ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1-302/2022 от 15.07.2022 Инзенского районного суда (Ульяновская область)

Дело №2-1-302/2022

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

15 июля 2022 года г. Инза, суд.

Судья Инзенского районного суда Ульяновской области Росляков В.Ю.,

при секретаре Просвирниной Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области о признании права на снижение пенсионного возраста и о возложении обязанности назначить досрочную пенсию по старости,

у с т а н о в и л :

ФИО1 обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области (межрайонное) о признании права на снижение пенсионного возраста и о возложении обязанности назначить досрочную пенсию по старости.

В исковом заявлении указала, что 30.04.2022г обратилась в ГУ-Отделение Пенсионного фонда РФ по Ульяновской области за назначением страховой пенсии по старости со снижением пенсионного возраста на 3 года. Право на получение данной пенсии возникло при достижении 52 летнего возраста (12.04.2022)

Пакет документов на оценку пенсионных прав в ГУ- Отделение Пенсионного фонда истица подала в 2020 году. За этот период каких- либо замечаний к предоставленным ранее документам у ответчика не возникало.

18.05.2022 истица получила решение о приостановлении срока рассмотрения заявления 06.05.2022 за № 95471/22 в период назначения пенсии с формулировкой «Проверки факта обоснованности в выдаче справки от 24.08.2020 №3256 с МБУ «Благоустройство» и достоверности указанных в ней сведений о проживании (работе) с льготным социально- экономическим статусом».

31.05.2022 решением комиссии Отделения Пенсионного фонда РФ по Ульяновской области № 95471/22 в установлении пенсии истице было отказано в связи с тем, что отсутствует требуемое условие для назначения пенсии, предусмотренного ст.34 Закона от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» - требуемый возраст.

С данным утверждением ответчика истица не согласна.

Согласно, выданной справки МБУ «Благоустройство» истица была зарегистрирована и постоянно проживала по адресам в г. Инза, а именно:

по ул. *** д. ***, кв.*** г. Инза - с 20.04.1982 по 28.08.1987 г.г.;

по ул. *** д.***, кв.*** г. Инза - с 13.07.1988 по 09.08.1989 г.г.;

по ул. *** д. ***, кв.*** г. Инза - с 08.09.1989 по 20.03.1990 г.г.;

по ул. *** д. ***, кв. *** г. Инза с 27.03.1990 по 11.02.1992 г.г;

по ул. *** д. ***. кв.*** г. Инза с 11.02.1992 г. и по настоящее время.

На момент катастрофы на Чернобыльской АЭС 26.04.1986 года истице исполнилось 16 лет (12.04.1986 года). В этот период она обучалась в Инзенской средней школе №1 Ульяновской области, которая находилась г. Инза, Ульяновской области по ул. Школьная. д.66, и, соответственно, являясь на тот момент несовершеннолетним ребёнком, проживала вместе с одним из родителей - матерью С.Л.Н., ***.1950 г.р. по адресу г. Инза, ул. ***, д.***, кв.***.

Данную школу она закончила в 1987 году (справка со школы от 19.05.2022 за № 1091 и справка с МБУ «Благоустройство» о проживании родителя-матери прилагается).

В домовую книгу по ул. *** д.*** г. Инза истица была вписана 20.04.1982 запись (как несовершеннолетний ребенок до 16 лет, прибывший с прописывающимся родителем) с указанием реквизитов свидетельства о рождении.

При достижении 16-летнего возраста (12.04.1986), согласно записи домовой книги Инзенским РОВД истице был выдан паспорт гражданина СССР 11.12.1986 г., спустя 8 месяцев, т.к. в те годы паспорта школьникам выдавали в школах 2 раза в год, приурочив выдачу документа к знаменательным датам страны или знаменательным событиям школ, с приглашением специалистов из паспортной службы. В администрации города Инза имелся жилищно-коммунальный отдел, где ответственными лицами и осуществлялся контроль по выполнению правил паспортной системы, а именно ими вносились данные в домовые книги о документировании паспортами граждан СССР и дальнейшей их прописке, на основании данных, предоставленных Отделом паспортной службы органа внутренних дел Инзенского района. В то время в процессе оформления паспорта и в дальнейших действиях по прописки несовершеннолетние дети не участвовали.

На основании выданного паспорта гражданина СССР, истицу прописали по месту жительства 27.03.1987. Согласно Положению о паспортной системе в СССР от 28.08.1974 № 677 граждане, достигшие 16-летнего возраста, обязаны иметь паспорт гражданина СССР и прописаться по месту жительства, что и было сделано специалистами жилищно-коммунальной службы.

В решении ответчика об отказе в установлении пенсии усматривается ссылка на то, что истица является лицом, замещающим должность государственной гражданской службы. Однако при подаче заявления 30.04.2022 на назначение страховой пенсии по старости без учета доплаты пенсии за выслугу лет, данным лицом она не являлась, в связи с увольнением с государственной гражданской службы 29.04.2022 года.

На основании изложенного, просила суд:

Признать за собой право на назначение пенсии в соответствии со ст. 34 Закона от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и подпункта 7 пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 15.12.2011 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации») на абсолютную величину 1 год в связи с проживанием на территории с льготным социально- экономическим статусом с 26.04.1986 по 30.06.1986.

Обязать ответчика назначить истице пенсию с 30.04.2022.

В судебном заседании истица ФИО1 доводы и требования, изложенные в иске, поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика – Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда РФ по Ульяновской области в судебное заседание не явился. Представил возражения на иск, в которых указал на то, что 30.04.2022г. ФИО1, ***.1970 года рождения, обратилась посредством информационной системы «Личный кабинет» в адрес ответчика с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости в соответствии с Федеральным Законом РФ от 15.05.1991г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Решением Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области от 31.05.2022г. № 95471/22 истице было отказано в назначении досрочной пенсии по старости в соответствии с Федеральным Законом РФ от 15.05.1991г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с применением норм Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», в связи с отсутствием требуемой продолжительности проживания в зоне с льготным социально — экономическим статусом и обращением ранее установленного законодательством срока.

В назначении пенсии по старости со снижением пенсионного возраста на 3 года в соответствии со ст.34 Закона РФ от 15.05.1991г. №1244-1 «О социальной защите гражданам, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и со ст.30 ч.1 п.2 Закона «О страховых пенсиях» ФИО2 отказано законно.

В соответствии со ст.34 Закона «О ЧАЭС» от 15.05.1991г. гражданам, постояннопроживающим (работающим) на территории зоны проживания с льготным социально - экономическим статусом, пенсия по возрасту назначается с уменьшением возраста выхода на пенсию на 1 год за проживание на момент аварии на территории зоны проживания с льготным социально -экономическим статусом и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально- экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

Первоначальная величина снижения пенсионного возраста предусматривается для граждан, проживающих (работающих) на территории зоны загрязнения в период с 26.04.1986г. по 30.06.1986г. независимо от времени пребывания на указанной территории до момента выезда с этой территории или до принятия решения Правительства РФ об изменении границ зон радиоактивного загрязнения. Согласно определения Конституционного суда N 403-0 от 11.07.2006г. право на относительную величину снижения пенсионного возраста сохраняется у граждан и при выезде из зоны загрязнения или изменения статуса зоны.

Истица претендует на снижение пенсионного возраста на 3 года за проживание (работу) в зоне с льготным социально — экономическим статусом, а именно в г.Инза, Инзенский района Ульяновской области.

Перечнем населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения, утвержденного распоряжением Правительства Российской федерации от 28.12.1991 № 237-р, в редакции распоряжения Правительства Российской Федерации от 05.04.1993 № 557-р ( действовало до 01.02.1998), г.Инза, Инзенского района. Ульяновской области относился к зоне проживания с льготным социально — экономическим статусом.

Согласно представленной справке от 24.08.2020 № 3256, выданной МБУ «Благоустройство» ФИО1 была зарегистрирована в г.Инза с 20.04.1982 по 28.08.1987, с 13.07.1988 по 09.02.1989, с 08.09.1989 по 20.03.1990, с 27.03.1990 по 11.02.1992 и с 11.02.1992 по настоящее время. Справка была выдана на основании домовой книги.

В силу положений части 9 статьи 21 Федерального закона № 400-ФЗ орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений.

В целях проведения проверки достоверности представленных сведений ответчиком были запрошены копии домовых книжек на основании чего выдавалась справка от 24.08.2020 № 3256.

Из представленной копии домовой книги №6 усматривается регистрация по адресу г.Инза, уд. ***, дом ***С. ( до 10.09.1981 — П.) Л.Н., ***.1950 года рождения ( дата регистрации 20.04.1982), дочь ФИО3 ***.1970г.р. просто внесена в домовую книгу.

Согласно п.22 Положения о паспортной системе в СССР от 28.08.1974 № 677 прописка не достигших 16- летнего возраста детей, проживающих совместно с родителями, производится путем внесения сведений о них в соответствующие документы о прописке одного из родителей. Граждане достигшие 16- летнего возраста обязаны иметь паспорт гражданина СССР. Следовательно по достижении указанного возраста и получения паспорта гражданам необходимо было прописаться по месту жительства.

Истица достигла возраста 16 лет -***.1986г.

В представленных копиях домовых книг имеются записи о регистрации ФИО4 (до 25.11.1989 Поповой) Ю.С. в г.Инза — с 27.03.1987 по 28.08.1987, с 13.07.1988 по 09.08.1989, с 08.09.1989 по 20.03.1990, с 27.03.1990 по 11.02.1992. Из представленного паспорта истицы усматривается её регистрация на территории г.Инза с 11.02.1992.

В соответствии с дипломом от 01.03.1990 НТ № *** ФИО1 обучалась в Саранском кооперативном техникуме г.Саранска с 01.09.1987 по 28.02.1990г.

Соответственно в данный период усматривается учеба вне зоны проживания на территории с льготным социально — экономическим статусом.

Из позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной им в Постановлении от 02.02.1998 № 4-п, регистрация, являясь административным актом, выступает в качестве одного из доказательств постоянного проживания по определенному адресу, но не может в качестве бесспорного подтверждения такого проживания браться за основу при наличии иных доказательств, с определенностью подтверждающих иное. Регистрация граждан по месту жительства в Российской Федерации носит уведомительный характер и не свидетельствует о том, что гражданин постоянно находится по регистрационному месту жительства.

Таким образом, период обучения истицы с 01.09.1987 по 28.02.1990 не учтен в период постоянного проживания на территории г.Инза.

Исходя из вышеизложенного, период постоянного проживания (работы) на территории с льготным социально — экономическим статусом у ФИО1 составляет 8 лет 3 месяца 27 дней, что даёт ей право на снижение пенсионного возраста на дополнительную величину 2 года.

На момент рассмотрения ответчиком заявления истицы о назначении ей досрочной пенсии, ФИО1 являлась лицом замещающим государственную должность.

В соответствии со ст.8 ч.1.1 Закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2003 №400-ФЗ лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и замещаемые на постоянной основе государственные должности субъектов Российской Федерации (далее - государственные должности), замещаемые на постоянной основе муниципальные должности (далее - муниципальные должности), должности государственной гражданской службы Российской Федерации и должности муниципальной службы (далее - должности государственной гражданской и муниципальной службы), страховая пенсия по старости назначается по достижении ими в соответствующем году возраста, указанного в приложении 5 к настоящему Федеральному закону.

Согласно приложения 5, возраст, по достижении которого назначается страховая пенсия по старости в период работы государственным служащим, определяется по году, в котором возникло бы право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с нормами Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1, действовавшим по состоянию на 31.12.2016.

В связи с проживанием в зоне с льготным социально — экономическим статусом в течение 8 лет 3 месяцев 27 дней и в соответствии с вышеуказанным приложением №5 право на досрочную пенсию по старости возникнет при достижении истицей возраста 58 лет.

Просил в удовлетворении заявленных требований отказать.

Рассмотрев материалы дела, заслушав истицу, допросив свидетелей, суд приходит к следующему.

В силу ст. 34 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее - Закон № 1244-1), пенсия по возрасту гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, назначаются с уменьшением возраста выхода на пенсию на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

Согласно примечанию к ст. 35 Закона № 1244-1, первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32-35 данного Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.04.1993 г. №557 г. Инза Ульяновской области был включен в Перечень населенных пунктов, территории которых подвергались радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и отнесен к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Согласно Перечню населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 18,121997 г. № 1582, г. Инза Ульяновской области с 01.02.1998 г. не относятся к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Ответчиком не оспаривается право ФИО1 на снижение пенсионного возраста на относительную величину 2 года в связи с проживанием на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом в периоды с 27.05.1987 г.по 28.08.1987 г., с 27.03.1990 г. по 31.01.1998 г.

Вместе с тем, ответчиком оспаривается право истицы на снижение пенсионного возраста на абсолютную величина 1 год в связи с постоянным проживанием на территории г. Инза с 26.04.1986 г. по 30.06.1986 г.

Вместе с тем, согласно справки №1456 от 03.06.2022 г., выданной МБУ «Благоустройство», мать истицы – С.Л.Н. была зарегистрирована по адресу: Ульяновская область, г. Инза, ул. ***, д.*** кв***.

Согласно этой же справке, ее дочь ФИО5 была внесена в указанный период в домовую книгу матери.

Согласно справки №3256 от 01.08.2020, выданной МБУ «Благоустройство» ФИО1 была зарегистрирована по адресу: Ульяновская область, г. Инза, ул. ***, д.*** кв.*** с 20.04.1982 г. по 28.08.1987 г.

В соответствии с домовой книгой, дома, расположенного по адресу: г. Инза, ул. ***, д.***, ФИО3 указана в ней как ребенок, проживающий совместно с матерью С.Л.Н. в квартире №***, и впоследствии (с 27.05.1987 г.) получившая прописку в указанном жилом помещении.

Согласно справке №1091 от 19.05.2022, выданной директором Инзенской средней школы №1, Попова (ныне ФИО4) Ю.С. обучалась в Инзенской средней школе №1 с 22.01.1980 г. по 25.06.1987 г.

Свидетель Л.М.В.. в судебном заседании показала, что являлась одноклассницей истицы, они вместе обучались в Инзенской средней школе №1. В период обучения в школе, ФИО1 проживала с матерью в г. Инза на улице ***.

Свидетель В.Н.Ш.. в судебном заседании показала, что проживала по соседству с матерью истицы в г. Инза на ул. ***. Киселева (ранее Попова) Юлия, обучаясь в школе постоянно проживала в г. Инза со своей матерью.

Не доверять показаниям указанных свидетелей у суда оснований не имеется, в исходе дела они не заинтересованы.

Их показания согласуются с другими представленными доказательствами.

Таким образом, суд находит довод истицы о том, что по состоянию на апрель-июнь 1986 г. она не была прописана по своему месту жительства в связи с отсутствием у нее в силу возраста паспорта гражданина СССР, но при этом она в период времени с 26 апреля 1986 г. по 30 июня 1986 г. постоянно проживала по адресу: г. Инза, ул. ***, д.*** кв.***, подтвержденным и доказанным.

Факт проживания ФИО1 в указанный период на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом дает ей право на снижение пенсионного возраста на абсолютную величину 1 год, в связи с чем исковые требования в указанной части подлежат удовлетворению.

Таким образом, истица имеет право на снижение пенсионного возраста в связи с проживанием на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом в общей сложности на 3 года.

Вместе с тем, суд не находит оснований для удовлетворения требований истицы о возложении на ответчика обязанности назначить ей пенсию по старости с 30 апреля 2022 г.

Из материалов дела следует, что ФИО1 с 1 июня 1990 г. по настоящее время является работником Инзенского районного суда.

В настоящее время, (а также на момент рассмотрения ответчиком ее заявления о назначении пенсии) состоит в должности Федеральной государственной гражданской службы гласного специалиста.

30.04.2022г. истица обратилась посредством информационной системы «Личный кабинет» в адрес ответчика с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости в соответствии с Федеральным Законом РФ от 15.05.1991г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Решением ответчика от 31.05.2022г. № 95471/22 истице было отказано в назначении досрочной пенсии по старости в соответствии с Федеральным Законом РФ от 15.05.1991г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с применением норм Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», в связи с отсутствием требуемой продолжительности проживания в зоне с льготным социально — экономическим статусом и обращением ранее установленного законодательством срока.

С 1 января 2017 года вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 23 мая 2016 года N 143-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части увеличения пенсионного возраста отдельным категориям граждан", которым статья 8 дополнена частью 1.1, устанавливающей, что лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и замещаемые на постоянной основе государственные должности субъектов Российской Федерации, замещаемые на постоянной основе муниципальные должности, должности государственной гражданской службы Российской Федерации и должности муниципальной службы, страховая пенсия по старости назначается по достижении ими в соответствующем году возраста, указанного в Приложении 5 к настоящему Федеральному закону.

Данным Законом установлено поэтапное увеличение возраста для назначения страховой пенсии по старости в период замещения государственных (муниципальных) должностей и должностей государственной гражданской (муниципальной) службы: возраст увеличен поэтапно, в зависимости от года, в котором наступает право на назначение пенсии в соответствии с частью 1 статьи 8 и статей 30 - 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, при этом не имеет значение имел гражданин право на страховую пенсию по старости на общих основаниях или со снижением общеустановленного возраста.

Таким образом, часть 1.1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ предусматривает увеличение пенсионного возраста для всех лиц без исключения, замещающим на постоянной основе государственные (муниципальные) должности и должности государственной гражданской (муниципальной) службы, на 6 месяцев ежегодно, начиная с 1 июля 2017 года до 2032 года, независимо от того, на каком основании назначается страховая пенсия по старости.

Согласно приложения 5 к Федеральному Закону «О страховых пенсия», возраст, по достижении которого назначается страховая пенсия по старости в период работы государственным служащим, определяется по году, в котором возникло бы право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с нормами Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1, действовавшим по состоянию на 31.12.2016.

При таких обстоятельствах, истица на момент рассмотрения ответчиком ее заявления о назначении пенсии, пенсионного возраста не достигла.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 56, 194-198 ГПК РФ, судья

Р Е Ш И Л :

Исковые требования ФИО1 к Государственному учреждению – Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области о признании права на снижение пенсионного возраста и о возложении обязанности назначить досрочную пенсию по старости, удовлетворить частично.

Признать за ФИО1 право на снижение пенсионного возраста на абсолютную величину 1 год в связи с постоянным проживанием на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом в период с 26 апреля 1986 г. по 30 июня 1986 г. на основании Закона №1244-1 от 15 мая 1991 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Исковые требования ФИО1 к Государственному учреждению – Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области о возложении обязанности назначить досрочную пенсию по старости, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Инзенский районный суд Ульяновской области в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья

Решение в окончательной форме изготовлено 22.07.2022.