ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1-348/2022 от 01.08.2022 Инзенского районного суда (Ульяновская область)

Дело №2-1-348/2022

УИД 73RS0008-01-2022-000878-65

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

1 августа 2022 года г. Инза, районный суд

Судья Инзенского районного суда Ульяновской области Росляков В.Ю.,

при секретаре Просвирниной Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Инзенского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Министерству здравоохранения Ульяновской области, Государственному учреждению здравоохранения «Инзенская районная больница» о возложении обязанности произвести замену лифта,

у с т а н о в и л :

Инзенский межрайонный прокурор Ульяновской области обратился в суд с исковым заявлением в в интересах неопределенного круга лиц к Министерству здравоохранения Ульяновской области, Государственному учреждению здравоохранения «Инзенская районная больница» о возложении обязанности произвести замену лифта.

В обоснование искового заявления указано, что Инзенской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о защите прав свобод человека в деятельности государственного учреждения здравоохранения «Инзенская районная больница» (далее - ГУЗ «Инзенская РБ»), расположенного в г. Инза, ул. Пирогова, д. 1, в ходе которой выявлены нарушения закона.

Установлено, что по договору аренды недвижимого имущества от 30.06.2020, заключенного между ГУЗ «Инзенская РБ» и ООО «Нефролайн- ДМГ», ООО «Нефролайн-ДМГ» переданы помещения, расположенные на 3 этаже главного корпуса ГУЗ «Инзенская РБ».

ООО «Нефролайн-ДМГ» оказывает медицинские услуги по процедуре гемодиализа пациентам, больных хронической почечной недостаточностью, проживающим на территории Базарносызганского, Инзенского, Вешкаймского,Карсунского, Барышского районов.

Как установлено прокурорской проверкой, с апреля 2022 года лифт, расположенный в данном корпусе ГУЗ «Инзенская РБ» не функционирует.

Кроме гемодиализного центра на 3-м этаже здания расположено отделение реанимации ГУЗ «Инзенская РБ».

Согласно заключению ООО «Безопасность в промышленности» от 12.05.2022, выданного по результатам обследования лифта, установленного по адресу: г. Инза, ул. Пирогова, д. 1, чьим владельцем является ГУЗ «Инзенская РБ», лифт не соответствует общим требования безопасности, установленным Приложением 1 ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов» и (с учетом назначения лифта) специальным требованиям безопасности, установленным разделам Приложением 1 ТР ТС 01/2011 «Безопасность лифтов». Техническое состояние оборудования и металлоконструкций не допускает возможность продления срока использования лифта по назначению.

В этой связи рекомендовано провести модернизацию, замену лифта или вывести лифт из эксплуатации.

Здание, в котором располагается гемодиализный центр, не имеет доступности для инвалидов, в том числе инвалидов-колясочников, учитывая, то обстоятельство, что лифт не функционирует более 2 месяцев, что не соответствует требованиям СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения, утвержденных Приказом Минстроя России от 30.12.2020 № 904/пр.

Отсутствие условий для беспрепятственного доступа инвалидов- колясочников, а также других категорий инвалидов нарушает права указанной категории граждан на свободное передвижение на объектах социального значения.

Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Имущество, переданное в аренду (здание), находится в оперативном управлении ГУЗ «Инзенская РБ», является собственностью Ульяновской области.

Согласно п. 1.5 Устава ГУЗ «Инзенская РБ», полномочия и функции учредителя ГУЗ «Инзенская РБ» от имени Ульяновской области осуществляет Министерство здравоохранения Ульяновской области. На территории Российской Федерации реализуется национальный проект «Здравохранение», целями которого является снижение смертности населения, снижение младенческой смертности, ликвидация кадрового дефицита в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, обеспечение охвата всех граждан профилактическими медицинскими смотрами не реже одного раза в год, обеспечение оптимальной доступности для населения медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, упрощение процедуры записи на прием к врачу, увеличение объема экспорта медицинских услуг.

Таким образом, учитывая, что отсутствие работоспособного лифта, не только ограничивает возможность свободного перемещения инвалидов в здании лечебного учреждения, что является нарушением прав граждан, гарантированных Конституцией РФ, а также федеральным законодательством, но противоречит основным целям национального проекта «Здравоохранение».

Обеспечение здания лечебного учреждения работающим лифтом необходимо для получения инвалидами жизненно необходимой медицинской помощи.

Просил суд обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области, государственное учреждение здравоохранения «Инзенская районная больница» обеспечить наличие в здании, расположенном по адресу г. Инза, ул. Пирогова, д. 1, с кадастровым номером 73:04:030153:1114, провести модернизацию (замену) лифта.

В судебном заседании прокурор Зайцев О.В. заявленные требования уточнил, просил суд обязать ответчиков произвести замену лифта в здании главного корпуса, расположенного по адресу: г. Инза, ул. Пирогова, д.1.

В судебном заседании представитель ответчика – Министерства здравоохранения Ульяновской области, извещенный о времени и месте судебного заседания надлежащем образом, в суд не явился, представил отзыв, в котором указал, что Министерство не согласно с исковым заявлением Инзенского межрайонного прокурора Ульяновской области в интересах неопределенного круга лиц к Министерству, ГУЗ «Инзенская районная больница» о возложении обязанности провести модернизацию (замену) лифта.

ГУЗ «Инзенская районная больница» является государственным учреждением здравоохранения, самостоятельным юридическим лицом, осуществляющим медицинскую деятельность, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета, открытые в территориальном органе Федерального казначейства и финансовом органе Ульяновской области, обязано эффективно использовать имущество, обеспечивать сохранность, не допускать ухудшения технического состояния имущества, осуществлять капитальный и текущий ремонт имущества, создавать безопасные условия для потребителей услуг учреждения и третьих лиц, соблюдать противопожарные и санитарно-гигиенические нормы.

В настоящее время медицинские учреждения имеют следующие источники доходов: за счет средств ОМС, бюджетное финансирование, которое в настоящее время имеет низкий процент, и доход от предпринимательской или иной деятельности.

Министерство согласно п.1.1. Приложения № 1 к Постановлению Правительства Ульяновской области от 16 ноября 2018 года № 25/565-П «О Министерстве» (далее - положение) является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, осуществляющим на территории Ульяновской области государственное управление в сфере охраны здоровья.

Согласно п.1.6, положения финансовое обеспечение деятельности Министерства осуществляется за счет средств областного бюджета Ульяновской области.

Согласно п. 2.10. положения Министерство осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета Ульяновской области, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на него функций, а также главного администратора доходов областного бюджета Ульяновской области, в рамках которого в том числе: формирует в установленном порядке бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение расходов, предусмотренных Министерству в областном бюджете Ульяновской области; готовит соответствующие предложения по составлению проекта областного бюджета Ульяновской области в части вопросов, отнесённых к компетенции Министерства.

Согласно п. 2.11. положения Министерство, в рамках выделенных денежных средств, получает и распределяет средства областного бюджета Ульяновской области, источниками которых являются субсидии и иные межбюджетные трансферты из федерального бюджета, получает и распределяет получаемое и приобретённое в государственную собственность Ульяновской области имущество, взаимодействует с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.Все денежные средства, находящиеся в распоряжении Министерства, имеют целевой характер и используются в соответствии с утверждённой «Ведомственной структурой расходов бюджета Ульяновской области». Бюджет Ульяновской области 2022 года является дефицитным.

Министерство согласно ст. 161 ч. 11 Бюджетного кодекса РФ является казенным учреждением и может потратить денежные средства, выделяемые из казны Ульяновской области. Министерство не является организацией, которая самостоятельно, за счет внутренних резервов, может исполнять возложенные на него функции.

Таким образом, надлежащим ответчиком по делу считает ГУЗ «Инзенская районная больница», Министерство финансов Ульяновской области, так как для выполнения учреждением требований действующего законодательства здравоохранения без дополнительного выделения Министерством финансов Ульяновской области денежных средств, не представляется возможным.

Просил исключить Министерство из числа ответчиков по данному иску.

Просил рассмотреть дело без его участия.

Представитель ответчика- ГУЗ «Инзенская районная больница» в судебное заседание не явился, возражений не представил.

Определением Инзенского районного суда Ульяновской области от 06.07.2022 к участию в деле в качестве третьего лица привлечено ООО «Нефролайн-ДМГ».

Представитель третьего лица – ООО «Нефролайт –ДМГ», извещенный о времени и месте судебного заседания надлежащем образом, в суд не явился, представил отзыв, в котором выразил согласие с заявленными требованиями. Просил рассмотреть дело без его участия.

Рассмотрев материалы дела, заслушав прокурора, представителей ответчиков, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что Инзенской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о защите прав свобод человека в деятельности государственного учреждения здравоохранения «Инзенская районная больница» (далее - ГУЗ «Инзенская РБ»), расположенного в г. Инза, ул. Пирогова, д. 1, в ходе которой выявлены нарушения закона.

В соответствии со ст.ст. 20, 41 Конституции РФ каждый имеет право на жизнь, на охрану здоровья и медицинскую помощь.

В ст. 39 Конституции РФ установлены гарантии на социальное обеспечение по возрасту, в том числе в случае болезни, инвалидности.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» основными принципами охраны здоровья являются, в том числе соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий, приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; приоритет охраны здоровья детей; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи; приоритет профилактики в сфере охраны здоровья.

Установлено, что по договору аренды недвижимого имущества от 30.06.2020, заключенного между ГУЗ «Инзенская РБ» и ООО «Нефролайн- ДМГ», ООО «Нефролайн-ДМГ» переданы помещения, расположенные на 3 этаже главного корпуса ГУЗ «Инзенская РБ».

ООО «Нефролайн-ДМГ» оказывает медицинские услуги по процедуре гемодиализа пациентам, больных хронической почечной недостаточностью, проживающим на территории Базарносызганского, Инзенского, Вешкаймского, Карсунского, Барышского районов.

Как установлено прокурорской проверкой с апреля 2022 года лифт, расположенный в данном корпусе ГУЗ «Инзенская РБ» не функционирует.

Кроме гемодиализного центра на 3 этаже здания расположено отделение реанимации ГУЗ «Инзенская РБ».

Согласно заключению ООО «Безопасность в промышленности» от 12.05.2022, выданного по результатам обследования лифта, установленного по адресу: г. Инза, ул. Пирогова, д. 1, чьим владельцем является ГУЗ «Инзенская РБ» лифт не соответствует общим требования безопасности, установленным Приложением 1 ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов» и (с учетом назначения лифта) специальным требованиям безопасности, установленным разделам Приложением 1 ТР ТС 01/2011 «Безопасность лифтов». Техническое состояние оборудования и металлоконструкций не допускает возможность продления срока использования лифта по назначению.

В этой связи рекомендовано провести модернизацию (замену) лифта или вывести лифт из эксплуатации.

Согласно дополнительным рекомендациям, изложенным в данном заключении, модернизация лифта экономически нецелесообразна. Рекомендуется заменить лифт.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181- ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», на органы государственной власти, местного самоуправления, организации независимо от их организационно-правовой формы возложена обязанность создать условия для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.

Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов инфраструктуры государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения и предоставляемых услуг в сфере охраны здоровья, а также оказания им при этом необходимой помощи утвержден приказом Министерства здравоохранения РФ от 12.11 2015 № 802н (далее Порядок).

Согласно указанному Порядку кроме условий доступности услуг, предусмотренных пунктом 4 Порядка, органами и организациями, предоставляющими услуги, обеспечиваются, в том числе размещение помещений, в которых предоставляются услуги, преимущественно на нижних этажах зданий, а также оснащение медицинских организаций оборудованием для оказания медицинской помощи с учетом особых потребностей инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с порядками оказания медицинской помощи в зависимости от вида, профиля медицинской помощи, заболеваний или состояний.

Данное положение относится к публичному праву и является мерой социальной защиты инвалидов, право на которую закреплено в ст.ст 7, 39 Конституции РФ. Оно означает публичную обязанность ответственных должностных лиц предоставить инвалидам 1 группы, а также инвалидам, использующим для передвижения инвалидную коляску свободу, передвижения, и обеспечить беспрепятственный доступ в лечебное учреждение.

Между тем, в нарушение вышеуказанных норм закона, ответственными лицами минимальные условия, не обеспечены. Здание, в котором располагается гемодиализный центр, а также реанимационное отделение больницы, не имеет доступности для инвалидов, в том числе инвалидов-колясочников, учитывая, то обстоятельство, что лифт не функционирует в течение длительного времени.

Отсутствие условий для беспрепятственного доступа инвалидов- колясочников, а также других категорий инвалидов нарушает права указанной категории граждан на свободное передвижение на объектах социального значения.

Согласно ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Имущество, переданное в аренду (здание), находится в оперативном управлении ГУЗ «Инзенская РБ», является собственностью Ульяновской области.

Согласно п. 1.5 Устава ГУЗ «Инзенская РБ» полномочия и функции учредителя ГУЗ «Инзенская РБ» от имени Ульяновской области осуществляет Министерство здравоохранения Ульяновской области.

Обеспечение здания лечебного учреждения работающим лифтом необходимо для получения инвалидами жизненно необходимой медицинской помощи.

При этом по мнению суда, надлежащими ответчиками по делу являются Министерство здравоохранения Ульяновской области, Государственное учреждение здравоохранения «Инзенская районная больница», поскольку для исполнения решения необходимо вложение значительного количества денежных средств.

Так, в своем отзыве представитель Министерства указывает на то, что исполнение решения без дополнительного выделения денежных средств, не представляется возможным.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 56, 194-198 ГПК РФ,

Р е ш и л :

Исковые требования Инзенского межрайонного прокурора удовлетворить.

Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области, Государственное учреждение здравоохранения «Инзенская районная больница» произвести замену лифта в главном корпусе ГУЗ «Инзенская районная больница», расположенном по адресу: Ульяновская область, г. Инза, ул. Пирогова, д.1.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Инзенский районный суд в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья:

Решение в окончательной форме изготовлено 8 августа 2022 г.