дело № 2-1-350/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Саратовский районный суд Саратовской области в составе:
председательствующего судьи Симшина Д.В.,
при секретаре Гороховой А.А.,
с участием
представителя истца ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к администрации Александровского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области, администрации Саратовского муниципального района Саратовской области о признании отказа в предоставлении земельных участков в собственность незаконным, возложении обязанности предоставить в собственность за выкуп земельные участки,
установил:
ФИО2 обратился в суд с вышеуказанным иском и, с учетом уточнений, просил суд признать отказ администрации Александровского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области в предоставлении земельных участков в собственность незаконным, обязать администрацию Саратовского муниципального района Саратовской области предоставить ему в собственность за выкуп земельные участки с кадастровыми номерами №, №, №, №, расположенных по адресу: <адрес>, на расстоянии 0,5 км к юго-западу от <адрес>, на расстоянии 0,6 км к юго-западу от <адрес>, на расстоянии 0,4 км к югу от <адрес>, на расстоянии 0,5 км к юго-западу от <адрес> соответственно. В обоснование заявленных исковых требований указано, что указанные участки принадлежат ему на праве аренды, при обращении в администрацию Александровского муниципального образования Саратовского муниципального района <адрес> с заявлениями о приобретении участков в собственность, ему было отказано. Полагает данный отказ незаконным, поскольку он противоречит положениям законодательства РФ, истец пользуется данными участками более 10 лет, земли необходимы ему для работы, так как он является сельхозпроизводителем, информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и не устранённых нарушений законодательства РФ при использовании истцом этих земель не выявлено. Кроме того, данные земельные участки расположены в территориальной зоне С1 - зоне земель сельскохозяйственных угодий, что не противоречит разрешенному виду использования этих участков. В настоящий момент работы по внесению изменений в Правила землепользования и застройки Александровского муниципального образования в части перевода участков из зоны С1 в иную зону не ведутся (том 1 л.д. 7-9, том 2 л.д. 44).
В судебном заседании истец ФИО2 участия не принимал, обратился к суду с заявлением о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель истца ФИО1, действующий на основании доверенностей, в судебном заседании поддержал заявленные исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика администрации Александровского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области при надлежащем извещении о дне и времени судебного разбирательства в суд не явился, о причинах неявки суду не сообщил.
Из письменных возражений на иск следует, что в удовлетворении заявленных исковых требований надлежит отказать в полном объеме, поскольку спорные земельные участки расположены на землях населенного пункта. В соответствии со ст. 12.7 решения Собрания депутатов Саратовского муниципального района Саратовской области от 11.04.2013 года № «Об утверждении правил землепользования и застройки Александровского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области» земельные участки с кадастровыми номерами №, №, №, №, расположены в территориальной зоне С1 - зоне земель сельскохозяйственных угодий. В данной зоне предусмотрен основной вид разрешенного использования: земельные участки занятые огородами, садами, пашней, пастбищами, многолетними насаждениями до момента изменения их использования для нужд развития населенного пункта. Вышеуказанный вид разрешенного использования допускает временное размещение сельскохозяйственных угодий на землях населенного пункта с перспективой изменения его назначения для нужд развития населенного пункта. Предоставление данных земельных участков в собственность с данным видом разрешенного использования не предусмотрено (том 1 л.д. 84-85).
Представитель ответчика администрации Саратовского муниципального района Саратовской области обратился к суду с заявлением о рассмотрении дела в его отсутствие.
Из письменных возражений на иск следует, что исковые требования не подлежат удовлетворению, поскольку истец в администрацию Саратовского муниципального района Саратовской области с заявлением о предоставлении земельных участков не обращался, отказа в их предоставлении не получал, в связи с чем, его права и интересы ответчиком не нарушены.
Выслушав участника процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу положений ст. 123 Конституции РФ и ст.ст. 12, 56 Гражданского процессуального кодекса РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле, исходя из положений ст. 57 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Согласно ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Пункт 1 статьи 28 Земельного кодекса РФ (далее ЗК РФ) (в редакции действовавшей до принятия Федерального закона от 23.06.2014 года N 171-ФЗ) предусматривала, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса (ст. 29 ЗК РФ в редакции действовавшей до принятия Федерального закона от 23.06.2014 года N 171-ФЗ).
Как следует из материалов дела, земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером №, площадью 11269 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> на расстоянии 0,5 км к юго-западу от <адрес>, вид разрешенного использования для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, предоставлен в аренду ФИО2 на основании договора аренды земельного участка № от 09.01.2014 года, сроком на 5 лет, фактическое пользование земельным участком наступило с 02.08.2013 года (том 1 л.д. 31-39). Государственная регистрация договора аренды земельного участка произведена в установленном законом порядке 27.02.2014 года (том 1 л.д. 195-212).
Земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером №, площадью 126000 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, на расстоянии 0,6 км к юго-западу от <адрес>, вид разрешенного использования для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, предоставлен в аренду ФИО2 на основании договора аренды земельного участка № от 02.10.2013, сроком на 5 лет, фактическое пользование земельным участком наступило с 02.08.2013 (том 1 л.д. 21-29). Государственная регистрация договора аренды земельного участка произведена в установленном законом порядке 05.12.2013 года (том 1 л.д. 213-226, том 2 л.д. 26-41).
Дополнительным соглашением от 25.11.2013 года к договору аренды № от 02.10.2013 года в связи с допущенной технической ошибкой внесены изменения - по всему тексту договора слова «земли сельскохозяйственного назначения» заменены на «земли населенных пунктов» (том 1 л.д. 30).
Земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером №, площадью 91415 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, на расстоянии 0,4 км к югу от <адрес>, вид разрешенного использования для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, предоставлен в аренду ФИО2 на основании договора аренды земельного участка № от 02.10.2013 года, сроком на 5 лет, фактическое пользование земельным участком наступило с 02.08.2013 года (том 1 л.д. 12-19). Государственная регистрация договора аренды земельного участка произведена в установленном законом порядке 05.12.2013 года (том 1 л.д. 227-234, том 2 л.д. 16-25).
Дополнительным соглашением от 25.11.2013 года к договору аренды № от 02.10.2013 года в связи с допущенной технической ошибкой внесены изменения - по всему тексту договора слова «земли сельскохозяйственного назначения» заменены на «земли населенных пунктов» (том 1 л.д. 20).
Земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером №, площадью 255431 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> на расстоянии 0,5 км к юго-западу от <адрес>, вид разрешенного использования для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, предоставлен в аренду ФИО2 на основании договора аренды земельного участка № от 09.01.2014 года, сроком на 5 лет, фактическое пользование земельным участком наступило с 10.12.2013 года (том 1 л.д. 40-48). Государственная регистрация договора аренды земельного участка произведена в установленном законом порядке 28.02.2014 года (том 1 л.д. 235-245, том 2 л.д. 1-15).
14.09.2016 года ФИО2 обратился в администрацию Александровского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области с заявлениями о предоставлении указанных земельных участков в собственность без проведения торгов в соответствии со ст. 39.17 Земельного кодекса РФ, на основании п..п. 9 п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ (том 1 л.д. 87-104).
Согласно п. 1, п.п. 9 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Без проведения торгов осуществляется продажа, в том числе, земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.
Согласно п. 5 ст. 39.17 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Подпунктом 19 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ установлено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается.
Сообщением администрации Александровского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области от 31.10.2016 года истцу отказано в удовлетворении поданных заявлений на том основании, что земельные участки с кадастровыми номерами №, №, №, № расположены на землях населенного пункта. В соответствии со ст. 12.7 решения Собрания депутатов Саратовского муниципального района Саратовской области от 11.04.2013 № «Об утверждении правил землепользования и застройки Александровского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области» земельные участки с кадастровыми номерами №, №, №, №, расположены в территориальной зоне С1 - зоне земель сельскохозяйственных угодий. В данной зоне предусмотрен основной вид разрешенного использования: земельные участки занятые огородами, садами, пашней, пастбищами, многолетними насаждениями до момента изменения их использования для нужд развития населенного пункта. Вышеуказанный вид разрешенного использования допускает временное размещение сельскохозяйственных угодий на землях населенного пункта с перспективой изменения его назначения для нужд развития населенного пункта. Предоставление данных земельных участков в собственность с данным видом разрешенного использования не предусмотрено (том 1 л.д. 10).
В обоснование заявленных требований истец ссылается на п. 4 ст. 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", согласно которому гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации.
В соответствии со ст. 12.7 Правил землепользования и застройки Александровского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области» земельные участки с кадастровыми номерами №, №, №, №, расположены в территориальной зоне С1 - зоне земель сельскохозяйственных угодий (том 1 л.д. 86, 105-181). Данное обстоятельство сторонами не оспаривалось.
Согласно п. 6 ст. 27 ЗК РФ оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". Образование земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения регулируется настоящим Кодексом и Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Порядок предоставления гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности закреплен в ст. 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
В соответствии со ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:
1) земли сельскохозяйственного назначения;
2) земли населенных пунктов;
3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
4) земли особо охраняемых территорий и объектов;
5) земли лесного фонда;
6) земли водного фонда;
7) земли запаса.
Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Таким образом, земли сельскохозяйственного назначения и земли населенных пунктов являются самостоятельными категориями земель.
Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции (ст. 77 ЗК РФ).
Землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам (ст. 83 ЗК РФ).
В соответствии со ст. 84 ЗК РФ установлением или изменением границ населенных пунктов является:
1) утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования;
2) утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях).
Согласно ст. 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами, в том числе, к территориальным зонам сельскохозяйственного использования.
Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах - земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, сооружениями сельскохозяйственного назначения, - используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и правилами землепользования и застройки.
Как следует из выписок из Единого государственного реестра недвижимости на земельные участки с кадастровыми номерами №, №, №, №, расположенных по адресу: <адрес>, на расстоянии 0,5 км к юго-западу от <адрес>, на расстоянии 0,6 км к юго-западу от <адрес>, на расстоянии 0,4 км к югу от <адрес>, на расстоянии 0,5 км к юго-западу от <адрес> соответственно, спорные земельные участки относятся к категории земель населенных пунктов, вид разрешенного использования - для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства (том 1 л.д. 195-245, том 2 л.д. 1-41).
В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что порядок и условия приобретения земельных участков, установленные п. 4 ст. 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" к спорным участкам не применимы, право истца на приобретение данных участков в собственность не может быть реализовано в связи с нахождением данных участков в границах населенного пункта.
В связи с чем, решение администрации Александровского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области по отказу в предоставлении истцу спорных земельных участков в собственность является законным и обоснованным.
Истцом также заявлены требования к администрации Саратовского муниципального района Саратовской области о понуждении к предоставлению ФИО2 в собственность за выкуп земельных участков с кадастровыми номерами №, №, №, №.
В соответствии со ст. 39.17 ЗК РФ в заявлении о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов указываются:
1) фамилия, имя, отчество, место жительства заявителя и реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина);
2) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
3) кадастровый номер испрашиваемого земельного участка;
4) основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса оснований;
5) вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка указанному заявителю допускается на нескольких видах прав;
6) реквизиты решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в случае, если земельный участок предоставляется взамен земельного участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд;
7) цель использования земельного участка;
8) реквизиты решения об утверждении документа территориального планирования и (или) проекта планировки территории в случае, если земельный участок предоставляется для размещения объектов, предусмотренных этим документом и (или) этим проектом;
9) реквизиты решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок образовывался или его границы уточнялись на основании данного решения;
10) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.
К заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются документы, предусмотренные подпунктами 1 и 4 - 6 пункта 2 статьи 39.15 настоящего Кодекса. Предоставление указанных документов не требуется в случае, если указанные документы направлялись в уполномоченный орган с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, по итогам рассмотрения которого принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
В течение десяти дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган возвращает это заявление заявителю, если оно не соответствует положениям пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предоставляемые в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи. При этом уполномоченным органом должны быть указаны причины возврата заявления о предоставлении земельного участка.
Рассмотрение заявлений о предоставлении земельного участка осуществляется в порядке их поступления.
В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Проекты договоров и решения, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 5 настоящей статьи, выдаются заявителю или направляются ему по адресу, содержащемуся в его заявлении о предоставлении земельного участка.
Проекты договоров, направленные заявителю, должны быть им подписаны и представлены в уполномоченный орган не позднее чем в течение тридцати дней со дня получения заявителем проектов указанных договоров.
Вместе с тем, доказательств обращения ФИО2 с заявлениями о предоставлении спорных земельных участков в собственность без проведения торгов в администрацию Саратовского муниципального района Саратовской области суду не представлено, как и отказа администрации в предоставлении в собственность земельных участков.
Таким образом, суд полагает требование заявленным преждевременно, при этом, учитывает то обстоятельство, что суд, принимая решение о защите нарушенного права, не вправе подменять собой орган местного самоуправления, в компетенцию которого входит принятие решения о предоставлении земельного участка гражданину.
В связи с чем, суд отказывает в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 11, 12, 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований ФИО2 к администрации Александровского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области, администрации Саратовского муниципального района Саратовской области о признании отказа в предоставлении земельных участков в собственность незаконным, возложении обязанности предоставить в собственность за выкуп земельные участки, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Саратовский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме (28 апреля 2017 года).
Судья: подпись
Копия верна.
Судья:
Секретарь: