Дело № 2-1-3182/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Калужский районный суд Калужской области в составе
председательствующего судьи Фоломеевой Е.Ю.,
при секретаре Морозовой Т.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Калуге 27 июня 2019 годагражданское дело по иску первого заместителя прокурора города Калуги в защиту прав неопределенного круга лиц и Российской Федерации к Городской Управе города Калуги, Государственному предприятию Калужской области «Калугаоблводоканал» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по устранению нарушений,
УСТАНОВИЛ:
18 марта 2018 года первый заместитель прокурора города Калуги обратился в суд с иском в защиту прав неопределенного круга лиц и Российской Федерации к Городской Управе г. Калуги, просил суд признать незаконным бездействие Городской Управы г.Калуги по разработке и проведению мероприятий по приведению качества питьевой воды в <адрес><адрес> в соответствие с установленными требованиями; возложить на Городскую Управу г. Калуги обязанность обеспечить утверждение и согласование инвестиционной программы ГП КО «Калугаоблводоканал» по развитию систем водоснабжения и водоотведения муниципального образования «Город Калуга» на 2014-2020 годы в части проведения мероприятий по строительству станции водоподготовки в д. <адрес>; на период реализации Инвестиционной программы в части приведения качества питьевой воды в <адрес><адрес> в соответствии с установленными требованиями, организовать подвоз воды населению в соответствии с минимальными нормами, установленными Приложением 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года № 644 «Об утверждении правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации.
К участию в деле в качестве соответчика по ходатайству истца привлечено ГП КО «Калугаоблводоканал».
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечено министерство конкурентной политики Калужской области, управление жилищно-коммунального хозяйства г. Калуги.
Впоследствии прокурор исковые требования уточнил и просил: признать незаконным бездействие Городской Управы города Калуги и ГП КО «Калугаоблводоканал» по разработке и проведению мероприятий по приведению качества питьевой воды в д. Крутицы г. Калуги в соответствие с установленными требованиями; обязать Городскую Управу город Калуги и ГП КО «Калугаоблводоканал» обеспечить внесение необходимых изменений в техническое задание на разработку или корректировку соответствующей Инвестиционной программы по развитию систем водоотведения муниципального образования «Город Калуга», проект инвестиционной программы по развитию систем водоснабжения и водоотведения муниципального образования «Город Калуга» на 2012-2020 годы, а также разработку плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в д<адрес> в соответствие с установленными требованиями; на период реализации Инвестиционной программы в части приведения качества питьевой воды в д. <адрес> в соответствии с установленными требованиями, организовать подвоз воды населению в соответствии с минимальными нормами, установленными Приложением 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года № 644 «Об утверждении правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации.
В судебном заседании представитель истца ФИО1 уточненные исковые требования поддержала.
Представитель ответчика Городской Управы г. Калуги и третьего лица управления жилищно-коммунального хозяйства г. Калуги по доверенности ФИО2 исковые требования не признала, полагала, что обязанности, предусмотренные действующим законодательством, Городской Управой г. Калуги выполнены, виновного бездействия с ее стороны не имеется.
Представитель ответчика ГП КО «Калугаоблводоканал», извещенного о месте и времени рассмотрения дела, в суд не явился, ходатайствовал об отложении слушания дела, данное ходатайство оставлено судом без удовлетворения.
Представители третьих лиц Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области, Управления Роспотребнадзора по Калужской области, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили.
Представитель третьего лица министерства конкурентной политики Калужской области ФИО3 в письменном ходатайстве просил рассмотреть дело в отсутствие представителя министерства.
Выслушав явившихся лиц, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что Управлением Роспотребнадзора по Калужской области в адрес Городского Головы г. Калуги было направлено уведомление от 26 января 2016 года № 05/344-16/1 о несоответствии питьевой воды в системе централизованного водоснабжения д. <адрес><адрес> нормативам качества (превышение предельно-допустимой концентрации по железу более в 6,7 раз - 2 мг/л), что не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01.
Постановлением Городской Управы города Калуги от 29 ноября 2013 года № 13903-пи утверждено техническое задание на разработку инвестиционной программы ГП КО «Калугаоблводоканал» по развитию систем водоснабжения и водоотведения муниципального образования «Город Калуга» на 2014-2016 годы
Постановлением Городской Управы города Калуги от 28 февраля 2018 года № 1858 в постановление Городской Управы города Калуги от 29 ноября 2013 года № 13903-пи внесены изменения, приложение № 2 к постановлению дополнено пунктом следующего содержания: проектирование и строительство водоочистной станции в д<адрес>. Указанное постановление направлено в ГП КО «Калугаоблводоканал».
Из письма Управления жилищно-коммунального хозяйства г. Калуги от 02 октября 2018 года № 7736/17-18 (л.д.22-23), адресованного ГП КО «Калугаоблводоканал», следует, что ГП КО «Калугаоблводоканал» в УЖКХ г.Калуги был направлен проект корректировки инвестиционной программы, однако в представленном проекте корректировки инвестиционной программы на 2014-2020 годы источником финансирования работ по проектированию и строительство водоочистной станции в <адрес> значится бюджет муниципального образования. Ссылаясь на отсутствие в проекте бюджета муниципального образования «город Калуга» финансовых средств на проведение указанных работ управлением отказано в согласовании корректировки проекта инвестиционной программы ГП КО «Калугаоблводоканал».
Письмом от 27 декабря 2018 года № 1434-18 (л.д.24), адресованным председателю комитета по развитию и содержанию коммунальных сетей управления жилищно-коммунального хозяйства города Калуги, ГП КО «Калугаоблводоканал» просит внести изменения в техническое задание на разработку инвестиционной программы ГК «Калугаоблводоканал» по развитию систем водоснабжения и водоотведения МО «город Калуга», исключив мероприятия по проектированию и строительству водоочистной станции в д<адрес>.
Установленные обстоятельства сторонами не оспаривались и подтверждаются письменными материалами дела.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 3 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» одним из направлений государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения является достижение целей охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного качественного водоснабжения и водоотведения.
Согласно статье 19 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 4,5,6 части 1 статьи 6 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов; утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ; согласование инвестиционных программ.
Статьей 23 названного Федерального закона установлено, что организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и частью 7 статьи 8 настоящего Федерального закона.
Органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.
Статьей 40 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» предусмотрено, чтооснованием для разработки инвестиционной программы является техническое задание на разработку инвестиционной программы, утвержденное органом местного самоуправления (часть 1).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года № 641 утверждены Правила разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение (далее по тексту – Правила), согласно которым, проект инвестиционной программы разрабатывается регулируемой организацией, инвестиционная программа утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления поселения (городского округа), в случае если законом субъекта Российской Федерации ему переданы полномочия по утверждению инвестиционной программы (далее - уполномоченный орган местного самоуправления поселения (городского округа) (пункт 2). Проект инвестиционной программы разрабатывается на основе технического задания на разработку инвестиционной программы регулируемой организации (далее - техническое задание). Техническое задание разрабатывает и утверждает орган местного самоуправления поселения (городского округа) (пункт 6).
Пунктом 10 Правил установлено, что в инвестиционную программу включаются мероприятия по строительству, а также мероприятия по модернизации и (или) реконструкции объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, обеспечивающие изменение технических характеристик этих объектов и предполагающие изменение первоначальной (полной) стоимости модернизируемого и (или) реконструируемого объекта, целесообразность реализации которых обоснована в схемах водоснабжения и водоотведения. Инвестиционная программа должна содержать, в том числе, источники финансирования инвестиционной программы с разделением по видам деятельности и по годам в прогнозных ценах соответствующего года, определенных с использованием прогнозных индексов цен, установленных в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, утвержденном Министерством экономического развития Российской Федерации, в том числе, собственные средства регулируемой организации, включая амортизацию, расходы на капитальные вложения, возмещаемые за счет прибыли регулируемой организации, плату за подключение к централизованным системам водоснабжения и (или) водоотведения (раздельно по каждой системе, если регулируемая организация эксплуатирует несколько таких систем); займы и кредиты; бюджетные средства по каждой централизованной системе водоснабжения и (или) водоотведения с выделением расходов концедента на строительство, модернизацию и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения по каждой централизованной системе водоснабжения и (или) водоотведения при наличии таких расходов; прочие источники.
Согласно пункту 33 Правил регулируемая организация имеет право обратиться в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления с заявлением о корректировке инвестиционной программы, в том числе на весь срок ее действия, с учетом изменения условий деятельности регулируемой организации, а также в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».
Инвестиционная программа корректируется на основании технического задания на корректировку инвестиционной программы. Техническое задание на корректировку инвестиционной программы содержит положения, указанные в пункте 7 настоящих Правил, и (или) иные положения утвержденной инвестиционной программы, корректировка которых осуществляется. Указанные положения включаются в техническое задание на корректировку инвестиционной программы в соответствии с заявлением о выдаче технического задания на корректировку инвестиционной программы, которое направляется регулируемой организацией в уполномоченный орган местного самоуправления, ранее утвердивший техническое задание на разработку инвестиционной программы.
Уполномоченный орган местного самоуправления утверждает техническое задание на корректировку инвестиционной программы не позднее 15 рабочих дней со дня получения заявления регулируемой организации и не позднее 3 рабочих дней со дня утверждения указанного технического задания направляет его в регулируемую организацию для разработки проекта корректировки инвестиционной программы.
Согласно пункту 34 Правил для осуществления корректировки инвестиционной программы регулируемая организация представляет в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления проект корректировки инвестиционной программы, разработанный на основании технического задания на корректировку инвестиционной программы. Проект корректировки инвестиционной программы должен содержать предложения о включении в инвестиционную программу новых мероприятий, переносе сроков реализации мероприятий и изменении стоимости их реализации, а также материалы и документы, обосновывающие необходимость корректировки инвестиционной программы.
Корректировка инвестиционной программы осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 12 - 26 настоящих Правил. Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления обязан принять решение об утверждении изменений, вносимых в инвестиционную программу, или об отказе в утверждении соответствующих изменений в срок до 20 ноября года, в котором проект корректировки инвестиционной программы был направлен в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления.
Основанием для отказа в согласовании проекта инвестиционной программы органом местного самоуправления поселения (городского округа) является несоответствие инвестиционной программы техническому заданию.
Вместе с тем, как следует из письма УЖКХ г.Калуги от 02 октября 2018 года (л.д.22-23), которым в согласовании проекта корректировки инвестиционной программы ГП «Калугаоблводоканал» отказано, основанием к такому отказу послужило отсутствие финансовых средств на проведение работ по проектированию и строительству водоочистной станции в <адрес> в бюджете муниципального образования «город Калуга» на 2014-2020 годы, ГП КО «Калугаоблводоканал» предложено внести в проект инвестиционной программы изменения в части изменения источника финансирования вышеуказанных мероприятий.
Суду не представлено доказательств того обстоятельства, что отказ в согласовании корректировки инвестиционной программы обусловлен несоответствием инвестиционной программы техническому заданию, как того требует вышеизложенные нормы права.
Как следует из пункта 14 Правил, регулируемая организация обязана в течение 7 дней после получения уведомления об отказе в согласовании проекта инвестиционной программы доработать его и направить на повторное согласование соответственно в орган местного самоуправления поселения (городского округа) или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов либо направить на подписание в орган местного самоуправления поселения (городского округа) или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов протокол разногласий к проекту инвестиционной программы, подписанный регулируемой организацией.
Орган местного самоуправления поселения (городского округа) или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов не позднее 7 дней со дня получения протокола разногласий к проекту инвестиционной программы обязан его рассмотреть, подписать и направить регулируемой организации.
Регулируемая организация в течение 3 дней со дня получения от органа местного самоуправления поселения (городского округа) или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов указанного протокола разногласий обязана направить проект инвестиционной программы с протоколом разногласий к проекту инвестиционной программы в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение.
В соответствии с пунктом 15 Правил орган местного самоуправления поселения (городского округа) и орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов обязаны рассмотреть доработанный проект инвестиционной программы и уведомить о согласовании или об отказе в согласовании регулируемую организацию в течение 7 дней со дня представления проекта инвестиционной программы на повторное согласование.
Из материалов дела следует, что после получения письма Городской Управы города Калуги от 02 октября 2018 года об отказе в согласовании корректировки инвестиционной программы (л.д.22-23), ГП КО «Калугаоблводоканал» в уполномоченный орган местного самоуправления доработанный проект инвестиционной программы либо протокол разногласий не представляло.
Вышеизложенное, по мнению суда, свидетельствует о незаконности бездействия Городской Управы города Калуги, выразившегося в отказе в согласовании проекта корректировки инвестиционной программы по основанию, не предусмотренному действующим законодательством, а также ГП КО «Калугаоблводоканал», не совершившего предусмотренных действующим законодательством действий по составлению и направлению в Городскую Управу города Калуги доработанного проекта инвестиционной программы либо протокола разногласий к проекту.
Предпринятые ГП КО «Калугаоблводоканал» действия по исключению мероприятий по проектированию и строительству водоочистной станции в д. <адрес>, вышеназванным нормам права не соответствуют.
Доводы представителя Городской Управы города Калуги о незаконности возложения на орган местного самоуправления обязанности согласовать внесение корректировок в инвестиционную программу в виде проведения работ по проектированию и строительству водоочистной станции в <адрес> за счет местного бюджета, являются несостоятельными, поскольку из содержания уточненного искового заявления не следует, что прокурором заявлены требования о возложении на орган местного самоуправления обязанности по согласованию корректировок в инвестиционную программу без оценки его содержания.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении уточненных исковых требований в части признания незаконным бездействия ответчиков и возложения обязанности по обеспечению внесения корректировок в инвестиционную программу. Поскольку техническое задание на корректировку инвестиционной программы было ранее утверждено Городской Управой города Калуги, оснований для удовлетворения требований в этой части не имеется.
Вместе с тем, с учетом необходимости соблюдения процедуры внесения корректировок в инвестиционную программу, суд на основании статьи 204 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определяет срок исполнения решения в этой части в течение 5 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Требование об организации подвоза питьевой воды на период установки станции водоподготовки, также подлежит удовлетворению. Минимальные нормы подвоза воды населению установлены Приложением 3 Постановления Правительства РФ от 29 июля 2013 года № 644 «Об утверждении правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования заместителя прокурора города Калуги в защиту неопределенного круга лиц, Российской Федерации удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Городской Управы города Калуги и государственного предприятия Калужской области «Калугаоблводоканал» по разработке и проведению мероприятий по приведению качества питьевой воды в д. <адрес><адрес> в соответствие с установленными требованиями.
Обязать Городскую Управу города Калуги и государственное предприятие Калужской области «Калугаоблводоканал» обеспечить внесение необходимых изменений в проект корректировки инвестиционной программы по развитию систем водоснабжения и водоотведения муниципального образования «Город Калуга» на 2012-2020 годы, а также разработку плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в <адрес> в соответствие с установленными требованиями.
Обязать Городскую Управу г.Калуги на период реализации Инвестиционной программы в части приведения качества питьевой воды в <адрес><адрес> в соответствие с установленными требованиями организовать подвоз воды населению в соответствии с минимальными нормами, установленными Приложением 3 Постановления Правительства РФ от 29 июля 2013 года № 644 «Об утверждении правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калужский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Калужский районный суд Калужской области.
Председательствующий Е.Ю. Фоломеева
Мотивированное решение составлено 10 июля 2019 года.
Копия верна
Судья Е.Ю. Фоломеева