недействительными пункты 2.1.1, 2.1.2 раздела 2 охотхозяйственного соглашения № 11 от 10 ноября 2011 года (в редакции от 25 сентября 2017 года), заключенного между Министерством сельского хозяйства Калужской области и ООО «Песоченское», в части включения в границы охотничьего хозяйства территорий, которые не могут быть использованы для ведения охотхозяйственной деятельности, в том числе земель населенных пунктов, земель промышленности, земель государственного лесного фонда, относящихся к зеленым и лесопарковым зонам;
– обязать Министерство сельского хозяйства Калужской области и ООО «Песоченское» описать в соответствии с действующим законодательством, с учетом уточненных земельных участков, границы и площадь охотничьего угодья путем внесения изменений в пункты 2.1.1 и 2.1.2 раздела 2 охотхозяйственного соглашения № 11 от 10 ноября 2011 года (в редакции от 25 сентября 2017 года), исключив территории, которые не могут быть использованы для ведения охотничьего хозяйства, в том числе земли населенных пунктов, земли промышленности, земли государственного лесного фонда, относящиеся к зеленым и лесопарковым зонам;
– обязать Министерство сельского хозяйства Калужской области и ООО «Песоченское» составить схему (карту) охотничьих угодий Общества согласно уточненным в соответствии с действующим законодательством границам охотничьих угодий;
– признать недействительным приложение № 2 к долгосрочной лицензии № 000024 от 23 апреля 2010 года, выданной Министерством сельского хозяйства Калужской области ООО «Песоченское», в части включения в границы охотничьего хозяйства территорий, которые не могут быть использованы для ведения охотхозяйственной деятельности, в том числе земель населенных пунктов, земель промышленности, земель государственного лесного фонда, относящихся к зеленым и лесопарковым зонам;
– признать недействительным приложение к договору № 24 «О предоставлении в пользование территории или акватории, необходимых для осуществления пользования животным миром» от 23 апреля 2010 года, заключенному между Министерством сельского хозяйства Калужской области и ООО «Песоченское», в части включения в границы охотничьего хозяйства территорий, которые не могут быть использованы для ведения охотхозяйственной деятельности, в том числе земель населенных пунктов, земель промышленности, земель государственного лесного фонда, относящихся к зеленым и лесопарковым зонам;
– обязать Министерство сельского хозяйства Калужской области в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в силу представить в орган регистрации прав документы, содержащие необходимые для внесения в кадастр недвижимости сведения о границах предоставленного ООО «Песоченское» охотничьего угодья.
В судебном заседании 31 мая 2018 года, продолженном после перерыва, объявленного в судебном заседании 30 мая 2018 года, старший помощник Калужского межрайонного природоохранного прокурора Пилькова Е.Г. исковые требования поддержала с учетом их уточнения.
Представители Министерства сельского хозяйства Калужской области Грабовская В.В., Галчёнков Ю.Д., Ульянова О.П. возражали против удовлетворения иска.
Представители ООО «Песоченское» Лещенко О.В., Гайгеров А.Г. указали на отсутствие предусмотренных законом оснований для удовлетворения заявленных требований, указали на пропуск истцом срока исковой давности.
Третьи лица Министерство природных ресурсов и экологии Калужской области, Управление Росреестра по Калужской области, ФГБУ ФКП Росреестра по Калужской области, извещенные о месте и времени рассмотрения дела, своих представителей в судебное заседание не направили.
Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона № 209-ФЗ от 24 июля 2009 года «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» добыча охотничьих ресурсов представляет собой деятельность, направленную на изъятие объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, из среды их обитания с применением орудий охоты и способов охоты. Охотничьи угодья определяются как территории, в границах которых допускается осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства (пункт 15 статьи 1), и подразделяются на закрепленные - используемые юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями - и общедоступные, в которых физические лица имеют право свободного пребывания в целях охоты (статья 7).
Статьей 25 Федерального закона № 209-ФЗ от 24 июля 2009 года «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрен порядок предоставления земельных участков и лесных участков из земель, находящихся в государственной собственности, для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, согласно которой для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства земельные участки и лесные участки из земель, находящихся в государственной собственности, предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям в целях размещения объектов охотничьей инфраструктуры и (или) в целях, не связанных с их размещением, в соответствии с настоящим Федеральным законом, земельным законодательством и лесным законодательством.
В соответствии с частями 1,2 статьи 36 Лесного кодекса Российской Федерации леса могут использоваться для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства. Лесные участки предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на основании охотхозяйственных соглашений, заключенных в соответствии с федеральным законом об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов, и договоров аренды лесных участков.
До вступления в силу указанного Федерального закона (до 01 апреля 2010 года) отношения в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов были урегулированы Федеральным законом от 24 апреля 1995 года № 52-ФЗ "О животном мире", который устанавливал, что объекты животного мира могут предоставляться органами государственной власти, уполномоченными осуществлять права собственника от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, юридическим лицам в долгосрочное пользование на основании долгосрочной лицензии и гражданам в краткосрочное пользование на основании именной разовой лицензии. Пользователь осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования объектами животного мира на условиях и в пределах, установленных законом, лицензией и договором с органом государственной власти, предоставляющим соответствующую территорию, акваторию для осуществления пользования животным миром статья 33). Долгосрочная лицензия на пользование животным миром - это специальное разрешение на осуществление хозяйственной и иной деятельности, связанной с использованием и охраной объектов животного мира (статья 1).
Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 25 июня 2015 года № 17-П по делу о проверке конституционности части 3 статьи 71 Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», впредь до внесения в законодательство об охоте и сохранении охотничьих ресурсов необходимых изменений применение части 3 статьи 71 Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» приостанавливается; при этом право занятия охотхозяйственной деятельностью, возникшее у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в силу полученных долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов, прекращению по основаниям, предусмотренным частью 9 данной статьи, не подлежит (пункт 5.3).
Как видно из материалов дела, на основании постановления Правительства Калужской области от 19 апреля 2010 года № 154 ООО «Песоченское» министерством сельского хозяйства Калужской области выдана долгосрочная лицензия № 000024 на пользование объектами животного мира со сроком действия с 23 апреля 2010 года по 22 апреля 2059 год.
23 апреля 2010 года между Министерством сельского хозяйства Калужской области и ООО «Песоченское» заключен договор № 24 «О предоставлении в пользование территории или акватории, необходимых для осуществления пользования животным миров», по условиям которого Министерство предоставило охотпользователю в пользование территорию, акваторию в границах, согласно приложению, необходимую для осуществления пользования охотничьими животными, в Перемышльском районе Калужской области и МО ГО «Город Калуга» на площади 10,9 тыс. га сроком на 49 лет, а охотпользователь принял эту территорию, акваторию, в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями договора.
В соответствии с приложением к названному договору границы территории проходят: северная – от Окского водозабора по дороге через деревню Чижовка, животноводческий комплекс до северо-восточной окраины деревни Рождествено, далее по высоковольтной ЛЭП до деревни Колюпаново, далее по дороге до деревни Еловка и по кратчайшей дороге до поворота автодороги город Калуша – город Тула на деревню Большие Козлы, далее по автодороге город Калуга – город Тула и дороге до деревни Крытицы, далее по ручью до реки Ока и далее по реке ока до устья реки Ужердь; восточная – от устья реки Ужердь вверх по течению данной реки до урочища Мархань, далее по дороге через урочище Александровка до квартала 6 Пневского участка Приокского участкового лесничества ГУ «Калужское лесничество»; южная – от восточной окраины квартала 6 по восточной и северной окраине квартала 6, северной окраине квартала 5 Пневского участка Приокского участкового лесничества ГУ «Калужское лесничество» до урочища Кирсанов Хутор, далее по дороге вдоль реки Мужачь до деревни Мужачи, далее по дороге от деревни Мужачи через деревню Большие Сушки, урочище Малые Сушки вдоль реки Сушки до пересечения с автодорогой город Калуга – село Перемышль, далее по реке Желовь от моста данной автодороги до устья реки; западная – от устья реки Желовь по реке Оке вниз по течению до Окского водозабора.
10 ноября 2011 года между ООО «Песоченское» (охотпользователь) и министерством сельского хозяйства (министерство) заключено ототхозяйственное соглашение № 11 по условиям которого охотпользователю предоставлены в аренду земельные и лесные участки для осуществления деятельности в сфере охоты и охотничьего хозяйства, площадь охотничьего угодья составила 3191 га, из них площадь лесных участков составила 191 га, общая площадь лесных участков 10097 га. Земельные и лесные участки расположены в административных границах Калужской области, Городского округа «Город Калуга», Перемышльского района, муниципальных образованиях СП «Деревня Большие Козлы», СП «Село Корекозево», СП «Село Ахлебинино», СП «Деревня Хотисино». Также предусмотрено право охотпользователя создавать на полученных в установленном порядке земельных участках объекты охотничьей инфраструктуры в соответствии с действующим законодательством; оказывать воздействие на среду обитания охотничьих ресурсов, улучшающее состояние охотничьих ресурсов, по согласованию с землевладельцами (землепользователеями) и (или) министерством. Срок действия соглашения с 10 ноября 2011 года по 09 ноября 2060 год.
14 октября 2016 года и 25 сентября 2017 года Министерством сельского хозяйства Калужской области и ООО «Песоченское» подписаны дополнительные соглашения к охотхозяйственному соглашению от 10 ноября 2011 года, которыми внесены изменения в пункты 1.1, 2.1.3, 2.2.1, 2.2.3, 2.2.4, 9.2.1, разделы V, VI соглашения.
В обоснование заявленных требований настоящего искового заявления прокурор ссылается на то, что включение в границы территорий охотничьих угодий земель, категория которых не предполагает использование в целях ведения охотничьего хозяйства, недопустимо в силу прямого законодательного запрета.
Так, по мнению прокурора, включение в границы территории охотничьего угодья ООО «Песоченское» защитных лесов, зеленых и лесопарковых зон, населенных пунктов ведет к нарушению положений Лесного кодекса Российской Федерации, а также прав и законных интересов неопределенного круга лиц, на благоприятную окружающую среду.
Кроме того, отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о границах охотничьего угодья ведет к прямому нарушению Федерального закона № 218-ФЗ от 13 июля 2015 года «О государственной регистрации недвижимости».
Вместе с тем, указанные обстоятельства не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела и опровергаются совокупностью исследованных судом доказательств.
Статья 1 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержит основные понятия, используемые в целях исполнения и соблюдения названного закона.
Так, согласно пункту 2 названной статьи охотничье хозяйство – сфера деятельности по сохранению и использованию охотничьих ресурсов и среды их обитания, по созданию охотничьей инфраструктуры, оказанию услуг в данной сфере, а также по закупке, производству и продаже продукции охоты.
Охота – деятельность, связанная с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной переработкой и транспортировкой (пункт 5 статьи 1).
Охотничьи угодья – территории, в границах которых допускается осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства (пункт 15 статьи 1).
Согласно пункту 3 Положения об охоте и охотничьем хозяйстве РСФСР, утвержденного Постановлением Совмина РСФСР от 10 октября 1960 года № 1548, применяемого постольку, поскольку оно не противоречит указанному Федеральному закону от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», охотничьими угодьями признаются все земельные, лесные и водопокрытые площади, которые служат местом обитания диких зверей и птиц и могут быть использованы для ведения охотничьего хозяйства.
Вышеизложенные правовые положения не содержат противоречий, поскольку предполагают, что любая территория, входящая в состав охотничьего угодья, служит местом обитания диких зверей и птиц, при этом ведение охотничего хозяйства на указанной территории допускается лишь с соблюдением установленных законом ограничений.
Коллизия закона, на которую ссылается прокурор, таковой, по мнению суда, не является, поскольку согласно пункту 4 «Положения об охоте и охотничьем хозяйстве РСФСР», утвержденного Постановлением Совмина РСФСР от 10 октября 1960 года № 1548, охотничьи угодья разделяются на, в числе прочих, угодья закрытые для охоты (заповедники, заказники и зеленые зоны).
При этом в силу положений части 5, пункта 2 части 3 Лесного кодекса Российской Федерации в лесопарковых и зеленых зонах запрещаются осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.
Федеральный закон разделяет понятия «охотхозяйственная деятельность» и «охота», а то значение, которое было вложено законодателем в понятие «зеленая зона» в Положении об охоте и охотничьем хозяйстве РСФСР, утвержденном Постановлением Совмина РСФСР от 10 октября 1960 года № 1548, подлежащем применению с учетом, в частности, Лесного кодекса Российской Федерации, вступает в противоречие с определением зеленой зоны, содержащимся в Лесном кодекса Российской Федерации, а потому применению не подлежит.
Сам по себе факт нахождения в границах охотничьего хозяйства территорий в соответствии с долгосрочной лицензией, которые включают в себя, в числе прочих, земли населенных пунктов, земли промышленности, земли государственного лесного фонда, относящиеся к зеленым и лесопарковым зонам, не свидетельствует о нарушении прав неопределенного круга лиц, поскольку охотхозяйственная деятельность осуществляется в первую очередь в строгом соблюдении норм действующего законодательства, в частности, положений части 1 статьи 7 Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Земельного кодекса Российской Федерации, иных законов и подзаконных актов. За несоблюдение требований вышеуказанных норм предусмотрена как административная (статья 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), так и уголовная (статья 258 Уголовного кодекса Российской Федерации) ответственность.
Между тем, материалы дела не содержат сведений о таких нарушениях закона со стороны ООО «Песоченское». Представители ответчика в судебном заседании пояснили, что охотхозяйственная деятельность на территориях, где она запрещена в силу закона, не осуществляется.
В обоснование требований о возложении на Министерство сельского хозяйства Калужской области и ООО «Песоченское» обязанности составить схему (карту) охотничьих угодий согласно уточненным в соответствии с действующим законодательством границам охотничьих угодий, прокурор указывает, что пункт 2.2.2 раздела 2 охотхозяйственного соглашения не содержит конкретной информации о предоставленных ООО «Песоченское» земельных участках.
Вместе с тем, согласно пункту 1 части 4 статьи 27 Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» охотхозяйственное соглашение включает в себя, в частности, сведения о местоположении, границах и площади охотничьего угодья, о расположенных в его границах и предоставляемых в аренду земельных участках и лесных участках.
Приказом Минприроды РФ от 06 августа 2010 года № 306 утверждены Требования к описанию границ охотничьих угодий, в соответствии с которыми описание границ охотничьих угодий начинается с северо-западной точки. Затем последовательно описываются сначала северная, затем восточная, затем южная и последней - западная границы. Отрезки границ выбираются, исходя из конфигурации территории на местности, но их общий вектор должен соответствовать указанной стороне света.
При описании границ охотничьих угодий, пересекающих или выходящих на железнодорожные пути и автомобильные дороги (указанные в п. 4 настоящих Требований), указываются место пересечения границы охотничьего угодья с этой дорогой и кадастровое наименование дороги. При описании границ охотничьих угодий, проходящих по железнодорожным путям и автомобильным дорогам, также указываются все населенные пункты, которые находятся на этих дорогах и через которые проходит граница охотничьего угодья.
Содержащиеся в пункте 2.1.2 оспариваемого охотхозяйственного соглашения границы охотничьего угодья описаны в соответствии с вышеизложенными требованиями, а отсутствие указания на конкретные земельные участки обусловлено тем обстоятельством, что земельные участки в аренду ООО «Песоченское» не предоставлялись в силу отсутствия у Министерства сельского хозяйства Калужской области такого рода полномочий.
При этом дополнительным соглашением от 25 сентября 2017 года ответчики внесли изменения в пункт 2.2.3 охотхозяйственного соглашения, описав кварталы и выделы лесных участков в границах охотничьего хозяйства.
Суд приходит к выводу о том, что заявленное стороной ответчика ООО «Песоченское» ходатайство о применении последствий пропуска срока исковой давности по требованиям прокурора о внесении изменений в охотхозяйственное соглашение от 10 ноября 2011 года, признании недействительными приложений к долгосрочной лицензии № 000024 от 23 апреля 2010 ода, к договору № 24 «О предоставлении в пользование территории или акватории, необходимых для осуществления пользования животным миром» от 23 апреля 2010 года обосновано.
В силу положений статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до 01 сентября 2013 года, сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Согласно пункту 1 статьи 181 Гражданского кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент заключения оспариваемых договоров, срок исковой давности по требованию о применении последствий недействительности ничтожной сделки составлял три года. Указанная правовая норма предусматривала, что течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня, когда началось исполнение этой сделки.
Как установлено в судебном заседании, долгосрочная лицензия на пользование животным миром выдана Министерством сельского хозяйства ООО «Песоченское» 23 апреля 2010 года, договор № 24 «О предоставлении в пользование территории или акватории, необходимых для осуществления пользования животным миром» заключен между ответчиками 23 апреля 2010 года, охотхозяйственное соглашение заключено ответчиками 10 ноября 2011 года. С указанного момента началось исполнение договора и охотхозяйственного соглашения и, как следствие, течение срока исковой давности по требованию о применении последствий его недействительности.
Исковое заявление прокурора предъявлено в суд 26 февраля 2018 года, то есть по истечении срока исковой давности, о применении которого заявлено ответчиками по делу, что в силу пункта 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации является самостоятельным основанием для принятия судом решения об отказе в удовлетворении исковых требований в данной части.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении исковых требований Калужского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Министерству сельского хозяйства Калужской области, обществу с ограниченной ответственностью «Песоченское» об обязании внести изменения в охотхозяйственное соглашение и обратиться с заявлением о поставке границ охотничьего угодья на кадастровый учет, признании недействительными приложений к долгосрочной лицензии и договору – отказать.
Решение может быть обжаловано в Калужский областной суд через Калужский районный суд Калужской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Е.В. Рогозина
Мотивированное решение составлено 15 июня 2018 года.