ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1-288/17 от 19.10.2017 Карсунского районного суда (Ульяновская область)

Дело № 2-1-288/2017

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

Ульяновская область, 19 октября 2017 года

р.п. Карсун

Карсунский районный суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Лобиной Н.В.,

при секретаре Ахметшиной А.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области о включении периодов работы в стаж государственной гражданской службы,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с иском, уточненным в ходе рассмотрения дела, к Министерству сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области о включении периодов работы в стаж государственной гражданской службы. В обоснование иска указала, что с 27.04.1987 работала на различных должностях государственной гражданской службы в сфере лесного хозяйства, природопользования и экологии. Приказом Министра природных ресурсов РФ от 26.08.2003 № 2154-к истец за многолетнюю безупречную службу в лесной охране была награждена знаком «10 лет службы в государственной лесной охране РФ». Между тем, Министерство сельского, лесного хозяйства и природопользования Ульяновской области в справке о суммарной продолжительности периодов замещения должностей государственной гражданской службы не включило в стаж государственной гражданской службы периоды работы в должности помощника лесничего Суховского лесничества с 08.09.1997 по 19.04.2005 в Карсунском лесхозе Ульяновской области, с 20.04.2005 по 25.01.2007 в Федеральном государственном учреждении «Карсунский лесхоз», с 26.01.2007 по 31.12.2007 в Областном государственном учреждении «Карсунский лесхоз». Кроме того истцу, замещающей с 01.01.2012 должность заместителя участкового лесничего Суховского участкового лесничества в ГКУ Ульяновской области «Карсунское лесничество», при исчислении прибавки к должностному окладу за выслугу лет, продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска и определении права на пенсию за выслугу лет гражданских служащих, период работы в должности «помощник лесничего Суховского лесничества» с 08.09.1997 по 31.12.2007 не учитывается. Лесничество-это территориальная единица управления в области природопользования, охраны, защиты и воспроизводства лесов. Помощник лесничего - должностное лицо государственного учреждения Ульяновской области в области лесных отношений, осуществляющее реализацию лесохозяйственного регламента в лесничествах на территории Ульяновской области. При этом деятельность лесничих организует и обеспечивает орган исполнительной власти Ульяновской области, осуществляющий полномочия в области лесных отношений. Действовавшими ранее нормативными правовыми актами федерального уровня: Общим положением о лесхозах, лесокомбинатах и леспромхозах Министерства лесного хозяйства РСФСР, утвержденным приказом Министра лесного хозяйства РСФСР от 8 января 1971 года № 6, Общим положением о лесхозах Федеральной службы лесного хозяйства, утвержденным приказом Рослесхоза от 10.09.1993 № 238; Положением (общим) о лесхозе Федеральной службы лесного хозяйства России, утвержденным приказом Рослесхоза от 13.11.1998 № 188, было установлено, что лесхозы (леспромхозы, лесокомбинаты) входят в систему территориальных органов федерального органа управления лесным хозяйством. Приказом Федеральной службы лесного хозяйства РФ от 10.10.1997 № 139 утвержден Перечень должностных лиц государственной лесной охраны, должностных знаков различия специалистов лесного хозяйства и норм выдачи форменной одежды. В указанном перечне предусмотрено, что к составу государственной лесной охраны РФ относятся работники, замещающие в числе прочих должности руководителя, главного лесничего, лесничего, помощника лесничего. Согласно п. «г» ч. 5 Постановления Правительства РФ от 01.06.1998 № 544 «Об утверждении порядка осуществления Федеральной службой лесного хозяйства России и ее территориальными органами государственного контроля за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов» должностные лица лесхозов Федеральной службы лесного хозяйства России по должности одновременно являются: лесничие, помощники лесничих, мастера леса, лесники - государственными инспекторами в зоне деятельности лесхоза по контролю за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов. Порядок исчисления стажа государственной гражданской службы и зачета в него периодов трудовой деятельности устанавливается приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.11.2011 № 1648н. Согласно разъяснениям Федеральной службы лесного хозяйства России при исчислении стажа государственной гражданской службы в него включаются периоды работы в лесхозах министерств и ведомств лесного хозяйства СССР, а также в инспекциях лесного хозяйства и охраны леса, лесохозяйственных территориальных производственных объединениях. Согласно разъяснениям Минтруда России от 29.08.2002 № 4006-6 лесхозы (мехлесхозы, химлесхозы, спецсемлесхозы, опытные лесхозы, а также учебные, учебно-опытные и другие специализированные лесхозы) министерств и ведомств лесного хозяйства СССР, союзных республик относились к органам управления лесным хозяйством и периоды работы в них учитываются в стаже государственной службы, дающем права на назначение пенсии за выслугу лет. На основании изложенного просит суд обязать Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области включить ей в стаж государственной гражданской службы периоды ее работы в должности «помощник лесничего» Суховского лесничества с 08.09.1997 по 19.04.2005 в Карсунском лесхозе Ульяновской области, с 20.04.2005 по 25.01.2007 в Федеральном государственном учреждении «Карсунский лесхоз», с 26.01.2007 по 31.12.2007 в Областном государственном учреждении «Карсунский лесхоз».

В судебном заседании ФИО1 поддержала уточненные требования по указанным в иске основаниям, приведя доводы, изложенные в заявлении и дополнении к нему. Дополнительно суду пояснила, что требования к ГКУ Ульяновской области «Карсунское лесничество» она не поддерживает, поскольку справка об исчислении стажа выдана Министерством сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области, а прибавки к окладу по месту работу в ГКУ Ульяновской области «Карсунское лесничество» она получает.

Представитель ответчика - Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области – ФИО2 в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия, представив в суд письменный отзыв, из которого следует, что с исковыми требованиями он не согласен по нижеследующим основаниям. Исчисление стажа государственной гражданской службы Российской Федерации для установления государственным гражданским служащим Российской Федерации ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную гражданскую службу (далее - стаж гражданской службы) осуществляется в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 19.11.2007 № 1532. Данным Указом утверждены перечень периодов государственной гражданской службы и иных периодов замещения должностей, включаемых (засчитываемых) в стаж гражданской службы, и порядок исчисления стажа гражданской службы. В соответствии с пунктом 6 Порядка и пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 26.06.2008 № 472 документами, подтверждающими стаж гражданской службы, являются трудовая книжка, копии положений (уставов), подтверждающих образование, организационноправовой статус и функции организаций, период замещения должностей в которой могут быть включены (зачтены) в стаж гражданской службы, а также иные документы соответствующих государственных органов, архивных учреждений, установленные законодательством Российской Федерации. Согласно подпункту «г» пункта 15 Перечня в стаж гражданской службы включаются периоды замещения должностей руководителей, специалистов и служащих с 01.01.1992 до введения в действие сводного перечня государственных должностей Российской федерации, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 11.01.1995 № 32 «О государственных должностях Российской Федерации», Реестра государственных должностей федеральных государственных служащих, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 11.01.1995 № 33 «О Реестре государственных должностей федеральных государственных служащих», перечней государственных должностей федеральной государственной службы, которые считались соответствующими разделами Реестра государственных должностей государственной службы Российской Федерации, и реестров (перечней) государственных должностей государственной службы субъектов Российской Федерации: в федеральных органах исполнительной власти и их территориальных органах, а также в органах государственного управления (органах управления) при федеральных органах исполнительной власти. Учитывая, что лесхозы являлись местными подразделениями системы специально уполномоченных государственных органов управления лесным хозяйством Российской Федерации, а также принимая во внимание, что на лесхозы возлагались функции государственного управления, периоды замещения должностей в аппарате лесхозов включаются в стаж гражданской службы. Таким образом, период работы ФИО1 с 27.04.1987 до введения в действие Перечня государственных должностей федеральной государственной гражданской службы, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 03.09.1997 № 981, включена в стаж гражданской службы на основании подпункта «г» пункта 15 Перечня. На основании пункта 6 Перечня в стаж гражданской службы включаются периоды замещения должностей, которые предусматривались Перечнем государственных должностей федеральной государственной службы категории «В», учреждаемых для обеспечения деятельности территориального органа федерального органа исполнительной власти, утверждённого приложением № 9 к Указу № 981, однако указанным перечнем должности помощник лесничего не предусмотрено. В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2004 № 199-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований» лесхозы утратили статус специально уполномоченного органа управления лесным хозяйством и были преобразованы в государственные учреждения. Учитывая изложенное, периоды замещения должности помощник лесничего в Карсунском лесхозе с 09.09.1997 по 20.04.2005 и должности помощника лесничего в ФГУП «Карсунский лесхоз» с 20.04.2005 по 31.12.2007 не включаются в стаж гражданской службы.

Представитель ответчика - ГКУ Ульяновской области «Карсунское лесничество» - ФИО3 с исковыми требованиями ФИО1 согласился, полагая, что спорные периоды работы истца подлежат включению в стаж государственной гражданской службы.

Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных исковых требований по следующим основаниям.

Государственная гражданская служба Российской Федерации согласно ст. 5 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» и ст. 3 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» является видом государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.

Государственным гражданским служащим в соответствии со ст. 13 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» является гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению государственной гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.

Названными федеральными законами (п. 2 ст. 2, ст. 5 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации») предусмотрено, что государственная гражданская служба Российской Федерации подразделяется на:федеральную государственную гражданскую службу, под которой понимается профессиональная служебная деятельность граждан на должностях федеральной государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации;

государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации, под которой понимается профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий субъекта Российской Федерации, а также полномочий государственных органов субъекта Российской Федерации и лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации.

Должности федеральной государственной гражданской службы согласно ст. 8 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» учреждаются федеральным законом или указом Президента Российской Федерации, должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации - законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации с учетом положений данного федерального закона в целях обеспечения исполнения полномочий государственного органа либо лица, замещающего государственную должность.

В соответствии с п. 3, 4 ст. 8 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» в федеральном государственном органе могут быть учреждены должности государственной службы различных видов.

Должности государственной службы распределяются по группам и (или) категориям в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы и законами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе субъектов Российской Федерации.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО1 осуществляла в спорный период трудовую деятельность в должности помощника лесничего Суховского лесничества: с 08.09.1997 по 19.04.2005 в Карсунском лесхозе Ульяновской области, с 20.04.2005 по 25.01.2007 в Федеральном государственном учреждении «Карсунский лесхоз», с 26.01.2007 по 31.12.2007 в Областном государственном учреждении «Карсунский лесхоз».

Из справки о суммарной продолжительности периодов замещения должностей государственной гражданской службы и иных периодов замещения должностей, учитываемых при определении права на пенсию за выслугу лет гражданских служащих, выданной министром сельского, лесного хозяйства и природопользования Ульяновской области, следует, что периоды работы ФИО1: 08.09.1997 по 19.04.2005 в Карсунском лесхозе Ульяновской области, с 20.04.2005 по 25.01.2007 в Федеральном государственном учреждении «Карсунский лесхоз», с 26.01.2007 по 31.12.2007 в Областном государственном учреждении «Карсунский лесхоз» в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет не включены.

Основания возникновения права граждан на пенсию за выслугу лет для федеральных государственных служащих предусмотрены Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», статья 2 которого к федеральным государственным служащим относит граждан, замещавших должности федеральной государственной гражданской службы, государственные должности федеральной государственной службы, государственные должности федеральных государственных служащих, включенных в Реестр государственных должностей федеральных государственных служащих, утвержденный ранее действовавшими Указами Президента Российской Федерации от 11.01.1995 № 33 «О Реестре государственных должностей федеральных государственных служащих», от 03.09.1997 № 981 «Об утверждении Перечней государственных должностей федеральной государственной службы», а также действующим Указом Президента Российской Федерации от 31.12.2005 № 1574 «О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы».

В силу ст. 19 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих включаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, периоды службы (работы) в должностях федеральной государственной гражданской службы и других должностях, определяемых Президентом Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации от 20.09.2010 № 1141 утвержден Перечень должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих. При этом в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих засчитываются периоды службы (работы), которые до вступления в силу Указа были в установленном порядке включены (засчитаны) федеральным государственным гражданским служащим в указанный стаж (п. 2).

Подпунктом «г» пункта 17 Перечня, утвержденного Указом Президента Российской Федерации № 1141 от 20.09.2010, предусмотрены должности руководителей, специалистов и служащих, выборные должности, замещаемые на постоянной основе, в органах государственной власти и управления, организациях и учреждениях, осуществлявших в соответствии с законодательством СССР и союзных республик отдельные функции государственного управления, по 31 декабря 1991 г. в министерствах и ведомствах СССР, союзных и автономных республик и их органах управления на территории СССР - в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации; в подпункте «г» пункта 14 Перечня предусмотрены должности руководителей, специалистов и служащих, включая выборные должности, замещаемые на постоянной основе, с 1 января 1992 г. до введения в действие сводного перечня государственных должностей Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 января 1995 г. № 32 «О государственных должностях Российской Федерации», Реестра государственных должностей федеральных государственных служащих, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 января 1995 г. № 33 «О Реестре государственных должностей федеральных государственных служащих», перечней государственных должностей федеральной государственной службы, которые считались соответствующими разделами Реестра государственных должностей государственной службы Российской Федерации, и реестров (перечней) государственных должностей государственной службы субъектов Российской Федерации, в том числе в органах государственного управления (органах управления) при федеральных органах исполнительной власти.

В силу п. 5 Положения о Федеральной службе лесного хозяйства России, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.1994 № 808, в систему специально уполномоченных государственных органов управления лесным хозяйством Российской Федерации входят Федеральная служба лесного хозяйства России, подведомственные ей подразделения в субъектах Российской Федерации и местные подразделения - лесхозы, лесничества.

В соответствии с п. 1.1 Общего положения о лесхозах Федеральной службы лесного хозяйства России, утвержденного приказом Рослесхоза от 10.09.1993 № 238, лесхозы являются местными подразделениями системы специально уполномоченных государственных органов управления лесным хозяйством Российской Федерации.

Согласно подпункту 1.2 названного Общего положения о лесхозах лесхозы создавались, реорганизовывались и ликвидировались приказом государственного органа управления лесным хозяйством Российской Федерации на основе предложений соответствующих государственных органов управления лесным хозяйством субъектов Федерации, согласованных с органами исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов.

Пунктом 2.2 Общего положения установлено, что лесхозы являлись владельцами лесного фонда в границах установленной территории и в соответствии с возложенными на них задачами осуществляли, в том числе соответствии с возложенными на них задачами осуществляли, в том числе функции государственного контроля за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов в зоне деятельности лесхозов. Учитывая, что лесхозы являлись местными подразделениями системы специально уполномоченных государственных органов управления лесным хозяйством Российской Федерации, а также принимая во внимание, что на лесхозы возлагались функции государственного управления, периоды замещения должностей в аппарате лесхозов включаются в стаж гражданской службы.

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2004 № 199-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований» лесхозы утратили статус специально уполномоченного органа управления лесным хозяйством и были преобразованы в государственные учреждения.

Согласно разъяснениям от 10.02.2002 № МК-1-17-7/9 Федеральной службы лесного хозяйства России, от 17.01.2000г. № 266-ВЯ Министерства труда и социального развития Российской Федерации «О периодах службы (работы), учитываемых при исчислении стажа государственной службы» в стаж государственной службы, дающей право на ежемесячную доплату к государственной пенсии, включаются периоды работы в лесхозах (мехлесхозах, химлесхозах, спецсемлесхозах, опытных лесхозах, учебных, учебно-опытных и других специализированных лесхозах), лесокомбинатах, леспромхозах (комплексных леспромхозах) министерств и ведомств лесного хозяйства СССР, союзных и автономных республик, а также в инспекциях лесного хозяйства и охраны леса, лесохозяйственных территориальных производственных объединениях (ЛХТПО).

Таким образом, из фактических обстоятельств дела, положений Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Указов Президента Российской Федерации от 11.01.1995 № 33, 03.09.1997 № 981, 31.12.2005 № 1574, 20.09.2010 № 1141 судом установлено, что необходимых условий для включения истцу периода работы с 08.09.1997 по 31.12.2007 в должности помощника лесничего Суховского лесничего в стаж государственной гражданской службы не имеется, поскольку спорный период работы имел место после введения в действие Перечня государственных должностей федеральной государственной гражданской службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 03.09.1997 № 981, который такого наименования должности как помощник лесничего не содержит.

На основании изложенного суд полагает необходимым отказать в удовлетворении исковых требований ФИО1.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Министерству сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области о включении периодов работы в стаж государственной гражданской службы отказать.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Карсунский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления в окончательной форме.

Судья Н.В. Лобина