ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1-348/20 от 26.02.2020 Калужского районного суда (Калужская область)

Дело № 2-1-348/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Калужский районный суд Калужской области в составе

председательствующего судьи Утешевой Ю.Г.,

при секретаре Горобцовой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Калуге 26 февраля 2020 года гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2, Городской управы города Калуги к некоммерческой организации «Фонд муниципального развития г. Калуги», исполнительному директору некоммерческой организации «Фонд муниципального развития г. Калуги» ФИО3 о признании недействительными решений собраний,

УСТАНОВИЛ:

12 ноября 2019 года ФИО1 обратился в суд с иском к некоммерческой организации «Фонд муниципального развития г. Калуги» (далее– НО «Фонд муниципального развития г. Калуги»), исполнительному директору ФИО3, Управлению Министерства юстиции по Калужской области, в котором просил признать недействительными решения собрания правления НО «Фонд муниципального развития г. Калуги» от 17 мая 2018 года и от 17 апреля 2019 года об утверждении новой редакции Устава Фонда. В порядке применения последствий ничтожности решений просил признать недействительными решения Управления Министерства юстиции по Калужской области от 13 июня 2018 года № 297-Р и от 20 июня 2019 года № 308-Р, Уставы Фонда в редакции от 17 мая 2018 года и от 17 апреля 2019 года.

12 ноября 2019 года ФИО2 также обратился в суд с иском к НО «Фонд муниципального развития г. Калуги», исполнительному директору ФИО3, Управлению Министерства юстиции по Калужской области, в котором просил признать недействительными решения собрания правления НО «Фонд муниципального развития г. Калуги» от 17 мая 2018 года и от 17 апреля 2019 года об утверждении новой редакции Устава Фонда. В порядке применения последствий ничтожности решений просил признать недействительными решения Управления Министерства юстиции по Калужской области от 13 июня 2018 года № 297-Р и от 20 июня 2019 года № 308-Р, Уставы Фонда в редакции от 17 мая 2018 года и от 17 апреля 2019 года.

26 ноября 2019 года Городская управа города Калуги предъявила иск к НО «Фонд муниципального развития г. Калуги», исполнительному директору ФИО3, Управлению Министерства юстиции по Калужской области, ФИО2 и ФИО1, в котором заявлены аналогичные вышеуказанным требования.

В обоснование требований истцы ссылаются на нарушение процедуры проведения и утверждения указанных решений собрания правления Фонда.

Определениями суда от 16 декабря 2019 года гражданские дела по вышеуказанным искам ФИО1, ФИО2 и Городской управы города Калуги объединены в одно производство.

По ходатайству истцов из числа ответчиков по делу исключено Управление Министерства юстиции по Калужской области, которое привлечено к участию в деле в качестве третьего лица.

Истец ФИО1 в судебное заседание не явился. О времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Письменно ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие. Его представитель по доверенности ФИО4 в судебном заседании поддержала исковые требования.

Истец ФИО2 в судебное заседание не явился, будучи извещенным о времени и месте рассмотрения дела. Его представитель по доверенности ФИО5 в судебном заседании поддержал заявленные исковые требования.

Представитель Городской управы города Калуги по доверенности Белла Н.Ю. в судебном заседании поддержала исковые требования.

Ответчик ФИО3, являющийся исполнительным директором ответчика НО «Фонд муниципального развития г. Калуги», в судебное заседание не явился. О времени и месте судебного заседания извещен. Находится в <адрес>. Исковые заявления получены ответчиком, явившимся в предварительные судебные заседания 16 декабря 2019 года.

Представитель третьего лица Управления Министерства юстиции по Калужской области, привлеченного судом к участию в деле в качестве третьего лица ИФНС России по Ленинскому округу г. Калуги в судебное заседание не явились. О времени и месте рассмотрения дела извещены.

Заслушав пояснения явившихся в судебное заседание лиц, исследовав письменные материалы дела, оригиналы протоколов № 8 от 17 мая 2018 года, № 11 от 17 апреля 2019 года, Уставов от 17 мая 2018 года и от 17 апреля 2019 года, суд пришел к следующему.

Установлено, что в ЕГРЮЛ зарегистрирована некоммерческая организация «Фонд муниципального развития г. Калуги» (ОГРН ). Организация поставлена на налоговый учет в налоговом органе 08 июля 1992 года, что подтверждается свидетельством серии .

Учредителем указанной организации является Городская управа города Калуги, ФИО3 является исполнительным директором.

Судом установлено, что ФИО3, ФИО2 и ФИО1 являются членами правления НО «Фонд муниципального развития г. Калуги», что подтверждается пояснениями стороны истцов, протоколами собрания правления Фонда № 2 от 21 марта 2016 года, 27 июня 2016 года. Доказательств, опровергающих данные обстоятельства, не представлено.

Согласно редакции Устава НО «Фонд муниципального развития г. Калуги», утвержденной протоколом № 4 правления Фонда от 03 августа 2016 года, НО «Фонд муниципального развития г. Калуги» является не имеющей членства некоммерческой организацией, утвержденной на основе добровольных имущественных взносов учредителей в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, в целях создания благоприятных условий для реализации местных экологических программ и мероприятий, осуществления иных природоохранных мероприятий, а также в целях содействия развитию местного самоуправления в рамках содействия в реализации инвестиционных проектов на территории города Калуги (пункт 1.1 Устава).

Пунктом 5.1 указанной редакции Устава предусмотрено, что органами управления и контроля Фонда являются попечительский совет, правление Фонда и исполнительный директор Фонда. Правление является высшим органом управления Фонда, избирается учредителем в количестве, определяемом им, но не менее трех человек. Правление из числа своих членов избирает председателя правления (пункт 5.9) Членом правления может быть гражданин Российской Федерации, обладающий, по мнению учредителя, необходимыми знаниями и опытом для руководства Фондом (пункт 5.10). Согласно пункту 5.11 Устава, к исключительной компетенции правления Фонда относится решение, в том числе следующих вопросов: определение приоритетных направлений деятельности некоммерческой организации, принципов формирования и использования ее имущества; изменение устава некоммерческой организации; определение порядка приема в состав учредителей (участников, членов) некоммерческой организации и исключения из состава ее учредителей (участников, членов), за исключением случаев, если такой порядок определен федеральными законами. Согласно пункту 5.12 Устава, в полномочия правления Фонда входит утверждение устава Фонда и внесение в него изменений. Заседания правления проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц. Заседание правления правомочно, если в нем участвует не менее половины членов Правления (пункт 5.13). Пунктом 5.14 Устава предусмотрен порядок выхода члена правления из его состава по собственному деланию, согласно которому такой член правления обязан уведомить об этом председателя правления в письменном виде. Пунктом 8.1 Устава предусмотрено, что по решению правления в Устав могут быть внесены изменения и дополнения в порядке, предусмотренном Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом «О некоммерческих организациях» и другими федеральными законами.

Как следует из протокола № 8, 17 мая 2018 года в 11 часов 00 минут состоялось собрание правления НО «Фонд муниципального развития г. Калуги» по адресу: <адрес>. В собрании приняли участие следующие члены правления: ФИО6, ФИО3, ФИО1, ФИО7 В протоколе указано на наличие кворума собрания. Повесткой дня объявлено избрание председателя и секретаря собрания, а также утверждение изменений в устав Фонда. Решением собрания, принятым единогласно, постановлено: избрать председателем собрания ФИО3, секретарем - ФИО1; утвердить новую редакцию устава Фонда.

Согласно новой утвержденной указанным протоколом собрания правления от 17 мая 2018 года редакции устава Фонда, внесены, в том числе изменения в положения устава, касающиеся правления Фонда. Так, пунктом 5.9 по-прежнему предусмотрено право учредителя при создании Фонда назначать его правление в количестве человек, определяемом учредителем, но не менее трех. Помимо этого указанный пункт устава содержит новые положения, согласно которым в дальнейшем (после создания Фонда) члены правления избираются собранием правления Фонда из числа предложенных членами правления Фонда кандидатур.

Также из протокола № 11 собрания правления следует, что 17 апреля 2019 года по адресу: <адрес>, в 11 часов 00 минут состоялось собрание правления, в котором приняли участие следующие члены правления: ФИО3. ФИО1, ФИО8 – представитель по доверенности и ФИО9 – представитель по доверенности. Как указано в протоколе на заседании собрания присутствовало 4 члена правления, что составляло необходимый кворум. Собрание созвано с целью решения четырех вопросов: избрание председателя и секретаря собрания; изменение адреса местонахождения организации, утверждение новой редакции устава Фонда и выход Фонда из состава участников ООО «БиоЭнерджиСолюшнс» (ОГРН ).

Как указано в пункте 1 протокола по первому вопросу повестки выступил ФИО1, который сообщил о необходимости избрания председателем собрания ФИО3, секретарем – ФИО1 По остальным вопросам повестки высказывался ФИО3 Решением собрания, принятым единогласно, постановлено: избрать председателем собрания ФИО3, секретарем – ФИО1; изменить адрес нахождения организации на <адрес><адрес>; утверждена новая редакция устава Фонда; решен вопрос о выходе Фонда из состава участников в ООО «БиоЭнерджиСолюшнс».

Согласно уставу НО «Фонд муниципального развития г. Калуги» в редакции, утвержденной указанным протоколом собрания правления, местом нахождения организации является город Калуга. Новая редакция устава также содержит изменения раздела 5 устава «Структура и управление Фондом».

В обоснование своих требований истцы в ходе судебного разбирательства ссылались на недействительность принятых правлением Фонда решений, оформленных протоколами заседания правления от 17 мая 2018 года и от 17 апреля 2019 года, в связи с нарушением процедуры созыва и проведения собрания: отсутствие уведомлений членов правления о проведении заседания, отсутствие листов регистрации участников заседания, отсутствие кворума при принятии решений, учитывая, что ФИО1, ФИО10 и ФИО7 в указанные дни проведения заседаний на них не присутствовали. Принятыми с указанными нарушениями решения правления НО «Фонд муниципального развития г. Калуги» фактически привели к ситуации, при которой учредитель Городская управа г. Калуги лишена возможности контролировать (определять) кандидатуры членов правления Фонда, поскольку оспариваемыми решениями внесены соответствующие изменения в устав организации, согласно которым учредитель вправе назначать членов правления Фонда лишь при его создании, а в дальнейшем (после создания Фонда) члены правления избираются собранием правления Фонда из числа предложенных членами правления Фонда кандидатур.

Деятельность некоммерческих организаций урегулирована нормами Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".

Положениями статьи 14 указанного Федерального закона установлено, что учредительным документом некоммерческой организации является устав, утвержденный учредителями (участниками, собственником имущества) для общественной организации (объединения), фонда, некоммерческого партнерства, автономной некоммерческой организации, частного или бюджетного учреждения. Устав, утвержденный учредителями (участниками, собственником имущества) для общественной организации (объединения), фонда, некоммерческого партнерства, автономной некоммерческой организации, частного или бюджетного учреждения. Устав фонда должен содержать наименование фонда, включающее слово "фонд", сведения о цели фонда; указания об органах фонда, в том числе о попечительском совете, и о порядке их формирования, о порядке назначения должностных лиц фонда и их освобождения, о месте нахождения фонда, о судьбе имущества фонда в случае его ликвидации (абзац пятый пункта 3 статьи 14 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"). Изменения в устав некоммерческой организации вносятся по решению ее высшего органа управления, за исключением устава бюджетного или казенного учреждения, устава фонда, который может быть изменен органами фонда, если уставом фонда предусмотрена возможность изменения этого устава в таком порядке (пункт 4 указанной статьи).

Государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации, осуществляется в том же порядке и в те же сроки, что и государственная регистрация некоммерческой организации. Изменения учредительных документов некоммерческой организации вступают в силу со дня их государственной регистрации (пункт 1,2 статьи 23 указанного Федерального закона).

В соответствии с пунктом 4 статьи 29 указанного Федерального закона общее собрание членов некоммерческой организации или заседание коллегиального высшего органа управления некоммерческой организацией правомочно, если на указанном собрании или заседании присутствует более половины его членов. Решение указанного общего собрания или заседания принимается большинством голосов членов, присутствующих на собрании или заседании. Решение общего собрания или заседания по вопросам исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией принимается единогласно или квалифицированным большинством голосов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и учредительными документами.

Таким образом, Федеральный закон от 12 января 1996 года N 7-ФЗ связывает правомочность общего собрания членов некоммерческой организации, а также принятие им решений, с личным присутствием на данном собрании его членов.

Кроме того, пунктом 1 статьи 123.19 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что, если иное не предусмотрено законом или иным правовым актом, к исключительной компетенции высшего коллегиального органа фонда относится в том числе изменение устава фонда, если эта возможность предусмотрена уставом.

В силу пункта 3 статьи 181.4 Гражданского кодекса Российской Федерации решение собрания вправе оспорить в суде участник соответствующего гражданско-правового сообщества, не принимавший участия в собрании или голосовавший против принятия оспариваемого решения.

Решение собрания может быть оспорено в суде в течение шести месяцев со дня, когда лицо, права которого нарушены принятием решения, узнало или должно было узнать об этом, но не позднее чем в течение двух лет со дня, когда сведения о принятом решении стали общедоступными для участников соответствующего гражданско-правового сообщества (пункт 5 статьи 181.4 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Как установлено судом, ФИО1 17 мая 2018 года и 17 апреля 2019 года на заседаниях правления НО «Фонд муниципального развития г. Калуги» не присутствовал, что подтверждается справкой Управления городского хозяйства г. Калуги от 28 января 2020 года, согласно которой ФИО1 работал с Управлении в должности начальника отдела экологии комитета по благоустройству и 17 мая 2018 года находился на рабочем месте в г. Калуге, исполнял должностные обязанности, в командировку не направлялся; а также справкой Управления экономики и имущественных отношений г. Калуги от 31 января 2020 года, согласно которой ФИО1, как генеральный директор ООО «ИЛКППЭ», 17 апреля 2019 года с 10 часов 00 минут до 12 часов 10 минут находился на совещании, проводимом в Управлении экономики по адресу: <адрес>.

Кроме того, как следует из искового заявления ФИО2, он, являясь членов правления НО «Фонд муниципального развития г. Калуги», не был уведомлен о проведении заседаний 17 мая 2018 года и 17 апреля 2019 года, в связи с чем не принимал участия в обсуждении принятых оспариваемыми протоколами решений. Указанные обстоятельства подтверждены пояснениями представителя истца ФИО2 истец ссылается на отсутствие кворума при принятии оспариваемых решений, которыми исполнительный директор Фонда ФИО3 фактически в одностороннем порядке внес изменения в устав организации, что относится к исключительной компетенции правления Фонда и допускается при наличии кворума.

Сторона истцов в ходе судебного разбирательства указала, что об оспариваемых решениях им стало известно в октябре 2019 года.

Проанализировав представленные в материалы дела доказательства, учитывая отсутствие документов, подтверждающих уведомление ФИО1, ФИО2 о проведении заседаний, отсутствие документа, подтверждающего регистрацию явившихся участников заседаний, вышеуказанные доказательства, подтверждающие то, что ФИО1 не принимал участия в заседания правления 17 мая 2018 года и 17 апреля 2019 года, а также пояснения стороны истца ФИО2, не опровергнутые в ходе судебного разбирательства, суд приходит к выводу о нарушении порядка созыва и проведения заседаний правления НО «Фонд муниципального развития г. Калуги» от 17 мая 2018 года и от 17 апреля 2019 года. При этом суд также учитывает то обстоятельство, что оспариваемые протоколы не содержат подписи всех участников заседания, то есть членов правления, которые голосовали в указанные дни, отдельный лист голосования также отсутствует. Таким образом, бесспорные доказательства наличия кворума при голосовании, отсутствуют.

При указанных обстоятельствах, решения правления НО «Фонд муниципального развития г. Калуги», принятые на заседаниях правления Фонда 17 мая 2018 года и 17 апреля 2019 года, оформленные в виде протоколов № 8 и № 11, суд признает недействительными.

Учитывая характер разрешаемых требований, в качестве применения последствий недействительности решений, суд полагает необходимым исключить сведения, содержащиеся из ЕГРЮЛ в отношении НО «Фонд муниципального развития г. Калуги», об изменениях, внесенных в ЕГРЮЛ на основании вышеуказанных решений (протоколов) от 17 мая 2018 года и от 17 апреля 2019 года, отменив решения о регистрации Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Калужской области № 297-Р от 13 июня 2018 года и № 308-Р от 20 июня 2019 года, и признать недействительными Устав НО «Фонд муниципального развития г. Калуги», утвержденный 17 мая 2018 года и Устав НО «Фонд муниципального развития г. Калуги», утвержденный 17 апреля 2019 года.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1, ФИО2, Городской управы города Калуги удовлетворить.

Признать недействительным решение правления Некоммерческой организации «Фонд муниципального развития г. Калуги», оформленное протоколом № 8 собрания правления от 17 мая 2018 года.

Признать недействительным решение правления Некоммерческой организации «Фонд муниципального развития г. Калуги», оформленное протоколом № 8 собрания правления от 17 апреля 2019 года.

Отменить решение о регистрации Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Калужской области № 297-Р от 13 июня 2018 года в отношении Некоммерческой организации «Фонд муниципального развития г. Калуги».

Отменить решение о регистрации Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Калужской области № 308-Р от 20 июня 2019 года в отношении Некоммерческой организации «Фонд муниципального развития г. Калуги».

Признать недействительным Устав Некоммерческой организации «Фонд муниципального развития г. Калуги», утвержденный 17 мая 2018 года.

Признать недействительным Устав Некоммерческой организации «Фонд муниципального развития г. Калуги», утвержденный 17 апреля 2019 года.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Калужский областной суд через Калужский районный суд Калужской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий

Мотивированное решение составлено 16 марта 2020 года.