ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1-2/2021 от 13.01.2022 Инзенского районного суда (Ульяновская область)

Дело №2-1-2/2021

73RS0008-01-2021-002120-09

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

13 января 2022 г. г.Инза Ульяновской области, суд

Судья Инзенского районного суда Ульяновской области Токунов Д.В.,

при секретаре Марфиной В.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Военного прокурора Ульяновского гарнизона в защиту интересов Российской Федерации в лице Министерства обороны РФ и неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Инвестиционная сервисная компания» о возложении обязанности произвести расчет и обеспечить неснижаемый нормативный запас топлива,

у с т а н о в и л :

Военный прокурор Ульяновского гарнизона обратился в суд с иском в защиту интересов Российской Федерации в лице Министерства обороны РФ и неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Инвестиционная сервисная компания» (далее – ООО «ИСК») о возложении обязанности произвести расчет и обеспечить неснижаемый нормативный запас топлива.

В обоснование искового заявления указано, что в соответствии с постановлением Администрации МО «Инзенский район» Ульяновской области от 07.09.2021 №865 с 27.09.2021 начат отопительный сезон.

На территории военного городка №1, расположенного по адресу: Ульяновская область, Инзенский район, ...., расположена мазутная котельная №294, обеспечивающая тепловой энергией и горячим водоснабжением 31 объект казарменно-жилищного фонда войсковой части 58661-ВС, а также 19 многоквартирных жилых домов.

В соответствии с концессионным соглашением от 01.07.2021 №..., заключенным Минобороны России и ООО «ИСК», концессионер обязуется осуществлять деятельность по производству, передаче, распределению тепловой энергии и горячего водоснабжения в границах дислокации объектов теплоснабжения военного ведомства, расположенных на территории Ульяновской области.

Согласно акту приема-передачи объектов концессионного соглашения от 30.07.2021 здание котельной №294 с тепловыми сетями, а также резервуарами для хранения мазута РВС-600, РВС-1000, РВС-1000 переданы на обслуживание ООО «ИСК».

Пунктами 1 и 2 Порядка определения нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии установлено, что норматив запасов топлива на котельных рассчитывается как запас основного и резервного видов топлива (далее - ОНЗТ) и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива (далее - ННЗТ) и нормативного эксплуатационного запаса топлива (далее - НЭЗТ).

Согласно пункту 11 Порядка нормативный эксплуатационный запас топлива (НЭЗТ) необходим для надежной и стабильной работы котельных и обеспечивает плановую выработку тепловой энергии в случае введения ограничений поставок основного вида топлива.

В соответствии с пунктом 20 Порядка для жидкого топлива, доставляемого железнодорожным транспортом ННЗТ рассчитывается на 10 суток, доставляемого автотранспортом - на 5 суток. Согласно пункту 21 указанного Порядка для расчета размера НЭЗТ принимается плановый среднесуточный расход топлива трех наиболее холодных месяцев отопительного периода и количество суток, которое по твердому топливу - 45 суток, по жидкому топливу - 30 суток.

Таким образом, нормативный эксплуатационный запас топлива (НЭЗТ), необходим для надежной и стабильной работы котельных и обеспечивает плановую выработку тепловой энергии в случае введения ограничений доставок основного вида топлива.

В соответствии с пунктом 4.1.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утв.Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 №115, эксплуатация оборудования топливного хозяйства должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную. Должен обеспечиваться запас основного и резервного топлива в соответствии с нормативами.

В соответствии с пунктом 11.9 данных Правил энергоснабжающие организации, имеющие источники тепла, своевременно обеспечивают создание нормативных запасов топлива.

Проведенной прокуратурой проверкой установлено, что по состоянию на 16.11.2021 в нарушение требований законодательства фактический запас мазутного котельного топлива указанной котельной составляет 70 тонн, что обеспечит работу котельной не более 5 дней, поскольку в отопительный период в сутки котельная расходует от 13 тонн мазута (норма неснижаемого запаса топлива для данной котельной – 710 тонн, нормативный эксплуатационный запас не менее 30 дней).

По данным ЖКС №13 информация о ближайшей поставке котельного топлива для снабжения тепловой энергией территории военного городка №1 и многоквартирных жилых домов со стороны ООО «ИСК» отсутствует.

На момент подачи иска меры по устранению вышеуказанных недостатков не приняты, необходимый запас неснижаемого нормативного запаса мазутного топлива не создан.

Ссылаясь на ст.45 ГПК РФ, военный прокурор просит обязать ООО «ИСК»:

-произвести расчет норматива неснижаемого запаса топлива на котельной, расположенной по адресу: ....;

-обеспечить неснижаемый нормативный запас топлива, необходимый для котельной, обеспечивающей теплоснабжение объектов казарменно-жилищного фонда военного городка № 1по адресу: ....

Представитель истца – старший помощник военного прокурора Ульяновского гарнизона Фатич А.С. в судебном заседание не явился, предоставил ходатайство, в котором требовании и доводы искового заявления поддержал. Дополнительно указал, что ООО «ИСК» представлено возражение, согласно которому ответчиком произведен расчет неснижаемого нормативного запаса топлива (31,269 т на 7 дней), а также сообщено об обеспечении его наличия на котельной №294.

Вместе с тем, данный расчет произведен неверно, поскольку исходя из планового среднесуточного расхода топлива в трех наиболее холодных месяцах отопительного периода 2021-2022 годов для котельной №294 составляет 19,200 т в сутки, при этом запас неснижаемого норматива на 7 дней составляет 134,400 т, а не 31,269 т, как указано ответчиком.

По данным диспетчерской службы расход по котельной № 294 на 11 января 2022 года составил 18, 451 т.

Просит суд удовлетворить исковые требования, дело рассмотреть в отсутствие представителя истца.

Представитель ответчика – ООО «ИСК» Ерлычкова Е.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась по следующим основаниям.

ООО «ИСК» обеспечивает теплоснабжение объектов казарменно-жилищного фонда военного городка №1 по адресу: .... от котельной № 294.

Здание котельной №294 с тепловыми сетями с резервуарами для хранения мазута РВС-600, РВС-1000, РВС-1000 переданы ООО «ИСК» 30.07.2021 согласно акту приема-передачи объектов концессионного соглашения и иного имущества.

Значения долгосрочных параметров регулирования деятельности ООО «ИСК» (концессионера) для котельных, подлежащих регулированию, а именно удельный расход топлива в расчете на тепловую энергию, отпущенную с источников концессионера, определены в Приложении №10.1 к Концессионному соглашению.

В соответствии с пунктами 2, 15 Порядка определения нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии, утвержденного приказом Министерства энергетики РФ от 10.08.2012 №377, норматив запасов топлива на котельных определяется не позднее 1 октября года, предшествующего планируемому, рассчитывается как запас основного и резервного видов топлива (далее - ОНЗТ) и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива (далее - ННЗТ) и нормативного эксплуатационного запаса топлива (далее - НЭЗТ).

В силу пунктов 3, 4, 9 Порядка определения нормативов ННЗТ определяется для котельных в размере, обеспечивающем поддержание плюсовых температур в главном корпусе, вспомогательных зданиях и сооружениях в режиме «выживания» с минимальной расчетной тепловой нагрузкой по условиям самого холодного месяца года.

Комиссией в составе представителя Министерства обороны РФ и ОП ООО «ИСК» Ульяновское» была проведена проверка готовности котельной №294 в/г №1, ...., к эксплуатации в отопительном периоде 2021-2022гг.

Общий запас мазута на котельной №294 по состоянию на 08.12.2021 составляет 253 тонны.

ООО «ИСК» заключен договор поставки топлива, позволяющий обеспечить бесперебойную работу теплоисточников при максимальной нагрузке в течение отопительного сезона.

Согласно графику поставки топлива ООО «ИСК» в декабре 2021 года будет поставлено на котельную 325 тонн мазута.

В соответствии с расчетом неснижаемый нормативный запас топлива составляет 31,269 тонны. Объем нормативного эксплуатационного запаса топлива составляет 30 суток, что соответствует 183,5 т. Для хранения жидкого топлива (мазута) у ООО «ИСК» имеется емкость на 600 тонн. Емкость по объему позволяет обеспечить хранение нормативного запаса топлива. Запас неснижаемого нормативного запаса топлива (ННЗТ) и нормативного эксплуатационного запаса топлива (НЭЗТ) постоянно поддерживается и не снижается. Для производства тепловой энергии и обеспечения потребителей теплом, паром и горячей водой резервуар топлива (мазута) постоянно пополняется автотранспортом (согласно графику, подвоз мазута в объеме 25 т производится ежедневно, при среднесуточном нормативном потреблении 6,325 т.

Просит суд исковые требования Военного прокурора Ульяновского гарнизона оставить без удовлетворения.

Представитель третьего лица – ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России по Центральному военному округу (далее – ФГБУ «ЦЖКУ» МО по ЦВО) в судебное заседание не явился, предоставил заявление, в котором просит рассмотреть дело в его отсутствие.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителя овтетчика, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п.3 ст.123 Конституции РФ и ст.12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В силу ч.3 ст.196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

Из материалов дела усматривается, что на территории военного городка №1, расположенного по адресу: ...., расположена мазутная котельная №294, обеспечивающая тепловой энергией и горячим водоснабжением 31 объект казарменно-жилищного фонда войсковой части ...., а также 19 многоквартирных жилых домов. (т.1 л.д.137-187).

В соответствии с концессионным соглашением от 01.07.2021 №370/7/КС-5, заключенным Минобороны России и ООО «ИСК», концессионер обязуется осуществлять деятельность по производству, передаче, распределению тепловой энергии и горячего водоснабжения в границах дислокации объектов теплоснабжения военного ведомства, расположенных на территории Ульяновской области.

Согласно акту приема-передачи объектов концессионного соглашения от 30.07.2021 здание котельной №294 с тепловыми сетями, а также резервуарами для хранения мазута РВС-600, РВС-1000, РВС-1000 переданы на обслуживание ООО «ИСК». (т.1, л.д.53-136).

Частью первой ст.20 Федерального закона «О теплоснабжении» предусмотрено, что проверке готовности к отопительному периоду подлежат:

1) муниципальные образования;

2) теплоснабжающие организации и теплосетевые организации;

3) потребители тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены (технологически присоединены) к системе теплоснабжения.

В силу ч.5 ст.20 указанного Федерального закона 5. Проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива. Теплоснабжающие организации и теплосетевые организации, кроме того, обязаны:

1) обеспечивать функционирование эксплуатационной, диспетчерской и аварийной служб;

2) организовать наладку принадлежащих им тепловых сетей;

3) осуществлять контроль режимов потребления тепловой энергии;

4) обеспечивать качество теплоносителей;

5) организовать коммерческий учет приобретаемой тепловой энергии и реализуемой тепловой энергии;

6) обеспечивать проверку качества строительства принадлежащих им тепловых сетей;

7) обеспечить безаварийную работу объектов теплоснабжения;

8) обеспечить надежное теплоснабжение потребителей.

В соответствии с пп.4 п.13 Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных Приказом Минэнерго России от 12.03.2013 №103, в целях оценки готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций к отопительному периоду уполномоченным органом должно быть проверено в отношении данных организаций наличие нормативных запасов топлива на источниках тепловой энергии.

Приказом Минэнерго России от 10.08.2012 №377 утвержден Порядок определения нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) (далее - Порядок), который устанавливает правила расчета нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии, за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, и основные требования к нормированию запасов топлива (уголь, мазут, торф, дизельное топливо, печное топливо) при производстве тепловой энергии организациями, независимо от форм собственности и организационно-правовых форм.

Согласно п.2 Порядка норматив запасов топлива на котельных рассчитывается как запас основного и резервного видов топлива и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива и нормативного эксплуатационного запаса топлива.

В силу пунктов 3 и 4 Порядка неснижаемый нормативный запас топлива определяется для котельных в размере, обеспечивающем поддержание плюсовых температур в главном корпусе, вспомогательных зданиях и сооружениях в режиме «выживания» с минимальной расчетной тепловой нагрузкой по условиям самого холодного месяца года, и на отопительных котельных с учетом необходимости обеспечения их работы в условиях непредвиденных обстоятельств при невозможности использования или исчерпании нормативного эксплуатационного запаса топлива.

В соответствии с пунктами 11, 12 Порядка нормативный эксплуатационный запас топлива необходим для надежной и стабильной работы котельных и обеспечивает плановую выработку тепловой энергии в случае введения ограничений поставок основного вида топлива. Его расчет производится ежегодно для каждой котельной, сжигающей или имеющей в качестве резервного твердое или жидкое топливо (уголь, мазут, торф, дизельное топливо). Расчеты производятся на 1 октября планируемого года.

В соответствии с пунктом 20 Порядка для жидкого топлива, доставляемого железнодорожным транспортом ННЗТ рассчитывается на 10 суток, доставляемого автотранспортом - на 5 суток.

Согласно п.21 Порядка для расчета размера нормативного эксплуатационного запаса топлива принимается плановый среднесуточный расход топлива трех наиболее холодных месяцев отопительного периода и количество суток: по твердому топливу - 45 суток; по жидкому топливу - 30 суток.

В соответствии с пунктом 4.1.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утв.Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 №115, эксплуатация оборудования топливного хозяйства должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную. Должен обеспечиваться запас основного и резервного топлива в соответствии с нормативами.

В соответствии с пунктом 11.9 данных Правил энергоснабжающие организации, имеющие источники тепла, своевременно обеспечивают создание нормативных запасов топлива.

Из приведенных норм следует, что создание нормативных запасов топлива является обязательным для теплоснабжающей организации и для обеспечения надежного теплоснабжения потребителей.

Постановлением Администрации МО «Инзенский район» Ульяновской области от 07.09.2021 №865 с 27.09.2021 начат отопительный сезон.

В соответствии с п.17 Порядка нормативы создания запасов топлива могут формироваться:

для организации в целом при возможности использования запасов топлива независимо от территориального расположения источников тепловой энергии и складов для хранения топлива;

для отдельных обособленных подразделений (филиалов) по видам топлива;

для обособленных подразделений (филиалов), территориально отдаленных от других подразделений организации.

Согласно концессионному соглашению от 01.07.2021 №370/7/КС-5 (п.2.6) на момент заключения соглашения объект концессионного соглашения закреплен на праве оперативного управления за ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ.

Приказом начальника ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ №1ПР/167 от 02.09.2021 «Об утверждении общего нормативного запаса топлива» общий нормативный запас топлива на теплогенерирующих объектах учреждения, работающих на жидком котельном топливе установлен на 37 дней, исходя из планового среднесуточного расхода топлива в трех наиболее холодных месяцах отопительного периода, в том числе:

-неснижаемый нормативный запас топлива – на 7 дней;

-нормативный эксплуатационный запас топлива – на 30 дней.

Неснижаемый нормативный запас топлива по котельной №294 по сведениям ЖКС №13 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» МО по ЦВО составляет 134,400 тонн (19,200 тонн * 7 суток), нормативный эксплуатационный запас топлива – 576,000 тонн (19,200 тонн * 30 суток), общий неснижаемый запас топлива – 710,400 тонн.

04.10.2021 и 15.10.2021 ЖКС №13 ФГБУ «ЦЖКУ» МО по ЦВО ответчику ООО «ИСК» направлены письма о необходимости обеспечить нормативный запас топлива на котельной №294 в объеме 710,400 тонн. (т.1 л.д.49-50).

Как следует из материалов дела, в ходе проведенной Военной прокуратурой Ульяновского гарнизона проверки исполнения ООО «ИСК» законодательства о теплоснабжении установлено, что по состоянию на 16.11.2021 в нарушение требований законодательства фактический запас мазутного котельного топлива котельной №294, обеспечивающей тепловой энергией и горячим водоснабжением 31 объект казарменно-жилищного фонда войсковой части ...., а также 19 многоквартирных жилых домов, составляет 70 тонн, что обеспечит работу котельной не более 5 дней, поскольку в отопительный период в сутки котельная расходует от 13 тонн мазута (норма неснижаемого запаса топлива для данной котельной – 710 тонн, нормативный эксплуатационный запас не менее 30 дней).

Указанные обстоятельства также подтверждаются неоднократными обращениями начальника склада (хранения артиллерийских боеприпасов – войсковая часть ....):

-командиру войсковой части .... от 29.07.2021 об остатке топлива в размере 30 тонн;

-начальнику службы ***** вооружения Управления технического обеспечения Центрального военного округа от 10.08.2021 об остатке топлива в размере 20 тонн (на 5 суток);

-директору ОП ООО «ИСК» Ульяновское от 17.08.2021 об отсутствии нормативного запаса топлива;

-начальнику службы ***** вооружения Управления технического обеспечения Центрального военного округа от 14.09.2021 об остатке топлива в размере 10 тонн (на 2-3 суток);

-командиру войсковой части .... от 29.09.2021 об остатке топлива в размере 24 тонны (3-4 суток);

-командиру войсковой части .... от 12.10.2021 об остатке топлива в размере 130 тонн (ориентировочно 12 суток);

-начальнику Главного ***** управления Министерства обороны РФ от 15.10.2021 об остатке топлива в размере 250 тонн (на 22 суток);

-директору ООО «ИСК» от 19.10.2021 об отсутствии нормативного запаса топлива;

-начальнику ЖКС №13 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» МО по ЦВО от 19.10.2021 об отсутствии нормативного запаса топлива;

-начальнику филиала (конструкторского) ФКУ «Войсковая часть ....» от 20.10.2021 об остатке топлива в размере 220 тонн (на 20 суток);

-главному инженеру войсковой части .... от 28.10.2021 об остатке топлива в размере 183 тонны (на 7 суток);

-начальнику отдела эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций ЦВО от 28.10.2021 об остатке топлива в размере 183 тонны (на 7 суток);

-начальнику ЖКС №13 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» МО по ЦВО от 28.10.2021 об остатке топлива в размере 130 тонны (на 10 суток). (т.1, л.д.28-39, 40-41, 44-45)

По сообщению ЖКС №13 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» МО по ЦВО от 12.01.2022 расход котельной №294 за 11.01.2022 составил 18,451 тонну топлива, общий остаток топлива на 11.01.2022 составил 207,374 тонны, за минусом невыбираемого остатка (61 тонна), остаток топлива на котельной составляет 146,374 тонны.

Таким образом, на момент рассмотрения дела ООО «ИСК» не обеспечен неснижаемый нормативный запас топлива, необходимый для котельной, обеспечивающей теплоснабжение объектов казарменно-жилищного фонда военного городка №1, расположенного по адресу: ...., военный городок №1.

В связи с этим исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.

Доводы представителя ответчика о том, что неснижаемый нормативный запас топлива для спорной котельной составляет 31,269 тонны, нормативный эксплуатационный запас топлива - 183,5 тонны, общий - 214,769 тонн., суд находит несостоятельными, поскольку данные сведения опровергаются расчетом ЖКС №13 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» МО по ЦВО.

Более того, по состоянию на 11.01.2022 даже такой объем запасов топлива на котельной №294 не обеспечен.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 56, 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования Военного прокурора Ульяновского гарнизона удовлетворить.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Инвестиционная сервисная компания» произвести расчет норматива неснижаемого запаса топлива на котельной, расположенной по адресу: ...., военный городок №1.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Инвестиционная сервисная компания» обеспечить неснижаемый нормативный запас топлива, необходимый для котельной, обеспечивающей теплоснабжение объектов казарменно-жилищного фонда военного городка №1, расположенного по адресу: ...., военный городок №1.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Инзенский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья:

Решение в окончательной

форме изготовлено 20.01.2022