Дело №2-1-323/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Кировский районный суд Калужской области
в составе судьи Лунёвой Т.А.,
при секретаре Азеевой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кирове Калужской области
14 июля 2020 г.
дело по иску Кировского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Кировской районной администрации муниципального района «Город Киров и Кировский район» о понуждении поставить на учет бесхозяйное недвижимое имущество и проведении паспортизации автомобильной дороги,
установил:
26 июня 2020г. Кировский межрайонный прокурор Калужской области обратился в суд с иском к Кировской районной администрации МР «Город Киров и Кировский район», в котором указал, что в результате проведенной проверки установлено, что Постановлением Главы Кировской районной администрации от 19.12.2019 №1411 утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования, расположенных на территории городского поселения «Город Киров». Согласно данному перечню, на территории городского поселения расположены, в том числе автомобильные дороги «пер.Больничный» протяженностью 330м., «ул.Профсоюзная» протяженностью 357 метров. Данные автомобильные дороги имеют асфальтовое покрытие. Указанные автомобильные дороги никому на каком-либо праве не принадлежат, являются бесхозным недвижимым имуществом. Ответчик в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество, для постановки на учет указанных выше автомобильных дорог как бесхозяйной недвижимой вещи не обращалась. В связи с чем, 27.01.2020 в адрес Главы Кировской районной администрации муниципального района «Город Киров и Кировский район» внесено представление об устранении указанных нарушений. По результатам рассмотрения представления нарушения устранены не были. Отсутствие надлежащего оформления права на указанные автомобильные дороги, включающие в себя земельный участок в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на ней конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы), предназначенные для использования неопределенным кругом лиц, создает предпосылки к нарушению изложенных выше норм действующего законодательства, для препятствий к осуществлению контроля за техническим состоянием дорог, а в случае несоответствия предъявляемым требованиям – приведению в ненадлежащее состояние. Кроме того, проверкой установлено, что в отношении автомобильной дороги «ул.Профсоюзная» администрацией муниципального района «Город Киров и Кировский район» до настоящего времени не проведена паспортизация. Отсутствие технического паспорта влечет ненадлежащее выполнение администрацией муниципального района «Город Киров и Кировский район» обязанностей по содержанию автомобильной дороги. По существу, технический паспорт дороги является единственным документом технического учета дорог и дорожных сооружений, определяющим фактическое состояние автомобильной дороги на протяжении всего срока ее службы. Прокурор просил обязать администрацию МР «Город Киров и Кировский район» в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйной вещи – автомобильных дорог «пер.Больничный» протяженностью 330 метров, «ул.Профсоюзная» протяженностью 357 метров, а также провести паспортизацию автомобильной дороги «ул.Профсоюзная» протяженностью 357 метров.
В судебном заседании помощник Кировского межрайонного прокурора Анкудинов Ю.В. исковые требования поддержал полностью, просил их удовлетворить, сославшись на обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.
В судебном заседании представитель ответчика Кировской районной администрации МР «Город Киров и Кировский район» по доверенности ФИО1 иск не признала, просила в его удовлетворении отказать, пояснив, что 10.02.2020 утверждена муниципальная программа «Развитие сети автомобильных дорог и повышение безопасности дорожного движения на территории МО «Городское поселение «Город Киров», в рамках которой предусмотрено выделение денежных средств в сумме 800 000 руб. на разработку паспортов автодорог и проектов организации дорожного движения. Автодорога по пер.Больничный включена в реестр основных средств Кировской районной администрации. В настоящее время в рамках Федерального закона №44-ФЗ проведены подготовительные мероприятия по заключению муниципального контракта на выполнение работ по изготовлению технических паспортов и проектов организации дорожного движения: запрошены коммерческие предложения, наименьшую цену предложил ООО «ДорМостПроект» г.Воронежа, 13.07.2020 подготовлены заявки и в ближайшие дни договор будет заключен. В связи с чем, необходимости в предъявлении исковых требований не имелось, поскольку работа по оформлению автомобильных дорог ими проводится. В соответствии со ст.6 Федерального закона №257-ФЗ Кировской районной администрацией утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования, расположенных на территории городского поселения «Город Киров», в который включены спорные автодороги. Федеральный закон №131-ФЗ не возлагает обязанности на районную администрацию по оформлению в собственность бесхозяйной недвижимой вещи.
Суд, выслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации бремя содержания имущества несет собственник.
Постановлением Главы Кировской районной администрации от 19.12.2019 №1411 утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования, расположенных на территории городского поселения «Город Киров». Согласно данного перечня на территории городского поселения расположены, в том числе автомобильные дороги «пер.Больничный» протяженностью 330 метров, «ул.Профсоюзная» протяженностью 357 метров. Данные автомобильные дороги имеют асфальтовое покрытие (л.д.20-24).
В судебном заседании установлено, что вышеуказанные автомобильные дороги не были поставлены на кадастровый учет в связи с тем, что постановка на кадастровый учет осуществляется на основании технических планов. В связи с тем, что в бюджете городского поселения «Город Киров» расходов на изготовление технических планов на автомобильные дороги, расположенные на территории городского поселения «Город Киров» предусмотрены не были, данные дороги не поставлены на кадастровый учет (л.д.8,12-14).
Судом установлено, что по результатам проведенной Кировской межрайонной прокуратурой проверки в адрес Главы администрации МР «Город Киров и Кировский район» 27.01.2020 было внесено представление, в котором администрации предлагалось устранить выявленные нарушения законодательства (л.д.12-16).
27.02.2020 Главой администрации в адрес заместителя Кировского межрайоного прокурора была направлена информация по выполнению предписания, в которой указано, что принятие на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества осуществляется после постановки объекта недвижимости на кадастровый учет. Так в целях постановки на кадастровый учет необходимо финансирование кадастровых работ по изготовлению технических планов на автомобильные дороги на сумму около 500 тыс. руб. В связи с тем, что бюджет муниципального района «Город Киров и Кировский район» на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов в настоящее время уже утвержден и не содержит мероприятий по изготовлению технических планов на автомобильные дороги с предусмотренным финансированием, осуществление данных мероприятий будет запланировано при составлении бюджета на следующий плановый период. Денежные средства дорожного фонда планируется направить на текущее содержание и ремонт дорог ввиду неудовлетворительного состояния дорожного покрытия (л.д.17).
Согласно ответу Кировской районной администрации муниципального района «Город Киров и Кировский район» от 29.05.2020, администрацией Кировского района согласно муниципального контракта № от 19.04.2018 были выполнены работы по разработке паспортов автомобильных дорог и проектов организации дорожного движения на территории городского поселения «Город Киров» общей протяженностью 43,492 км. (в том числе автомобильная дорога пер.Больничный). Работы по разработке паспортов и проектов организации дорожного движения на оставшиеся автомобильные дороги (в том числе автомобильная дорога ул.Профсоюзная) будут выполнены в текущем 2020 году (л.д.19).
В судебном заседании установлено и представителем ответчика не оспаривалось, что до настоящего времени работа по разработке паспорта на автомобильную дорогу ул.Профсоюзная ведется, но еще не завершена.
Из уведомлений об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений от 22.06.2020 следует, что отсутствует информация о зарегистрированных правах на вышеуказанные объекты недвижимости: автомобильные дороги, расположенные по адресу: <...> протяженность 357 м., <...> протяженность 330 м., в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (л.д.29,30).
Доводы представителя ответчика, представленные в обоснование возражений по иску, суд находит необоснованными, в виду следующего:
В соответствии с пунктом 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Согласно пункту 3 названной статьи бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Порядок постановки на учет бесхозяйного недвижимого имущества регулируется нормами Приказа Минэкономразвития России от 10 декабря 2015г. №931 «Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей», согласно п. 5 указанного нормативного документа, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей (далее - заявление) (приложение №1 к настоящему Порядку) органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
Согласно ст.2 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» межселенная территория характеризуется как территория, находящаяся вне границ поселений.
Также, указанным Законом определено, что городское поселение - это город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления; а муниципальное образование обозначено как городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения.
Согласно ст.13 Федерального закона №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся в том числе осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения.
Как установлено судом и ответчиком не оспаривалось, спорные автодороги включены в перечень автомобильных дорог, расположенных на территории городского поселения «Город Киров».
Из ответов Кировской районной администрации МР «Город Киров и Кировский район» Калужской области, Министерства экономического развития Калужской области, Межрегионального Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях следует, что объекты недвижимости: автомобильные дороги, расположенные по вышеуказанным адресам в реестре муниципальной собственности муниципального района «Город Киров и Кировский район», а также в реестре федерального имущества, в реестре государственной собственности Калужской области не значится (л.д.8,26,28).
В соответствии со ст.17 вышеуказанного Федерального закона №257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
Согласно подпункту 4 пункта 9 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной приказом Министерства транспорта РФ от 16.11.2012 №402, в прочие работы по содержанию автомобильных дорог входит паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений.
На основании изложенного, учитывая, что отсутствие надлежащего оформления администрацией муниципального района «Город Киров и Кировский район» права на указанные автомобильные дороги, создает предпосылки для препятствий к осуществлению контроля за техническим состоянием дорог, а в случае несоответствия предъявляемым требованиям – приведению в ненадлежащее состояние, кроме того, отсутствие технического паспорта влечет ненадлежащее выполнение администрацией муниципального района «Город Киров и Кировский район» обязанностей по содержанию автомобильной дороги, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению с установлением срока для выполнения обязанности по постановке на учет автомобильных дорог в качестве бесхозяйных вещей в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Обязать администрацию муниципального района «Город Киров и Кировский район» в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйной вещи в отношении объектов: автомобильные дороги, расположенные по адресу:
- <...> протяженностью 357 м.,
- <...> протяженностью 330 м.
Обязать администрацию муниципального района «Город Киров и Кировский район» в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу провести паспортизацию автомобильной дороги, расположенной по адресу: <...> протяженностью 357 м.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Калужского областного суда путем подачи апелляционной жалобы, представления через Кировский районный суд Калужской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: Т.А. Лунёва
Решение суда в окончательной форме принято 17 июля 2019 г.